В окончательной форме решение суда принято 09 февраля 2019 года
Дело №а- 1029/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ялта 07 февраля 2019 года
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре Глековой А.А., с участием истца – Маслакова В.С., представителя истца – Фролова Ю.А., представителя ответчика Администрации – Драгомирецкого Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Маслакова Василия Сергеевича к Администрации города Ялта Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым об оспаривании решения, возложении обязанности,
у с т а н о в и л :
Маслаков В.С. обратился в суд с иском о признании незаконным отказа Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялта в принятии в муниципальную собственность квартиры № № дома <адрес>, возложении на ответчика обязанности принять квартиру в муниципальную собственность.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является нанимателем квартиры № № дома № <адрес>. С целью заключения договора социального найма, истец обратился в Администрацию города Ялта с заявлением о приеме квартиры в муниципальную собственность. Вместе с тем, письмом Департамента имущественных и земельных отношений от 23 ноября 2018 года в приеме квартиры в муниципальную собственность было отказано в связи с отсутствием правоустанавливающих документов. Считает такой отказ незаконным и необоснованным.
В судебном заседании истец, представитель истца заявленные исковые требования поддержали, просили удовлетворить иск.
Представитель ответчика Администрации города Ялта при разрешении спора полагался на усмотрение суда.
Представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суд не уведомил.
В соответствии со ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Департамента имущественных и земельных отношений.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Маслаков В.С. зарегистрирован и проживает и в квартире № № дома № № по <адрес>. Совместно с ним в квартире зарегистрированы и проживают члены его семьи – Маслаков С.М., Маслакова В.В., Маслаков М.С., несовершеннолетние – Маслакова В.В. и Маслакова А.В.
07 августа 2018 года Маслаков В.С. обратился к Главе администрации города Ялта с заявлением, в котором просил принять вышеуказанную квартиру в муниципальную собственность, в связи с тем, что до настоящего времени квартира не приватизирована, для чего ему необходимо заключить договор социального найма.
10.09.2018 года Департаментом имущественных и земельных отношений ему был дан ответ, в котором указано, что из представленных с заявлением документов невозможно определить, в чьей собственности находится квартира, в связи с чем ему предложено предоставить правоустанавливающий документ на предполагаемую к передаче в собственность квартиру.
24.10.2018 года Маслаковым В.С. была представлена выписка из единого государственного реестра недвижимости на квартиру № № дома № № по <адрес>, из которой следует, что в Реестре сведения о правообладателе квартиры отсутствуют.
23 ноября 2018 года Департаментом имущественных и земельных отношений был дан ответ, в котором указано, что в связи с отсутствием правоустанавливающих документов принятие в муниципальную собственность муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым квартиры № №, расположенной в городе <адрес>, не представляется возможным.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными является совокупность двух факторов: признание их судом не соответствующими нормативным правовым актам, а также нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Решением 4-й сессии 1-го созыва Ялтинского городского Совета № 13 от 16 марта 2015 года утверждено Положение о муниципальной казне муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, в соответствии со ст. 3 которого решение о приобретении имущества в муниципальную казну принимается администрацией города по согласованию с Ялтинским городским советом Республики Крым в порядке и пределах компетенции, установленных муниципальными правовыми актами муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
В соответствии со ст. 1 указанного Положения, его действие распространяется на движимое и недвижимое имущество, находящееся в собственности муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, не закрепленное за муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями муниципального образования на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, подлежащее учету в реестре муниципальной казны.
Имущество поступает в собственность муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым по основаниям согласно статье 6 главы II Положения "Об управлении и распоряжении муниципальным имуществом муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым".
Решение о приобретении имущества в муниципальную казну принимается администрацией города по согласованию с Ялтинским городским советом Республики Крым в порядке и пределах компетенции, установленных муниципальными правовыми актами муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (ст. 3 Положения).
Согласно ст. 7 Положения, выявление объектов муниципальной казны осуществляется соответствующими отраслевыми (функциональными) и территориальными органами администрации города Ялты Республики Крым. Основанием для внесения данных в реестр казны является постановление администрации города Ялты.
В соответствии со ст. 2 Решения Ялтинского городского совета Республики Крым от 16.03.2015 N 14 «Об утверждении Положения об управлении и распоряжении муниципальным имуществом муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым», уполномоченным органом по управлению муниципальным имуществом является Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым.
Пунктом 3.7 Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым, утвержденного решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 17.09.2015 N 11 также установлено, что к функциям Департамента отнесено оформление поступления в муниципальную казну муниципального образования городского округа Ялта Республики Крым объектов муниципальной собственности и их списание; проведение инвентаризации муниципальной казны; ответственность за достоверность, полноту и сохранение информационной базы Реестра муниципального имущества муниципального образования городского округа Ялта Республики Крым.
В статье 6 Положения об управлении и распоряжении муниципальным имуществом муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым закреплены источники формирования муниципальной собственности.
Пунктом 7.2 ст. 7 Положения установлено, что на основании постановления администрации города Ялты осуществляется прием в муниципальную собственность муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым имущества городских и сельских поселений, вошедших в состав муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым и иных муниципальных образований.
Договоры о приобретении недвижимого имущества или безвозмездной передаче недвижимого имущества в муниципальную собственность заключает от имени муниципального образования уполномоченный орган по управлению имуществом муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на основании решения Ялтинского городского совета Республики Крым (пункт 7.4 Положения).
18.03.2014 между Российской Федерацией и Республикой Крым подписан Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, ратифицированный Федеральным законом от 21.03.2014 N 6-ФКЗ.
Статьей 2 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК (ред. от 29.12.2018) "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" установлено, что права на имущество, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории Республики Крым в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации:
право коммунальной собственности территориальных громад признается собственностью соответствующих муниципальных образований.
Как следует из представленных истцом документов, квартира была предоставлена для проживания в 1978 году его отцу, на основании ордера, выданного исполнительным комитетом Ялтинского городского Совета, соответственно она являлась коммунальной собственностью.
При этом из требований вышеперечисленных муниципальных нормативных правовых актов следует, что именно Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта является органом, уполномоченным на выявление имущества, подлежащего включению в муниципальную казну, а также не оформление необходимых для этого документов.
Таким образом, в силу возложенных на Департамент полномочий и функций, именно на ответчике лежит обязанность установить, кто являлся собственником квартиры № № дома № № по <адрес> по состоянию на 18 марта 2014 года, после чего решить вопрос о наличии оснований для включения имущества в состав муниципальной казны.
При этом как следует из обстоятельств дела, ответчик формально рассмотрел заявление истца, переложив на него обязанность органа муниципального образования по выявлению имущества, подлежащего включению в казну; никаких конкретных действий по выяснению наличия либо отсутствия оснований для включения квартиры в муниципальную собственность, им предпринято не было, что безусловно нарушает законные права и интересы истца, который на сегодняшний день лишен возможности оформить фактически сложившиеся отношения, вытекающие из договора найма жилого помещения.
Таким образом, суд считает, что рассмотрение обращения истца путем предоставления ему ответа от 23 ноября 2018 года носит скорее формальный подход к выполнению возложенных на орган местного самоуправления функций по управлению муниципальным имуществом, что недопустимо, в связи с чем такой отказ является незаконным.
В тоже время, поскольку ответчиком по существу заявление истца так и не было рассмотрено, не установлен режим собственности в отношении квартиры, в которой истец проживает, а суд не вправе подменять функции и полномочия органа местного самоуправления, требования истца о возложении на Департамент обязанности принять квартиру в муниципальную собственность являются преждевременными и удовлетворению не подлежат.
При этом с целью защиты нарушенного права истца, суд считает необходимым возложить на Департамент обязанность рассмотреть поданное истцом заявление по существу поставленных в нем вопросом.
Поскольку иск подлежит частичному удовлетворению, с ответчика в пользу истца также подлежат взысканию понесенные им судебные расходы в виде оплаты госпошлины в сумме 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л :
иск Маслакова Василия Сергеевича удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялта, оформленный письмом от 23 ноября 2018 года, в принятии в муниципальную собственность квартиры № № дома № № по <адрес>
Обязать Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялта рассмотреть по существу вопрос о принятии в муниципальную собственность квартиры № № дома № № по <адрес>
В остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта в пользу Маслакова Василия Сергеевича расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья Ю.С. Кононова