Дело № 2а-190/2020
21RUS0007-01-2020-000146-90
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 апреля 2020 года г. Козловка
Козловский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Ефимова О.Н., при секретаре Даниловой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению А. к судебному приставу-исполнителю Козловского РОСП УФССП России по Чувашской Республике и Управлению ФССП России по Чувашской Республике об оспаривании постановления о расчете задолженности по алиментам,
установил:
А. обратился в суд с административным исковым заявлением к старшему судебному приставу Козловского РОСП УФССП России по Чувашской <адрес> И.В. о признании незаконным постановления от <дата> о расчете задолженности по алиментам.
Административный иск А. мотивирован тем, что на основании исполнительного листа от <дата>, выданного мировым судьей судебного участка № <адрес> Чувашской Республики, в отношении него возбуждено исполнительное производство от <дата> о взыскании в пользу Ю. алиментов на содержание сына М.. А. обратился в Козловский РОСП УФССП России по Чувашской Республике с просьбой предоставить информацию о сумме начисленных алиментов с <дата> по январь 2020 года. Постановлением от <дата>, исходя из средней заработной платы по Российской Федерации, произведен расчет задолженности по алиментам, составившей 229 807 рублей 29 копеек. С <дата> по <дата> А. осуществлял уход за нетрудоспособной бабушкой И., не работал и не имел никаких доходов, кроме компенсационной выплаты в размере 1200 рублей. В связи с чем, уплату алиментов именно в таком размере административный истец находит обоснованной, а постановление о расчете задолженности по алиментам, рассчитанной исходя из среднемесячной заработной платы по Российской Федерации, считает незаконным и просит обязать судебного пристава-исполнителя определить задолженность по алиментам с учетом доходов должника в период с <дата> по январь 2020 года.
При подготовке административного дела к судебному разбирательству к участию в административном деле в качестве второго административного ответчика привлечено Управление ФССП России по Чувашской Республике, а в качестве заинтересованного лица – Ю., взыскатель по исполнительному производству в отношении А.
В судебное заседание административный истец А., административные ответчики Громова И.В. и Управление ФССП России по Чувашской Республике, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения административного дела, не явились, направив заявления о рассмотрении дела без своего участия.
В письменных возражениях Управление ФССП России по Чувашской Республике просит отказать в удовлетворении административного искового заявления А., полагая обоснованным определение задолженности по алиментам, исходя из средней заработной платы в Российской Федерации, поскольку на компенсационные выплаты в связи с уходом за нетрудоспособным гражданином, взыскание обращено быть не может.
Заинтересованное лицо Ю., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения административного дела, в суд не явилась.
Поскольку явка лиц, участвующих в деле, обязательной не признавалась, административное дело рассмотрено в их отсутствие.
Исследовав представленные в письменной форме доказательства, возражения административного ответчика, а также поступившие по запросу суда материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 названного Кодекса.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Решением мирового судьи судебного участка № <адрес> Чувашской Республики от <дата> с А. в пользу Ю. взысканы алименты на содержание несовершеннолетнего сына М., <дата> года рождения, в размере ? части всех видов заработка (доходов), начиная с <дата> до совершеннолетия ребенка.
На основании исполнительного листа <число> от <дата> судебным приставом-исполнителем Козловского РОСП УФССП России по Чувашской <адрес> И.Г. <дата> возбуждено исполнительное производство <число>-ИП в отношении А. о взыскании алиментов в пользу Ю. в размере ? доли доходов ежемесячно.
После неоднократного изменения места совершения исполнительских действий в отношении должника А. исполнительное производство о взыскании алиментов в пользу Ю. <дата> принято к исполнению начальником отдела – старшим судебным приставом Козловского РОСП УФССП России по Чувашской <адрес> И.В. с присвоением номера <число>.
<дата> А. обратился к начальнику названного территориального подразделения ФССП России с заявлением о предоставлении информации по исполнительному производству <число>-ИП: о датах и суммах начисления алиментов с <дата> по январь 2020 года.
Постановлением старшего судебного пристава Козловского РОСП УФССП России по Чувашской <адрес> И.В. от <дата> произведен расчет задолженности по алиментам, взыскиваемых с А. на основании исполнительного листа № <число> от <дата>., по состоянию на дату вынесения постановления. Установлено, что общий размер задолженности на <дата> составил 229 807 рублей 29 копеек, из которых: 87 967 рублей 56 копеек – задолженность по состоянию на <дата>, 141 839 рублей 73 копейки – задолженность за период с <дата> по <дата>.
В соответствии с частью 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Поскольку административным истцом оспаривается постановление начальника Козловского РОСП УФССП России по Чувашской Республике от <дата> в части неверного определения размера дохода А. с <дата> по <дата>, постольку суд проверяет решение должностного лица лишь в указанной части, однако вне зависимости от доводов и оснований в полном объеме выясняет при этом указанные в части 9 статьи 226 КАС РФ обстоятельства.
Статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством.
Согласно части 1 статьи 13 Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" сотрудник органов принудительного исполнения обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии с частью 1 статьи 12 названного Федерального закона в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования.
Согласно статье 10 того же Федерального закона старший судебный пристав при необходимости исполняет обязанности судебного пристава-исполнителя.
Таким образом, постановление о расчете задолженности по алиментам от <дата> принято старшим судебным приставом Козловского РОСП УФСССП России по Чувашской <адрес> И.В. в рамках полномочий, предоставленных Федеральным законом от 21.07.1997 N 118-ФЗ.
Из оспариваемого постановления и материалов исполнительного производства следует, что общий размер задолженности А. по алиментам (229 807 рублей 29 копеек) определен путем суммирования задолженности, определенной по состоянию на <дата> (дата изменения места совершения исполнительских действий) в размере 87 967 рублей 56 копеек (постановление о расчете задолженности по алиментам от <дата> – л.д. 38), и задолженности за период с <дата> по <дата> в размере 141 839 рублей 73 копейки.
Как следует из содержания названных постановлений от <дата> и от <дата>, размер задолженности по алиментам определялся, исходя из средней заработной платы по Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации размер задолженности по алиментам определяется судебным приставом исходя из размера алиментов, определенного решением суда или соглашением об уплате алиментов.
Аналогичные требования содержатся в части 2 статьи 102 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", предусматривающей, что размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.
В силу пункта 4 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации, с учетом пункта 3 статьи 102 Федерального закона "Об исполнительном производстве", размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со статье 81 настоящего Кодекса определяется судебным приставом-исполнителем, исходя из заработка, и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание не производилось. В случаях, если лицо обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало или если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.
Исполнительное производство не содержит сведений о трудоустройстве административного истца А. в период с <дата> по <дата>, как не содержит и сведений об ином доходе, на который может быть обращено взыскание. В этой связи определение задолженности А. по алиментам за указанный период, исходя из средней заработной платы по Российской Федерации, следует признать соответствующим требованиям закона.
Доводы административного истца об осуществлении им ухода за нетрудоспособной бабушкой на законность принятого решения не влияют.
Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" в целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан с 1 июля 2008 года установлены ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет. На основании данного Указа компенсационные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого указанного нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним.
В силу пункта 5 части 1 статьи 101 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" взыскание не может быть обращено на компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами.
Также не предусмотрено взыскание алиментов с указанного вида выплаты, поименованного Перечнем видов заработной платы и (или) иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 года N 841 "О Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей".
Таким образом, поскольку компенсационные выплаты в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами не отнесены к видам доходов, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, и на данные компенсационные выплаты не может быть обращено взыскание (в том числе по алиментным обязательствам), доводы А. о том, что расчет задолженности по алиментам должен быть произведен исходя из получаемой им компенсации по уходу за нетрудоспособным гражданином, подлежат отклонению.
Кроме того, указанный в постановлении от <дата> размер задолженности по состоянию на <дата> определен постановлением о расчете задолженности по алиментам от <дата>, которое, в свою очередь, не обжаловано.
Согласно части 3 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 3 статьи 219 КАС РФ).
С постановлением о расчете задолженности по алиментам от <дата> А. ознакомился не позднее <дата>, о чем свидетельствует его личная подпись на оборотной стороне оспариваемого решения. С жалобой вышестоящему должностному лицу А. не обращался, об уважительных причинах пропуска десятидневного срока не сообщил.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения административного искового заявления А. суд не находит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления А. к судебному приставу-исполнителю Козловского РОСП УФССП России по Чувашской Республике и Управлению ФССП России по Чувашской Республике об оспаривании постановления от <дата> о расчете задолженности по алиментам отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Козловский районный суд Чувашской Республики.
Председательствующий, судья Ефимов О.Н.
Решение в окончательной форме принято 30 апреля 2020 года.
Председательствующий, судья Ефимов О.Н.