Решение по делу № 3а-153/2021 от 09.02.2021

дело а-153/2021

Решение

Именем Российской Федерации

24 июня 2021 года <адрес> УР

Верховный суд У. Республики в составе судьи Соловьева В.А., при секретаре Прозоровой К.В., с участием представителя административного истца - Лаптева А.В., представителей: П. У. Республики - Тихомировой К.Ю., администрации города Ижевска - Сибиряковой О.Ю., БУ УР «ЦКО БТИ» - Холмогоровой О.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Исламова А. Н. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,

установил:

Исламов А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Требования мотивировал тем, что он является собственником объектов недвижимости:

- нежилое помещение, назначение: нежилое, общей площадью 193,4 кв.м, номер этажа: этаж , кадастровый , расположенного по адресу: У. Республика, <адрес>,пом. 1, I-III

-нежилое помещение, назначение: нежилое, общей площадью 147,9 кв.м, номер этажа: этаж , этаж 2, этаж подвальный, кадастровый , расположенного по адресу: У. Республика, <адрес>,пом. 2а,3а,4а.

-нежилое помещение, назначение: нежилое общей площадью 11,3 кв.м, номер этажа: этаж , кадастровый , расположенного по адресу: У. Республика, <адрес>,пом. 5а.

-нежилое помещение, назначение: нежилое общей площадью 93,7 кв.м, номер этажа: этаж , кадастровый , расположенного по адресу: У. Республика, <адрес>,пом. 7-16.

Кадастровая стоимость данных объектов недвижимости была установлена на ДД.ММ.ГГГГ: с кадастровым номером :200 – в размере 9 842 485,42 руб., :198 - в размере 7 526 906,09 руб., 18:26:041293:197 - в размере 575 078,02 руб., 18:26:041293:199 - в размере 4 768 567,28 руб.

Согласно отчета об определении рыночной стоимости -ИК/2021 от 13.01.2021г. рыночная стоимость объектов недвижимости, по состоянию на дату оценки - ДД.ММ.ГГГГ составила: с кадастровым номером 4 810 000 руб., 18:26:041293:198- 5 410 000 руб., – 440 000 руб., 18:199 -2 890 000 рублей. Сумма кадастровой стоимости объектов недвижимости влияет на размер уплачиваемого налога на имущество.

В судебном заседании, представитель административного истца требования, изложенные в заявлении, поддержал, согласившись с результатами проведенной по делу экспертизы.

Представители П. У. Республики, БУ УР «ЦКО БТИ», администрации <адрес> не возражали против установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной, установленной по результатам назначенной судом экспертизы, по объекту с кадастровым номером :198 полагали необходимым отказать в иске, поскольку рыночная стоимость превышает кадастровую.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что административный истец является собственником объектов недвижимости:

- нежилое помещение, назначение: нежилое, общей площадью 193,4 кв.м, номер этажа: этаж , кадастровый , расположенного по адресу: У. Республика, <адрес>,пом. 1, I-III

-нежилое помещение, назначение: нежилое, общей площадью 147,9 кв.м, номер этажа: этаж , этаж 2, этаж подвальный, кадастровый , расположенного по адресу: У. Республика, <адрес>,пом. 2а,3а,4а.

-нежилое помещение, назначение: нежилое общей площадью 11,3 кв.м, номер этажа: этаж , кадастровый , расположенного по адресу: У. Республика, <адрес>,пом. 5а.

-нежилое помещение, назначение: нежилое общей площадью 93,7 кв.м, номер этажа: этаж , кадастровый , расположенного по адресу: У. Республика, <адрес>,пом. 7-16.

Кадастровая стоимость указанных выше объектов недвижимости была утверждена Постановлением П. УР от ДД.ММ.ГГГГ N 502 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости помещений и объектов незавершенного строительства на территории У. Республики по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ" и составляет:

с кадастровым номером 18:26:041293:200 – в размере 9 842 485,42 руб., 18:26:041293:198 - в размере 7 526 906,09 руб., 18:26:041293:197 - в размере 575 078,02 руб., 199 - в размере 4 768 567,28 руб.

Согласно отчету об оценке -ИК-2021 от 13.01.2021г рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на дату оценки ДД.ММ.ГГГГ составила: с кадастровым номером 18:26:041293:200 - 4 810 000 руб., 18:198 - 5 410 000 руб., 18::197 - 440 000 руб., 18:199 - 2 890 000 рублей.

Поскольку кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости превышает их рыночную стоимость, установленную отчетом об оценке, административный истец обратился в Верховный суд У. Республики с административным иском об оспаривании установленной кадастровой стоимости.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального Закона об оценочной деятельности, итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В случае, когда административные ответчики или заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявленных административным истцом требований, они обязаны доказать недостоверность представленных им сведений о величине рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы (часть 1 статьи 62 КАС РФ).

В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при её проведении (статьи 77, 78 КАС РФ).

Определением Верховного суда УР от ДД.ММ.ГГГГ по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО «Бюро профессиональной оценки» Перед экспертом были поставлены следующие вопросы:

1.    Какова рыночная стоимость по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следующих объектов недвижимости:

помещения, назначение: нежилое помещение, площадью 193,4 кв.м., расположенного по адресу: У. Республика, <адрес>ом. I, I-III, этаж , этаж , этаж № подвальный, с кадастровым номером 18:26:;

помещения, назначение: нежилое помещение, площадью 147,9 кв.м., расположенного по адресу: У. Республика, <адрес>ом. 2а, 3а, 4а, этаж , с кадастровым номером 18::198;

помещения, назначение: нежилое помещение, площадью 11,3 кв.м., расположенного по адресу: У. Республика, <адрес>ом. 5а, этаж , с кадастровым номером 18::197;

помещения, назначение: нежилое помещение, площадью 93,7 кв.м., расположенного по адресу: У. Республика, <адрес>ом. 7-16, с кадастровым номером 18::199?

2.    Допущено ли в отчете об оценке от ДД.ММ.ГГГГ -ИК/2021, выполненном обществом с ограниченной ответственностью Учебно-методическим центром «Компас», нарушение требований Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ, требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчета об оценке, к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости объекта оценки, иные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости, в том числе правильно ли определены факторы, влияющие на стоимость объекта недвижимости, допускались ли ошибки при выполнении математических действий, является ли информация, использованная оценщиком, достоверной, достаточной, проверяемой.

В заключении эксперта ООО «Бюро профессиональной оценки» Крутиковой Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ изложены следующие выводы о рыночной стоимости на ДД.ММ.ГГГГ объектов недвижимости:

- нежилое помещение, назначение: нежилое, общей площадью 193,4 кв.м, номер этажа: этаж , кадастровый , расположенного по адресу: У. Республика, <адрес>,пом. 1, I-III в размере 6 195 000 рублей.

-нежилое помещение, назначение: нежилое, общей площадью 147,9 кв.м, номер этажа: этаж , этаж 2, этаж подвальный, кадастровый , расположенного по адресу: У. Республика, <адрес>,пом. 2а,3а,4а. в размере 7 960 000 рублей.

-нежилое помещение, назначение: нежилое общей площадью 11,3 кв.м, номер этажа: этаж , кадастровый , расположенного по адресу: У. Республика, <адрес>,пом. 5а. в размере 243 000 рублей.

-нежилое помещение, назначение: нежилое общей площадью 93,7 кв.м, номер этажа: этаж , кадастровый , расположенного по адресу: У. Республика, <адрес>,пом. 7-16.в размере 4 442 000 рублей.

2) В отчете об оценке -ИК-2021 от 13.01.2021г. допущено нарушение требований Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ, допущено нарушение требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к содержанию отчета об оценке, выявлены нарушения в определении факторов, влияющих на стоимость, информация, использованная оценщиком, не является достоверной, достаточной и проверяемой, оценщик допускает неоднозначное толкование или вводит в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц.

Указанные выводы подробно мотивированы в исследовательской части заключения эксперта.

В силу статьи 59 КАС РФ заключение эксперта относится к доказательствам по делу, которые подлежат оценке судом в соответствии со статьёй 84 названного кодекса в совокупности с другими доказательствами по делу.

В связи с чем, суд признаёт, что заключение эксперта соответствует положениям статьи 82 КАС РФ, является обоснованным и объективным, содержит подробные описания проведённых исследований. Выводы и ответы на поставленные судом вопросы, изложенные в экспертном заключении, подготовлены лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению исходя из следующего.

Положениями Налогового кодекса Российской Федерации установлен на территории Российской Федерации среди прочих налог на имущество физических лиц (глава 32 части 1 Налогового кодекса РФ).

Налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения (статьи 400 и 401 Налогового кодекса Российской Федерации.

Объектом налогообложения является, в том числе, находящееся в собственности гражданина здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно ст. 402 НК РФ - Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Законом УР от ДД.ММ.ГГГГ N 63-РЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории У. Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлено, что порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения применяется на территории У. Республики с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости помещений затрагивают права и обязанности административного истца.

Государственная кадастровая оценка объектов недвижимости проводится в соответствии с положениями главы III.I. "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" устанавливающими специальные правила проведения государственной кадастровой оценки.

Сама кадастровая стоимость представляет собой стоимость, установленную в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона (статья 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ).

Пунктом 3 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 508, уточнено, что кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости.

В силу статьи 62 КАС РФ – лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно ч.5 ст. 247 КАС РФ - стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.

Часть 1 статьи 248 КАС РФ устанавливает, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Статьей 84 КАС РФ предусмотрено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в совокупности.

Оценив заключение эксперта Крутиковой Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ в совокупности с другими представленными по делу доказательствами по правилам статьи 84 КАС РФ, приняв во внимание, что не установлено обстоятельств, позволяющих подвергнуть выводы эксперта сомнению, суд соглашается с изложенными в нем выводами, считает необходимым определить кадастровую стоимость объектов недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере их рыночной стоимости, определенной по результатам проведенной по делу экспертизы.

Также следует учесть, что целью обращения административного истца в суд являлось снижение налогового бремени, в связи с завышением налоговой базы, которая подлежит исчислению исходя из установленной кадастровой стоимости объектов налогообложения, а не установление факта рыночной стоимости объекта недвижимости в определенном размере.

Исходя из положений пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Таким образом, установление судом кадастровой стоимости объекта недвижимости - нежилого помещения, кадастровый , расположенного по адресу: У. Республика, <адрес>,пом. 2а,3а,4а. в размере рыночной стоимости, превышающей установленную кадастровую стоимость, приведет к ухудшению положения административного истца, как налогоплательщика, что исходя из положений налогового законодательства недопустимо.

При установленных обстоятельствах, административный иск Исламова А.Н. подлежит удовлетворению частично.

Руководствуясь статьями 247, 249 КАС РФ, суд

решил:

административный иск Исламова А. Н., поданный ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить частично.

Установить по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ кадастровую стоимость объектов недвижимости - нежилых помещений, расположенных по адресу: У. Республика, <адрес>:

- с кадастровым номером 18::200 - в размере 6 195 000 рублей.

- с кадастровым номером 18::197 - в размере 243 000 рублей.

- с кадастровым номером 18:199, в размере 4 442 000 рублей, до даты внесения сведений о кадастровой стоимости данных объектов недвижимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный реестр недвижимости.

Отказать Исламову А. Н. в удовлетворении административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости – нежилого помещения, с кадастровым номером 18:26:041293:198, расположенного по адресу: У. Республика, <адрес>,пом. 2а,3а,4а.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд У. Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

судья     Соловьев В.А.

копия верна судья Соловьев В.А.

3а-153/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Исламов Альберт Наилевич
Ответчики
БУ УР "ЦКО БТИ"
Правительство УР
Другие
Лаптев Алексей Владимирович
Администрация г. Ижевска
ФГБУ ФКП Росреестра по УР
Управление Росреестра по УР
Суд
Верховный Суд Удмуртской Республики
Судья
Соловьев Владимир Александрович
Дело на странице суда
vs.udm.sudrf.ru
09.02.2021Регистрация административного искового заявления
10.02.2021Передача материалов судье
10.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
25.02.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
25.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.03.2021Судебное заседание
31.05.2021Производство по делу возобновлено
24.06.2021Судебное заседание
24.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее