дело № 2а-209/2020
УИД 62RS0017-01-2020-000367-06
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 июня 2020 года г. Новомичуринск
Пронский районный суд Рязанской области в составе:
председательствующего судьи Чепелевой О.М.,
с участием старшего помощника прокурора Пронского района Рязанской области Исаковой О.А.,
при секретаре Карташовой И.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда дело по административному иску прокурора Пронского района Рязанской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО - Малинищинское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании совершить действия,
у с т а н о в и л:
Прокурор Пронского района Рязанской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации МО - Малинищинское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании совершить действия.
В обоснование иска прокурор указал на то, что прокуратурой Пронского района проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере охраны и использования недр. В ходе проведения проверки установлено, что администрацией МО - Малинищинское сельское поселение допускаются нарушения в названной сфере правоотношений. Проведенной проверкой установлено, что на территории МО-Малинищинское сельское поселение в <адрес> имеется карьер «Карповский», в котором имеются общераспространенные полезные ископаемые (пески строительные). Недропользователем является ООО «Вега», срок действия лицензии на пользование недрами - до ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с этим, в нарушение вышеназванных требований законодательства, администрацией МО - Малинищинское сельское поселение правовые акты о порядке осуществления муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространённых полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и административные регламенты проведения соответствующих проверок не приняты, уполномоченный орган по осуществлению контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространённых полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, не определён, на территории поселения данный контроль не осуществляется, что свидетельствует об отсутствии его организации со стороны органа местного самоуправления. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в связи с выявленными нарушениями законодательства в сфере охраны и использования недр в адрес главы МО - Малинищинское сельское поселение внесено представление об устранении нарушений законодательства в названной сфере.
Постановлением администрации МО - Малинищинское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о порядке осуществления муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, на территории Малинищинского сельского поселения Пронского муниципального района Рязанской области.
Согласно ответу на представление от ДД.ММ.ГГГГ исх.№, администрацией ведётся работа по разработке проекта административного регламента осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности.
Вместе с этим, в нарушение вышеназванных требований законодательства, администрацией МО - Малинищинское сельское поселение административный регламент проведения проверок в сфере использования и охраны недр при добыче общераспространённых полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, до настоящего времени не разработан и не утверждён.
Факт невыполнения администрацией МО - Малинищинское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области требований приведённых выше положений Конституции Российской Федерации и нормативных правовых актов, повлек невозможность органа местного самоуправления проводить в соответствии с наделёнными полномочиями проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по исполнению последними обязательных требований федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в указанной выше сфере, что в свою очередь может привести к нарушению прав граждан, проживающих на территории муниципального образования, на благоприятную окружающую среду.
Прокурор просит суд признать бездействие администрации муниципального образования - Малинищинское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области по непринятию мер по разработке и утверждению административного регламента по осуществлению муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, незаконным. Обязать администрацию муниципального образования - Малинищинское сельское поселение Пронского муниципального района разработать и утвердить административный регламент по осуществлению муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ установить ответчику для совершения указанных действий срок - 2 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании старший помощник прокурора Пронского района Рязанской области Исакова О.А. поддержала административные исковые требования в полном объеме, просила иск удовлетворить.
В судебное заседание представитель администрации муниципального образования - Малинищинское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом; в письменном заявлении глава администрации МО - Малинищинское сельское поселение Клинкова Е.Н. просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, против удовлетворения иска не возражала.
В силу ст.ст.150, 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что, прокуратурой Пронского района проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере охраны и использования недр.
В ходе проведения проверки исполнения органами местного самоуправления Пронского муниципального района требований действующего законодательства при реализации полномочий в сфере недропользования установлено, что администрацией МО - Малинищинское сельское поселение допускаются нарушения в названной сфере правоотношений.
Так, в соответствии со статьёй 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Часть 2 статьи 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что к отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Пункт 4 статьи 2 вышеназванного Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ в числе других к основным понятиям, используемым для целей настоящего Федерального закона, относит муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности (вида муниципального контроля) устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
В соответствии со статьёй 6 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.
К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся:1) организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории. Перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, ведется в порядке, установленном представительным органом муниципального образования; 1.1) организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления; 2) разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, разработка в соответствии с типовыми административными регламентами, утверждаемыми уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; 3) организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации, за исключением муниципального контроля, осуществляемого уполномоченными органами местного самоуправления в сельских поселениях; 4) осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий.
Согласно частям 1-4 статьи 1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Настоящий Закон действует на всей территории Российской Федерации, а также регулирует отношения недропользования на континентальном шельфе Российской Федерации в соответствии с федеральными законодательными актами о континентальном шельфе и нормами международного права.
Пункт 5 статьи 5 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования относит контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Проведенной проверкой установлено, что на территории МО - Малинищинское сельское поселение в <адрес> имеется карьер «Карповский», в котором имеются общераспространенные полезные ископаемые (пески строительные). Недропользователем является ООО «Вега», срок действия лицензии на пользование недрами - до ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с этим, в нарушение вышеназванных требований законодательства, администрацией МО - Малинищинское сельское поселение правовые акты о порядке осуществления муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространённых полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и административные регламенты проведения соответствующих проверок не приняты, уполномоченный орган по осуществлению контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространённых полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, не определён, на территории поселения данный контроль не осуществляется, что свидетельствует об отсутствии его организации со стороны органа местного самоуправления.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в связи с выявленными нарушениями законодательства в сфере охраны и использования недр в адрес главы МО - Малинищинское сельское поселение внесено представление об устранении нарушений законодательства в названной сфере.
Постановлением администрации МО - Малинищинское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о порядке осуществления муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, на территории Малинищинского сельского поселения Пронского муниципального района Рязанской области.
Согласно ответу на представление от ДД.ММ.ГГГГ исх.№, администрацией ведётся работа по разработке проекта административного регламента осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности.
Вместе с этим, в нарушение вышеназванных требований законодательства, администрацией МО - Малинищинское сельское поселение административный регламент проведения проверок в сфере использования и охраны недр при добыче общераспространённых полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, до настоящего времени не разработан и не утверждён.
Факт невыполнения администрацией МО - Малинищинское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области требований приведённых выше положений Конституции Российской Федерации и нормативных правовых актов, повлек невозможность органа местного самоуправления проводить в соответствии с наделёнными полномочиями проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по исполнению последними обязательных требований федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в указанной выше сфере, что в свою очередь может привести к нарушению прав граждан, проживающих на территории муниципального образования, на благоприятную окружающую среду.
Кроме того, отсутствие необходимого муниципального нормативного правового акта, регулирующего порядок проведения проверок в названной сфере, может повлечь за собой необоснованное проведение проверок в отсутствие законных на то оснований, чем могут быть нарушены законные права и интересы субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих хозяйственную деятельность в данной сфере.
В результате бездействия администрации муниципального образования - Малинищинское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области создается угроза нарушения прав неопределенного круга лиц, поскольку отсутствует определенный административным регламентом порядок и сроки проведения проверок в названной сфере.
Установленные судом обстоятельства подтверждаются копией представления прокурора Пронского района Рязанской области Севостьянова Д.В. главе МО - Малинищинское сельское поселение Клинковой Е.Н. об устранении нарушений законодательства в сфере охраны и использования недр (л.д.9-12), копиями ответов на представление (л.д.13, 14), копией выписки из Устава МО - Малинищинское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области (л.д.15-17), копией выписки из ЕГРЮЛ (л.д. 18-24).
Таким образом, бездействие администрации МО - Малинищинское сельское поселение, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению административного регламента по осуществлению муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, влечет нарушение требований действующего законодательства по исполнению возложенных полномочий в сфере по осуществлению муниципального контроля.
В результате бездействия администрации муниципального образования - Малинищинское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области создается угроза нарушения прав неопределенного круга лиц, поскольку отсутствует определенный административным регламентом порядок и сроки проведения проверок в названной сфере.
Возможное наступление в будущем вредоносного результата является достаточным основанием для обращения в суд с заявлением о понуждении к совершению действий.
В силу ч.2 ст.178 КАС РФ при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
При таких обстоятельствах, установленных судом, заявление подлежит удовлетворению в полном объеме, поскольку в судебном заседании установлено, что в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, следует признать незаконным бездействие администрации муниципального образования - Малинищинское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению административного регламента по осуществлению муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, также следует обязать администрацию муниципального образования -Малинищинское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области района разработать и утвердить административный регламент по осуществлению муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 180, 270-273 Кодекса административного производства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Пронского района Рязанской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО - Малинищинское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании совершить действия удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования - Малинищинское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области по непринятию мер по разработке и утверждению административного регламента по осуществлению муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования - Малинищинское сельское поселение Пронского муниципального района разработать и утвердить административный регламент по осуществлению муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Установить ответчику для совершения указанных действий срок - 2 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда через Пронский районный суд Рязанской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья -