Решение по делу № 2-208/2022 от 10.01.2022

Гр.дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 марта 2022 года Талдомский районный суд Московской области в составе председательствующего судьи Никитухиной И.В. при секретаре Голубеве С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Королевой Марины Владимировны к Министерству социального развития Московской области, Черторижской ФИО10, Завьяловой ФИО12 о признании действий по отказу в назначении экстренной социальной помощи незаконными, признании решения незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО3 обратилась в суд с иском к Министерству социального развития <адрес>, ФИО2, ФИО4 о признании действий по отказу в назначении экстренной социальной помощи незаконными, признании решения незаконным.

Требования истца основаны на том, что ДД.ММ.ГГГГ истец подала заявление об оказании ей экстренной социальной помощи, приложив выписку из домовой книги, паспорт, справку о доходах 2-НДФЛ из АО «РАЛЬФ Рингер», письмо ООО «Любимое дело» об отсутствии дохода. Так как затягивались сроки рассмотрения заявления, ДД.ММ.ГГГГ истец попросила Талдомское управление социальной защиты сообщить об ориентировочных сроках перечисления социальной помощи. ДД.ММ.ГГГГ она подала аналогичное заявление. ДД.ММ.ГГГГ ей сообщили, что ДД.ММ.ГГГГ к ней по месту жительства выедет комиссия для осмотра жилищно-бытовых условий. ДД.ММ.ГГГГ был произведен осмотр сотрудниками ФИО4 и ФИО6, акт в момент осмотра не составили. ДД.ММ.ГГГГ истцу было направлено уведомление .68 ТГ-104/04, в котором сообщалось об отказе в предоставлении экстренной социальной помощи. Отказано было с формулировкой, что она предоставила неполные и (или) недостоверные сведения о составе семьи, доходах и имуществе, так как отсутствуют сведения о доходах за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и что сведения о доходах за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по справке от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Любимое Дело» не могут быть учтены. Истец считает, что все требуемые документы для назначения социальной помощи были предоставлены в полном объеме. Из-за болезни трудоспособность истца снижена, подобрать подходящую работу на протяжении нескольких лет она не может. С действиями специалистов Талдомского управления социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> она не согласна. На основании изложенного просит признать действия (и/или) бездействие) специалиста ФИО4, начальника Талдомского управления социальной защиты населения ФИО2 в связи с отказом в назначении экстренной социальной помощи незаконным, признать решение об отказе в предоставлении меры социальной поддержки «Экстренная социальная помощь» незаконным.

В судебном заседании ФИО3 иск поддержала и дополнила, что выполнение своих обязанностей сотрудниками затягивалось. Она обращалась за разъяснениями, почему ей отказано в социальной помощи, просила представить развернутый расчет своего дохода, копию протокола и решение. ФИО4 ответ не дала. Она вела переписку с работниками управления социальной защиты. Несмотря на представленные документы, ответчиками принято решение, что она не является гражданином, имеющим право на социальную помощь. Она нуждается в релаксантах, в корсете. Ответчики способствуют развитию ее болезни. Инвалидность у нее снята. Имеются медицинские заключения об операции на позвоночнике в 2013 году, разрыве сосудов головного мозга в 2017 году.

В судебном заседании представитель Министерства социального развития <адрес> ФИО2 иск не признала, поддержала письменный отзыв и дополнила, что причиной отказа является непредоставление сведений о доходах в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем не представилось возможным рассчитать среднемесячный доход. Представленные сведения о доходах «0» - это не доход. ФИО3 трудоспособный гражданин, трудоустроена. Она самостоятельно уволилась с прежнего места работы. Нет объективных данных, подтверждающих отсутствие дохода. Отказано в соответствии с действующим законодательством. В поданных документах имеется заявление об увольнении. Решение оформляется в виде уведомления. Истец просила предоставить ей копию протокола, ей было отказано, так как в нем имеются сведения и в отношении других лиц. Решение истцу направили в виде уведомления через МФЦ.

Ответчик ФИО2 в суде пояснила, что она уполномочена подписывать решения. Заявление рассматривается комиссионно, решение подписывает руководитель подразделения. Ответ был дан ФИО3 в срок в соответствии с действующим законодательством.

Ответчик ФИО4 в суде пояснила, что является главным инспектором и секретарем комиссии по экстренной социальной помощи. На комиссии докладывается о гражданине, причине обращения, предъявленные документы. Заявление было рассмотрено в соответствии с действующим законодательством. Истцом не была приложена трудовая книжка, был сделан запрос, срок рассмотрения заявления был продлен до 25 рабочих дней. Заявление рассматривалось комиссией, которая не смогла рассчитать доход и поэтому было отказано. Доход гражданина рассчитывается, исходя из трех месяцев. Доходом признается экономическая выгода.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает иск не подлежащим удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров;

трудная жизненная ситуация - обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно.

В соответствии со ст.7 ч.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

В соответствии со ст.1.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 189/2013-ОЗ "О государственной социальной помощи и экстренной социальной помощи в <адрес>" установлено, что 1) трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно; 2) кризисная ситуация - ситуация, сложившаяся под воздействием стихийных бедствий, техногенных и иных аварий (происшествий), катастроф, террористических актов, пожаров, взрывов бытового газа, повлекших за собой человеческие жертвы, вред здоровью, повреждение (утрату) жилого помещения (имущества, находящегося в нем), являющегося постоянным местом жительства гражданина; 3) экстренная социальная помощь - предоставление гражданам единовременных денежных выплат в случае возникновения у них трудной жизненной ситуации или кризисной ситуации.

В соответствии со ст.2.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 189/2013-ОЗ "О государственной социальной помощи и экстренной социальной помощи в <адрес>" получателями экстренной социальной помощи являются, в том числе одиноко проживающий гражданин, попавший в трудную жизненную ситуацию, - лицо, попавшее в трудную жизненную ситуацию, являющееся гражданином Российской Федерации, имеющее место жительства в <адрес>, самостоятельно ведущее домашнее хозяйство, не имеющее других родственников, зарегистрированных совместно с ним по месту жительства, среднедушевой доход которого, определенный в целях оказания экстренной социальной помощи, ниже величины прожиточного минимума, установленной в <адрес> на душу населения.

     В соответствии со ст.4.1 ч.1 и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 189/2013-ОЗ "О государственной социальной помощи и экстренной социальной помощи в <адрес>" экстренная социальная помощь в трудной жизненной ситуации оказывается:

лицу, указанному в абзаце втором статьи 2.1 настоящего Закона, - в размере, не превышающем 10000 рублей.

4. Экстренная социальная помощь лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, оказывается на основании заявления об оказании экстренной социальной помощи и документов, подтверждающих состав семьи, доходы членов семьи (гражданина) за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления, и наличие трудной жизненной ситуации.

В соответствии с п.13 Постановления Правительства МО от ДД.ММ.ГГГГ N 585/27 "Об утверждении Порядка оказания экстренной социальной помощи и Перечня видов доходов, учитываемых в целях оказания экстренной социальной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию" для принятия решения об оказании экстренной социальной помощи руководителем территориального подразделения создается территориальная комиссия по оказанию экстренной социальной помощи гражданам. Комиссия образуется из представителей территориального подразделения Министерства и возглавляется руководителем территориального подразделения Министерства.

    В соответствии с п.14 утвержденного Порядка при необходимости представленные заявителем сведения и документы подтверждаются посредством дополнительной проверки материального и имущественного положения заявителя и его семьи (комиссионного обследования) с составлением акта обследования материально-бытовых условий, проводимой территориальным подразделением Министерства по решению руководителя территориального подразделения Министерства.

В соответствии с п.16 утвержденного Порядка заявление со всеми необходимыми документами подлежит рассмотрению территориальным подразделением Министерства в течение 10 рабочих дней с даты его регистрации в территориальном подразделении Министерства. При необходимости проведения комиссионного обследования, указанного в пункте 14 настоящего Порядка, срок рассмотрения заявления может быть продлен до 25 рабочих дней.

Решение об оказании экстренной социальной помощи либо отказе в оказании экстренной социальной помощи принимается руководителем территориального подразделения Министерства.

    В соответствии с п.17 утвержденного Порядка основаниями для отказа в предоставлении экстренной социальной помощи являются, в том числе отсутствие у заявителя права на получение экстренной социальной помощи; наличие неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем заявителю (его семье) имуществе на праве собственности.

     Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации – <адрес> следует, что оказание экстренной социальной помощи одиноко проживающим гражданам является одним из направлений государственной политики Российской Федерации как социального государства, которое реализуется путем осуществления предусмотренных законом специальных мер, направленных на поддержание уровня жизни названных граждан. К числу таких мер относится экстренная социальная помощь, которая проживающим на территории <адрес> одиноко проживающим гражданам оказывается в виде денежной выплаты. Указанная денежная выплата производится одиноко проживающим гражданам в случае, если они по независящим от них причинам попали в трудную жизненную ситуацию, то есть ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно, и при этом среднедушевой доход которого, определенный в целях оказания экстренной социальной помощи, ниже величины прожиточного минимума, установленной в <адрес> на душу населения.

Для рассмотрения заявления об оказании экстренной социальной помощи лицу, попавшему в трудную жизненную ситуацию, должны быть представлены, в том числе следующие документы: паспорт; свидетельство о браке (о расторжении брака); документ, подтверждающий место жительства в <адрес>; копия финансового лицевого счета или иного документа, подтверждающего количество лиц, зарегистрированных по месту жительства заявителя; документы, подтверждающие сведения о доходах заявителя и всех членов его семьи за три календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления; документ, подтверждающий факт установления инвалидности; документ, подтверждающий факт установления пенсии; заключение (справка) медицинской организации, подтверждающее наличие заболевания (болезни); трудовая книжка и (или) сведения о трудовой деятельности; справка органов службы занятости о регистрации гражданина (члена его семьи) в качестве безработного.

     Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратилась в Талдомское Управление социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> с заявлением об оказании экстренной социальной помощи как лицу, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, которая заключается в том, что в связи с ухудшением состояния здоровья истец была вынуждена уволиться по собственному желанию из АО «РАЛЬФ Рингер» в сентябре 2021, истцу было назначено медикаментозное лечение и выдано направление на плановое стационарное и реабилитационное лечение. Истцу необходимы средства на приобретение лекарственных средств и медицинских изделий, на транспортные расходы (л.д.30-34). К заявлению были приложены выписка из домовой книги, паспорт, справка о доходах из АО «РАЛЬФ Рингер», справка ООО «Любимое дело» об отсутствии у ФИО3 доходов за август - октябрь 2021 года.

    ДД.ММ.ГГГГ комиссией по оказанию государственной социальной помощи и экстренной социальной помощи вынесено промежуточное решение о проведении дополнительной проверки материального и имущественного положения ФИО3 (л.д.24).

ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе начальника сектора предоставления мер социальной поддержки ФИО6 и главного инспектора сектора предоставления мер социальной поддержки ФИО4 проведено обследование материально-бытовых условий истца, о чем составлен Акт (л.д.96).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО3 направлено Уведомление об отказе в предоставлении меры соцподдержки: экстренной социальной помощи по тем основаниям, что не представлены сведения о доходах за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО3 не согласилась с принятым решением и обратилась в суд с иском о признании действий/бездействия начальника Талдомского управления социальной защиты населения ФИО2 и главного инспектора ФИО4 незаконными, признании решения об отказе в предоставлении экстренной социальной помощи незаконным.

Суд считает, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Так как ФИО3 не согласна с отказом структурного подразделения Министерства социального развития <адрес> в предоставлении мер социальной поддержки, а ФИО2 и ФИО4 являются работниками Министерства социального развития <адрес>, то надлежащим ответчиком по делу является Министерство социального развития <адрес>. Сотрудники ФИО2 и ФИО4 при рассмотрении заявления ФИО3 действовали в рамках предоставленных полномочий, заявление рассмотрено в установленный законом срок, не превышающий 25 рабочих дней.

Суд соглашается с доводами ответчика о том, что истцом не было представлено сведений о доходах за три календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления, в связи с чем отсутствовала возможность произвести расчет среднедушевого дохода.

Кроме того, истцом не представлено ни одного документа, свидетельствующего о трудной жизненной ситуации, в которую ФИО3 попала по независящим от нее причинам.

Напротив, из документов и пояснений сторон следует, что ФИО3 была трудоустроена и имела постоянный доход в АО «РАЛЬФ Рингер», откуда уволилась по собственному желанию в сентябре 2021 года. Кроме того, ФИО3 является учредителем и директором ООО «Любимое дело», то есть имеет возможность получать доход от деятельности организации.

Причина, по которой у ФИО3 отсутствует доход от трудовой или иной приносящей доход деятельности, нельзя признать независящей от нее, поскольку ФИО3 самостоятельно и добровольно уволилась с постоянного места работы, безработной не признана, руководит ООО «Любимое дело», нетрудоспособной или ограниченно трудоспособной не признана, обстоятельства, препятствующие ей в выборе профессии или рода деятельности, отсутствуют и независящих от нее причин, которые лишали бы истца возможности иметь среднедушевой доход выше величины прожиточного минимума, не имеется. Представленные истцом направления на консультацию в ГБУЗ ГКБ им.ФИО7, копия кассового чека о приобретении лекарственных средств, не свидетельствуют о наличии трудной жизненной ситуации истца.

     В связи с изложенным оснований для получения истцом экстренной социальной помощи не установлено, в связи с чем суд отказывает ФИО3 в удовлетворении иска.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковое заявление ФИО3 к Министерству социального развития <адрес>, ФИО2, ФИО4 о признании действий по отказу в назначении экстренной социальной помощи незаконными, признании решения об отказе в предоставлении экстренной социальной помощи незаконным оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Московский областной суд через Талдомский районный суд.

Судья            И.В.Никитухина

Решение в окончательной форме

составлено 21.03.2022

Решение не вступило в законную силу.

2-208/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Королева Марина Владимировна
Ответчики
Завьялова Анна Алексеевна
Черторижская Наталья Александровна
Талдомское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области РФ
Суд
Талдомский районный суд Московской области
Судья
Никитухина Инга Валерьевна
Дело на сайте суда
taldom.mo.sudrf.ru
10.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.01.2022Передача материалов судье
17.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.02.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
07.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.02.2022Подготовка дела (собеседование)
24.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.03.2022Судебное заседание
21.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.06.2022Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
16.06.2022Изучение поступившего ходатайства/заявления
30.06.2022Судебное заседание
06.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
12.12.2022Дело оформлено
13.12.2022Дело передано в архив
16.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее