Решение по делу № 2-416/2022 от 07.02.2022

УИД 11RS0010-01-2022-000285-87

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 марта 2022 года г. Сыктывкар Республики Коми

Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми

в составе судьи Петровой М.В.

при секретаре Кузнецове Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-416/2022 по иску Ивашевой Елены Николаевны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Коми о взыскании невыплаченных отпускных и выплат, связанных с увольнением в связи с выходом на государственную пенсию,

установил:

Ивашева Е.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к Межрайонной ИФНС № 8 по Республике Коми о взыскании невыплаченных отпускных в размере 50594,84 руб., компенсации за неиспользованный отпуск в размере 51893,07 руб., денежную компенсации за задержку выплат в размере 3039,87 руб., а также компенсации морального вреда в размере 15000 руб. В обоснование иска указала, что в период с **.**.** по **.**.** замещала должность государственной гражданской службы в МИФНС № 8 по Республике Коми на основании служебного контракта. **.**.** служебный контракт расторгнут, она освобождена от занимаемой должности и уволена с гражданской службы ... После увольнения в **.**.** узнала, что при расчете ежемесячного денежного содержания для расчета отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск ответчиком не включены материальная помощь и премии, чем нарушены ее права.

В судебное заседание истец Ивашева Е.Н. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель ответчика - МИФНС № 8 по Республике Коми в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, представил письменные возражения на иск, в котором верность арифметического расчета задолженности, представленного истицей, не оспаривал, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель третьего лица - Управления ФНС по Республике Коми в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.

В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Из представленных материалов дела следует, что **.**.** между МИФНС № 8 по Республике Коми и Ивашевой Е.Н. заключен служебный контракт №..., в соответствии с которым государственный гражданский служащий Ивашева Е.Н. обязуется исполнять должностные обязанности по должности ... Межрайонной ИФНС № 8 по Республике Коми.

В соответствии п. 9 служебного контракта гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит из: ....

Согласно п. 12 служебный контракт заключается на один год с **.**.** по **.**.**.

Приказом Межрайонной ИФНС № 8 по Республике Коми №... от **.**.** Ивашева Е.Н. принята и назначена на государственную гражданскую службу в ...

Приказами Межрайонной ИФНС № 8 по Республике Коми №... от **.**.**, №... от **.**.**, №... от **.**.** Ивашевой Е.Н. предоставлены трудовые отпуска в периоды соответственно с **.**.** по **.**.**, с **.**.** по **.**.**, с **.**.** по **.**.**.

**.**.** между МИФНС № 8 по Республике Коми и Ивашевой Е.Н. заключено дополнительное соглашение №... к служебному контракту №... от **.**.**, в соответствии с которым срок действия служебного контракта продлен с **.**.** по **.**.**.

Приказом Межрайонной ИФНС № 8 по Республике Коми №... от **.**.** служебный контракт с Ивашевой Е.Н. - ... расторгнут по инициативе гражданского служащего, ...

В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ (в ред. от 02.07.2021, действовавшей на момент увольнения) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

В силу ч.5 данной статьи к дополнительным выплатам относятся: 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; 3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; 4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); 5) ежемесячное денежное поощрение; 6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Частью 10 той же статьи предусмотрено, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлены размеры месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы и ежемесячного денежного поощрения. В силу подпункта «б» пункта 13 данного Указа Правительству Российской Федерации поручено утвердить порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего.

Правительство Российской Федерации на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (ст. 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»).

Так, Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562.

Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных Правил.

Согласно п. 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Пунктом 8 названного Постановления Правительства РФ от 06.09.2007 № 562 установлено: если на день расторжения служебного контракта гражданский служащий замещал должность гражданской службы менее 12 месяцев, при расчете месячного денежного содержания дополнительные выплаты также учитываются в размере 1/12 дополнительных выплат, фактически начисленных за отработанное время.

В свою очередь, в пункте 2 Правил воспроизведены положения частей 2 и 5 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ о составе денежного содержания гражданского служащего.

Как следует из представленного ответчиком отзыва, выплаченные истцу средства материального стимулирования не являются одним из видов выплат в составе денежного содержания гражданского служащего, закрытый перечень которых содержится в пункте 2 Правил № 562.

Вместе с тем, положения о порядке формирования фонда оплаты труда гражданских служащих содержатся в ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, частью 2 которой предусмотрено, что при таком формировании сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов;2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.

В соответствии с ч.3 ст. 51 фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 6 ст.51 порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

В силу пунктов 8 и 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, было принято постановление Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7, предусматривающее в 2014 году объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.

Материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст.50 Федерального закона «О государственной гражданской службе», входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, соответственно суммы материального стимулирования, выплаченные Ивашевой Е.Н. в период службы в соответствии с приказами ответчика, должны учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты оплачиваемого отпуска и компенсации за неиспользованный отпуск.

Таким образом, порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих регламентирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562.

Ссылка ответчика в возражениях на Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 № 90н, является ошибочной, поскольку данный Порядок разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» и устанавливает механизм осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы (пункт 1 Порядка).

Согласно пункту 2 Порядка материальное стимулирование, предусмотренное пунктом 1 Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.

Между тем в пункте 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» указано на осуществление материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих, в том числе территориальных органов Федеральной налоговой службы, с 1 января 2007 г., в 2008-2012 годах и в 2013 году.

В силу пункта 2 названного Постановления Правительства РФ № 611 материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществлялось в 2007-2010 годах за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете по подразделу «Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора» раздела «Общегосударственные вопросы» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Исходя из приведенных положений в их системной взаимосвязи материальное стимулирование, которое было предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 № 611 и выплачивалось в соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, производилось за счет средств, направленных на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в 2007-2010 годах, и не входило в состав денежного содержания гражданского служащего.

Таким образом, дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 № 90н.

Расчет Ивашевой Е.Н. составлен в соответствии положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562, в связи с чем с учетом выплаченных сумм доплате подлежат отпускные в сумме 50594,84 руб., а также компенсация за неиспользованный отпуск в сумме 51893,07 руб.

В соответствии со ст. 142 Трудового кодекса РФ работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность, в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В силу п. 1 ст. 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной стопятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Проверив произведенные истцом расчеты недоплаты заработной платы и денежной компенсации за нарушение сроков выплаты заработной платы, арифметическая правильность которых ответчиком не оспорена, суд с данными расчётами соглашается, поскольку они составлены в соответствии с условиями служебного контракта, дополнительных соглашений и соответствуют вышеназванным требованиям закона.

В силу ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и может выйти за пределы этих требований только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Представленными доказательствами подтверждается, что ответчиком заработная плата в полном объеме работнику не выплачена, в связи с чем суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца денежной компенсации за нарушение сроков выплаты отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск в заявленном размере.

В соответствии со ст.237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Из положений п.63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» следует, что суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Аналогичные критерии определения размера компенсации морального вреда содержатся и в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда».

При определении размера компенсации морального вреда, суд учитывает период неполной выплаты заработной платы, в течение данного периода Ивашева Е.Н. не могла распорядиться причитающейся ей заработной платой в полном объеме, было нарушено её конституционное право на вознаграждение за труд, чем причинены нравственные страдания, в связи с чем считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб., поскольку сам факт нарушения неправомерными действиями работодателя имущественных прав работника (невыплаты своевременно и в полном объеме заработной платы) является основанием для удовлетворения его требования о компенсации морального вреда.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковые требования Ивашевой Елены Николаевны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Коми удовлетворить.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Коми в пользу Ивашевой Елены Николаевны недоплаченное денежное содержание за периоды нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в периоды с **.**.** по **.**.**, с **.**.** по **.**.**, с **.**.** по **.**.** в сумме 50594,84 руб., компенсацию за неиспользованный отпуск в сумме 51893,07 руб., компенсацию за задержку выплат в сумме 3039,87 руб., компенсацию морального вреда в размере 5000 руб., всего 110527,78 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Верховный суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми.

Судья М.В. Петрова

2-416/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Ивашева Елена Николаевна
Ответчики
Межрайонная ИФНС №8 по РК
Другие
УФНС России по РК
Суд
Эжвинский районный суд г. Сыктывкар Республики Коми
Судья
Петрова Мария Васильевна
Дело на странице суда
ejvasud.komi.sudrf.ru
07.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.02.2022Передача материалов судье
07.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.03.2022Судебное заседание
25.03.2022Судебное заседание
25.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.04.2022Дело оформлено
25.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее