Решение по делу № 2-49/2024 (2-3516/2023;) от 07.08.2023

Дело № 2-49/2024

УИД-59RS0001-01-2023-003534-12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

4 апреля 2024 года                      город Пермь

Дзержинский районный суд города Перми в составе:

председательствующего судьи Хусаиновой О.В.,

при секретаре Тарасовой А.Э.,

с участием представителя ответчика ТСЖ «Кондоминиум 2000» ФИО2, действующей на основании доверенности от Дата,

представителя ответчика ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края» ФИО6, действующей на основании доверенности от Дата,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мананкова Ю. И. к Товариществу собственников жилья «Кондоминиум 2000», ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края» о возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Мананков Ю.И. обратился в суд с иском к ТСЖ «Кондоминиум 2000», ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края» (с учетом уточнения) о возложении обязанности на ТСЖ «Кондоминиум 2000» направить истцу и ответчику ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций Адрес» счета-квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг за жилое помещение истца по адресу: Адрес58, акты сверки за период с 01.08.2020 по 31.08.2023, возложении на ответчиков обязанности произвести перерасчет жилищно-коммунальных платежей и компенсаций по адресу: Адрес58 за период с Дата по Дата, взыскании с ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций Адрес» в возмещение ущерба 18 641,83 руб., взыскании компенсации морального вреда в размере по 50 000 руб. с каждого ответчика. В обоснование заявленных требований указано, что согласно справке от Дата истец является инвалидом бессрочно, в связи с трудовым увечьем. С августа 2020 по Дата истец неоднократно обращался в ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края» с заявлениями о предоставлении компенсаций по оплате коммунальных услуг и взносам на капитальный ремонт. ТСЖ «Кондоминиум 2000» с апреля 2021 по Дата не передавало информацию о ежемесячных расходах истца по оплате коммунальных услуг и взносам на капитальный ремонт. Определением Верховного Суда РФ от 19.01.2011 № 44-Г10-63 отменено решение Адресвого суда от Дата, в связи с чем, с истца снимаются обязанности по сбору документов для предоставления льготы по оплате коммунальных услуг и взносам на капитальный ремонт. Своим бездействием ответчики не выполняли Определение Верховного Суда РФ от Дата -Г10-63. По вине ответчиков истцу причинены физические и нравственные страдания, он истощен физически и психически, на фоне постоянного стресса из-за необходимости постоянно обращаться с жалобами, претензиями, ходатайствами, заявлениями в прокуратуру, в ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края», в ТСЖ «Кондоминиум 2000» у него возникает аритмия, повышается давление, он испытывает боли в груди, ему поставлен диагноз стенокардия, аритмия, фибрилляция предсердий, нарушение ритма сердца, что подтверждается медицинскими документами, он вынужден ежемесячно тратить от 8 000 руб. до 10 000 руб. на лекарства.

Истец в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия, ранее на требованиях настаивал, указав, что 15 раз высылал в адрес ТСЖ «Кондоминиум 2000» заявлений по 100 листов, чтобы произвели перерасчет, но перерасчет не производился, постоянно были отписки. Затем из соцзащиты поступило письмо, где указано, что председатель ТСЖ не подает данные в полном объеме, и поэтому соцзащита не может насчитывать правильно компенсации. Просит сделать перерасчет и взыскать с соцзащиты 18 641 руб., потому что он оплатил за коммунальные платежи 60 000 руб., они ему должны были вернуть 30 000 руб., а они перечислили только 13 000 руб. С августа 2020 по Дата льгота предоставлялась по адресу: Адрес30, затем он прописался по месту жительства по адресу: Адрес. Также указал, что ...

Представитель ответчика ТСЖ «Кондоминиум 2000» в судебном заседании с требованиями не согласна, указала, что требование к ТСЖ произвести перерасчет с Дата по Дата является незаконным и необоснованным, поскольку у ТСЖ нет полномочий производить льготные начисления. Истец обращался в прокуратуру, при проверке было установлено, что такая обязанность лежит на центре социальных выплат, и только после того, как будет заключено определенное соглашение в соответствии с постановлением от Дата. Такое соглашение было заключено Дата, в спорный период времени на ТСЖ не может быть возложена обязанность производить перерасчет или представить какие-либо квитанции в адрес ГКУ, чтобы они производили перерасчет. По компенсации морального вреда, само по себе наличие заболеваний сердечно-сосудистой системы у истца не является причиной действий ТСЖ, причинно-следственной связи между действиями ответчиков и имеющимися у истца заболеваниями не усматривается. По поводу требования направить счета-извещения за спорный период – у ТСЖ нет обязанности указывать в квитанциях начисление льготы, ТСЖ после заключения соглашения направляет сведения о том, какая сумма начислена и подлежит оплате, центр производит начисления и возвращает денежные средства на счет. Истец ошибочно толкует нормы законодательства. В спорный период времени не имеется оснований для удовлетворения требований, истец в ТСЖ с просьбой о начислении льгот или оказания содействий о получении данного вида субсидирования не обращался. Доказательства направления счетов и актов сверки были представлены.

Представитель ответчика ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края» в судебном заседании с требованиями не согласна, указав, что ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края» предоставило сведения о начислениях истцу в рамках соглашения за последние 3 года, по начислениям с Дата по 2023 год. Перерасчет будет произведен по предоставленным ТСЖ сведениям, будет выявлено, нужна доплата или имеется переплата. Относительно требований назначить компенсацию за текущий ремонт и содержание жилья – ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов» предусмотрено, что плата за содержание жилья и текущий ремонт компенсируется льготополучателем, которые проживают в домах жилищного фонда. Поскольку жилое помещение принадлежит истцу на праве собственности, и было приобретено не в порядке приватизации, компенсацию за текущий ремонт и содержание жилья учреждение не имеет оснований предоставлять. Поэтому данное требование несостоятельно. Для инвалидов и иных граждан предусмотрены иные льготы, такие как субсидия. Как говорит ВС РФ в определении, могут предоставлять субсидии в рамках ст. 159 ГК РФ, истцу предоставляется субсидия за содержание жилого помещения и оплату коммунальных услуг по май 2023 в размере 1 232,35 руб. наряду с ежемесячной компенсацией взносов на капитальный ремонт, также истцу предоставляется субсидия с ноября 2023, но это не относится к спорному периоду. На сегодняшний день результаты прокурорской проверки неизвестны, представление прокуратура не вносила. Довод о том, что не направлялись так называемые истцом акты сверки, не состоятелен, так как был представлен ответ на обращение истца, который подтверждает, что были предоставлены все расчеты за запрашиваемый истцом период, отражены суммы фактических расходов и расчет суммы льгот по данным фактическим расходам. Также с августа 2020 по май 2021 по адресу Адрес перерасчет не могли произвести, так как истцу предоставлялась льгота по другому адресу. Исходя из норм постановления , компенсация расходов по коммунальным услугам может предоставляться только по одному адресу. Также по всем заявлениям о перерасчете, которые поступали в адрес ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края», с заявлением о перерасчете истец прикладывал все фактические расходы, квитанции, по всем заявлениям производился перерасчет. Сведения, которые представлены истцом в учреждение, были внесены, проведены перерасчеты, по результатам которых выявлялись доплаты или переплаты. Если выявлялись недоплаты, их перечисляли на счет, если переплата, удерживалась в счет следующей. В рамках спорного периода, истец обращался с заилением о перерасчете, предоставлял сведения о фактических расходах, была назначена компенсация 272,35 руб., с июня 2021 по декабрь 2022 имелась недоплата 1 661,66 руб., выплачена в мае 2023. С марта 2022 по июль 2022 и за ноябрь 2022 была недоплата 122,99 руб., которая выплачена в сентябре. И также в октябре выявлена недоплата по обращению истца с января 2023 по июнь 2023 – 2 279,75 руб., выплачена истцу в сентябре. Относительно требований к ТСЖ - не согласны также ввиду того, что действующее правовое регулирование поддержки инвалидов предусматривает льготу 50% от фактических расходов на оплату в виде денежных компенсаций ежемесячных средств, которые предоставляются учреждением и выплачиваются путем доставки на дом или перечисления на счет в банке. Требование к ТСЖ предоставлять 50 % скидку при текущих платежах несостоятельно, повлечет двойное льготирование.

Заслушав пояснения представителей ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Правоотношения в области социальной поддержки граждан на федеральном уровне регламентированы Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями), Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с последующими изменениями), иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации социальная защита населения, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «ж» ч. 1 ст. 72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 2 и 5 ст. 76).

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Одной из мер социальной поддержки граждан при оплате жилых помещений и коммунальных услуг является предоставление им компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Согласно части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

На основании части 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до Дата, компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Федеральным законом от 28 ноября 2018 года № 442-ФЗ «О внесении изменений в статьи 159 и 160 Жилищного кодекса Российской Федерации» с 1 января 2022 года часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации изложена в следующей редакции: «компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение получает из системы».

К числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, относятся в том числе инвалиды (часть 13 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации).

Судом установлено, что Мананков Ю.И. является собственником жилого помещения в многоквартирном доме по адресу: Адрес, дата государственной регистрации права Дата (т. 1 л.д. 11).

Управление многоквартирным домом осуществляет Товарищество собственников жилья «Кондоминиум 2000».

Мананков Ю.И. состоит на учете в отделе по Дзержинскому району ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций по Пермскому краю» по категории «...» с Дата, является получателем мер социальной поддержки по данной категории, также является получателем субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

- платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;

- платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации в порядке.

Частью 1 статьи 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (часть 2 статьи 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 6 статьи 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Таким образом, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов.

На территории Пермского края нормативным правовым актом, устанавливающим механизм назначения и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, порядок исчисления и перерасчета размера компенсации расходов, а также случаи и порядок прекращения выплаты компенсации расходов отдельным категориям граждан, проживающих на территории Пермского края, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг является Постановление Правительства Пермского края от 24.03.2009 № 166-п (ред. от 30.11.2022), которым утвержден порядок предоставления ежемесячных денежных компенсаций отдельным категориям граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Согласно данному Порядку ежемесячная денежная компенсация, дополнительная ежемесячная денежная компенсация устанавливаются обособленным подразделением (отделом социальных выплат и компенсаций) подведомственного Министерству социального развития Пермского края казенного учреждения в сфере предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан (далее соответственно - отдел Учреждения, Министерство, Учреждение) по месту жительства (месту пребывания) гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с пунктом 2 настоящего Порядка.

С Дата меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

В соответствии с абз. 2 п. 5 Порядка в целях установления полагающейся по закону денежной компенсации в размере не менее 50 процентов от фактических затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг гражданам вменяется обязанность предоставить ряд документов, необходимых уполномоченному органу для проведения доначислений компенсационной выплаты до установленного федеральным законом размера и ее предоставления в форме дополнительной денежной выплаты. Это - копии извещения или иного документа от поставщиков жилищно-коммунальных услуг о видах предоставляемых услуг (в том числе от организаций, предоставляющих услуги по электро- и газоснабжению жилых помещений), копии квитанций об оплате жилищно-коммунальных услуг за шесть предшествующих месяцев.

В абз. 1 п. 7 Порядка отражено, что размер дополнительной ежемесячной денежной компенсации рассчитывается как разность между среднемесячным размером, исчисленным исходя из фактически предъявленных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за последние 6 месяцев от поставщиков жилищно-коммунальных услуг, и назначенной ежемесячной денежной компенсацией.

Абзацем 1 п. 8 Порядка определено, что в случае если 50 процентов от расходов гражданина на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, определенных исходя из фактически предъявленных расходов, с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, превышают общую сумму ежемесячной денежной компенсации и дополнительной ежемесячной денежной компенсации, гражданин имеет право один раз в квартал, но не реже одного раза в год, обращаться в территориальный орган Министерства за перерасчетом дополнительной ежемесячной денежной компенсации. В случае если гражданин обращается за перерасчетом один раз в год, документы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за прошедший год предоставляются в полном объеме (за каждый месяц). Для граждан, не предъявивших документы об оплате жилого помещения и коммунальных услуг, перечисление дополнительной ежемесячной денежной компенсации по истечении одного года приостанавливается. Дополнительная денежная компенсация возобновляется по правилам, изложенным в пп. 5, 7 данного Порядка, при условии предъявления гражданами оригиналов квитанций об оплате жилого помещения и коммунальных услуг, при этом производится перерасчет дополнительной ежемесячной компенсации за период, подтвержденный документами, но не более чем за три года до месяца обращения за перерасчетом и не ранее 1 января 2010 г.

Из содержания взаимосвязанных положений абз. 2 п. 5 и абз. 1 п. 8 Порядка следует, что оспариваемое регулирование закрепляет заявительный порядок подтверждения произведенных затрат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, вводит дополнительные обязанности по представлению документов, не предусмотренных действующим законодательством, выплату указанных мер в установленном законом размере ставит в зависимость от исполнения гражданами этих обязанностей.

Определением Верховного Суда РФ от 19.01.2011 № 44-Г10-63 «О частичной отмене решения Пермского краевого суда от 10.11.2010 и признании недействующими абз. 2 п. 5 и абз. 1 п. 8 Порядка предоставления ежемесячных денежных компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством, утвержденного постановлением правительства Пермского края от 24.03.2009 № 166-п» абз. 2 п. 5 и абз. 1 п. 8 указанного Порядка признаны недействующими.

Действующее правовое регулирование отношений по предоставлению гражданам компенсации на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой выплаты, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о приостановлении предоставления компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в частности, до принятия такого решения проверить поступившую к нему информацию о наличии задолженности, установить, соответствует ли информация о наличии у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг действительному положению дел, и, если такая задолженность имеет место, установить причины ее возникновения.

Принятие решения уполномоченным органом о приостановлении предоставления гражданину такой меры социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, допускается только в случае, если уполномоченным органом будет выяснено, что отсутствуют уважительные причины образования задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или имеет место невыполнение гражданином условий соглашения по погашению этой задолженности. При возникновении спора между получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и уполномоченным органом по вопросу о наличии у получателя этой меры социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и причинах ее возникновения правомерность действий по приостановлению предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получателю этой меры социальной поддержки должен доказать уполномоченный орган.

При наличии уважительных причин образования (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченный орган не вправе отказать гражданину в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. При отсутствии у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг приостановление уполномоченным органом предоставления гражданину мер социальной поддержки не допускается.

Указанная правовая позиция выражена в Обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020, а также в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности».

Исходя из приведенных нормативных положений право определенных категорий граждан, в том числе лиц, признанных инвалидами, на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено федеральным законом. Порядок и условия компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан, источники финансирования этой меры социальной поддержки установлены федеральным законом, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые, находясь в системной взаимосвязи с нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, имеют целевое назначение - уменьшение фактических затрат граждан, в данном случае инвалидов, по оплате жилого помещения и направлены на поддержание нормального жизненного уровня этих граждан.

Истцом заявлены требования о возложении на ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций Адрес» обязанности произвести перерасчет ежемесячной денежной компенсации за период с Дата по Дата по адресу: Адрес.

Согласно п. 9 Порядка ежемесячная денежная компенсация, дополнительная ежемесячная денежная компенсация выплачиваются отделом Учреждения по месту жительства (месту пребывания) гражданина.

Ежемесячная денежная компенсация, дополнительная ежемесячная денежная компенсация предоставляются гражданину не более чем за одно жилое помещение, являющееся местом жительства (местом пребывания) гражданина.

Отделы Учреждения ежемесячно в установленный соглашениями об информационном взаимодействии срок представляют поставщикам услуг списки (реестры) граждан, являющихся получателями ежемесячной денежной компенсации, дополнительной ежемесячной денежной компенсации, по состоянию на 01 число текущего месяца.Поставщики услуг заносят в списки (реестры) граждан, являющихся получателями ежемесячной денежной компенсации, дополнительной ежемесячной денежной компенсации, сведения об общей площади занимаемого жилого помещения, информацию, содержащуюся в платежных документах на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предъявленных к оплате гражданину по видам услуг, о поступлении взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме от гражданина (далее - информация) и представляют указанные списки (реестры) в отделы Учреждения в установленный соглашениями об информационном взаимодействии срок.

На основании списков (реестров) граждан, являющихся получателями ежемесячной денежной компенсации, дополнительной ежемесячной денежной компенсации, поступивших от поставщиков услуг, отдел Учреждения производит:

сверку поступившей информации (в части информации о проживании гражданина по месту получения ежемесячной денежной компенсации, дополнительной ежемесячной денежной компенсации), по результатам которой в случае установления несовпадения в месте жительства (проживания) гражданина с местом получения ежемесячной денежной компенсации, дополнительной ежемесячной денежной компенсации оформляется протокол ошибок в срок не позднее 10 рабочих дней со дня поступления указанных списков (реестров) от поставщиков услуг. В случае установления несовпадения в месте жительства (пребывания) гражданина с местом получения ежемесячной денежной компенсации, дополнительной ежемесячной денежной компенсации отдел Учреждения в течение месяца со дня оформления протокола ошибок проводит проверку указанной информации: сверяет место жительства (пребывания) гражданина в ЕАИС, запрашивает в МВД России информацию об убытии гражданина с места жительства (пребывания). По результатам проверки в случае подтверждения факта убытия гражданина с места жительства (пребывания), по которому он получает ежемесячную денежную компенсацию, дополнительную ежемесячную денежную компенсацию, руководителем отдела Учреждения в течение одного рабочего дня со дня окончания проверки принимается решение о прекращении выплаты ежемесячной денежной компенсации, дополнительной ежемесячной денежной компенсации. В течение пяти рабочих дней со дня принятия указанного решения гражданину по последнему известному месту его жительства (пребывания) направляется уведомление, содержащее сведения о прекращении выплаты ежемесячной денежной компенсации, дополнительной ежемесячной денежной компенсации, порядке назначения выплаты указанных компенсаций по новому месту жительства (пребывания);

установление размера ежемесячных денежных компенсаций, дополнительных ежемесячных денежных компенсаций на следующий период не реже 1 раза в квартал;

перерасчет дополнительной ежемесячной денежной компенсации за предшествующий месяцу перерасчета период. Перерасчет производится не чаще одного раза в квартал и не реже 1 раза в год. В случае если 50% от расходов гражданина на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, определенных с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, указанными в пункте 2 настоящего Порядка, превышают общую сумму ежемесячной денежной компенсации и дополнительной ежемесячной денежной компенсации, отдел Учреждения производит перерасчет дополнительной ежемесячной денежной компенсации за весь период предоставления ежемесячной денежной компенсации, дополнительной ежемесячной денежной компенсации, но не более чем за три года до месяца, в котором производится перерасчет, и не ранее месяца возникновения права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

В случае превышения общей суммы ежемесячной денежной компенсации и дополнительной ежемесячной денежной компенсации над объемом мер социальной поддержки в размере 50% от расходов гражданина на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, определенных исходя из фактически предъявленных расходов, с учетом нормативов потребления коммунальных услуг в случаях, установленных законодательными актами Российской Федерации, указанными в пункте 2 настоящего Порядка, суммы излишне выплаченной ежемесячной денежной компенсации и дополнительной ежемесячной денежной компенсации учитываются при последующем их установлении.

Порядок перерасчета размера дополнительных ежемесячных денежных компенсаций определяется нормативным правовым актом Министерства.

В случае несогласия с установленным размером ежемесячной денежной компенсации, размером дополнительной ежемесячной денежной компенсации, в том числе в результате ее перерасчета, гражданин (его уполномоченный представитель) имеет право обратиться в отдел Учреждения по месту жительства (месту пребывания) непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о перерасчете ежемесячной денежной компенсации, дополнительной ежемесячной денежной компенсации по форме, установленной Министерством (далее - заявление о перерасчете). Одновременно с заявлением о перерасчете гражданин (его уполномоченный представитель) предоставляет документы, предусмотренные пунктом 6(1) настоящего Порядка, а также копии документов о видах предоставляемых услуг, копии документов, подтверждающих фактические расходы гражданина на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которые представляются за весь прошедший после установления или последнего перерасчета период, но не более чем за три года до месяца, в котором подано заявление о перерасчете, и не ранее месяца возникновения права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (п. 11).

Порядок перерасчета дополнительной ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с федеральным законодательством установлен Приказом Министерства социального развития Пермского края от 24.12.2009 № СЭД-33-01-01-309.

Согласно пп. 4, п. 7 Приказа в случае несогласия с перерасчетом ежемесячной денежной компенсации, дополнительной ежемесячной денежной компенсации на основании информации, полученной от поставщиков услуг, гражданин имеет право обратиться в территориальный орган Министерства с соответствующим заявлением и приложением документов, предусмотренных пунктом 6 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 24 марта 2009 г. № 166-п. Перерасчет по заявлению гражданина производится по представленным в полном объеме копиям документов об оплате жилищно-коммунальных услуг за прошедший после последнего перерасчета на основании документов период. Решение по заявлению гражданина принимается территориальным органом Министерства в сроки, установленные пунктом 11 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 24 марта 2009 г. № 166-п.

Согласно п. 5 Порядка для определения размера ежемесячных денежных компенсаций, дополнительных ежемесячных денежных компенсаций и перерасчета выплаченных сумм ежемесячных денежных компенсаций, дополнительных ежемесячных денежных компенсаций используется информация, содержащаяся в платежных документах на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предъявленных к оплате гражданину по видам услуг, от информационных расчетных центров, ресурсоснабжающих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов, иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих компаний и иных организаций, производящих или приобретающих коммунальные ресурсы, а также некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае», регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Пермского края (далее - поставщики услуг).

Поставщики услуг осуществляют информационное взаимодействие с Министерством, Учреждением и отделами Учреждения на основании соглашений об информационном взаимодействии, заключаемых между Учреждением и поставщиками услуг (далее - соглашение об информационном взаимодействии). В рамках информационного взаимодействия поставщики услуг и отделы Учреждения производят ежемесячный обмен списками (реестрами) граждан, являющихся получателями ежемесячной денежной компенсации, дополнительной ежемесячной денежной компенсации, на бумажном и (или) электронном носителях в едином формате, определенном Министерством, а также поставщики услуг по запросам отделов Учреждения предоставляют сведения, указанные в пункте 6(4).3 настоящего Порядка

На основании неоднократных обращений Мананкова Ю.И., прокуратурой Дзержинского района г. Перми проведена проверка, на момент проверки установлено, что соглашение между ТСЖ «Кондоминиум 2000» и ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций Адрес» не заключено, в настоящее время инициирована процедура заключения соглашения об информационном взаимодействии. Поскольку ТСЖ «Кондоминиум 2000» сведения о начисленных платежах на коммунальные услуги, такие как водоотведение, ХВС, подогрев воды, отопление, вывоз ТБО для расчета дополнительной ежемесячной денежной компенсации не предоставляет, расчет компенсации производился ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края» на основании сведений (квитанций), предоставляемых непосредственно Мананковым Ю.И. в отдел по Дзержинскому району.

Из пояснений представителя ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края» следует, что по 31.05.2021 включительно ежемесячная денежная компенсация истцу предоставлялась по адресу его места жительства: Адрес, в связи с чем, оснований для перерасчета ежемесячной денежной компенсации по адресу: Адрес за период с Дата по Дата не имеется.

Согласно копии паспорта гражданина РФ истца, он зарегистрирован по месту жительства по адресу: Адрес58 с Дата (т. 1 л.д. 20 оборот).

В дополнении к возражениям на иск ответчик ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края» указал, что заявление Мананкова Ю.И. о предоставлении ежемесячной денежной компенсации по адресу: Адрес поступило в отдел Учреждения по Дзержинскому району г. Перми Дата.

Согласно п. 8 Порядка предоставления ежемесячных денежных компенсаций отдельным категориям граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 24.03.2009 № 166-п, ежемесячная денежная компенсация, дополнительная ежемесячная денежная компенсация назначаются с первого числа месяца, в котором подано заявление, но не ранее месяца возникновения права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Довод ответчика ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций Адрес» о назначении Мананкову Ю.И. компенсации с Дата в связи с тем, что списки на выплату мер социальной поддержки на май 2021 были сформированы, компенсация предоставлена по иному адресу, отклоняется судом, поскольку не основан на законе.

Довод ответчиков о том, что соглашение об информационном взаимодействии заключено Дата и до указанного времени у ТСЖ «Кондоминиум 2000» отсутствовала обязанность представлять информацию, содержащуюся в платежных документах в отношении жилого помещения истца ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края», отклоняется судом, поскольку препятствий для заключения ответчиками данного соглашения ранее в целях предоставления ежемесячных денежных компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, в том числе и истцу, в порядке, установленном Постановлением Правительства Пермского края от 24.03.2009 № 166-п, судом не установлено.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования истца о возложении обязанности на ТСЖ «Кондоминиум 2000» представить ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края» информацию, содержащуюся в платежных документах на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предъявленных к оплате Манакову Ю.И. за жилое помещение по адресу: Адрес58 по всем видам услуг, возложении обязанности на ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края» произвести перерасчет ежемесячной денежной компенсации Мананкову Ю.И. по адресу: Адрес58 подлежат удовлетворению за период с Дата по Дата, поскольку ранее данная компенсация истцу была предоставлена по иному месту жительства.

Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, и в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом установленных обстоятельств дела, суд считает возможным установить ответчикам срок для исполнения решения суда – в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу. Данный срок является разумным, достаточным для реального устранения ответчиком названного выше нарушения закона.

Поскольку судом удовлетворены требования истца о возложении на ответчика ТСЖ «Кондоминиум 2000» обязанности предоставить ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края» информацию, содержащуюся в платежных документах на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предъявленных к оплате истцу за жилое помещение по адресу: Адрес за период с Дата по Дата, а на ответчика ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края» возложена обязанность произвести перерасчет ежемесячной денежной компенсации с учетом представленной информации, требования истца о взыскании с ответчика ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края» в качестве ущерба недополученной ежемесячной денежной компенсации за период с Дата по Дата в размере 18 641,83 руб., удовлетворению не подлежат, как заявленные преждевременно.

Требования истца о возложении на ТСЖ «Кондоминиум 2000» обязанности направить истцу счета-квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг, акты сверки за жилое помещение по адресу: Адрес58 за период с Дата по Дата удовлетворению также не подлежат, поскольку из материалов дела следует, что истцу ответчиком ежемесячно выставлялись счета на оплату жилищно-коммунальных услуг, на основании которых истцом вносились платежи, также направлялись акты сверки за период с Дата по Дата (т. 1 л.д. 135-137).

Разрешая требования истца о взыскании компенсации морального вреда с ответчиков в размере по 50 000 руб. с каждого, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей общие основания ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и ст. 151 настоящего Кодекса.

В силу п. 1 ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Из разъяснений в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» следует, что обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 ГК РФ). Потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред. Вина в причинении морального вреда предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в причинении вреда доказывается лицом, причинившим вред (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага. Так, например, судом может быть взыскана компенсация морального вреда, причиненного в случае разглашения вопреки воле усыновителей охраняемой законом тайны усыновления (пункт 1 статьи 139 Семейного кодекса Российской Федерации); компенсация морального вреда, причиненного незаконными решениями, действиями (бездействием) органов и лиц, наделенных публичными полномочиями; компенсация морального вреда, причиненного гражданину, в отношении которого осуществлялось административное преследование, но дело было прекращено в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения либо ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены соответствующие постановление, решение (пункты 1, 2 части 1 статьи 24.5, пункт 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, далее - КоАП РФ).

В силу п. 1 ст. 15 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

В соответствии с п. 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Разрешая вопрос о компенсации морального вреда, руководствуясь абз. 2 ст. 151, п. 2 ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом фактических обстоятельств дела, характера допущенного ответчиками нарушения прав истца, его длительности, степени вины ответчиков, объема нарушенных прав, характера причиненных истцу нравственных страданий, состояния его здоровья, руководствуясь принципами соразмерности и справедливости, суд признает разумной и достаточной компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб. с каждого ответчика.

В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Поскольку ТСЖ «Кондоминиум 2000» в добровольном порядке не исполнил требования потребителя, с него подлежит взысканию штраф в размере 5 000 руб., из расчета: 5 000 руб. х 50%, оснований для снижения штрафа суд не усматривает.

ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края» осуществляет безвозмездное предоставление истцу мер социальной поддержки, в связи с чем нормы п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» не распространяются на правоотношения сторон, не имеется оснований для взыскания с данного ответчика штрафа.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются истцы - по искам, связанным с нарушением прав потребителей.

Таким образом, с ответчиков подлежит взысканию в доход бюджета государственная пошлина в размере 600 руб. с каждого, исходя из положений п. 3 ч. 1 ст. 333.19. Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Возложить на Товарищество собственников жилья «Кондоминиум 2000» (...) обязанность предоставить Государственному казенному учреждению «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края» (...) информацию, содержащуюся в платежных документах на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предъявленных к оплате Мананкову Ю. И. (...) за жилое помещение по адресу: Адрес по видам услуг за период с Дата по Дата, в течение 10 календарных дней после вступления решения суда в законную силу.

Возложить на Государственное казенное учреждение «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края» (...) обязанность произвести перерасчет ежемесячной денежной компенсации Мананкову Ю. И. (...) по адресу: Адрес за период с 01.04.2021 по 31.08.2023 с учетом представленной Товариществом собственников жилья «Кондоминиум 2000» (...) информации, в течение 10 календарных дней.

Взыскать с Товарищества собственников жилья «Кондоминиум 2000» (...) в пользу Мананкова Ю. И. (...) компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб., штраф в размере 5 000 руб.

Взыскать с Государственного казенного учреждения «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края» (...) в пользу Мананкова Ю. И. (...) компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Взыскать с Государственного казенного учреждения «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края» (...) в доход бюджета муниципального образования г. Пермь государственную пошлину в размере 600 руб.

Взыскать с Товарищества собственников жилья «Кондоминиум 2000» (...) в доход бюджета муниципального образования г. Пермь государственную пошлину в размере 600 руб.

Решение в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.

...

....

Судья                         О.В. Хусаинова

...

...

2-49/2024 (2-3516/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Мананков Юрий Иванович
Ответчики
ТСЖ "Кондоминимум 2000"
ГКУ "Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края"
Другие
Евсеева Алёна Сергеевна
Целищева Мария Александровна
Суд
Дзержинский районный суд г. Перми
Судья
Хусаинова О.В.
Дело на странице суда
dzerjin.perm.sudrf.ru
07.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.08.2023Передача материалов судье
14.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.08.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.09.2023Предварительное судебное заседание
22.09.2023Предварительное судебное заседание
09.11.2023Предварительное судебное заседание
09.11.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
07.12.2023Предварительное судебное заседание
15.01.2024Судебное заседание
12.02.2024Судебное заседание
27.03.2024Судебное заседание
04.04.2024Судебное заседание
18.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.05.2024Дело оформлено
03.05.2024Дело передано в архив
04.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее