Решение по делу № 2-4539/2018 от 20.04.2018

Дело № 2-4539/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Попова А.В. при секретаре Никоновой Е.Г. с участием

истца Патых А.А.,

представителя ответчика Кутькиной Д.Р.,

третьих лиц Патых И.В., Решке Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 16 июля 2018 года гражданское дело по иску Патых А.А. к администрации МО ГО "Сыктывкар" о признании членом семьи и представлении социальной выплаты,

установил:

Патых А.А. обратилась с иском к администрации МО ГО "Сыктывкар" с требованиями о включении в состав семьи бабушки Решке Н.А. в целях предоставления единовременной социальной выплаты в рамках Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ. Также просила о предоставлении выплаты для дальнейшего приобретения жилого помещения, равной рыночной стоимости ... кв.м.

В обоснование указывает, что истец является нанимателем жилого помещения по адресу: .... Данное помещение признано непригодным для проживания. Патых А.А. принята на учёт для предоставления единовременной социальной выплаты, предусмотренной Законом Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ. Однако до настоящего времени выплата не предоставлена.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены Патых И.В. и Решке Н.А.

Лица, участвующие в деле, извещены о месте и времени его рассмотрения в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Патых А.А. на требованиях настаивала. Пояснила, что является нанимателем жилого помещения по ул. .... В него вселена Решке Н.А. как член семьи. Она истцу приходится бабушкой. До 2012 года Патых А.А. проживала в данной квартире постоянно вместе с Решке Н.А. Вели общее хозяйство. В настоящее время из-за непригодности жилого помещения Патых А.А. с детьми снимает другое жильё, однако постоянно приезжает к бабушке, привозит ей продукты, помогает по хозяйству, возит в больницу, делает ремонт, заменяет приборы учёта и т.д. По части предоставления выплаты пояснила, что состоит на учёте с ** ** **. Очередь двигается очень медленно.

Представитель ответчика против иска о предоставлении социальной выплаты возражала, указав, что внеочередное предоставление законом не предусмотрено. Требования о признании Решке Н.А. членом семьи оставила на усмотрение суда.

Третье лицо Патых И.В. поддержал заявленные требования. Дал пояснения, аналогичные пояснениям истца и дополнительно сообщил, что проживает с истцом с 2012 года, однако они постоянно ездят в квартиру по ул. ... к Решке Н.А., отвозят продукты, помогают по хозяйству, оплачивают жилищно-коммунальные услуги, несут расходы на ремонт.

Третье лицо Решке Н.А. поддержала иск. Пояснила, что проживает по ул. ... с ** ** **. Зарегистрирована по месту жительства в данной квартире с ** ** **. Истец жила с ней до 2009 года постоянно. Затем стала приезжать несколько раз в неделю, помогала по хозяйству, содержала огород, обеспечивала дровами, лекарствами, продуктами питания, меняла электросчётчик и проводку в квартире.

Установлено, что Патых (ранее Решке, а затем Токарчик) А.А. является нанимателем жилого помещения по адресу: ... общей площадью ... кв.м на основании договора социального найма жилого помещения от ** ** **

Согласно условиям договора социального найма в квартире проживают бабушка Решке Н.А. и знакомый ... Р.А.

Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми № 2-6011/2009 от 18.11.2009 ... Р.А. выселен из данного жилого помещения.

В ** ** ** в квартире зарегистрирована дочь истца ... В.И. ** ** **

Постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" № 11/3989 от 25.11.2016 указанное выше жилое помещение признано непригодным для проживания.

15.12.2016 истец обратилась в администрацию МО ГО "Сыктывкар" с заявлением о постановке на учёт для предоставления социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.

На основании постановления администрации МО ГО "Сыктывкар" № 12/4501 от 21.12.2016 Патых (ранее Решке, а затем Токарчик) А.А. принята на учёт в рамках Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ для предоставления выплаты на строительство или приобретение жилья по категории "работники учреждений, финансируемых за счёт средств республиканского бюджета Республики Коми" с датой постановки 15.12.2016 с составом семьи сама истец и ... В.И. ** ** **. Во включении в состав семьи Решке Н.А. было отказано, что она членом семьи может быть признана исключительно в судебном порядке.

На основании заявления от 27.02.2018 в состав семьи включена ... В.И. ** ** **

Сведений о наличии прав на жилые помещения у истца, её детей, третьих лиц, кроме как квартиры по ул. ... при рассмотрении дела не получено.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.

Отношения, связанные с предоставлением на территории Республики Коми отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство или приобретение жилья, регулируются Законом Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ.

Согласно пп. «б» п. 1 ст. 1 указанного Закона право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья имеют граждане Российской Федерации, зарегистрированные в установленном порядке по месту жительства на территории Республики Коми, состоящие на учете на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в органе по месту жительства на территории соответствующего муниципального образования городского округа (муниципального района) в Республике Коми, наделенном законодательством Республики Коми полномочиями в области государственной поддержки граждан, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья (далее – уполномоченный орган), проживающие в помещениях, не отвечающих установленным для жилых помещений требованиям и признанных в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 непригодными для проживания.

Пп. "а" п. 1 ст. 1 Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ также предусматривает право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья работниками учреждений, финансируемых за счет средств республиканского бюджета Республики Коми.

П. 1 ст. 2 Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ предусмотрено, что на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в уполномоченном органе принимаются граждане, признанные по установленным данным Законом основаниям имеющими право на улучшение жилищных условий и имеющие возможность по оплате разницы между стоимостью строящегося или приобретаемого жилья и размером социальной выплаты за счет собственных и (или) заемных средств. При этом в силу п. 2 указанной статьи граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления в Республике Коми до 01.03.2005, принимаются на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в уполномоченном органе в порядке, установленном настоящим Законом.

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 2 Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья признаются граждане проживающие в ветхом и аварийном жилищном фонде, в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям и признанном в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 непригодным для проживания.

Согласно ч. 4 ст. 2 Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ принятие на учет граждан в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий осуществляется на основании запросов граждан, указанных в п. 1 ст. 1 данного Закона, поданных в уполномоченный орган по форме согласно приложению 1 к указанному Закону, с приложением, в том числе, следующих документов: паспорта или иных документов, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство Российской Федерации заявителя и лиц, указанных в качестве членов его семьи; документов, подтверждающих родственные отношения заявителя и лиц, указанных в качестве членов его семьи; документов, подтверждающих наличие согласия лиц, указанных в качестве членов семьи заявителя, или их законных представителей на обработку персональных данных указанных лиц.

Согласно ч. 1 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

Ст. 4 Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ устанавливает, что для целей настоящего Закона членами семьи гражданина признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, в исключительных случаях иные лица признаются членами семьи данного гражданина в судебном порядке.

Из договора социального найма, объяснений истца и третьих лиц, показаний свидетеля ... А.В. следует, что Патых А.А. и Решке Н.А. являются членами одной семьи в понимании ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 4 Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ, поскольку на момент обращения за выплатой совместно проживали, имели родственные отношения и вели совместное хозяйство. На момент рассмотрения дела установлено, что Патых А.А. фактически проживает по другому адресу, однако это обусловлено непригодностью жилого помещения по ул. .... Истец сохраняет интерес в его использовании, содержит его, осуществляя ремонт и оплату жилищно-коммунальных услуг, продолжает вести общее хозяйство с Решке Н.А.

Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (часть 2). Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище.

Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством выделения им безвозмездных жилищных субсидий за счет средств бюджета отвечает целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации).

В понимании положений ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены лишь законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Указанные выше обстоятельства, из которых следует, что Решке Н.А. и Патых А.А. являются членами семьи, имели место и на момент обращения Патых А.А. с заявлением о постановке на учёт. В связи с чем законных оснований для отказа в постановке на учёт у администрации МО ГО "Сыктывкар" не имелось.

В связи с чем на администрацию МО ГО «Сыктывкар» подлежит возложению судом обязанность включить Патых А.А. с учетом ... В.И., ... В.И., Решке Н.А. в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в рамках Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ, с датой постановки на учет 15.12.2016.

Требования о представлении социальной выплаты фактически сводятся к необходимости её внеочередного предоставления.

Принцип принятия на учёт и предоставления выплат в порядке очерёдности закреплён в ст. 2 Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ и п. 4(2) Порядка и условий предоставления отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство или приобретение жилья, утверждённых Постановление Правительства РК от 20.02.2007 N 32.

Внеочередное предоставление выплат не предусмотрено.

Истец, заявляя требования о предоставлении социальной выплаты, ссылается на положения ст. 85, 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации. Данные нормы регулируют вопросы предоставления другого жилого помещения взамен непригодного.

Правовое регулирование, установленное указанными нормами, не предусматривает предоставления выплат взамен непригодного жилого помещения.

При таких обстоятельствах основания для удовлетворения иска в части предоставления выплаты на приобретение или строительство жилья отсутствуют.

Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

возложить на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанность включить Патых А.А. с учётом В.И., В.И., Решке Н.А. в список граждан, обеспечиваемых социальной выплатой на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в рамках Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья», с датой постановки на учет 15.12.2016.

Отказать в удовлетворении требований Патых А.А. к администрации МО ГО "Сыктывкар" о предоставлении социальной выплаты для дальнейшего приобретения жилого помещения, равной рыночной стоимости ... кв.м.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарской городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                Попов А.В.

2-4539/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Патых Анна Андреевна
Ответчики
АМО ГО Сыктывкар
Другие
Решке Надежда Арнольдовна
Патых Иван Владимирович
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
17.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2020Передача материалов судье
17.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.07.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее