Дело № 2-467/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Вологда 07 февраля 2018 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе судьи Колодезного А.В., с участием истца Румянцева В.А., представителя ответчика Рогалевой А.Н., при секретаре Дойниковой К.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Румянцева В. А. к УМВД России по Вологодской области о признании решения незаконным, возложении обязанности,
установил:
<данные изъяты> Румянцев В.А. (№) проходил службу в УФСКН России по Вологодской области с 10.04.2012.
13.05.2016 Румянцевым В.А. подан рапорт на имя начальника УМВД России по Вологодской области о принятии его (Румянцева В.А.) на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции», в связи с упразднением ФСКН России.
Приказом начальника УФСКН России по Вологодской области № от 31.05.2016 «По личному составу» Румянцев В.А. уволен со службы на основании подпункта 6 (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий), пункта 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Основываясь на рекомендации ОРЧ СБ УМВД России по Вологодской области от 31.05.2016, начальник УМВД России по Вологодской области 31.05.2016 отклонил рапорт Румянцева В.А. о приеме на службу в органы внутренних дел в порядке перевода в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» (резолюция «отказать»).
02.06.2016 состоялось заседание комиссии УМВД России по Вологодской области по трудоустройству сотрудников органов внутренних дел. Членами комиссии также рекомендовано отказать в приеме Румянцева В.А. на службу в органы внутренних дел в связи с несоответствием морально-деловым требованиям, предъявляемым к кандидатам на службу в органы внутренних дел.
Полагая решение начальника УМВД России по Вологодской области 31.05.2016 незаконным, Румянцев В.А. (далее - истец) 05.08.2016 обратился в суд с исковым заявлением к УМВД России по Вологодской области (далее - ответчик), в котором просил признать решение комиссии и отказ начальника УМВД России по Вологодской области незаконными; обязать ответчика принять его (истца) на службу, присвоить соответствующее специальное звание, направить отношение в УФСКН России по Вологодской области о приеме его (истца) на службу в органы внутренних дел; обязать УФСКН России по Вологодской области после получения отношения из УМВД России по Вологодской области изменить приказ УФСКН России по Вологодской области от 31.05.2016 № в части формулировки увольнения, изменив ее на «увольнение в порядке перевода на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в соответствии с подпунктом 7 пункта 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ»; взыскать с ответчика средний заработок, начиная с 15.06.2016, и компенсацию морального вреда в размере 130 000 рублей. В обоснование заявленных требований указал на то, что принятое ответчиком решение противоречит Указу Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156.
Определением судьи от 08.08.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена Ликвидационная комиссия УФСКН России по Вологодской области.
Определением суда от 27.09.2016 производство по делу в части требований истца о признании решения комиссии УМВД России по Вологодской области по трудоустройству сотрудников органов внутренних дел незаконным; обязании ответчика принять истца на службу, присвоить соответствующее специальное звание, направить отношение в УФСКН России по Вологодской области о приеме истца на службу в органы внутренних дел; обязании УФСКН России по Вологодской области после получения отношения из УМВД России по Вологодской области изменить приказ УФСКН России по Вологодской области от 31 мая 2016 года № в части формулировки увольнения, изменив ее на «увольнение в порядке перевода на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в соответствии с подпунктом 7 пункта 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ»; взыскании с ответчика среднего заработка, начиная с 15.06.2016, прекращено в связи с отказом истца от данных требований.
В судебном заседании истец, воспользовавшись правом, предоставленным статьей 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, первоначально заявленные требования уточнил, просил признать незаконным отказ начальника УМВД России по Вологодской области от 31.05.2016 в приеме на службу в органы внутренних дел Румянцева В.А., взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 500 000 рублей.
Представитель ответчика УМВД России по Вологодской области по доверенности Рогалева А.Н. с исковыми требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве, указав, что безусловной обязанности по приему в порядке перевода сотрудников органов наркоконтроля, изъявивших желание поступить на службу в органы внутренних дел, Указ Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156 на органы внутренних дел не возлагает.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Ликвидационной комиссии УФСКН России по Вологодской области не явился, извещены надлежащим образом, причина неявки не известна.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец до 31.05.2016 проходил службу в УФСКН России по Вологодской области в должности старшего оперуполномоченного 1 отдела оперативной службы УФСК России по Вологодской области.
В связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» об упразднении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков 31.05.2016 истцом на имя начальника УФСКН России по Вологодской области подан рапорт об увольнении из органов наркоконтроля по подпункту 7 пункта 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 05.06.2003 №613 (в связи с переводом в другой государственный орган) и принятии их на службу в органы внутренних дел Российской Федерации на равнозначные должности в порядке перевода.
Приказом начальника УФСКН России по Вологодской области от 31.05.2016 № истец из органов наркоконтроля по подпункту 6 пункта 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 05.06.2013 №613.
Основываясь на рекомендации ОРЧ СБ УМВД России по Вологодской области от 31.05.2016, начальник УМВД России по Вологодской области 31.05.2016 отклонил рапорт Румянцева В.А. о приеме на службу в органы внутренних дел в порядке перевода в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» (резолюция «отказать» л.д. 6).
02.06.2016 состоялось заседание комиссии УМВД России по Вологодской области по трудоустройству сотрудников органов внутренних дел. Членами комиссии также рекомендовано отказать в приеме Румянцева В.А. на службу в органы внутренних дел в связи с несоответствием морально-деловым требованиям, предъявляемым к кандидатам на службу в органы внутренних дел.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» (далее также - Указ Президента РФ от 05.04.2016 № 156) упразднена Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (пункт 1 Указа Президента РФ от 05.04.2016 №156).
МВД России переданы функции и полномочия упраздняемой ФСКН, штатная численность упраздняемой ФСКН (пункт 2 Указа Президента РФ от 05.04.2016 №156).
Пунктом 3 Указа Президента РФ от 05.04.2016 №156 установлено, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанной сфере; является правопреемником упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Согласно подпункту «б» пункта 4 Указа Президента РФ от 05.04.2016 № 156 сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона от 03.07.2016 № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» (далее - Федеральный закон от 03.07.2016 № 305-ФЗ) сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - органы наркоконтроля) в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков принимаются на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел) в порядке перевода без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы, профессионального психологического отбора в течение трех месяцев с момента увольнения в связи с переводом в другой государственный орган при отсутствии другой работы (службы) в указанный период.
По заявлению сотрудника органов наркоконтроля, уволенного в связи с переводом в другой государственный орган и не принятого на службу в органы внутренних дел в течение трех месяцев со дня увольнения, поданному в ликвидационную комиссию Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков или соответствующую ликвидационную комиссию ее территориального органа, основание увольнения в связи с переводом в другой государственный орган подлежит изменению на основание увольнения в связи с проведением организационно-штатных мероприятий либо иное основание в порядке, предусмотренном для сотрудников органов наркоконтроля. Такому сотруднику выплачиваются единовременное пособие и иные выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 33 Федерального закона от 03.07.2016 № 305-ФЗ).
Правоотношения, связанные, в том числе с поступлением на службу в органы внутренних дел Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ), другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (статья 3 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ).
В силу положений части 1 статьи 17 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ на службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане, способные, в том числе по своим личным и деловым качествам, выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.
Статьей 18 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ определен перечень документов, представляемых в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальный орган, подразделение гражданином для поступления на службу в органы внутренних дел.
Частью 2 статьи 19 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ установлено, что уполномоченный руководитель в течение трех месяцев со дня принятия заявления обеспечивает проведение в отношении гражданина мероприятий, связанных с допуском к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, проверкой достоверности сообщенных им сведений, проверкой уровня физической подготовки, и направляет гражданина для прохождения медицинского освидетельствования (обследования) и проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору.
Приказом МВД России от 18.04.2014 № 595 утверждена Инструкция о порядке отбора граждан Российской Федерации и приема документов для поступления на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, пунктом 4 которой предусмотрено, что в ходе отбора граждан на службу в органы внутренних дел осуществляются информационно-организационные мероприятия; изучение данных о кандидате; принятие решения по результатам рассмотрения документов, представленных кандидатом.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.1995 № 7-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2004 № 460-О, от 16.04.2009 № 566-О-О, от 25.11.2010 № 1547-О-О и от 03.07.2014 № 1405-О).
22.11.2017 Конституционным Судом Российской Федерации принято постановление № 31-П по делу о проверке конституционности частей 1, 5, 10 и 11 статьи 33 Федерального закона от 03.07.2016 № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции», статей 17, 19 и 20 Федерального закона от 3011.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также подпункта «б» пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» в связи с запросом Верховного Суда Республики Дагестан и жалобой гражданина Базаленко С.Ю.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 3.5 названного постановления, следует, что предусмотренный Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» упрощенный порядок приема на службу в органы внутренних дел сотрудников органов наркоконтроля (то есть упраздненной ФСКН России) не исключает, тем не менее, соблюдение в отношении них предусмотренных Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ ограничений для поступления на службу в органах внутренних дел, предопределенных, главным образом, необходимостью комплектования правоохранительных органов лицами, имеющими высокие морально-нравственные качества и способными надлежащим образом выполнять принятые ими на себя обязательства по защите прав и свобод человека и гражданина, соблюдению положений Конституции Российской Федерации, обеспечению безопасности, законности и правопорядка. Установление наличия либо отсутствия обстоятельств, препятствующих сотруднику органов наркоконтроля проходить службу в органах внутренних дел, предполагает проведение в отношении такого сотрудника проверочных мероприятий, включающих проверку достоверности сообщенных им сведений, которая проводится путем использования оперативных возможностей органов внутренних дел.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в названном постановлении, положения Федерального закона от 03.07.2016 № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» и Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» в системе действующего правового регулирования не предполагают отказ сотрудникам органов наркоконтроля, которые при упразднении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков изъявили желание продолжить службу в органах внутренних дел и были уволены в связи с переводом в другой государственный орган, в приеме на службу в органы внутренних дел в упрощенном порядке - без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы и профессионального психологического отбора - в течение трех месяцев с момента увольнения при отсутствии у них другой работы (службы) в указанный период и при условии, что в отношении этих лиц не было установлено предусмотренных законом обстоятельств, исключающих возможность их поступления на службу в органы внутренних дел.
Из приведенных выше нормативных положений и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует, что прием сотрудников органов наркоконтроля на службу в органы внутренних дел, в том числе в порядке перевода в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков осуществляется с соблюдением порядка и условий, установленных Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ с учетом исключений, определенных Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156 и статьей 33 Федерального закона от03.07.2016 № 305-ФЗ, которые не предполагают безусловную обязанность уполномоченного руководителя органа внутренних дел по принятию на службу сотрудников органов наркоконтроля, и не исключают права соответствующего руководителя органа внутренних дел при проведении кадрового отбора и наличии имеющихся оснований, в том числе касающихся личных и деловых качеств кандидата (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ) отказать в принятии такого сотрудника на службу в органы внутренних дел.
Как установлено судом, письмом начальника УМВД России по Вологодской области от 31.05.2016 на имя начальника УФСКН России по Вологодской области было сообщено, что кандидатура истца для поступления на службу в органы внутренних дел были рассмотрены в УМВД России по Вологодской области положительного решения о приеме истца на службу в порядке перевода не принято.
Учитывая, что в силу норм права, регулирующих спорные отношения, оценка деловых и личных качеств лиц, претендующих на поступление на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, является реализацией руководителем органа внутренних дел своих прав как представителя нанимателя при принятии кадровых решений о приеме на службу таких лиц, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований Румянцева В.А. не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Румянцева В. А. к УМВД России по Вологодской области о признании решения незаконным, возложении обязанности отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья А.В. Колодезный
Мотивированное решение изготовлено 12.02.2018.