Решение по делу № 33АП-2204/2021 от 28.05.2021

УИД 28RS0004-01-2020-011557-82

Дело в„– 33РђРџ-2204/2021      РЎСѓРґСЊСЏ первой инстанции

Докладчик Абрамова С.А. Фирсова Е.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 августа 2021 РіРѕРґР°                  РіРѕСЂРѕРґ Благовещенск

Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:

председательствующего Калиниченко Т.А.,

судей Абрамовой С.А., Бережновой Н.Д.,

при секретаре Ермолаевой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Воробьевой О.А. к УФСИН России по Амурской области, ФСИН России о признании права на получение жилищного сертификата, обязании предоставить жилищный сертификат, по апелляционной жалобе представителя Воробьевой О.А. – Оноприенко С.В. на решение Благовещенского городского суда от 12 марта 2021 года.

Заслушав доклад судьи Абрамовой С.А., выслушав пояснения представителя УФСИН России по Амурской области - Арчакова А.К., действующего на основании доверенности от 30 марта 2021 года, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Воробьева О.А. обратилась в суд с иском к УФСИН России по Амурской области, ФСИН России о признании права на получение жилищного сертификата, обязании предоставить жилищный сертификат.

В обоснование заявленных требований указала, что в период со 2 июля 1984 года по 12 мая 1988 года проходила службу в УВ 14/5, а с 1988 года по 20 апреля 2015 года - в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области.

На момент увольнения выслуга лет истца для выплаты единовременного пособия составляет 30 лет 09 месяцев 17 дней. Непрерывный стаж истца в органах внутренних дел и уголовно-исполнительной системе у Воробьевой О.А. на день увольнения в календарном исчислении составил 18 лет 06 месяцев 19 дней, в льготном – 27 лет 09 месяцев 28 дней. Выслуга лет для назначения пенсии истца составила 44 года 03 месяца 05 дней. Воробьева О.А. является ветераном труда.

27.11.2014 года истец обратилась в жилищно-бытовую комиссию ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области с рапортом о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Решением комиссии истцу отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий со ссылкой на то, что принятие на учет граждан после 1 марта 2005 года осуществляется органом местного самоуправления. Решением Сковородинского районного суда от 9 февраля 2015 года решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области № 5 от 27 ноября 2014 года об отказе Воробьевой О.А. в постановке на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий признано незаконным, на ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области возложена обязанность повторно рассмотреть рапорт истца о признании её и членов её семьи нуждающимися в жилом помещении. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 29 апреля 2015 года решение Сковородинского районного суда от 9 февраля 2015 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ответчика - без удовлетворения.

Согласно сводному списку граждан-получателей подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» на 2015 год по УФСИН России по Амурской области Воробьева О.А. являлась второй в очереди на получение сертификата. Истец отвечает всем требованиям, указанным в законе, необходимым для получения жилья, однако ответчики на протяжении более 5 лет бездействуют и не предоставляют истцу жилищный сертификат. Жильё, в котором истец проживает в настоящее время, непригодно для проживания, признано аварийным.

На основании изложенного, уточнив заявленные исковые требования, Воробьева О.А. просила суд признать за ней право на получение государственного жилищного сертификата на семью, состоящую из двух человек; обязать ФСИН России выдать истцу государственный жилищный сертификат на семью, состоящую из двух человек.

В судебном заседании представитель Воробьевой О.А. – Оноприенко С.В. на требованиях иска с учётом его уточнения настаивал, подробно указал на обстоятельства, изложенные в иске.

Представитель УФСИН России по Амурской области – Кутузов В.А. с исковыми требованиями Воробьевой О.А. не согласился, поскольку права истца не нарушены.

Решением Благовещенского городского суда от 12 марта 2021 года Воробьевой О.А. в удовлетворения исковых требований к ФСИН России, УФСИН России по Амурской области о признании права на получение жилищного сертификата, обязании выдать жилищный сертификат на семью, состоящую из двух человек отказано.

На решение суда от представителя Воробьевой О.А. – Оноприенко С.В. поступила апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об его отмене, поскольку в материалах дела имеется достаточная совокупность доказательств, свидетельствующих о наличии у истца права на получение сертификата и о виновном бездействии ответчика, связанного с его не предоставлением.

В письменных возражениях УФСИН России по Амурской области полагает постановленное решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу-без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции представитель УФСИН России по Амурской области - Арчаков А.К. просил оставить решение суда без изменения, а жалобу истца – без удовлетворения.

В судебное заседание не явились Воробьева О.А., её представитель – Оноприенко С.В., представители ФСИН России, УИС УФСИН России по Амурской области о месте и времени апелляционного рассмотрения дела извещены надлежащим образом (направлением письменных извещений, которые получены 5 августа 2021 года, 27 июля 2021 года соответственно), в том числе стороны извещены путём размещения соответствующей информации на официальном интернет-сайте Амурского областного суда (с учетом положений ч. 2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в п. 16 Постановления от 26 декабря 2017 года №57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов»). Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание отсутствие ходатайств об отложении судебного заседания и непредставление сведений об уважительных причинах участников процесса, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из представленных материалов дела, 27 ноября 2014 года Воробьева О.А. обратилась с рапортом в жилищно-бытовую комиссию ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области о постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области от 27 ноября 2014 года ей отказано в постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении по причине того, что принятие на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, после 1 марта 2005 года осуществляется органом местного самоуправления.

Решением Сковородинского районного суда от 9 февраля 2015 года по иску Воробьевой О.А. к ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области о признании незаконным решения об отказе в постановке на учёт и обязании устранить допущенные нарушения, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Амурского областного суда от 29 апреля 2015 года, постановлено исковые требования Воробьевой О.А. удовлетворить частично, признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области № 5 от 27 ноября 2014 года об отказе Воробьевой О.А. в постановке на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий; на ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области возложена обязанность повторно рассмотреть рапорт Воробьевой О.А. о признании её и членов её семьи нуждающимися в жилом помещении.

Протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии от 5 июня 2015 года № 5 ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области Воробьева О.А., на основании вступившего в законную силу решения суда, поставлена на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Обращаясь в суд с иском, Воробьева О.А. указала, что она отвечает всем требованиям, указанным в законе, необходимым для получения жилья, однако ответчики на протяжении более 5 лет бездействуют и не предоставляют истцу жилищный сертификат, жильё, в котором истец проживает в настоящее время, непригодно для проживания, признано аварийным, в связи с чем имеются основания для возложения на ответчиков обязанности предоставить истцу жилищный сертификат.

Разрешая заявленные исковые требования по существу, суд первой инстанции, применив положения Указа Президента РФ от 28 июня 1999 года № 825 «Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов службы и учреждений», Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», утверждённых постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам - участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы в уголовно-исполнительной системе», утвержденной Приказом ФСИН России от 16 мая 2012 года № 267 (действующей на момент возникновения между сторонами правоотношений), оценив представленные сторонами в обоснование своих позиций доказательства в соответствии с требованиями ст.ст.12, 56, 67 ГПК РФ, пришёл к выводу об отсутствии правовых освнаоний для удовлетворения заявленного иска, поскольку истцом не приведено доказательств наличия у Воробьевой О.А. преимущественного права на предоставление государственного жилищного сертификата

Судебная коллегия, проанализировав обстоятельства рассматриваемого дела и представленные в их подтверждение доказательства, соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку данные выводы не противоречат нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.

Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153 были утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

В соответствии с п.2 данных Правил, сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счёт средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата).

Согласно подпункта «а» п.5, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, имеют следующие граждане Российской Федерации: граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с должностей, выплата оклада денежного содержания по которым осуществлялась за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые были приняты федеральным органом исполнительной власти, в котором они проходили службу, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В силу п.19 Правил, для участия в ведомственной целевой программе граждане, указанные в п.5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов (далее - подразделения), органы местного самоуправления (граждане, указанные в подпунктах «з» и «и» п.5 настоящих Правил, - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если законом субъекта Российской Федерации государственные полномочия субъекта Российской Федерации по постановке на учёт граждан указанных категорий в качестве имеющих право на получение социальной выплаты и их учету не переданы органам местного самоуправления) (далее - орган местного самоуправления (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющий учет граждан) или администрацию г. Байконура, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в ведомственной целевой программе и о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных по форме согласно приложению №1.

Из пунктов 24, 26 Правил следует, что в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. При этом, списки и сводный список формируются в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно п.27 Правил, для включения в список граждан, подтвердивших своё участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, гражданин - участник ведомственной целевой программы, указанный в подпункте «а» или «б» п. 5 настоящих Правил, представляет рапорт (заявление) в порядке и сроки, устанавливаемые соответствующим федеральным органом, в котором он состоит на учёте в качестве нуждающегося в жилых помещениях или в качестве претендующего на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, для переселения из закрытого военного городка (населенного пункта, исключенного из утверждённого Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков, поселка).

В соответствии с п.п.13, 16 - 18 Инструкции, утверждённой приказом ФСИН России от 2 марта 2018 года №181, должностными лицами совместно с органом по учету и распределению жилья учреждения, органа УИС на основании заявлений граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, формируется список на планируемый год согласно приложению №2 к Правилам по каждой категории граждан.

Формирование списка осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью, в какой граждане - участники основного мероприятия были поставлены на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а для граждан, подлежащих переселению из поселков, - в последовательности, в какой их заявления (рапорты) на участие в основном мероприятии были зарегистрированы. Граждане - участники основного мероприятия, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в списке по алфавиту.

Список, сформированный учреждением, подведомственным территориальному органу ФСИН России, утверждённый начальником данного учреждения, сшитый и заверенный оттиском мастичной печати, и сформированные учётные дела до 10 июля года, предшествующего планируемому, подлежат представлению в соответствующий территориальный орган ФСИН России.

Должностными лицами совместно с органом по учёту и распределению жилья и оперативными службами территориального органа ФСИН России рассматриваются представленные списки и учетные дела граждан - участников основного мероприятия, осуществляется проверка обоснованности включения граждан - участников основного мероприятия в указанные списки в течение 20 дней с момента их представления.

При этом сведения, послужившие основанием для признания гражданина участником основного мероприятия, подлежат уточнению с истребованием в случае необходимости дополнительных документов от учреждения УИС, в котором гражданин состоит на жилищном учёте, а в случае переселения граждан из поселков - учреждения УИС по месту расположения поселка.

ФСИН России на основании сводных списков участников, представленных территориальными органами ФСИН России и учреждениями, непосредственно подчинёнными ФСИН России, направляет до 1 сентября года, предшествующего планируемому, ответственному исполнителю основного мероприятия сведения о необходимом количестве сертификатов на планируемый год.

На основании доведённых в соответствии с п.28 Правил государственным заказчиком основного мероприятия контрольных цифр бюджетных средств для предоставления социальных выплат на планируемый год (далее - контрольные цифры) для учреждений и органов УИС в ФСИН России готовятся предложения по их распределению среди территориальных органов ФСИН России и учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России. Распределение контрольных цифр утверждается заместителем директора ФСИН России, курирующим данное направление деятельности.

Утверждённые контрольные цифры доводятся до территориальных органов ФСИН России и учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России.

Распределение объёмов финансирования по территориальным органам ФСИН России и учреждениям, непосредственно подчиненным ФСИН России, осуществляется с учетом сведений о количестве граждан - участников основного мероприятия, указанных в утвержденных сводных списках, по каждой категории граждан. Распределение объема финансирования должно предусматривать возможность получения территориальным органом ФСИН России и учреждением, непосредственно подчиненным ФСИН России, представившим сводный список участников, не менее одного сертификата.

Территориальный орган ФСИН России и учреждение, непосредственно подчиненное ФСИН России, в 10-дневный срок после получения контрольных цифр бюджетных средств на основании утверждённого сводного списка участников, а также норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, действующего на момент получения контрольных цифр, формирует и утверждает сводный список граждан - получателей сертификатов в планируемом году (далее - сводный список получателей) по каждой категории граждан.

При рассмотрении настоящего спора судом апелляционной инстанции было предложено ответчику представить сведения о постановке на учёт Воробьёвой О.А. и включении её в списки с 2015 по 2021 годы, сведения о направлении сводных списков на получение сертификата с 2015 по 2021 годы, сведения о получении сертификата с указанием ФИО и должностей с 2015 по 2021 годы, при этом ответчиком представлены указанные сведения с 2017 по 2021 годы.

Из представленных ответчиком материалов следует, что за период с 2018 по 2021 годы сертификаты от УФСИН России по Амурской области получили следующие граждане: Ф.И.О.11, Ф.И.О.12, Ф.И.О.13, Ф.И.О.14, Ф.И.О.15, Ф.И.О.16, Ф.И.О.17, Ф.И.О.18, Ф.И.О.19

Из сводного списка от 12 декабря 2017 года следует, что Ф.И.О.11 занимала 1 место в очереди, состояла на учёте на получение сертификата с 10 декабря 2001 года, номер учётного дела №12, Ф.И.О.12 занимал 2 место в очереди, состоял на учёте на получение сертификата со 2 ноября 2011 года, номер учётного дела №18, Ф.И.О.13 отсутствовал в указанном списке, Ф.И.О.14 занимала 3 место в очереди, состояла на учёте на получение сертификата с 11 июня 2013 года, номер учётного дела №2, Ф.И.О.15 занимала 4 место в очереди, состояла на учёте на получение сертификата с 29 января 2014 года, номер учётного дела №29, Ф.И.О.16 отсутствовал в указанном списке, Ф.И.О.17 отсутствовала в указанном списке, Ф.И.О.18 отсутствовал в указанном списке, Ф.И.О.19 отсутствовал в указанном списке, Воробьева О.А. занимала 6 место в очереди, состояла на учёте на получение сертификата с 5 июня 2015 года, номер учётного дела №16.

17 марта 2018 года Ф.И.О.11, Ф.И.О.12 получили сертификаты.

Из сводного списка от 30 июля 2018 года следует, что Ф.И.О.13 занимал 3 место в очереди, состоял на учёте на получение сертификата с 2 декабря 2011 года, номер учётного дела №23, Ф.И.О.14 занимала 6 место в очереди, состояла на учёте на получение сертификата с 11 июня 2013 года, Ф.И.О.15 занимал 7 место в очереди, состоял на учёте на получение сертификата с 29 января 2014 года, номер учётного дела №29, Ф.И.О.16 отсутствовал в указанном списке, Ф.И.О.17 отсутствовала в указанном списке, Ф.И.О.18 отсутствовал в указанном списке, Ф.И.О.19 занимал 2 место в очереди, состояла на учёте на получение сертификата с 20 июня 2003 года, номер учётного дела №8, Воробьева О.А. занимала 9 место в очереди, состояла на учёте на получение сертификата с 5 июня 2015 года, номер учётного дела №16.

6 мая 2019 года Ф.И.О.13, Ф.И.О.14, Ф.И.О.15 получили сертификаты.

Из сводного списка от 31 июля 2019 года следует, что Ф.И.О.16 занимал 1 место в очереди, состоял на учёте на получение сертификата с 10 декабря 2001 года, номер учётного дела №3, Зайцева В.М. занимала 2 место в очереди, состояла на учёте на получение сертификата с 31 октября 2002 года, номер учётного дела №4-2019, Ф.И.О.18 отсутствовал в указанном списке, Ф.И.О.19 отсутствовал в указанном списке, Воробьева О.А. занимала 6 место в очереди, состояла на учёте на получение сертификата с 5 июня 2015 года, номер учётного дела №16.

20 августа 2020 года Ф.И.О.16, Ф.И.О.17 получили сертификаты.

Из сводного списка от 31 июля 2020 года следует, что Ф.И.О.18 занимал 1 место в очереди, состоял на учёте на получение сертификата с 16 марта 2001 года, номер учётного дела №102, Ф.И.О.19 занимал 2 место в очереди, состоял на учёте на получение сертификата с 20 июня 2003 года, номер учётного дела №8, Воробьева О.А. занимала 6 место в очереди, состояла на учёте на получение сертификата с 5 июня 2015 года, номер учётного дела №16.

10 июня 2021 года Ф.И.О.18, Ф.И.О.19 получили сертификаты.

Согласно списку пенсионеров ФКУ УИИ УФСИН России по Амурской области, состоящих на учёте как нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на 29 апреля 2021 года, Воробьева О.А. занимает 2 место в очереди на получение сертификата, дата постановки на учёт 25 мая 2015 года.

Таким образом, из материалов дела следует, что лица, получившие жилые помещения за период с 2017 по 2021 годы, ранее истца встали на учёт, как нуждающиеся в улучшении жилищных условий в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований по мотиву нарушения прав истца на предоставление жилищного сертификата со стороны ответчика, не имеется.

При этом, как верно указал суд первой инстанции, тот факт, что жилое помещение, в котором в настоящее время проживает Воробьева О.А. с членами своей семьи, признано аварийным, не пригодным к проживанию, в рамках рассматриваемого спора правового значения не имеет, так как в силу закона данное обстоятельство не отнесено к исключительным, позволяющим предоставление меры социальной поддержки во внеочередном порядке.

С учётом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности обжалуемого решения. При принятии решения суд руководствовался нормами материального права, подлежащими применению при рассмотрении дел данной категории, исследовал все имеющиеся в материалах дела доказательства, дал им надлежащую правовую оценку по правилам ст.67 ГПК РФ, так же отразил в решении мотивы, по которым пришёл к соответствующим выводам. Выводы суда основаны на исследованных материалах дела и соответствуют действующему законодательству.

Руководствуясь ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

Решение Благовещенского городского суда 12 марта 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Воробьевой Ольги Алексеевны – Оноприенко Сергея Валерьевича - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

РЎСѓРґСЊРё:

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 2 сентября 2021 года.

УИД 28RS0004-01-2020-011557-82

Дело в„– 33РђРџ-2204/2021      РЎСѓРґСЊСЏ первой инстанции

Докладчик Абрамова С.А. Фирсова Е.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 августа 2021 РіРѕРґР°                  РіРѕСЂРѕРґ Благовещенск

Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:

председательствующего Калиниченко Т.А.,

судей Абрамовой С.А., Бережновой Н.Д.,

при секретаре Ермолаевой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Воробьевой О.А. к УФСИН России по Амурской области, ФСИН России о признании права на получение жилищного сертификата, обязании предоставить жилищный сертификат, по апелляционной жалобе представителя Воробьевой О.А. – Оноприенко С.В. на решение Благовещенского городского суда от 12 марта 2021 года.

Заслушав доклад судьи Абрамовой С.А., выслушав пояснения представителя УФСИН России по Амурской области - Арчакова А.К., действующего на основании доверенности от 30 марта 2021 года, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Воробьева О.А. обратилась в суд с иском к УФСИН России по Амурской области, ФСИН России о признании права на получение жилищного сертификата, обязании предоставить жилищный сертификат.

В обоснование заявленных требований указала, что в период со 2 июля 1984 года по 12 мая 1988 года проходила службу в УВ 14/5, а с 1988 года по 20 апреля 2015 года - в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области.

На момент увольнения выслуга лет истца для выплаты единовременного пособия составляет 30 лет 09 месяцев 17 дней. Непрерывный стаж истца в органах внутренних дел и уголовно-исполнительной системе у Воробьевой О.А. на день увольнения в календарном исчислении составил 18 лет 06 месяцев 19 дней, в льготном – 27 лет 09 месяцев 28 дней. Выслуга лет для назначения пенсии истца составила 44 года 03 месяца 05 дней. Воробьева О.А. является ветераном труда.

27.11.2014 года истец обратилась в жилищно-бытовую комиссию ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области с рапортом о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Решением комиссии истцу отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий со ссылкой на то, что принятие на учет граждан после 1 марта 2005 года осуществляется органом местного самоуправления. Решением Сковородинского районного суда от 9 февраля 2015 года решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области № 5 от 27 ноября 2014 года об отказе Воробьевой О.А. в постановке на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий признано незаконным, на ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области возложена обязанность повторно рассмотреть рапорт истца о признании её и членов её семьи нуждающимися в жилом помещении. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 29 апреля 2015 года решение Сковородинского районного суда от 9 февраля 2015 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ответчика - без удовлетворения.

Согласно сводному списку граждан-получателей подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» на 2015 год по УФСИН России по Амурской области Воробьева О.А. являлась второй в очереди на получение сертификата. Истец отвечает всем требованиям, указанным в законе, необходимым для получения жилья, однако ответчики на протяжении более 5 лет бездействуют и не предоставляют истцу жилищный сертификат. Жильё, в котором истец проживает в настоящее время, непригодно для проживания, признано аварийным.

На основании изложенного, уточнив заявленные исковые требования, Воробьева О.А. просила суд признать за ней право на получение государственного жилищного сертификата на семью, состоящую из двух человек; обязать ФСИН России выдать истцу государственный жилищный сертификат на семью, состоящую из двух человек.

В судебном заседании представитель Воробьевой О.А. – Оноприенко С.В. на требованиях иска с учётом его уточнения настаивал, подробно указал на обстоятельства, изложенные в иске.

Представитель УФСИН России по Амурской области – Кутузов В.А. с исковыми требованиями Воробьевой О.А. не согласился, поскольку права истца не нарушены.

Решением Благовещенского городского суда от 12 марта 2021 года Воробьевой О.А. в удовлетворения исковых требований к ФСИН России, УФСИН России по Амурской области о признании права на получение жилищного сертификата, обязании выдать жилищный сертификат на семью, состоящую из двух человек отказано.

На решение суда от представителя Воробьевой О.А. – Оноприенко С.В. поступила апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об его отмене, поскольку в материалах дела имеется достаточная совокупность доказательств, свидетельствующих о наличии у истца права на получение сертификата и о виновном бездействии ответчика, связанного с его не предоставлением.

В письменных возражениях УФСИН России по Амурской области полагает постановленное решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу-без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции представитель УФСИН России по Амурской области - Арчаков А.К. просил оставить решение суда без изменения, а жалобу истца – без удовлетворения.

В судебное заседание не явились Воробьева О.А., её представитель – Оноприенко С.В., представители ФСИН России, УИС УФСИН России по Амурской области о месте и времени апелляционного рассмотрения дела извещены надлежащим образом (направлением письменных извещений, которые получены 5 августа 2021 года, 27 июля 2021 года соответственно), в том числе стороны извещены путём размещения соответствующей информации на официальном интернет-сайте Амурского областного суда (с учетом положений ч. 2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в п. 16 Постановления от 26 декабря 2017 года №57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов»). Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание отсутствие ходатайств об отложении судебного заседания и непредставление сведений об уважительных причинах участников процесса, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из представленных материалов дела, 27 ноября 2014 года Воробьева О.А. обратилась с рапортом в жилищно-бытовую комиссию ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области о постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области от 27 ноября 2014 года ей отказано в постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении по причине того, что принятие на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, после 1 марта 2005 года осуществляется органом местного самоуправления.

Решением Сковородинского районного суда от 9 февраля 2015 года по иску Воробьевой О.А. к ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области о признании незаконным решения об отказе в постановке на учёт и обязании устранить допущенные нарушения, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Амурского областного суда от 29 апреля 2015 года, постановлено исковые требования Воробьевой О.А. удовлетворить частично, признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области № 5 от 27 ноября 2014 года об отказе Воробьевой О.А. в постановке на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий; на ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области возложена обязанность повторно рассмотреть рапорт Воробьевой О.А. о признании её и членов её семьи нуждающимися в жилом помещении.

Протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии от 5 июня 2015 года № 5 ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области Воробьева О.А., на основании вступившего в законную силу решения суда, поставлена на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Обращаясь в суд с иском, Воробьева О.А. указала, что она отвечает всем требованиям, указанным в законе, необходимым для получения жилья, однако ответчики на протяжении более 5 лет бездействуют и не предоставляют истцу жилищный сертификат, жильё, в котором истец проживает в настоящее время, непригодно для проживания, признано аварийным, в связи с чем имеются основания для возложения на ответчиков обязанности предоставить истцу жилищный сертификат.

Разрешая заявленные исковые требования по существу, суд первой инстанции, применив положения Указа Президента РФ от 28 июня 1999 года № 825 «Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов службы и учреждений», Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», утверждённых постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам - участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы в уголовно-исполнительной системе», утвержденной Приказом ФСИН России от 16 мая 2012 года № 267 (действующей на момент возникновения между сторонами правоотношений), оценив представленные сторонами в обоснование своих позиций доказательства в соответствии с требованиями ст.ст.12, 56, 67 ГПК РФ, пришёл к выводу об отсутствии правовых освнаоний для удовлетворения заявленного иска, поскольку истцом не приведено доказательств наличия у Воробьевой О.А. преимущественного права на предоставление государственного жилищного сертификата

Судебная коллегия, проанализировав обстоятельства рассматриваемого дела и представленные в их подтверждение доказательства, соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку данные выводы не противоречат нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.

Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153 были утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

В соответствии с п.2 данных Правил, сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счёт средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата).

Согласно подпункта «а» п.5, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, имеют следующие граждане Российской Федерации: граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с должностей, выплата оклада денежного содержания по которым осуществлялась за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые были приняты федеральным органом исполнительной власти, в котором они проходили службу, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В силу п.19 Правил, для участия в ведомственной целевой программе граждане, указанные в п.5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов (далее - подразделения), органы местного самоуправления (граждане, указанные в подпунктах «з» и «и» п.5 настоящих Правил, - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если законом субъекта Российской Федерации государственные полномочия субъекта Российской Федерации по постановке на учёт граждан указанных категорий в качестве имеющих право на получение социальной выплаты и их учету не переданы органам местного самоуправления) (далее - орган местного самоуправления (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющий учет граждан) или администрацию г. Байконура, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в ведомственной целевой программе и о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных по форме согласно приложению №1.

Из пунктов 24, 26 Правил следует, что в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. При этом, списки и сводный список формируются в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно п.27 Правил, для включения в список граждан, подтвердивших своё участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, гражданин - участник ведомственной целевой программы, указанный в подпункте «а» или «б» п. 5 настоящих Правил, представляет рапорт (заявление) в порядке и сроки, устанавливаемые соответствующим федеральным органом, в котором он состоит на учёте в качестве нуждающегося в жилых помещениях или в качестве претендующего на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, для переселения из закрытого военного городка (населенного пункта, исключенного из утверждённого Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков, поселка).

В соответствии с п.п.13, 16 - 18 Инструкции, утверждённой приказом ФСИН России от 2 марта 2018 года №181, должностными лицами совместно с органом по учету и распределению жилья учреждения, органа УИС на основании заявлений граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, формируется список на планируемый год согласно приложению №2 к Правилам по каждой категории граждан.

Формирование списка осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью, в какой граждане - участники основного мероприятия были поставлены на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а для граждан, подлежащих переселению из поселков, - в последовательности, в какой их заявления (рапорты) на участие в основном мероприятии были зарегистрированы. Граждане - участники основного мероприятия, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в списке по алфавиту.

Список, сформированный учреждением, подведомственным территориальному органу ФСИН России, утверждённый начальником данного учреждения, сшитый и заверенный оттиском мастичной печати, и сформированные учётные дела до 10 июля года, предшествующего планируемому, подлежат представлению в соответствующий территориальный орган ФСИН России.

Должностными лицами совместно с органом по учёту и распределению жилья и оперативными службами территориального органа ФСИН России рассматриваются представленные списки и учетные дела граждан - участников основного мероприятия, осуществляется проверка обоснованности включения граждан - участников основного мероприятия в указанные списки в течение 20 дней с момента их представления.

При этом сведения, послужившие основанием для признания гражданина участником основного мероприятия, подлежат уточнению с истребованием в случае необходимости дополнительных документов от учреждения УИС, в котором гражданин состоит на жилищном учёте, а в случае переселения граждан из поселков - учреждения УИС по месту расположения поселка.

ФСИН России на основании сводных списков участников, представленных территориальными органами ФСИН России и учреждениями, непосредственно подчинёнными ФСИН России, направляет до 1 сентября года, предшествующего планируемому, ответственному исполнителю основного мероприятия сведения о необходимом количестве сертификатов на планируемый год.

На основании доведённых в соответствии с п.28 Правил государственным заказчиком основного мероприятия контрольных цифр бюджетных средств для предоставления социальных выплат на планируемый год (далее - контрольные цифры) для учреждений и органов УИС в ФСИН России готовятся предложения по их распределению среди территориальных органов ФСИН России и учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России. Распределение контрольных цифр утверждается заместителем директора ФСИН России, курирующим данное направление деятельности.

Утверждённые контрольные цифры доводятся до территориальных органов ФСИН России и учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России.

Распределение объёмов финансирования по территориальным органам ФСИН России и учреждениям, непосредственно подчиненным ФСИН России, осуществляется с учетом сведений о количестве граждан - участников основного мероприятия, указанных в утвержденных сводных списках, по каждой категории граждан. Распределение объема финансирования должно предусматривать возможность получения территориальным органом ФСИН России и учреждением, непосредственно подчиненным ФСИН России, представившим сводный список участников, не менее одного сертификата.

Территориальный орган ФСИН России и учреждение, непосредственно подчиненное ФСИН России, в 10-дневный срок после получения контрольных цифр бюджетных средств на основании утверждённого сводного списка участников, а также норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, действующего на момент получения контрольных цифр, формирует и утверждает сводный список граждан - получателей сертификатов в планируемом году (далее - сводный список получателей) по каждой категории граждан.

При рассмотрении настоящего спора судом апелляционной инстанции было предложено ответчику представить сведения о постановке на учёт Воробьёвой О.А. и включении её в списки с 2015 по 2021 годы, сведения о направлении сводных списков на получение сертификата с 2015 по 2021 годы, сведения о получении сертификата с указанием ФИО и должностей с 2015 по 2021 годы, при этом ответчиком представлены указанные сведения с 2017 по 2021 годы.

Из представленных ответчиком материалов следует, что за период с 2018 по 2021 годы сертификаты от УФСИН России по Амурской области получили следующие граждане: Ф.И.О.11, Ф.И.О.12, Ф.И.О.13, Ф.И.О.14, Ф.И.О.15, Ф.И.О.16, Ф.И.О.17, Ф.И.О.18, Ф.И.О.19

Из сводного списка от 12 декабря 2017 года следует, что Ф.И.О.11 занимала 1 место в очереди, состояла на учёте на получение сертификата с 10 декабря 2001 года, номер учётного дела №12, Ф.И.О.12 занимал 2 место в очереди, состоял на учёте на получение сертификата со 2 ноября 2011 года, номер учётного дела №18, Ф.И.О.13 отсутствовал в указанном списке, Ф.И.О.14 занимала 3 место в очереди, состояла на учёте на получение сертификата с 11 июня 2013 года, номер учётного дела №2, Ф.И.О.15 занимала 4 место в очереди, состояла на учёте на получение сертификата с 29 января 2014 года, номер учётного дела №29, Ф.И.О.16 отсутствовал в указанном списке, Ф.И.О.17 отсутствовала в указанном списке, Ф.И.О.18 отсутствовал в указанном списке, Ф.И.О.19 отсутствовал в указанном списке, Воробьева О.А. занимала 6 место в очереди, состояла на учёте на получение сертификата с 5 июня 2015 года, номер учётного дела №16.

17 марта 2018 года Ф.И.О.11, Ф.И.О.12 получили сертификаты.

Из сводного списка от 30 июля 2018 года следует, что Ф.И.О.13 занимал 3 место в очереди, состоял на учёте на получение сертификата с 2 декабря 2011 года, номер учётного дела №23, Ф.И.О.14 занимала 6 место в очереди, состояла на учёте на получение сертификата с 11 июня 2013 года, Ф.И.О.15 занимал 7 место в очереди, состоял на учёте на получение сертификата с 29 января 2014 года, номер учётного дела №29, Ф.И.О.16 отсутствовал в указанном списке, Ф.И.О.17 отсутствовала в указанном списке, Ф.И.О.18 отсутствовал в указанном списке, Ф.И.О.19 занимал 2 место в очереди, состояла на учёте на получение сертификата с 20 июня 2003 года, номер учётного дела №8, Воробьева О.А. занимала 9 место в очереди, состояла на учёте на получение сертификата с 5 июня 2015 года, номер учётного дела №16.

6 мая 2019 года Ф.И.О.13, Ф.И.О.14, Ф.И.О.15 получили сертификаты.

Из сводного списка от 31 июля 2019 года следует, что Ф.И.О.16 занимал 1 место в очереди, состоял на учёте на получение сертификата с 10 декабря 2001 года, номер учётного дела №3, Зайцева В.М. занимала 2 место в очереди, состояла на учёте на получение сертификата с 31 октября 2002 года, номер учётного дела №4-2019, Ф.И.О.18 отсутствовал в указанном списке, Ф.И.О.19 отсутствовал в указанном списке, Воробьева О.А. занимала 6 место в очереди, состояла на учёте на получение сертификата с 5 июня 2015 года, номер учётного дела №16.

20 августа 2020 года Ф.И.О.16, Ф.И.О.17 получили сертификаты.

Из сводного списка от 31 июля 2020 года следует, что Ф.И.О.18 занимал 1 место в очереди, состоял на учёте на получение сертификата с 16 марта 2001 года, номер учётного дела №102, Ф.И.О.19 занимал 2 место в очереди, состоял на учёте на получение сертификата с 20 июня 2003 года, номер учётного дела №8, Воробьева О.А. занимала 6 место в очереди, состояла на учёте на получение сертификата с 5 июня 2015 года, номер учётного дела №16.

10 июня 2021 года Ф.И.О.18, Ф.И.О.19 получили сертификаты.

Согласно списку пенсионеров ФКУ УИИ УФСИН России по Амурской области, состоящих на учёте как нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на 29 апреля 2021 года, Воробьева О.А. занимает 2 место в очереди на получение сертификата, дата постановки на учёт 25 мая 2015 года.

Таким образом, из материалов дела следует, что лица, получившие жилые помещения за период с 2017 по 2021 годы, ранее истца встали на учёт, как нуждающиеся в улучшении жилищных условий в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований по мотиву нарушения прав истца на предоставление жилищного сертификата со стороны ответчика, не имеется.

При этом, как верно указал суд первой инстанции, тот факт, что жилое помещение, в котором в настоящее время проживает Воробьева О.А. с членами своей семьи, признано аварийным, не пригодным к проживанию, в рамках рассматриваемого спора правового значения не имеет, так как в силу закона данное обстоятельство не отнесено к исключительным, позволяющим предоставление меры социальной поддержки во внеочередном порядке.

С учётом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности обжалуемого решения. При принятии решения суд руководствовался нормами материального права, подлежащими применению при рассмотрении дел данной категории, исследовал все имеющиеся в материалах дела доказательства, дал им надлежащую правовую оценку по правилам ст.67 ГПК РФ, так же отразил в решении мотивы, по которым пришёл к соответствующим выводам. Выводы суда основаны на исследованных материалах дела и соответствуют действующему законодательству.

Руководствуясь ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

Решение Благовещенского городского суда 12 марта 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Воробьевой Ольги Алексеевны – Оноприенко Сергея Валерьевича - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

РЎСѓРґСЊРё:

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 2 сентября 2021 года.

1версия для печати

33АП-2204/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
ВОРОБЬЕВА ОЛЬГА АЛЕКСЕЕВНА
Ответчики
ФСИН России
Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Амурской области
Другие
Оноприенко Сергей Валерьевич
УИС УФСИН России по Амурской области
Суд
Амурский областной суд
Судья
Благовещенский городской суд
Дело на странице суда
oblsud.amr.sudrf.ru
28.05.2021Передача дела судье
23.06.2021Судебное заседание
19.07.2021Судебное заседание
30.08.2021Судебное заседание
06.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.09.2021Передано в экспедицию
30.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее