Решение по делу № 2а-209/2020 от 12.05.2020

дело № 2а-209/2020

УИД 62RS0017-01-2020-000367-06

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 июня 2020 года                                                                                            г. Новомичуринск                                                                                    

Пронский районный суд Рязанской области в составе:

председательствующего судьи Чепелевой О.М.,

с участием старшего помощника прокурора Пронского района Рязанской области Исаковой О.А.,

при секретаре Карташовой И.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда дело по административному иску прокурора Пронского района Рязанской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО - Малинищинское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании совершить действия,

у с т а н о в и л:

Прокурор Пронского района Рязанской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации МО - Малинищинское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании совершить действия.

В обоснование иска прокурор указал на то, что прокуратурой Пронского района проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере охраны и использования недр. В ходе проведения проверки установлено, что администрацией МО - Малинищинское сельское поселение допускаются нарушения в названной сфере правоотношений. Проведенной проверкой установлено, что на территории МО-Малинищинское сельское поселение в <адрес> имеется карьер «Карповский», в котором имеются общераспространенные полезные ископаемые (пески строительные). Недропользователем является ООО «Вега», срок действия лицензии на пользование недрами - до ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с этим, в нарушение вышеназванных требований законодательства, администрацией МО - Малинищинское сельское поселение правовые акты о порядке осуществления муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространённых полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и административные регламенты проведения соответствующих проверок не приняты, уполномоченный орган по осуществлению контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространённых полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, не определён, на территории поселения данный контроль не осуществляется, что свидетельствует об отсутствии его организации со стороны органа местного самоуправления. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в связи с выявленными нарушениями законодательства в сфере охраны и использования недр в адрес главы МО - Малинищинское сельское поселение внесено представление об устранении нарушений законодательства в названной сфере.

Постановлением администрации МО - Малинищинское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке осуществления муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, на территории Малинищинского сельского поселения Пронского муниципального района Рязанской области.

Согласно ответу на представление от ДД.ММ.ГГГГ исх., администрацией ведётся работа по разработке проекта административного регламента осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности.

Вместе с этим, в нарушение вышеназванных требований законодательства, администрацией МО - Малинищинское сельское поселение административный регламент проведения проверок в сфере использования и охраны недр при добыче общераспространённых полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, до настоящего времени не разработан и не утверждён.

Факт невыполнения администрацией МО - Малинищинское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области требований приведённых выше положений Конституции Российской Федерации и нормативных правовых актов, повлек невозможность органа местного самоуправления проводить в соответствии с наделёнными полномочиями проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по исполнению последними обязательных требований федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в указанной выше сфере, что в свою очередь может привести к нарушению прав граждан, проживающих на территории муниципального образования, на благоприятную окружающую среду.

Прокурор просит суд признать бездействие администрации муниципального образования - Малинищинское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области по непринятию мер по разработке и утверждению административного регламента по осуществлению муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, незаконным. Обязать администрацию муниципального образования - Малинищинское сельское поселение Пронского муниципального района разработать и утвердить административный регламент по осуществлению муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ установить ответчику для совершения указанных действий срок - 2 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании старший помощник прокурора Пронского района Рязанской области Исакова О.А. поддержала административные исковые требования в полном объеме, просила иск удовлетворить.

В судебное заседание представитель администрации муниципального образования - Малинищинское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом; в письменном заявлении глава администрации МО - Малинищинское сельское поселение Клинкова Е.Н. просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, против удовлетворения иска не возражала.

В силу ст.ст.150, 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что, прокуратурой Пронского района проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере охраны и использования недр.

В ходе проведения проверки исполнения органами местного самоуправления Пронского муниципального района требований действующего законодательства при реализации полномочий в сфере недропользования установлено, что администрацией МО - Малинищинское сельское поселение допускаются нарушения в названной сфере правоотношений.

Так, в соответствии со статьёй 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Часть 2 статьи 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что к отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Пункт 4 статьи 2 вышеназванного Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ в числе других к основным понятиям, используемым для целей настоящего Федерального закона, относит муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности (вида муниципального контроля) устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

В соответствии со статьёй 6 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.

К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся:1) организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории. Перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, ведется в порядке, установленном представительным органом муниципального образования; 1.1) организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления; 2) разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, разработка в соответствии с типовыми административными регламентами, утверждаемыми уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; 3) организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации, за исключением муниципального контроля, осуществляемого уполномоченными органами местного самоуправления в сельских поселениях; 4) осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий.

Согласно частям 1-4 статьи 1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Настоящий Закон действует на всей территории Российской Федерации, а также регулирует отношения недропользования на континентальном шельфе Российской Федерации в соответствии с федеральными законодательными актами о континентальном шельфе и нормами международного права.

Пункт 5 статьи 5 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования относит контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Проведенной проверкой установлено, что на территории МО - Малинищинское сельское поселение в <адрес> имеется карьер «Карповский», в котором имеются общераспространенные полезные ископаемые (пески строительные). Недропользователем является ООО «Вега», срок действия лицензии на пользование недрами - до ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с этим, в нарушение вышеназванных требований законодательства, администрацией МО - Малинищинское сельское поселение правовые акты о порядке осуществления муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространённых полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и административные регламенты проведения соответствующих проверок не приняты, уполномоченный орган по осуществлению контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространённых полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, не определён, на территории поселения данный контроль не осуществляется, что свидетельствует об отсутствии его организации со стороны органа местного самоуправления.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в связи с выявленными нарушениями законодательства в сфере охраны и использования недр в адрес главы МО - Малинищинское сельское поселение внесено представление об устранении нарушений законодательства в названной сфере.

Постановлением администрации МО - Малинищинское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке осуществления муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, на территории Малинищинского сельского поселения Пронского муниципального района Рязанской области.

Согласно ответу на представление от ДД.ММ.ГГГГ исх., администрацией ведётся работа по разработке проекта административного регламента осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности.

Вместе с этим, в нарушение вышеназванных требований законодательства, администрацией МО - Малинищинское сельское поселение административный регламент проведения проверок в сфере использования и охраны недр при добыче общераспространённых полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, до настоящего времени не разработан и не утверждён.

Факт невыполнения администрацией МО - Малинищинское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области требований приведённых выше положений Конституции Российской Федерации и нормативных правовых актов, повлек невозможность органа местного самоуправления проводить в соответствии с наделёнными полномочиями проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по исполнению последними обязательных требований федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в указанной выше сфере, что в свою очередь может привести к нарушению прав граждан, проживающих на территории муниципального образования, на благоприятную окружающую среду.

Кроме того, отсутствие необходимого муниципального нормативного правового акта, регулирующего порядок проведения проверок в названной сфере, может повлечь за собой необоснованное проведение проверок в отсутствие законных на то оснований, чем могут быть нарушены законные права и интересы субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих хозяйственную деятельность в данной сфере.

В результате бездействия администрации муниципального образования - Малинищинское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области создается угроза нарушения прав неопределенного круга лиц, поскольку отсутствует определенный административным регламентом порядок и сроки проведения проверок в названной сфере.

Установленные судом обстоятельства подтверждаются копией представления прокурора Пронского района Рязанской области Севостьянова Д.В. главе МО - Малинищинское сельское поселение Клинковой Е.Н. об устранении нарушений законодательства в сфере охраны и использования недр (л.д.9-12), копиями ответов на представление (л.д.13, 14), копией выписки из Устава МО - Малинищинское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области (л.д.15-17), копией выписки из ЕГРЮЛ (л.д. 18-24).

Таким образом, бездействие администрации МО - Малинищинское сельское поселение, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению административного регламента по осуществлению муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, влечет нарушение требований действующего законодательства по исполнению возложенных полномочий в сфере по осуществлению муниципального контроля.

В результате бездействия администрации муниципального образования - Малинищинское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области создается угроза нарушения прав неопределенного круга лиц, поскольку отсутствует определенный административным регламентом порядок и сроки проведения проверок в названной сфере.

Возможное наступление в будущем вредоносного результата является достаточным основанием для обращения в суд с заявлением о понуждении к совершению действий.

В силу ч.2 ст.178 КАС РФ при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

При таких обстоятельствах, установленных судом, заявление подлежит удовлетворению в полном объеме, поскольку в судебном заседании установлено, что в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, следует признать незаконным бездействие администрации муниципального образования - Малинищинское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению административного регламента по осуществлению муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, также следует обязать администрацию муниципального образования -Малинищинское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области района разработать и утвердить административный регламент по осуществлению муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 180, 270-273 Кодекса административного производства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Пронского района Рязанской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО - Малинищинское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании совершить действия удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования - Малинищинское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области по непринятию мер по разработке и утверждению административного регламента по осуществлению муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования - Малинищинское сельское поселение Пронского муниципального района разработать и утвердить административный регламент по осуществлению муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Установить ответчику для совершения указанных действий срок - 2 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда через Пронский районный суд Рязанской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья -

2а-209/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
прокуратура Пронского района
Ответчики
Администрация МО-малинищинское сельское поселение
Суд
Пронский районный суд Рязанской области
Судья
Чепелева Оксана Михайловна
Дело на странице суда
pronsky.riz.sudrf.ru
12.05.2020Регистрация административного искового заявления
12.05.2020Передача материалов судье
14.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
14.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.06.2020Судебное заседание
14.05.2020Судебное заседание
05.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее