Решение по делу № 33-16810/2016 от 05.12.2016

Судья Морозова Л.Н. Гр. дело № 33- 16810/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 декабря 2016 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Улановой Е.С.,

судей Хаировой А.Х., Акининой О.А.,

при секретаре Майдановой М.К.

с участием прокурора Пискаревой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района г. Самары в интересах Будника Н.Н. к Администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении жилого помещения,

с апелляционной жалобой представителя Департамента управления имуществом г.о. Самара по доверенности Сергеевой Е.Е. на заочное решение Ленинского районного суда г. Самары от 18 октября 2016 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Кировского района г. Самары удовлетворить.

Обязать Администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Буднику Н.Н., **.**.**** года рождения по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения не ниже 33 кв.м. общей площади жилого помещения».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Хаировой А.Х., возражения истца Будника Н.Н. на доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Пискаревой И.А., полагавшей возможным оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия

установила:

Прокурор Кировского района г. Самары в интересах истца Будника Н.Н., **.**.**** года рождения, обратился в суд с иском к администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда. В обоснование требований прокурор указал, что истец Будник Н.Н. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара № * от **.**.**** Будник Н.Н. принят на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по г.о. Самара. До настоящего времени Будник Н.Н. жильем не обеспечен.

Ссылаясь на изложенные выше обстоятельства, прокурор просил суд обязать администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Буднику Н.Н. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилого фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения не ниже 33 квадратных метров, общей площади жилого помещения.

Судом постановлено указанное выше заочное решение.    

В апелляционной жалобе представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара по доверенности Сергеева Е.Е. просит отменить решение суда первой инстанции, как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, в случае оставления решения суда первой инстанции без изменения просит указать в каком порядке подлежит исполнению решение суда. Считает, что суд неправильно применил нормы материального права. Указывает, что суд не указал в какой мере каждый из ответчиков должен исполнить обязательство по предоставлению Буднику Н.Н. жилого помещения. Указывает, что действующим законодательством не предусмотрено немедленное обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данное обеспечение осуществляется по мере поступления средств и согласно списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда. Указывает, что обеспечение истца во внеочередном порядке повлечет нарушение права на жилище других лиц, включенных в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее Будника Н.Н.

Разрешив вопрос о возможности рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание представителей ответчиков Администрации г.о. Самара, Департамента управления имуществом г.о. Самара и третьих лиц Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, Департамента семьи, опеки и попечительства Администрации г.о. Самара в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы (в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора на апелляционную жалобу, заслушав пояснения истца и прокурора, полагавших решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

В силу статьи 98.1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В силу части 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Положениями статьи 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 г. № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В силу ч. 4,5 ст.2 Закона Самарской области от 28.12.2012 г. № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области», органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Согласно части 9 статьи 3 указанного выше Закона Самарской области, жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой однокомнатную квартиру или жилой дом.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Будник Н.Н., **.**.**** года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.<данные изъяты>

В соответствии с распоряжением главы администрации Кировского района г. Самары от **.**.**** № *. над несовершеннолетним Будником Н.Н. установлена опека, опекуном назначена - ФИО9

На основании личного заявления, распоряжением первого заместителя главы г.о. Самары № * от **.**.**** истец включен в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда по г.о. Самара.

Указанное распоряжение не оспорено и не отменено.

Ответчики не оспаривают, что истец состоит на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях и подлежит обеспечению жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда, однако до настоящего времени жильем не обеспечен.

До настоящего времени жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения Буднику Н.Н. не предоставлено. Жилого помещения на праве собственности истец не имеет, проживает по адресу: <адрес>, собственником квартиры является ФИО9

При данных обстоятельствах, суд первой инстанции, правильно применяя нормы действующего законодательства, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований прокурора о возложении на администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара обязанности предоставить Буднику Н.Н. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного фонда.

Довод апелляционной жалобы о том, что вынесенным решением нарушаются права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые обратились к ответчику для включения их в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей раньше, чем Будник Н.Н., не может служить основанием для отмены решения суда.

Формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.

Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка.

Довод заявителя о разъяснении решения суда судебной коллегией отклоняется, поскольку с заявлением в порядке ст. 202 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе обратиться в суд первой инстанции.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда

определила:

Заочное решение Ленинского районного суда г. Самары от 18 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Департамента управления имуществом г.о. Самара по доверенности Сергеевой Е.Е. - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий

Судьи

33-16810/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Кировкого раойна г. Самары
Будник Н.Н.
Ответчики
Департамент упралвения имуществом г.о. Самара
Администрация г.о. Самара
Другие
Департамент семьи, опеки и попечительства администрации г.о. Самара
Министерство социально-демографической и семейнгй политики Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
20.12.2016Судебное заседание
27.12.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.12.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее