Решение по делу № 2-33/2018 от 07.12.2017

Дело № 2-33/2018

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 марта 2018 года г. Горняк

Локтевский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Шелкова Д.Ю.,

при секретаре Мироненко О.В.,

с участием представителя истца ЧАП, представителя ответчика КМА,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску администрации города Горняка Локтевского района к Филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю о снятии с кадастрового учета земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

В суд поступило исковое заявление администрации города Горняка Локтевского района к Филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю о снятии с кадастрового учета земельного участка.

В обоснование иска указано, что в 2002 году ОАО «Торговый центр «Южный» в постоянное (бессрочное) пользование был передан земельный участок с кадастровым номером 22:26:030201:35, площадью 1976 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> для размещения магазина.

В 2011 году на кадастровый учет был поставлен земельный участок под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес> общей площадью 3594 кв.м., с присвоением кадастрового номера 22:26:030101:2180.

В настоящее время земельный участок с кадастровым номером 22:26:030201:35 и земельный участок с кадастровым номером 22:26:030101:2180 расположены по одному и тому же адресу. Магазин расположен на 1-ом этаже многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, т.е. находится на земельном участке под многоквартирным домом.

Администрация г.Горняка обратилась в филиал «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю с ходатайством о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 22:26:030201:35, расположенного по адресу: <адрес> связи с тем, что земельный участок не является актуальным.

На запрос администрации <адрес> филиалом «ФКП Росреестр» отказано. Отказ был обоснован тем, что в соответствии с ч.3 ст.70 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а также п.181 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости ранее учтенные земельные участки подлежат снятию с учета, если сведения о правообладателях земельных участков, учтенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке до ДД.ММ.ГГГГ, отсутствуют в ЕГРН.

Земельный участок с кадастровым номером 22:26:030201:35, расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учет 23.02.2002г., при этом в реестре прав на недвижимость имеется запись о праве постоянного бессрочного пользования на земельный участок.

Таким образом, снятие с учета земельного участка в порядке ст.70 Закона о регистрации не представляется возможным.

В связи с тем, что магазин, для размещения которого был предоставлен земельный участок, фактически расположен на земельном участке с кадастровым номером 22:26:030101:2180, земельный участок с кадастровым номером 22:26:030201:35 является не актуальным

Согласно выписке из ЕГРЮЛ ОАО «Торговый центр «Южный», прекратило свою деятельность ДД.ММ.ГГГГ, т.е. лицо, которому на праве постоянного бессрочного пользования предоставлялся указанный земельный участок, не существует.

С учетом уточненного искового заявления просит снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 22:26:030201:35, площадью 1976 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представитель истца администрации г.Горняка Локтевского района ЧАП. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме по указанным в нем основаниям.

Представитель ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по АК в судебном заседании не признала исковые требования. Сослалась на письменную позицию из которой следует, что в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Положением об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, утвержденным приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 23.01.2017 № П/0027, Управление является территориальным органом федерального органа исполнительной власти, одна из основных функций которого - государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Управление в процессе государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, находится с юридическими и физическими лицами в рамках административных правоотношений.

Конституционный суд РФ определением от 14.01.2003г. №20-О установил, что регистрирующий орган – это государственный орган в сфере исполнительной власти, оказывающий по поручению государства специализированные административные услуги, т.е. осуществляющий публичные функции. В соответствии со ст.38 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороны в гражданском судопроизводстве – это истец и ответчик, материально-правовой спор, между которыми, подлежит рассмотрению и разрешению судом общей юрисдикции. По данной категории споров ответчиками выступают субъекты, которые претендуют или могут претендовать на спорный объект, а так же которые нарушают права или законные интересы истца. Управление как регистрирующий орган не может оспаривать чьих-либо прав на недвижимое имущество или претендовать на него и не является ответчиком по таким искам, однако может быть привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.

Таким образом, Управление является ненадлежащим ответчиком, т.к. в рамках своих полномочий и специфики деятельности может выступать ответчиком только в тех случаях, когда оспариваются действия Управления, которые нарушают права истца.

Представитель ответчика – Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. Согласно отзыва на исковое заявление с ДД.ММ.ГГГГ вступил в законную силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В соответствии с положениями ч. 1. ст. 3 данного Федерального закона государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами. На территории Алтайского края регистрирующим органом является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, расположенное по адресу: <адрес>.

При этом, ч. 4 названной статьи предусмотрено, что отдельные полномочия органа регистрации прав на основании решений указанного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.10.2016 № П/0515 «О наделении Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отдельными полномочиями органа регистрации прав» Филиал наделен полномочиями по:

- ведению ЕГРН в части, регламентированной данным приказом;

- приему заявлений (о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и др. заявлений указанных в п.1.2. Приказа № П/0515), включая выездной прием указанных заявлений, уведомлению заявителей и правообладателей о приеме таких заявлений, переводу в форму электронных образов принятых заявлений и документов;

- выдаче документов по результатам рассмотрения вышеназванных заявлений, хранению документов неполученных заявителями;

- предоставлению сведений ЕГРН (за исключением сведений о содержании правоустанавливающих документов, а также копий документов, помещенных в реестровые дела);

- информационному взаимодействию с кадастровыми инженерами;

- осуществлению кадастрового деления Российской Федерации.

Также Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12.05.2015 № П/210 Филиал наделен полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

В силу ч. 2 ст. 7 Закона о регистрации недвижимости, ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра объектов недвижимости; реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества.

Согласно ч. 4 ст. 8 Закона о регистрации недвижимости в кадастр недвижимости вносятся основные сведения об объекте недвижимости, в число которых входят вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение и др.), кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения, описание местоположения объекта недвижимости, сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение и др.

В силу ч. 5 ст. 8 указанного Закона в кадастр недвижимости вносятся также дополнительные сведения об объекте недвижимости, категория, вид или виды разрешенного использования земельного участка, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, сведения о расположении земельного участка в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории и др.

Так, согласно актуальным сведениям ЕГРН 22:26:030201:35 имеет следующие характеристики: наименование — землепользование, способ образования – не определен, кадастровый учет данного объекта недвижимости был осуществлен до 2008г., категория земель — земли населенных пунктов, вид разрешенного использования — для размещения магазина, площадь 1976 кв.м. Земельный участок с кадастровым номером 22:26:030101:2180, расположенный по адресу: <адрес>, имеет следующие характеристики: наименование – землепользование, способ образования – образование из земель, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под жилую многоэтажную застройку, площадь – 3594 кв.м.

Поставлен на государственный кадастровый учет на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ с приложением межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ.

Истцом предъявлены требования о снятии с кадастрового учета ЗУ:35 с исключением сведений из ЕГРН, который в настоящее время является актуальным, при этом не принято во внимание, что с ДД.ММ.ГГГГ в силу Закона о регистрации Филиал не осуществляет кадастровый учет.

Как указано выше, с ДД.ММ.ГГГГ кадастровый учет осуществляется органом регистрации права в порядке, предусмотренном Законом о регистрации, а также приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению,
а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в ЕГРН о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки».

Анализ норм указанных нормативных правовых актов свидетельствует о том, что порядок снятия с кадастрового учета объекта недвижимости
является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Поскольку данный земельный участок является ранее учтенным и сведения о нем не носят временного характера, то снять их в заявительном порядке не представляется возможным.

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации одним
из оснований для осуществления ГКУ и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты. Однако нормами Закона о регистрации не предусмотрено прямого основания для снятия с кадастрового объекта недвижимости на основании решения суда.

Так как нормами Закона о регистрации, (также как, и ранее в Законе
о кадастре) не предусмотрено прямого основания для снятия с кадастрового учета земельных участков на основании решения суда, полагает, что в данном случае, возможно применить по аналогии сложившуюся судебную практику по делам об исключении из ГКН (снятии) сведений о земельном участке на основании вступившего в законную силу решения суда, а также позицию Минэкономразвития России, изложенную в письме от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, в котором указывалось на возможность снятия с кадастрового учета земельного участка, сведения о котором не носят временного характера, только на основании вступившего в силу судебного акта. При этом, судом должны быть установлены факты нарушенного права лица, заявляющего такое требование, и разрешен вопрос о зарегистрированных правах на данный объект недвижимости.

Кроме того, считает, что Филиал не может в данном судебном процессе привлечен в качестве ответчика. Как уже указано выше, с ДД.ММ.ГГГГ Учреждение наделено отдельными полномочиями Росреестра в соответствии
с Приказом № П/0515, в перечень которого не входят полномочия
по кадастровому учету объектов недвижимости.

Согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» Учреждение не может быть ответчиком по иску, не относящемуся к оспариванию его действий.

Кроме того, представляется, что в данном случае обязания осуществить определенные действия возможно только при наличии установленного нарушенного права со стороны Филиала в результате осуществления действий, признанных в судебном порядке не законными. При этом, действия Филиала по постановке ЗУ:35 ни кем не обжалованы и не признаны не законными, соответственно принятие решения и возложении обязанности на Филиал осуществить соответствующие действия противоречат действующему законодательству Российской Федерации и сложившейся судебной практике.

Исходя из анализа искового заявления истцом не указано в чем состоит нарушение его прав, допущенное именно Филиалом.

Полагает, что предъявление соответствующих требований к Филиалу
не обосновано, не в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и не подлежат удовлетворению.

Выслушав объяснение представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статьей 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации разъясняется, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за зашитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Способы защиты гражданских прав и прав на землю определены, соответственно, в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и главе 9 Земельного кодекса Российской Федерации.

Статья 45 Закона о кадастре предусматривает, что государственный кадастровый учет, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу указанного Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 Закона о кадастре особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Законом (ранее учтенными объектами недвижимости).

Согласно положениям пункта 2 статьи 1 Федерального закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре), государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведении о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

В соответствии с положениями части 3 статьи 1 Закона о кадастре кадастровым учетом признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Законом о кадастре сведений о недвижимом имуществе.

В соответствии со статьей 5 Закона о кадастре, каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.

Частью 1 статьи 16 Закона о кадастре предусмотрено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений об объекте недвижимости.

Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 Закона о кадастре (далее - учет части объекта недвижимости), или сведении, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 Закона о кадастре (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено Законом о кадастре, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с Законом о кадастре для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета Документы).

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ОАО «Торговый центр «Южный» предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок, общей площадью 1976 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, указанному земельному участку присвоен кадастровый .

В 2011 году на кадастровый учет был поставлен земельный участок под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес> общей площадью 3594 кв.м., с присвоением кадастрового номера 22:26:030101:2180.

В настоящее время земельный участок с кадастровым номером 22:26:030201:35 и земельный участок с кадастровым номером 22:26:030101:2180 расположены по одному и тому же адресу. Магазин расположен на 1-ом этаже многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, т.е. находится на земельном участке под многоквартирным домом.

Судом установлено, что собственником земельного участка, площадью 1976 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> является ОАО «Торговый центр «Южный», при этом, данный земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением соответствующего кадастрового номера, имеет статус «ранее учтенный», что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Торговый центр «Южный» ДД.ММ.ГГГГ прекратило деятельность юридического лица в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п.2 ст.21.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ.

Решением Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по АК» от ДД.ММ.ГГГГ истцу в снятии с государственного кадастрового учета вышеуказанного земельного участка отказано в связи с тем, что он имеет статус «ранее учтенный», в связи с чем снять с государственного кадастра недвижимости указанный земельный участок возможно только на основании вступившего в законную силу решения суда.

В силу части 6 статьи 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.

Указанное решение согласуется с разъяснениями, содержащимися в письме Минэкономразвития РФ, из которого следует, что ранее учтенные земельные участки могут быть сняты с государственного кадастрового учета не только по основаниям, предусмотренным ч. 3, 3.1 ст. 24 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», но и на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии соответствующего земельного участка с государственного кадастрового учета.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что данный участок, расположенный по адресу: <адрес>, является ранее учтенным, следовательно, не является объектом временного учета.

Однако, суд приходит к выводу, что в данном случае имеет место законодательный пробел, который при отсутствии прямого запрета, а также при отсутствии иных способов разрешения указанной коллизии с помощью норм, предусматривающих порядок снятия земельного участка с кадастрового учета, не может являться препятствием для реализации заявителем принадлежащего ему права собственности.

Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В силу ст. 12 ГК РФ зашита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.

Таким образом, оценив изложенные доказательства, суд приходит к выводу о том, что снятие земельного участка с кадастрового учета, находящегося в муниципальной собственности, необходимо истцу для полноценного распоряжения спорным участком, постановки его на кадастровый учет с внесением в дежурную кадастровую карту геодезических координат земельных участков, что возможно лишь в случае исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Основываясь на установленных в судебном заседании обстоятельствах и исследованных в судебном заседании доказательствах с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности в совокупности с иными материалами дела, подтверждающими требования истца, оценив все представленные суду доказательства всесторонне, полно и объективно, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требованияадминистрации города Горняка Локтевского района к Филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю о снятии с кадастрового учета земельного участка удовлетворить.

Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 22:26:030201:35, расположенный по адресу:<адрес>.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы в Локтевский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Д.Ю.Шелков

Разрешаю разместить на сайте

Решение не вступило в законную силу

Судья Д.Ю.Шелков

Председатель

Локтевского районного суда О.В. Букатова

2-33/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация города Горняка Локтевского района
Ответчики
Управление Федеральной службы гос. регистрации, кадастра и картографии по АК
Управление Федеральной службы гос. регистрации, кадастра и картографии по АК Локтевский отдел
филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Алтайскому краю
Суд
Локтевский районный суд Алтайского края
Дело на сайте суда
loktevsky.alt.sudrf.ru
07.12.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.12.2017Передача материалов судье
11.12.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.12.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.01.2018Судебное заседание
24.01.2018Судебное заседание
07.02.2018Судебное заседание
21.02.2018Судебное заседание
05.03.2018Судебное заседание
12.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.05.2020Передача материалов судье
08.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.05.2020Судебное заседание
08.05.2020Судебное заседание
08.05.2020Судебное заседание
08.05.2020Судебное заседание
08.05.2020Судебное заседание
08.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.05.2020Дело оформлено
08.05.2020Дело передано в архив
05.03.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее