Решение по делу № 2-4144/2023 от 27.02.2023

                Дело № 2-4144/2023

УИД    11RS0001-01-2023-002619-77

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Поповой Т.А.,

при секретаре Казаковой Е.Н.,

с участием истца Паршуковой И.А.,

представителя истца Борисенко С.П.,

представителя ответчика МВД по РК Мининой М.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 14 апреля 2023 года гражданское дело по иску Паршуковой ... к МВД по Республике Коми, Информационному центру МВД по Республике Коми, ФКУ «ГИАЦ МВД России» об обязании исключить из базы данных сведения о привлечении к уголовной ответственности

у с т а н о в и л:

Паршукова И.А. обратилась в суд с иском к МВД по Республике Коми, Информационному центру МВД по Республике Коми, ФКУ «ГИАЦ МВД России» об обязании исключить из базы данных сведения о привлечении ее к уголовной ответственности в 2013 году по статье 116 ч. 1 Уголовного кодекса Российской Федерации, требования обоснованы тем, что законом отменена наказуемость вмененного ей деяния, оно декриминализировано, наличие указанных сведений в базе данных является препятствием к трудоустройству.

В судебном заседании, проведенном с использованием ВКС-связи, истец и ее представитель требования поддержали.

Представитель ответчика (МВД по Республике Коми и Информационного центра МВД по Республике, который является структурным подразделением МВД по Республике Коми) с заявленными требованиями не согласилась.

ФКУ «ГИАЦ МВД России», надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, участия в судебном заседании не приняло, дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьей 167 ГПК РФ.

Заслушав доводы явившихся лиц, исследовав материалы дела, и, оценив в совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ все представленные сторонами доказательства, суд находит требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Паршукова И.А. привлекалась к уголовной ответственности по части 1 статьи 116 Уголовного кодекса Российской Федерации дважды:

1. приговором мирового судьи Водненского судебного участка г. Ухты Республики Коми от ** ** ** по делу №..., вступившим в законную силу ** ** **, Паршукова И.А. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 116 Уголовного кодекса Российской Федерации (по факту совершения ** ** ** насильственных действий, причинивших физическую боль потерпевшему ... но не повлекшие последствий указанных в статье 115 Уголовного кодекса Российской Федерации), ей назначено наказание в виде штрафа 5000 руб. Уголовное дело прекращено на основании пункта 5 постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18.12.2013 «Об объявлении амнистии в связи с 20-летием принятия Конституции Российской Федерации»), Паршукова И.А. освобождена от назначенного наказания.

2. постановлением мирового судьи Водненского судебного участка г. Ухты Республики Коми от ** ** ** по делу №..., вступившим в законную силу ** ** **, уголовное дело и уголовное преследование в отношении Паршуковой И.А., обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 116 Уголовного кодекса Российской Федерации, прекращено по части 1 пункта 3 статьи 27 УПК РФ на основании пункта 4 статьи 6 постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18.12.2013 «Об объявлении амнистии в связи с 20-летием принятия Конституции Российской Федерации».

В соответствии со справкой о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования от ** ** ** №...-Е, указано, что в отношении Паршуковой И.А. ** ** ** уголовное дело возбуждено ОМВД России по г.Ухте по части 1 статьи 116 УК РФ, дело прекращено ** ** ** по п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК РФ.

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрено, что информационный центр использует в своей деятельности федеральную информационную систему, созданную в целях реализации полномочий органов государственной власти по предупреждению, выявлению, раскрытию, расследованию преступлений и предназначенную для информационного обеспечения деятельности правоохранительных органов. Персональные данные субъекта, находящиеся на оперативно-справочном учете Информационного центра, не являются общедоступной информацией, их обработка осуществляется в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".

В соответствии с нормативными положениями статьи 17 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон "О полиции") полиция вправе обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных (часть 1); внесению в банки данных подлежит информация о лицах, осужденных за совершение преступления (пункт 2 части 3); полиция обеспечивает защиту информации, содержащейся в банках данных, от неправомерного и случайного доступа, уничтожения, копирования, распространения и иных неправомерных действий (часть 4); информация, содержащаяся в банках данных, представляется государственным органам и их должностным лицам только в случаях, предусмотренных федеральным законом (часть 5); обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных (часть 7); персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей (часть 8).

Обработка персональных данных, содержащих информацию о лицах, подвергавшихся уголовному преследованию, включая их хранение для определенных и законных целей, осуществляется на законной и справедливой основе, обеспечивает точность персональных данных, их достаточность, актуальность по отношению к целям обработки персональных данных, поэтому соответствует принципам, закрепленным статьей 5 Федерального закона "О персональных данных".

Централизованные учеты предназначены для информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и других федеральных органов государственной власти по выявлению, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, в том числе для подтверждения наличия (отсутствия) сведений о привлечении лица к уголовной ответственности, судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания.

Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений (далее - Положение), утвержденное Приказом МВД России и Генеральной прокуратуры РФ от 29 декабря 2005 г. N 39/1070, определяет единый для всех органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и судебное производство по уголовным делам, порядок учета преступлений и иных объектов учета.

В силу подпунктов 27, 28 Положения учету подлежит каждое преступление, по факту совершения которого, независимо от времени его совершения: возбуждено уголовное дело; вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям и основаниями учета преступлений являются: постановление о возбуждении уголовного дела, в том числе и постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в отношении подозреваемого, обвиняемого по нереабилитирующим основаниям по ранее не учтенному преступлению.

Пунктами 40, 41 Положения предусмотрено, что учету подлежат все лица, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям и основания учета лица, совершившего преступление является: обвинительное заключение, обвинительный приговор, в том числе и постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования.

Согласно пункту 4.5 приложения N 1 к "Наставлению по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и разыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации", утвержденного Приказом МВД России от ** ** ** №..., на пофамильный учет ставятся граждане Российской Федерации, осужденные на территории субъекта Российской Федерации к иным видам наказания, кроме лишения свободы. В соответствии с пунктом 8.1 того же приложения, одним из учетных документов, используемых для формирования пофамильных учетов, является учетная алфавитная карточка формы 1. В соответствии с пунктами 15.1, 15.2 в пофамильных учетах ГИАЦ МВД РОССИИ и ИЦ учетные документы хранятся независимо от снятия и погашения судимости, учетные алфавитные карточки формы 1 в пофамильных картотеках на осужденных лиц хранятся до достижения ими 80-летнего возраста при условии погашения либо снятия судимости независимо от срока и вида наказания.

Какой-либо нормативный правовой акт, содержащий иное предписание о сроке хранения названных учетных документов, отсутствует.

Учет лиц, подвергшихся уголовному преследованию, предназначен для подтверждения наличия (отсутствия) в отношении лица сведений о факте уголовного преследования.

Необходимость в обработке и хранении указанных сведений обусловлена помимо прочего требованиями отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, в том числе при приеме на государственную гражданскую службу, в органы и учреждения прокуратуры, в органы внутренних дел, при назначении на должность судей и другими, предусматривающими соответствующие ограничения независимо от снятия либо погашения судимостей.

Наличие в информационных базах данных, предусмотренных законом, сведений о наличии уголовного преследования в отношении истца не ущемляет прав Паршуковой И.А., поскольку никем не оспаривается, что преследование прекращено на основании акта об амнистии, впоследствии деяние декриминализировано. Действия ответчика по сохранению внесенных в базу данных сведений о привлечении заявителя к уголовной ответственности и их сохранение, требованиям действующего законодательства соответствуют и прав истца не нарушают, препятствий к осуществлению его прав и свобод не создают.

Прекращение уголовного преследования вследствие акта амнистии не является реабилитирующим основанием, на основании этого хранение ИЦ МВД по РК сведений об уголовном преследовании административного истца действующему законодательству не противоречит, в силу чего, отсутствуют основания для удовлетворения требований истца об исключении из базы данных таких сведений.

Доводы истца о необоснованном ограничении права на труд, со ссылкой на полученную справку о привлечении к уголовной ответственности, которая обладает негативными последствиями, портит репутацию при трудоустройстве, подлежат отклонению, как необоснованные. Решение об отказе в допуске к соответствующей деятельности во всех случаях принимается работодателем либо иным органом, осуществляющим допуск указанных лиц к трудовой, служебной или предпринимательской деятельности определенного вида, и может быть оспорено в судебном порядке.

Наличие в справке информации об уголовном преследовании само по себе не влечет неблагоприятных последствий. Ответчики осуществляет лишь обработку персональных данных в виде совершения действий по предоставлению имеющейся в банке данных информации об уголовном преследовании и не принимают решение о допуске к выбираемой гражданином деятельности, непосредственно определяющее правовые последствия, связанные с наличием такого факта.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Паршуковой ... к МВД по Республике Коми, Информационному центру МВД по Республике Коми, ФКУ «ГИАЦ МВД России» об обязании исключить из базы данных сведения о привлечении к уголовной ответственности - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Т.А.Попова

    

2-4144/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Паршукова Ирина Александровна
Ответчики
МВД по РК
ФКУ "ГААЦ МВД России"
Информационный центр МВД по РК
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Попова Татьяна Анатольевна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
27.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.02.2023Передача материалов судье
02.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.04.2023Судебное заседание
18.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее