Решение по делу № 2-221/2024 от 02.09.2024

№ 2-221/2024

УИД 24RS0052-01-2024-000375-14

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 ноября 2024 года                 с. Туруханск Красноярского края

Туруханский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Житниковой Л.В.,

при секретаре судебного заседания Ковалевой А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Туруханского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ «Борская средняя школа» о возложении обязанности совершить действия по устранению допущенных нарушений законодательства,

установил:

заместитель прокурора Туруханского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Туруханский районный суд с исковым заявлением к МБОУ «Борская средняя школа», о возложении обязанности совершить определенные действия, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Туруханского района проведена проверка исполнения МБОУ «Борская средняя школа» антитеррористического законодательства, соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних. В ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что в нарушение федеральных законов «Об образовании», «О противодействии терроризму», к антитеррористической защищенности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации, не соблюдаются требования антитеррористического законодательства, а именно в МБОУ «Борская средняя школа» не оборудована системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Полагает, что несоблюдение требований антитеррористического законодательства влечет негативные последствия в форме нарушения прав несовершеннолетних на охрану здоровья и безопасные условия нахождения и обучения в МБОУ «Борская средняя школа». На основании изложенного заместитель прокурора Туруханского района, с учетом утоненных исковых требований, просит суд: обязать МБОУ «Борская средняя школа». в срок не позднее 6 месяцев с даты вступления решения суда в законные силы, оборудовать здание образовательного учреждения, расположенного по адресу: Красноярский край, Туруханский район, п. Бор, ул. Лесная, д.63, системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Представитель прокуратуры Туруханского района в судебное заседание не явился, извещался своевременно и надлежащим образом. Направил в суд заявление, в котором на удовлетворении исковых требований в полном объеме настаивал, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика – директор МБОУ «Борской средней школы» Хильченко Е.А., будучи извещенной о дате, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилась, о причинах неявки в суд не сообщила. Полагает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку МБОУ «Борская средняя школа» осуществляет свою деятельность на территории Туруханского района Красноярского края в п. Бор по нескольким адресам ул. Лесная, 61 пом.1,3, ул. Кирова, 102, ул. Лесная, д.63. Однако заместителем прокурора Туруханского района в исковом заявлении не указан адрес или адреса, по которым были выявлены нарушения в сфере антитеррористического законодательства (д. 56-57).

Представители третьих лиц: администрации Туруханского района и Управления образования администрации Туруханского района, будучи извещенными о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Ходатайствовали о рассмотрении настоящего дела в их отсутствие. Заявленные исковые требования полагали не подлежащими удовлетворению по доводам представителя МБОУ «Борская средняя школа» (л.д.43-44,46-47).

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, извещался своевременно и надлежащим образом. Заявлений и ходатайств в суд не представил.

Изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии с пунктом 1 и 7 статьи 2 ФЗ от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно положению, ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), антитеррористическая защищенность объекта (территории) – состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Статьей 2 Федерального закона № 35-ФЗ определены принципы противодействия терроризму, к которым относятся: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритет мер предупреждения терроризма; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму.

На основании пункта 1 части 13 статьи 30 ФЗ от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

«Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года определено, что к основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся, в том числе организационно-технические: разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее – Требования), утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий) относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ.

Согласно ч.1 Требований устанавливаются обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов, относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.

В силу ч. 2 Требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство просвещения РФ, организации, подведомственные Министерству просвещения РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере деятельности Министерства просвещения РФ.

В соответствии с пп. д п. 24 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия:

д) оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

В силу п. г ст. 13 Требований Учреждение относится к четвертой категории опасности объектов (территорий).

Как следует из содержания ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ), образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении финансово-экономической деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Уставом образовательной организации.

Согласно требованиям, п. 2 ч. 3 ст. 28 Закона № 273-ФЗ, к компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями.

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона № 273-ФЗ, закреплена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Как следует из положений ч. 7 ст. 28 Закона № 273-ФЗ, образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников, несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса (ст. 32,51 Закона № 273-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона № 273-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относится, в том числе, создание условий для содержания детей в муниципальных образовательных организациях, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Приказом Федерального агентства по образованию от 01.09.2008 года № 1126 «О комплексе мер по противодействию терроризму в сфере образования» предусмотрена организация выполнения мероприятий в сфере образования по вопросам эффективного противодействия терроризму, задачей которых является безопасность, защита и создание условий, гарантирующих охрану жизни и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, в том числе, организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации и обучения всех категорий педагогических работников и соответствующих должностных лиц системы образования в области противодействия терроризму и экстремизму.

В соответствии со статьями 1, 4, 9 Федерального закона от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей является одной из целей государственной политики. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка образовательные учреждения не могут ущемлять права ребенка.

В силу пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

Как следует из материалов дела, решением заместителя прокурора Туруханского района от 02 мая 2024 года № 71 назначена проверка МБОУ «Борская средняя школа» на предмет соблюдения прав несовершеннолетних и иных граждан; исполнение требования антитеррористического законодательства в срок с 02 мая 2024 года по 31 мая 2024 года; проведение проверки поручено старшему помощнику прокурора района Бударину С.Р. (л.д.10), о чем МБОУ «Борская средняя школа», проинформированы 02 мая 2024 года (л.д. 11-12).

По результатам проведенной проверки прокурором Туруханского района в адрес МБОУ «Борская средняя школа» внесено представление от 21 мая 2024 года №7-01-59-2024 с требованием безотлагательно его рассмотреть, а также принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона в области антитеррористической защищенности, в том числе устранить причины и условия, способствующие к нарушению действующего законодательства, не допускать подобных нарушений впредь; рассмотреть вопрос о проведении служебной проверки по фактам выявленных нарушений и привлечении виновных лиц к ответственности (л.д.18-20).

02 мая 2024 в рамках проводимого анализа проверки исполнения требований пожарного и антитеррористического законодательства в образовательных учреждениях на территории Туруханского района в МБОУ «Борская средняя школа» истребована письменная информация и документы № исорг-20040041-290-24/-20040041 (л.д. 11-12).

Согласно представленной информации от 06 мая 2023 года в МБОУ «Борская средняя школа», разработан и утвержден паспорт безопасности, согласно действующим нормативным документам. Объекты МБОУ «Борская средняя школа» оборудованы тревожной сигнализацией, выделенной на пульт центральной охраны ОВО по Туруханскому району- филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю» по GSM каналу, согласно муниципальному контракту № 19/24-22 от 09.01.2024 об оказании услуг по централизованному наблюдению за объектом и реагированию на сигнал «Тревога» с использованием канала GSM.МБОУ «Борская средняя школа» не оборудована системой оповещения и управления эвакуацией людей при чрезвычайной ситуации в случае возникновения террористической угрозы. Имеется охранно-пожарная сигнализация АПС «Грант-24», стационарное голосовое оповещение работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, при угрозе возникновения пожара. Кроме того, на территорию школы организован пропускной и внутри объектовый режим, исключающий бесконтрольное пребывание в здании и на территории школы посторонних лиц, ведется контроль нахождения транспортных средств, ведется журнал обхода и осмотра территории и здания школы, подвала, чердака, выходов, ведется журнал посетителей школы, на территории школы установлена система видеонаблюдения (л.д.14-15).

Из представленных выписок из реестра муниципального имущества Туруханского муниципального района Красноярского края утвержденным постановлением администрации Туруханского района № 207-п от 26.03.2024 нежилые помещения, расположенные по адресам: Красноярский край, Туруханский район, п. Бор ул. Лесная, 61, пом.3, ул. Кирова, д.102, ул. Лесная, д.63 находится на балансе и закреплено на праве оперативного управления за МКОУ «Борская средняя школа» (л.д.36,37,38).

Согласно Устава, МБОУ «Борская средняя школа» является юридическим лицом и по своей организационно-правовой форме школа является муниципальной бюджетной образовательной организацией. Школа обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников школы. Школа несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность, в том числе за жизнь и здоровье обучающихся, работников Школы. Учредителем школы является муниципальное образование Туруханский район. Функции и полномочия учредителя осуществляются администрацией Туруханского района. Учреждение находится в ведении Управления образования администрации Туруханского района, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Федерального закона "О противодействии терроризму", Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", суд приходит к выводу о том, что требования заместителя прокурора Туруханского района: обеспечить оборудовать здание образовательного учреждения системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Статья 333.19 Налогового кодекса РФ устанавливает размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.

В силу подпункта 3 пункта 1 Статья 333.19 Налогового кодекса РФ при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина уплачивается для физических лиц в размере 300 рублей; для организаций – 6 000 рублей.

Истец – прокурор Туруханского района, освобожден от уплаты государственной пошлины (п. п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ).

Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку иск неимущественного характера заявлен в интересах неопределенного круга физических лиц, с МБОУ «Борская средняя школа», подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей в доход местного бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 103, 194 - 198, 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Туруханского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Борская средняя школа», о возложении обязанности совершить действия по устранению допущенных нарушений законодательства, удовлетворить.

Обязать МБОУ «Борская средняя школа» (ИНН 2437010050), в срок не позднее 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу оборудовать здание образовательного учреждения расположенного по адресу: Красноярский край, Туруханский район, п. Бор, ул. Лесная, д.63, системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Взыскать с МБОУ «Борская средняя школа» (ИНН 2437010050), госпошлину в доход местного бюджета в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Туруханский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                             Л.В. Житникова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 10 декабря 2024 года.

2-221/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Туруханского района
Ответчики
Борская СШ
Другие
Управление образования администрации Туруханского района
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Красноярскому краю
Администрация Туруханского района
Суд
Туруханский районный суд Красноярского края
Судья
Житникова Лада Владимировна
Дело на странице суда
turuh.krk.sudrf.ru
02.09.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.09.2024Передача материалов судье
06.09.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.09.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.09.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.09.2024Судебное заседание
26.11.2024Судебное заседание
10.12.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее