Дело № 2а-2216/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 марта 2017 года город Ставрополь
Ленинский районный суд города Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Даниловой Е.С.,
при секретаре Ушанёвой С.А.,
с участием: административного истца Исраелян М.Х., представителя административного истца Исраелян М.Х. – адвоката Топорковой Л.М., представителя административного ответчика ГУ МВД РФ по СК Кузнецова А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда города Ставрополя дело по административному иску Исраелян М. Х. к Главному управлению Министерства Внутренних Дел Российской Федерации по Ставропольскому краю о признании незаконным решения об отказе в приеме заявления о выдаче вида на жительство РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Исраелян М.Х. обратилась в суд с иском в котором просит признать незаконным и оттенить решение административного ответчика от 30.09.2016 г. об отказе в приеме заявления Исраеян М. Х. о предоставлении вида на жительство.
В обоснование заявленных требований в иске указано, что Исраелян М. Х., имея статус переселенца и разрешение на въезд в Россию, предоставленный Туркменистаном 21.01.200 года, обратилась с заявлением о предоставлении гражданства России. По состоянию на 2014год на территории России, в городе Ставрополе, уже проживали и получили гражданство члены ее семьи: муж Исраелян Р. Э., дочь Исраелян Э. Р.. В целях воссоединения с семьей она, с сыном, Исраелян Э.Р., 26.12.2013года приобрела в собственность на территории России земельный участок и нежилое здание, которое они переоборудовали для проживания. Указанные выше земельный участок и дом расположены в г.Ставрополе, СТ «Озон», <номер обезличен>. Проживала она с сыном у родственников по адресу: <адрес обезличен>. В последующем она обратилась в УМС по СК с заявлением о предоставлении ей гражданства России. В управлении миграционной службы ей пояснили, что для получения гражданства ей необходимо вначале получить разрешение на временное проживание. Данное разрешение ей было предоставлено 27.02.2014 года. 25.09.2014 года решением Октябрьского районного суда г.Ставрополя их садовый домик был признан пригодным для проживания. В марте 2015года они с семьей находились на территории СТ «Озон», так как приводили в порядок земельный участок, высаживали садовые культуры и благоустраивали дом. В этот период времени к ним по месту регистрации прибыл сотрудник УФМС и составила протокол по месту регистрации не проживают. В последующем она обратилась в УФМС с просьбой предоставить ей вид на жительство в РФ. Однако, о судьбе ее заявления ей не было известно до 23.10.15года, когда она сама пришла в Управление УФМС за результатом. 23 октября 2015г. она в ООО ВРПРИГ УФМС РФ по СК. получила уведомление об аннулировании разрешения на временное проживание решением УФМС РФ по СК от 22. 10.2015. Отказ мотивирован ссылкой на п.4 ст.7 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", якобы она представила поддельные или подложные документы либо сообщила о себе заведомо ложные сведения. С принятым административным органом решением она не согласилась, обжаловала его в судебном порядке. Решением Промышленного районного суда г.Ставрополя по делу <номер обезличен>а-737/16 от 05 июля 2016 года мои административные исковые требования к УФМС по СК и КЧР о признании незаконным решения об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации удовлетворены. Решение УФМС России по СК об аннулировании разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации, выданного мне, ИсраелянМ.Х., признано незаконным и отменено. УФМС России по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике обязано было устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов ИсраелянМ.Х., то есть ее, и сообщить об исполнении решения по данному административному делу в суд и ей в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Решение вступило в законную силу 06.08.2016года. Однако, сообщения в ее адрес не последовало. Она обратилась с заявлением о выдаче ей вида на жительство в России, но 30.09.2016года в приеме заявления о предоставлении вида на жительство ей было отказано, в связи с обращением менее чем за полгода до истечения разрешения на временное проживание (ст.8 Закона №115-ФЗ « О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации). Что не соответствует действительности, поскольку за предоставлением вида на жительство она обратилась до 23.10.2015года. У ответчика возможность рассмотреть ее заявление уже после вступления решения суда в законную силу и до наступления 6-ти месячного срок для обращения была-в период с 06.08.16 до 27.08.16, однако, ее заявление так и не было рассмотрено. Полагает, административный ответчик принял оспариваемое решение без учета положения Всеобщей декларации прав человека, утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 года, предусматривающей, что каждый человек имеет право на гражданство, никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство (часть 2 статьи 15).
Административный истец Исраелян М.Х. и ее представитель Топоркова Л.М. в судебном заседании просили суд иск удовлетворить по основаниям, изложенным в нем.
Представитель ГУ МВД России по СК Кузнецов А.С. в судебном заседании пояснил, что Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерацииосуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности. В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 115-ФЗ, законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации. Разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Разрешение на временное проживание не может быть выдано в форме электронного документа. 16 декабря 2013 года Исраелян М.Х. обратилась в УФМС России по Ставропольскому краю с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ, разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года. Заключением УФМС России по Ставропольскому краю от 27 февраля 2014 года заявителю разрешено временное проживание на территории Ставропольского края сроком действия до 03 февраля 2017 года. 22 декабря 2015 года УФМС России по Ставропольскому краю принято заключение об аннулировании разрешения на временное проживание, однако данное заключение отменено решением Промышленным районным судом г. Ставрополя от 05 июля 2016 года, вступившем в законную силу 06 августа 2016 года. Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального N 115-ФЗ, в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. Заявление о выдаче вида на жительство может быть подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Учитывая, что разрешение на временное проживание Исраелян М.Х. было выдано сроком до 27 февраля 2017 года, с заявлением о выдаче вида на жительство ей необходимо было обратиться до 27 августа 2016 года. Таким образом, в период с 05 августа 2016 года по 27 августа 2016 г. административный истец имел возможность своевременно обратиться с заявлением о выдаче вида на жительство. Представитель административного истца указывает, что Исраелян М.Х. обращалась с заявлением о выдаче вида на жительство до 23 октября 2015 года и данное заявление должно было быть рассмотрено после вступление в законную силу решения Промышленным районным судом г. Ставрополя от 05 июля 2016 года. Согласно ч. 2 ст. 178 КАС РФ, при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения. Согласно п. 2 ч. 6 ст. 180 КАС РФ, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное, резолютивная часть решения суда должна содержать выводы суда по вопросам, разрешенным судом исходя из обстоятельств административного дела, в том числе указание на порядок и срок исполнения решения суда, на немедленное исполнение решения суда, если оно обращено судом к немедленному исполнению, на дальнейшую судьбу вещественных доказательств, если этот вопрос не был разрешен до принятия решения суда, на сохранение или отмену действия примененных мер предварительной защиты по административному иску, на удовлетворение гражданского иска полностью или в части, либо его удовлетворении. Промышленным районным судом г. Ставрополя вопросы по выдаче вида на жительство не рассматривались, ни какие обязанности по вопросу выдачи вида на жительство в решении Промышленного районного суда г. Ставрополя от 05 июля 2016 года ни на УФМС России по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике ни на ГУ МВД России по Ставропольскому краю не возлагались. Просили обратить внимание суд, что административный истец фактически обжалует ответ Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Ставропольскому краю от 29 сентября 2016 года <номер обезличен>, который не является отказом в приеме документов на выдачу вида на жительство, а является ответом на обращение Исраелян М.Х.. 27 сентября 2016 года Исраелян М.Х. обратилась в УВМ ГУ МВД России по Ставропольскому краю с заявлением о предоставлении вида на жительство, в котором просила рассмотреть вопрос о предоставлении вида на жительство с учетом ранее поданных своевременно, до принятия незаконного решения, документов оформить и выдать вид на жительство. Данное заявление было написано в свободной форме. Приказом ГУ МВД России по Ставропольскому краю от 09 июля 2016 года <номер обезличен> утверждено Положение об управлении по вопросам миграции ГУ МВД России по Ставропольскому краю (далее Положение <номер обезличен>). Управление по вопросам миграции краю является структурным подразделением ГУ МВД России по Ставропольскому краю, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции правоприменительные функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции. В силу данного Положения, управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Ставропольскому краю полномочиями по приему документов о продлении вида на жительство не наделено, но в силу п. 11.11 Положения, наделено полномочиями по проведению приема граждан, своевременному и полному рассмотрению устных и письменных обращений граждан и организаций, принятия по ним соответствующих решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок. По результатам рассмотрения данного заявления, управлением по вопросам миграции ГУ МВД России по Ставропольскому краю был подготовлен ответ от 29 сентября 2016 года <номер обезличен>, который не является отказом в приеме документов на выдачу вида на жительство, а является ответом на обращение Исраелян М.Х. Следует отметить, что в силу абзаца 2 п. 143 Административного регламента, функцию приема заявления о продлении, рассмотрения заявления, оформления продления срока действия вида на жительство осуществляют структурные подразделения территориального органа ФМС России.
Выслушав административного истца и представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 4. ст. 4 КАС РФ иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации (далее также - иностранные лица) имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданину предоставлено право оспорить в суде решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если он считает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 данной статьи, в полном объеме.
На основании частей 9, 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 данной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как следует из материалов дела, об оспариваемом решении истцу стало известно 23.03.2016 г. и, следовательно, срок обращения в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, истцом был пропущен.
Истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока обращения в суд. В своем ходатайстве истец ссылается на свою болезнь и невозможность его своевременного рассмотрения в связи изменением процессуального законодательства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 7 ст. 219 КАС РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом.
Приведенные истцом обстоятельства, суд принимает в качестве уважительной причины пропуска обращения в суд с заявлением и приходит к выводу о восстановлении такого срока истцу.
В соответствии с пунктом 7.16.5 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2012 года № 711, Федеральная миграционная служба принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, а также об установлении запрета на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием, определяет и регулирует Федеральный закон 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Согласно ст.8 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство (п.1).
Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина, поданному в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за два месяца до истечения срока действия имеющегося у него вида на жительство, может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено (п.3).
27.09.2016г. Исраелян М.Х. подано заявление предоставлении вида на жительство, в котором истец просит решение от 22.10.2015г. УФМС РФ по СК об аннулировании разрешения на временное проживание административного истца решением Промышленного районного суда было признано незаконным. Поскольку разрешение на временное проживание подлежит восстановлению, исходя из общих начал и принципов административного права, подлежат восстановлению все нарушенные права, в том объеме как они осуществляли на момент принятия незаконного решения. Так в настоящее время восстановлено право на законное пребывание на территории России и следовательно, она имеет право на получение вида на жительство.
Просила рассмотреть вопрос о предоставлении вида на жительство с учетом поданных своевременно, до принятия незаконного решения, документов, оформить и выдать вид на жительство.
29.09.2016г. Исраелян М.Х. дан ответ и которого следует, что согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25 июля 2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. Так как срок разрешенного временного проживания в Российской Федерации истекает 27.02.2017г. принять в настоящее время заявление о выдаче вида на жительство не предоставляется возможным.
В соответствии с п.5 ст.8 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» порядок выдачи или продления срока действия вида на жительство, форма заявления о выдаче или продлении срока действия вида на жительство, а также порядок подачи заявлений в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
В настоящее время такой порядок установлен Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденным приказом Федеральной миграционной службы России от 22 апреля 2013 года <номер обезличен>, согласно п.17 которого результатом предоставления государственной услуги являются: выдача иностранному гражданину вида на жительство (принятие решения о выдаче вида на жительство, направление иностранному гражданину уведомления о принятом решении, оформление и выдача иностранному гражданину вида на жительство); отказ в выдаче иностранному гражданину вида на жительство (принятие решения об отказе в выдаче вида на жительство, направление иностранному гражданину уведомления о принятом решении, выдача иностранному гражданину уведомления об отказе в выдаче вида на жительство); продление срока действия вида на жительство.
В пункте 59 Административного регламента перечислены административные процедуры, которые включает в себя предоставление государственной услуги. К таким процедурам, в частности, последовательно относятся: прием и регистрация заявления; рассмотрение заявления; принятие решения по результатам рассмотрения заявления; продление срока действия вида на жительство.
Таким образом, прием заявления и рассмотрение заявления являются разными административными процедурами в рамках предоставления государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации.
Пунктом 143 названного Административного регламента раздела «Продление срока действия вида на жительство» предусмотрено, что основанием для начала административной процедуры является подача в территориальный орган ФМС России по месту выдачи вида на жительство или по месту жительства иностранного гражданина заявления о продлении срока действия вида на жительство. Функции приема заявления о продлении, рассмотрения заявления, оформления продления срока действия вида на жительство осуществляют структурные подразделения территориального органа ФМС России.
Заявление о продлении подается лично иностранным гражданином, достигшим 18-летнего возраста, проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство (п.144).
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25 июля 2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание.
Разрешение на временное проживание Исраелян М.Х. было выдано сроком до 27 февраля 2017 года, с заявлением о выдаче вида на жительство ей необходимо было обратиться до 27 августа 2016 года. Таким образом, в период с 06 августа 2016 года по 27 августа 2016 г. административный истец имел возможность своевременно обратиться с заявлением о выдаче вида на жительство
При таких обстоятельствах суд полагает, что требования административного истца удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь 175-180 Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 30.09.2016 ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 21.02.2017 ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 31.03.2017 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░