Решение по делу № 33-1294/2023 от 22.08.2023

Дело                                                                                        Председательствующий – ФИО5

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                                         <адрес>

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:

председательствующего – ФИО18,

судей – ФИО29

при секретаре судебного заседания ФИО8

рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производство в суде первой инстанции гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 и ФИО3 Исы ФИО4 к Министерству внутренних дел по <адрес> о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности восстановить на данном учете с первоначальной даты постановки.

Заслушав доклад судьи ФИО18, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО2 М.Х. и ФИО3 И.А. обратились в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что они проходили службу в органах внутренних дел Республики Ингушетия. В период прохождения службы решением жилищно-бытовой комиссии УГИБДД МВД по <адрес> они признаны нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлены на учет для получения жилого помещения. Указывают, что ДД.ММ.ГГГГ жилищно-бытовой комиссией МВД по <адрес> принято незаконное и необоснованное решение о снятии их с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании справки ЭКЦ МВД по <адрес>. Полагая свои права нарушенными, просили признать данное решение жилищно-бытовой комиссии МВД по <адрес> незаконным и обязать ответчика восстановить их на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Решением Магасского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении иска отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ решение суда изменено, возложив обязанность на МВД по <адрес> рассмотреть рапорт ФИО2 М.Х. от ДД.ММ.ГГГГ о постановке его на учете для получения жилой площади. В остальной части решение суда оставлено без изменения.

Определением Пятого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ апелляционное определение Верховного Суда Республики Ингушетия отменено и дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом рассмотрении определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ решение Магасского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 М.А., ФИО2 Т.М., ФИО2 А.М., ФИО2 М.М., ФИО17, ФИО3 Х.И. и ФИО3 М.И. подана апелляционная жалоба на решение Магасского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права, выразившегося в непривлечении их к участию в деле.

ДД.ММ.ГГГГ судебная коллегия вынесла определение о переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, членов семьи истцов.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель истцов ФИО9 уточнил исковые требования и просил: признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий ФИО2 М.Д. и ФИО3 И.А.; обязать МВД по <адрес> восстановить ФИО2 М.Д. и ФИО3 И.А. в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с первоначальной даты постановки.

Представитель МВД по <адрес> ФИО10 требования истцов не признал, просил в их удовлетворении отказать.

Истцы и третьи лица, извещенные надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Судебная коллегия, исследовав материалы дела, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 29 ЖК РСФСР (действовавшего на момент подачи истцами заявлений о постановке на учет) основаниями для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий являлись, в частности, обеспеченность жилой площадью ниже учетной нормы, отсутствие собственного жилья.

Статьей 31 ЖК РСФСР предусматривалось, что заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию. О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.

Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в периоды подачи истцами заявлений о постановке на учет был регламентирован постановлением СМ РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ . В соответствии с пунктом 11 Порядка ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, в том числе на предприятиях, в учреждениях, организациях. Для принятия на учет гражданином подается заявление. К заявлению прилагается: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса (пункт 12). Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления на предприятие, в учреждение, организацию. О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме (пункт 14).

Пунктом 1.4.1 приказа МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел», действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, предусматривалось, что предоставление жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел обеспечивается после рассмотрения заявления соответствующей жилищно-бытовой комиссией и утверждения протокола начальником органа внутренних дел.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации.

Статьей 5 названного Федерального закона установлено общее правило, согласно которому к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным законом.

Граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма (ч. 2 ст. 6 Федерального закона).

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел имеет право на обеспечение жилым помещением его и членов его семьи в порядке и на условиях, которые определяются законодательством РФ.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до ДД.ММ.ГГГГ, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.

Положением о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденным приказом МВД России ДД.ММ.ГГГГ , закреплено, что постановка на учет сотрудников органов внутренних дел осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами МВД России (пункт 2).

Согласно Инструкции «О порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных Министерству внутренних дел Российской Федерации, и предоставления им жилых помещений», утвержденной приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ , для рассмотрения вопроса о принятии на учет сотрудником (работником) в жилищно-бытовую комиссию подразделения подается рапорт (заявление), к которому прилагаются: справка из кадрового аппарата (с указанием занимаемой должности, специального звания и даты поступления на службу (работу) в органы внутренних дел), выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета, справка (акт) о проверке жилищных условий.

В необходимых случаях к рапорту (заявлению) также прилагаются справки (заключения) из учреждений здравоохранения, бюро технической инвентаризации и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса (пункт 9).

Жилищно-бытовая комиссия подразделения рассматривает поступивший рапорт (заявление) с прилагаемыми документами и принимает одно из следующих решений: ходатайствовать перед ЦЖБК об удовлетворении просьбы сотрудника (работника) либо оставлении просьбы без удовлетворения. Данное решение оформляется протоколом, который представляется в Хозяйственное управление со всеми документами, послужившими основанием для принятия такого решения (пункт 10).

Из приведенных нормативных предписаний следует, что право сотрудника органов внутренних на улучшение жилищных условий признается в случае установления его нуждаемости в жилом помещении и принятия сотрудника на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Из материалов дела видно, что по результатам рассмотрения рапортов ФИО2 М.Х. и ФИО3 И.А. от ДД.ММ.ГГГГ, поданных на имя начальника УГИБДД МВД Республики Ингушетия, жилищно-бытовой комиссией ОБ ДПС УГИБДД МВД Республики Ингушетия в составе председателя ФИО11, членов ФИО12, ФИО13, ФИО14 при секретаре ФИО15 принято решение, которым они признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставлены на учет для получения жилой площади, о чем свидетельствует выписка из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии ОБ ДПС УГИБДД МВД Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно протоколу заседания жилищно-бытовой комиссии МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам проверки, имеющихся в архивах комиссии протоколов заседания жилищно-бытовой комиссии ОБ ДПС УГИБДД МВД Республики Ингушетия, датированных с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что в нижней их части, в графах «председатель» имеются подписи от имени ФИО11 и ФИО16, в графах «члены комиссии» имеются подписи от имени ФИО12, ФИО13, ФИО14, в графах «секретарь» имеются подписи от имени ФИО15 Вышеуказанные подписи утверждены оттисками печати круглой формы «МВД России, Министерство внутренних дел по <адрес>, Управления ГИБДД, отдельный батальон дорожно-патрульной службы, отдел кадров», визуально схожей с печатью, выданной вышеуказанному подразделению (зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ в журнале Учета печатей, штампов, факсимиле МВД по <адрес> т. 1 графа ).

Из данного протокола следует, что наименование «Министерство внутренних дел по <адрес>» утверждено приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ и ранее предлог «по» указанное Министерство не содержало.

Согласно постановлению старшего следователя Назрановского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ указана комиссия под председательством ФИО11, протокол подписан им, подпись принадлежит ему, в возбуждении уголовного дела в отношении ФИО11 по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 292 УК РФ, отказано по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ – за истечением сроков давности.

Основанием снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий согласно ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) является выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также являются неправомерные действия должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет.

Данное положение содержится в п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ и подп. 16.3 Инструкции, утвержденной приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 169.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Из исследованного судом представленных в материалы дела доказательства следует, что ФИО2 М.Х. к рапорту от ДД.ММ.ГГГГ приложены документы, необходимые для рассмотрения вопроса о принятии на учет, в том числе акт проверки жилищных условий, справки о составе семьи, справка отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» об отсутствии у него домовладения от ДД.ММ.ГГГГ , справка с места работы, выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающие факт отсутствия у него и членов его семьи объектов недвижимого имущества, выписка из домовой книги.

Из рапорта ФИО3 И.А. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО3 И.А. приложены документы, необходимые для рассмотрения вопроса о принятии на учет, в том числе акт проверки жилищных условий, справки о составе семьи, справка отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» об отсутствии у него домовладения от ДД.ММ.ГГГГ , справка с места работы, выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающие факт отсутствия у него и членов его семьи объектов недвижимого имущества, выписка из домовой книги.

Исходя из содержания указанных документов, составленных до подачи истцом рапорта в жилищно-бытовую комиссию, учитывая положения постановления Правительства Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении учетной нормы для постановки на очередь на улучшение жилищных условий» (действовавшего в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), согласно которым в <адрес> учетная норма для постановки на очередь на улучшение жилищных условий установлена в размере 10 кв. м жилой площади на одного человека, судебная коллегия приходит к выводу о том, что истцом в жилищно-бытовую комиссию были предоставлены документы, дающие право на постановку его на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений.

Таким образом, учитывая изложенное, принимая во внимание наличие документов, с достоверностью подтверждающих факт подачи истцами ФИО2 М.Х. и ФИО3 И.А. рапортов с приложением документов, свидетельствующих о нуждаемости их в улучшении жилищных условий, а также факт его постановки на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, судебная коллегия находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно п. 65 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" при поступлении после вынесения апелляционного определения апелляционных жалобы, представления от других лиц на судебное постановление суда первой инстанции или на часть судебного постановления, оставленные без изменения судом апелляционной инстанции, в том числе в случае восстановления срока апелляционного обжалования, суд апелляционной инстанции на основании ст. 330.1 ГПК РФ принимает такие жалобу, представление к своему производству и рассматривает их в порядке, предусмотренном главой 39 Кодекса. При этом дело может быть рассмотрено как в том же, так и в ином составе суда.

Если при рассмотрении вновь поступивших апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции придет к выводу о незаконности и необоснованности судебного постановления суда первой инстанции в той части, в которой оно было оставлено без изменения ранее вынесенным апелляционным определением, то оно отменяется или изменяется, а ранее вынесенное апелляционное определение в указанной части отменяется и принимается новое апелляционное определение. При отсутствии оснований для отмены или изменения судебного постановления суда первой инстанции суд апелляционной инстанции отказывает в удовлетворении вновь поступивших апелляционных жалобы, представления без указания на оставление без изменения ранее вынесенных судебных постановлений (ч. 2 ст. 330.1 ГПК РФ).

Принимая во внимание приведенные выше положения процессуального закона и акта его толкования, судебная коллегия полагает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ

На основании изложенного, руководствуясь п. 2, п. 3 ст. 328, ст. 329, ст.3 30 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ отменить.

Исковое заявление ФИО1 и ФИО3 Исы ФИО4 к Министерству внутренних дел по <адрес> о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности восстановить на данном учете с первоначальной даты постановки удовлетворить.

Признать решение жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дела по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий ФИО1 и ФИО3 Исы ФИО4 незаконным.

Обязать Министерство внутренних дел по <адрес> восстановить ФИО1 и ФИО3 Ису ФИО4 на учете, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с первоначальной даты постановки.

Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ отменить.

Председательствующий

Судьи

С подлинного за надлежащими подписями

верно:

Судья                                        ФИО18

33-1294/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ИСК (заявление) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Темиркиев Иса Абдрашитович
Костоев Муса Хамидович
Ответчики
МВД по Республике Ингушетия
Другие
Оздоева Мадина Лом-Алиевна, Темиркиев Хизир Исаевич, Темиркиев Муса Исаевич
Гетагазова Ф.М.
Костоева Макка Абасовна, Костоев Тимур Мусаевич, Костоев Ахмед Мусаевич, Костоева Марина Мусаевна
Суд
Верховный Суд Республики Ингушетия
Судья
Дзаитов Масса Мухтарович
Дело на странице суда
vs.ing.sudrf.ru
23.08.2023Передача дела судье
12.09.2023Судебное заседание
12.09.2023Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
26.09.2023Судебное заседание
29.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.12.2023Передано в экспедицию
26.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее