Дело № 2-1161/19
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
06.06.2019года г. Липецк
Советский районный суд г. Липецка в составе:
Председательствующего СЃСѓРґСЊРё Р’РёРЅРЅРёРєРѕРІРѕР№ Рђ.Р.
при секретаре Башлыковой Л.Ф.
рассмотрев РІ открытом судебном заседании гражданское дело РїРѕ РёСЃРєСѓ Белокопытова Рвана Сергеевича Рє Департаменту РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ хозяйства Рё благоустройства администрации Рі. Липецка, РњРЈ «Управление главного смотрителя» Рі. Липецка Рѕ взыскании денежных средств,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Белокопытов Р.РЎ. обратился РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє РњРЈ «Управление Главного смотрителя» Рі. Липецка (далее РїРѕ тексту РњРЈ УГС Рі. Липецка) Рѕ возмещении ущерба, ссылаясь РЅР° то, что 08.07.2018Рі. РІ 18-00 РЅР° СѓР».проспект Победы, РґРѕРј 106 РіРѕСЂРѕРґР° Липецка, произошло ДТП СЃ участием РўРЎ: «Тойота Камри» СЂ/Р· в„–, РїРѕРґ управлением Белокопытова Р.РЎ., который наехал РЅР° препятствие выбоину РІ асфальтном покрытии РЅР° проезжей части, РІ результате ДТП автомобилю принадлежащему истцу были причинены механические повреждения.
Рстец РїСЂРѕСЃРёР» взыскать СЃ ответчика РІ возмещение материального ущерба 281151 СЂСѓР±., (стоимость ремонта РўРЎ без учета РёР·РЅРѕСЃР°), РЈРўРЎ 7680 СЂСѓР±., расходы РЅР° независимую оценку ущерба РІ размере 15000., расходы Р·Р° помощь представителя РІ размере 35000,00СЂСѓР±., банковскую РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ Р·Р° внесение денежных средств РІ СЃСѓРјРјРµ 1050 СЂСѓР±., компенсацию морального вреда РІ СЃСѓРјРјРµ 5000 СЂСѓР±., почтовые расходы РІ СЃСѓРјРјРµ 436,36 СЂСѓР±., расходы РїРѕ диагностике РІ СЃСѓРјРµ 800 СЂСѓР±., штраф РІ размере 50% РѕС‚ взысканной СЃСѓРґРѕРј СЃСѓРјРјС‹.
Определением суда от 30.01.2019 года (протокольно) к участию в деле в качестве ответчика привлечен Департамент дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Липецка.
Определением суда от 06.03.2019 года ( протокольно) к участию в деле в качестве третьего лица привлечен МБУ « Управление благоустройства г. Липецка»
В судебном заседании представитель истца по доверенности Садчикова Е.Д. исковые требования поддержала в полном объеме, ссылалась на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Департамента дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Липецка по доверенности Казьмина Н.М. иск не признала, оспаривала объем повреждений, ссылалась, на то, что повреждения, указанные в отчете досудебного оценщика, могли быть получены ТС истца в результате его эксплуатации, стоимость ремонта ТС завышена. Заявила ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы. На разрешение экспертов просила поставить вопросы о причинах повреждения автомобиля 08.07.2018г., атак же стоимости восстановительного ремонта ТС истца с учетом полученных повреждений в результате наезд на яму. Производство экспертизы просила поручить ООО «Центр технической экспертизы», либо ФБУ ВРЦСРЛипецкий филиал.
Представитель истца возражала против назначения по делу экспертизы, в случае удовлетворения ходатайства не возражала против ее поручения экспертам ФБУ ВРЦСРЛипецкий филиал. Указала, что автомобиль ранее был участником других ДТП, но он восстанавливался и не был поврежден 08.07.2018 года, до наезда на яму. Документов по ремонту ТС не сохранилось. В настоящее время автомобиль истца частично восстановлен (колеса с дисками и ходовая часть). Других диагностик автомобиля истца кроме представленных суду, не имеется. Своих вопросов на разрешение экспертов не поставила.
Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
От представителей МУ «Управление главного смотрителя г. Липецка», МБУ « Управление благоустройства г. Липецка» в суд поступили заявления, в которых представители данных участников процесса просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Определением суда от 13.03.2019г. по делу назначена комплексная автотехническая и автотовароведческая экспертиза.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Садчикова Е.Д. иск поддержала, ссылался на доводы, изложенные в исковом заявлении, объяснила обстоятельства ДТП, указала, что на дороге по ходу движения ТС истца имелась яма, на которую истец допустил наезд, так как её не заметил, из-за недостаточной видимости, Не согласилась с выводами судебного эксперта, считая что им занижена стоимость восстановительного ремонта, необоснованно исключен ряд повреждений, не выехал на место ДТП, не осмотрел яму, заявленные требования не уточняла, просила суд взыскать стоимость восстановительного ремонта определенную независимым оценщиком.
Представитель Департамента по доверенности Тимофеева О.Ф. иск не признала, Размер ущерба, определенный судебной экспертизой не оспаривала. Просила применить принцип разумности, пропорциональности и необходимости к судебным расходам, указала, что судебным экспертом подробно описан процесс исследования, полагала заключение судебного эксперта законным и обоснованным. Осмотреть яму судебный эксперт не мог, поскольку она была устранена еще до назначения судебной экспертизы.
Представитель ответчика МУ УГС г. Липецка по доверенности Копылова Л.А. иск не признала, заключение судебной экспертизы не оспаривала, просила к судебным расходам применить нормы ст. 98, 100 ГПК РФ.
Рстец, представитель 3- РіРѕ лица МБУ В« Управление благоустройства Рі. Липецка»
в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом.
Выслушав объяснения представителей участников процесса, показания свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Автомобиль «Тойота Камри» госномер в„– принадлежит Белокопытову Р.РЎ. РЅР° праве собственности, что подтверждено свидетельством Рѕ регистрации РўРЎ, РєРѕРїРёСЏ которого приобщена Рє материалам дела.
РЎСѓРґРѕРј установлено, что 08.07.2018Рі. РІ 18-00 РЅР° Проспекте Победы, Сѓ РґРѕРјР° 106 РіРѕСЂРѕРґР° Липецка, произошло ДТП СЃ участием РўРЎ: «Тойота Камри» СЂ/Р· в„–, РїРѕРґ управлением Белокопытова Р.РЎ., который наехал РЅР° препятствие выбоину РІ асфальтном покрытии РЅР° проезжей части проезжей части автодороги длиной 230 СЃРј., шириной 180 СЃРј., глубиной 0,15Рј., залитую РІРѕРґРѕР№.
В результате ДТП, автомобиль истца получил механические повреждения, а собственнику автомобиля причинен ущерб.
Определением РДПС Р“РБДД РЈРњР’Р” ЛО РѕС‚ 08.07.2018 РіРѕРґР° было отказано РІ возбуждении дела РѕР± административном правонарушении РІ отношении Белокопытова Р.РЎ. Р·Р° отсутствием состава правонарушения.
Обстоятельства ДТП, параметры СЏРјС‹ подтверждаются административным материалом РїРѕ факту ДТП( письменными объяснениями Белокопытова Р.РЎ., схемой ДТП, определением РѕР± отказе РІ возбуждении дела РѕР± административном правонарушении, приложением Рє определению), показания свидетеля Полоскина Р•.Р’., пассажира автомобиля «Тойота Камри» госномер в„–.
Размеры дорожной выбоины, послужившей причиной повреждения автомобиля, превышали допустимые отклонения, определенные в ГОСТ Р50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимости по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".
В подпунктах 3.1.1, 3.1.2 указанного стандарта предусмотрено, что покрытие проезжей части дороги не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин не должны превышать по длине 15 сантиметров, по ширине - 60 и глубине - пяти сантиметров.
Нарушения Белокопытовым Р.РЎ. требований Правил РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения Р Р¤, которые стали Р±С‹ причиной причиненного истцу ущерба, СЃСѓРґРѕРј РЅРµ установлено.
Никаких доказательств, свидетельствующих о том, что истец имел техническую возможность предотвратить наезд на дефект дорожного покрытия не представлено, бесспорные данные о видимости дефекта дорожного покрытия с рабочего места водителя – отсутствуют.
Рстец двигался РїРѕ РґРѕСЂРѕРіРµ, предназначенной для движения транспорта, Рё имел право полагать, что покрытие РґРѕСЂРѕРіРё будет отвечать всем техническим требованиям, так как никаких предупреждающих знаков (1.16 – неровная РґРѕСЂРѕРіР°) РЅР° данном участке установлено РЅРµ было.
Согласно положениям ст. 28 ФЗ N 257-ФЗ от 8 ноября 2007 года "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований настоящего Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 12 ФЗ N 196-ФЗ от 10 декабря 1995 г. "О безопасности дорожного движения", ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Белокопытов Р.РЎ. является пользователем автомобильных РґРѕСЂРѕРі, Рё вред имуществу истца был причинен вследствие ненадлежащего содержания автомобильной РґРѕСЂРѕРіРё, что выразилось РІ наличии РЅР° РґРѕСЂРѕРіРµ, РїРѕ которой двигался автомобиль истца, препятствия РІ РІРёРґРµ СЏРјС‹, залитой РІРѕРґРѕР№, влияющей РЅР° безопасность движения.
Оценив представленные доказательства и обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения, в части содержания и технического обеспечения автомобильных дорог г. Липецка должна быть возложена на Департамент дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Липецка по следующим основаниям.
В соответствии с п. 5 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Обеспечение безопасности дорожного движения является расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу пункта 2.1 Устава МУ «Управление главного смотрителя г. Липецка» в новой редакции, утверждённой 06 марта 2017 г., деятельность Учреждения направлена на решение вопросов местного значения, в целях удовлетворения потребностей населения г. Липецка в благоустройстве территорий города, связанным с ремонтом и текущим содержанием объектов благоустройства, находящихся в муниципальной собственности.
МУ «УГС г. Липецка» является муниципальным заказчиком на выполнение работ по ремонту и текущему содержанию объектов благоустройства, находящихся в муниципальной собственности (согласно приложению) (пункт З.1.), обеспечивает финансирование работ по благоустройству (п. 3.4), осуществляет контроль за организацией и качеством выполнения работ по заключенным, согласно уставным видам деятельности, муниципальным контрактам и договорам, принятие мер по устранению подрядчиками выявленных при проверках нарушений, дефектов и других отступлений от проектов, ГОСТ, СНиП, СП и др.(п. 3.6).
Как следует из приложения к Уставу МУ «УГС г. Липецка» на балансе учреждения на праве оперативного управления находятся автомобильные дороги, расположенные на магистральных улицах и улицах частного сектора, межквартальные дороги, проезды.
Суду не представлено доказательств проводимого МУ УГС г. Липецка мониторинга гарантийных участков дорог после проведенного ремонта.
В соответствии с п. 4 ст. 6, ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Решением Липецкого городского Совета депутатов № 342 от 26.01.17 года было утверждено Положение о Департаменте дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Липецка (далее Департамент).
Согласно Положению Департамент является отраслевым (функциональным) органом – структурным подразделением администрации г. Липецка, осуществляющим полномочия в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечения безопасности движения на них, а также организации благоустройства территории г. Липецка (ст. 1 п. 1).
Основными задачами Департамента является организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения в границах г. Липецка, обеспечение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения (ст.2).
К функциям Департамента отнесены организация выполнения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения в границах г. Липецка и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения (ст. 3 п.п.1, 6).
Обязанности по организации выполнения работ по ремонту и содержанию автомобиль дорог местного значения, а также обязанности по контролю за сохранением этих дорог возложены Положением, утвержденным решением Липецкого городского Совета депутатов, на Департамент.
В соответствии с п. 3.4, 3.23 Положения к функциям Департамента относилась организация работ по ремонту, содержанию и сезонному обслуживанию автомобильных дорог местного значения городского округа г. Липецк, осуществление функции муниципального заказчика на размещение заказов на выполнение работ, необходимых для реализации возложенных на Департамент задач.
Департамент надлежащим образом РЅРµ исполнил обязанности РїРѕ организации ремонта РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ покрытия РІ районе РґРѕРјР° 106 РїРѕ проспекту Победы, что послужило причиной повреждения автомобиля, которым управлял Белокопытов Р.РЎ. Р’РёРЅРѕРІРЅРѕРµ бездействие Департамента, выразившееся РІ ненадлежащем организации ремонта Рё содержания РґРѕСЂРѕРіРё, отсутствии контроля Р·Р° обеспечением сохранности РґРѕСЂРѕРіРё, состоит РІ РїСЂСЏРјРѕР№ причинно – следственной СЃРІСЏР·Рё СЃ наступившими для истца последствиями.
Департамент дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Липецка не обеспечило безопасность дорожного движения, что привело к причинению вреда истцу, и с данного ответчика суд взыскивает сумму ущерба.
Доказательства нарушения истцом Правил дорожного движения, приведших к ДТП, не представлено.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что исковые требования заявлены к Департаменту дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Липецка, правомерно.
МУ «УГС» г. Липецка надлежащим ответчиком по делу не является, в удовлетворении иска к указанному ответчику надлежит отказать.
РР· приложения Рє определению РѕС‚ 08.07.2018Рі. усматривается, что РІ результате ДТП РЅР° автомобиле «Тойота Камри» госномер в„– повреждены: РѕР±Р° левых колеса, РѕР±Р° РґРёСЃРєР° левых колес.
Р’ обоснование СЃСѓРјРјС‹ Рё объема причиненного ущерба, истцом СЃСѓРґСѓ представлено заключение РѕС‚ 09.10.2018 Рі., выполненное оценщиком РРџ РќРѕРІРёРєРѕРІРѕР№ Р®.Рђ., РІ котором рассчитана стоимость ремонта РўРЎ истца без учета РёР·РЅРѕСЃР° РІ размере 306362,00, СЃ учетом РёР·РЅРѕСЃР° – 281151,00 СЂСѓР±., РЈРўРЎ рассчитана РІ размере 7680,00 СЂСѓР±., Р·Р° услуги оценщика истец оплатил 15000,00СЂСѓР±. 10.10.2018 РіРѕРґР° была РРџ Мурадян Рђ.Рђ. ( АрманМоторс) произведена диагностика подвески, развала-схождения автомобиль «Тойота Камри» госномер в„– Рё установлено, что левый передний ступичный подшипник Рё левый рулевой наконечник имеют люфт, деформированы левый передний поворотный кулак, левый передний амортизатор, левая рулевая тяга.
Данный отчет в части стоимости восстановительного ремонта был оспорен в стороной ответчика судебном заседании, в связи с чем по делу назначалась судебная экспертиза.
В соответствии с заключением ФБУ ВРЦСР№ 2711-2712/9-2 от 03.06.2019г. следует, высота от опорной поверхности до повреждений на переднем бампере, накладке ПТФ, хромированной накладке переднего бампера не соответствует глубине рассматриваемой ямы; повреждения на щитке грязезащитном не соответствуют по направлению образования заявленным обстоятельствам ДТП; повреждения левых колесных дисков были образованы при кратковременном перемещении закраины диска колеса вдоль стационарно расположенного объекта; повреждений элементов подвески левого переднего колеса, а так же признаков их замены визуально не усматривается; повреждение шины переднего левого колеса в условиях рассматриваемого происшествия, мог послужить наезд автомобиля на выбоину( яму) на проезжей части; в случае повреждения переднего бампера в условиях рассматриваемого ДТП далее неминуемо должны были образоваться повреждения на подкрылке переднего левого колеса в нижней части и переднем грязезащитном щитке колеса переднего левого чего не было выявлено.
При заявленных обстоятельствах ДТП, имевшего место 08.07.2018г. автомобилем «Тойота-Камри» рег. знак №, могли быть получены повреждения шины переднего левого колеса и левых колесных дисков. Остальные повреждения автомобиля «Тойота-Камри» рег. знак №, зафиксированные в акте осмотра № 46/10-18 от 09.10.2018г. и диагностической карте №К-10908 от 10.10.2018г. не могли быть получены в результате рассматриваемого ДТП
Стоимость восстановительного ремонта автомобиля «Тойота-Камри» рег. знак О754АН/48 с учетом износа и в соответствии с повреждениями, полученными, в результате происшествия от 08.07.2018г. составит 90354 руб. и без учета износа 90746 руб.
Анализируя представленные доказательства СЃСѓРјРјС‹ Рё объема ущерба, СЃСѓРґ принимает РІРѕ внимание заключение эксперта ФБУ ВРЦСР, поскольку РѕРЅРѕ наиболее объективно отражает весь объем повреждений, имевшийся РЅР° РўРЎ Рё определяет необходимые работы РїРѕ восстановлению автомобиля, СЃ учетом полученных повреждений, изучено значительное количество материалов, приведено РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕРµ описание выявленных повреждений, РІ том числе элементов подвески приведены необходимые расчеты, эксперт предупрежден РѕР± уголовной ответственности Р·Р° дачу заведомо ложного заключения, экспертиза проведена экспертом, обладающим специальными познаниями РІ требуемой области, имеющим значительный стаж экспертной деятельности, РЅР° основании материалов дела, фото СЃ места ДТП, фотографических изображений транспортного средства, представленного стороной истца, осмотра автомобиля судебным экспертом.
Заключение является полным, последовательным, не содержит противоречий, в заключении подробно описан процесс исследования, а также приведены ссылки на нормативно-техническую документацию, использованную при производстве экспертизы, что в совокупности указывает на соответствие представленного заключения требованиям, предъявляемым к экспертным заключениям Федеральным законом от 31 мая 2001 года N 73 "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Законом РФ "Об оценочной деятельности".
Каких-либо доказательств порочности заключения, суду не представлено.
Тот факт, что эксперт на место ДТП не выезжал не может поставить под сомнение выводы судебной экспертизы поскольку судебный эксперт при проведении исследования располагал всеми необходимыми документами, в том числе и параметрами ямы для ответа на вопросы суда.
Заключение, выполненное РРџ РќРѕРІРёРєРѕРІРѕР№ Рђ.Рђ. РІ части стоимости восстановительного ремонта, СЃСѓРґРѕРј РЅРµ принимается РІРѕ внимание, поскольку РѕРЅРѕ было оспорено стороной Рё поставлено РїРѕРґ сомнение СЃСѓРґРѕРј, назначившим судебную экспертизу, выводы которой СЃСѓРґРѕРј принимаются РІРѕ внимание, как допустимое доказательство объема Рё размера причиненного истцу ущерба. РљСЂРѕРјРµ того РІ заключении независимого эксперта включены РІ объем повреждений повреждения которые получены РўРЎ истца РЅРµ РІ условиях рассматриваемого ДТП.
Стоимость ремонта автомобиля «Тойота-Камри» рег.знак № определяется судом без учета износа по следующим основаниям.
Согласно ч.1 и.2 ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Применение гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков возможно при наличии условий, предусмотренных законом, и основанием для удовлетворения иска является наличие доказательств: причинения вреда, вины причинителя вреда, причинной связи между противоправным поведением ответчика и наступлением вреда.
В пункте 13. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ», установлено, что при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Если для устранения повреждений имущества истца использовались или будут использованы новые материалы, то за исключением случаев, установленных законом или договором, расходы на такое устранение включаются в состав реального ущерба истца полностью, несмотря на то, что стоимость имущества увеличилась или может увеличиться по сравнению с его стоимостью до повреждения. Размер подлежащего выплате возмещения может быть уменьшен, если ответчиком будет доказано или из обстоятельств дела следует с очевидностью, что существует иной более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений подобного имущества.
Как следует из заключения судебного эксперта, детали для ремонта автомобиля «Тойота Камри», будут использоваться новые.
Учитывая, что суду не представлено доказательств возможности исправления повреждений ТС истца иным более разумным и распространенным способом, судом определяется размер расходов на ремонт автомобиля истца, без снижения на износ.
Такими образом в пользу истца подлежит взысканию в возмещении ущерба 90746 руб. стоимость восстановительного ремонта определенная судебной экспертизой и УТС в сумме 7680 руб. (сумма определенная независимым оценщиком, не оспоренная сторонами).
Оснований для взыскания штрафа и компенсации морального не имеется.
В обоснование требования о взыскании компенсации морального вреда и штрафа истец в исковом заявлении сослался на Закон « О защите прав потребителей».
Между тем положения указанного Закона не распространяются на правоотношения сторон, поскольку названный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Условий для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда по основаниям ст. 150,151 ГПК РФ, так же не имеется, поскольку правоотношения сторон носят имущественный характер, доказательств нарушения надлежащим ответчиком не имущественных прав истца, суду не представлено.
Таким образом, в удовлетворении иска о взыскании компенсации морального вреда и штрафа суд отказывает ко всем ответчикам.
Рстцом первоначально заявлены требования РЅР° СЃСѓРјРјСѓ 288831,00 СЂСѓР±., удовлетворены РЅР° СЃСѓРјРјСѓ 98426,00 СЂСѓР±., что составляет 34,07%, соответственно расчет иных подлежащих взысканию РІ пользу истца судебных расходов будет произведен СЃ учетом данного процентного соотношения.
В соответствии со ст.ст. 98, 100 ГПК РФ с надлежащего ответчика подлежат взысканию в пользу истца расходы по оплате услуг представителя, исходя из принципа разумности, баланса интересов сторон, объема и качества оказанной правовой помощи в сумме 5110,50 руб., что составляет 34,07% от суммы 15000,00руб.(с участием представителя истца составлено исковое заявление, проведено несколько судебных заседаний);
документально подтвержденные расходы, понесенные истцом по досудебной оценке в размере 5110,50 руб., что составляет 34,07% от суммы 15000,00руб., которые признаются судом необходимыми, поскольку бремя доказывания объема и размера ущерба лежит на истце, что повлекло необходимость обращения истца к независимому оценщику для определения размера ущерба;
почтовые расходы в сумме 115,84 руб., что составляет 34,07% от документально подтвержденной и обоснованной суммы 340 руб.,
расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3152,78 руб. так же подлежат взысканию в пользу истца.
Всего судебные расходы определены в сумме 13489,62 руб. ( 5110,50 + 5110,50 + 115,84 + 3152,78).
Расходы по диагностике ТС 800 руб., почтовые расходы по направлению претензии в МУ УГС г. Липецка 107,36 руб. обоснованными и необходимыми не являются в связи с чем не подлежат взысканию.
Всего с надлежащего ответчика в пользу истца подлежат взысканию денежные средства в сумме 111915,62 руб. (98426 + 13489,62).
Определением СЃСѓРґР° РѕС‚ 19.03.2019Рі. РїРѕ ходатайству представителя ответчика РїРѕ делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено экспертам ФБУ ВРРЦСР.
Стоимость назначенной судом экспертизы составила 27088 руб., расходы по ее проведению экспертизы были возложены на ответчика, которого суд обязал произвести оплату.
До настоящего времени оплата экспертизы не произведена.
Начальник ФБУ ВРЦСРА.Н. Долин обратился в суд с заявлением о взыскании понесенных расходов по проведению судебной экспертизы.
Таким образом, судебный эксперт, РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 95,98 ГПК Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации имеет право РЅР° взыскание РІ его пользу расходов РїРѕ оплате экспертизы РІ СЃСѓРјРјРµ 27088,00 СЂСѓР±., обязанность оплаты которых СЃСѓРґ возлагает РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 98 ГПК Р Р¤ РЅР° стороны пропорционально удовлетворенным требованиям: СЃ ответчика Департамента РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ хозяйства Рё благоустройства администрации РіРѕСЂРѕРґР° Липецка подлежит взысканию 9228,88 СЂСѓР±., что составляет 34.07%, Р° остальная СЃСѓРјРјР° РІ размере 17859,12 СЂСѓР±. подлежит взысканию СЃ истца Белокопытова Р.РЎ., что составляет 65,93% требования Рѕ возмещении ущерба, РІ удовлетворении которых отказано.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Р• РЁ Р Р›:
Взыскать СЃ Департамента РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ хозяйства Рё благоустройства администрации РіРѕСЂРѕРґР° Липецка РІ пользу Белокопытова Рвана Сергеевича денежные средства РІ СЃСѓРјРјРµ 111915,62 СЂСѓР±., РІ удовлетворении остальной части РёСЃРєР° Рѕ возмещении материального ущерба, взыскании компенсации морального вреда, штрафа, отказать.
Р’ удовлетворении РёСЃРєР° Белокопытова Рвана Сергеевича Рє РњРЈ «Управление главного смотрителя» Рі. Липецка Рѕ взыскании денежных средств, отказать.
Взыскать с Департамента дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Липецка в пользу Федерального бюджетного учреждения Воронежского регионального центра судебной экспертизы Министерства Юстиции Российской Федерации расходы за проведение судебной экспертизы, в размере 9228,88 руб.
Взыскать СЃ Белокопытова Рвана Сергеевича РІ пользу Федерального бюджетного учреждения Воронежского регионального центра судебной экспертизы Министерства Юстиции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации расходы Р·Р° проведение судебной экспертизы, РІ размере 17859,12 СЂСѓР±.
Решение суда может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский суд г. Липецка в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Рђ.Р. Р’РёРЅРЅРёРєРѕРІР°
Мотивированное решение
Рзготовлено 11.06.2019 РіРѕРґР°.