Решение по делу № 2-2364/2018 ~ М-1674/2018 от 22.03.2018

Дело № 2-1-2364/2018

Решение

Именем Российской Федерации

25.05.2018 г.                                         г. Энгельс

Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Оситко И.В.,

при секретаре Бакиевой Э.Р.

с участием истца Назинцевой З.Н., представителя истца Назинцевой З.Н. адвоката Сердюковой С.А., представителя ответчика администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области по доверенности Платицыной Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Назинцевой З. Н., Владимирова Е. В., Дородных Т. Г. к администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма,

установил:

Назинцева З.Н., Владимиров Е.В., Дородных Т.Г. обратились в суд с иском к администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее по тексту – Администрация) о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма.

Требования мотивируют тем, что на основании ордера серия НП, выданного исполнительным комитетом Энгельсского городского Совета народных депутатов ДД.ММ.ГГГГ, Ивановой В.И. на состав семьи: Иванова Н.В. (мужа), Иванова М.Н. (сына), Иванова В.Н. (сына), Ивановой З.Н. (дочери), Иванова П.Н. (сына) были предоставлены комнаты , 37 жилой площадью 47,5 кв.м. в <адрес>. Сведения об общей площади предоставленного жилья в ордере не указаны. Кроме того, в состав предоставленного жилого помещения входили кухня, коридор. Впоследствии все они были зарегистрированы по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, <адрес> Гришина (Иванова) В.И. умерла ДД.ММ.ГГГГ, Иванов Н.В. умер ДД.ММ.ГГГГ, Иванов М.Н. умер ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время по адресу: <адрес> зарегистрированы Назинцева З.Н. (урожденная Иванова), Владимиров Е.В. (сын Назинцевой З.Н.), Дородных Т.Г. (дочь Назинцевой З.Н.), Иванов В.Н., Иванов П.Н. Из копий квитанций на оплату коммунальных платежей за ДД.ММ.ГГГГ г. следует, что указанное жилье имело жилую площадь 25 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ в доме по адресу: <адрес>, <адрес> произошел пожар, что подтверждается актом о пожаре от ДД.ММ.ГГГГ Постановлением главы Энгельсского муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в связи с произошедшим пожаром данный дом был признан подлежащим сносу. Также было постановлено произвести отселение жильцов из вышеуказанного дома с предоставлением жилья в соответствии с действующим законодательством. После пожара в указанном доме истцы были заселены для временного проживания в комнату <адрес> в общежитии <адрес>. Иванов П.Н. находился в местах лишения свободы, после освобождения вселился и проживал в комнатах по адресу: <адрес>, предоставленных Ивановой В.И., Иванову В.Н., Иванову М.Н. Коммунальные платежи по указанным адресам не начисляются в связи с ненадлежащим состоянием жилья. Документальное подтверждение предоставления истцам жилья по адресу: <адрес> отсутствует. Несмотря на неоднократные обращения истцов в различные инстанции, их жилищные условия до настоящего времени не изменены, они стоят как нуждающиеся в предоставлении жилья на очереди с <адрес> г. В связи с тем, что жилой <адрес> по <адрес> еще до пожара был включен в программу «Ветхое жилье», письмом главы Энгельсского муниципального образования Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ их семью обещали обеспечить жильем. Считая нарушенными свои права, истцы, с учетом уточнений исковых требований просят суд обязать администрацию, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (далее по тексту - Министерство строительства и ЖКХ) предоставить истцам во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и находящееся в черте г. Энгельса Саратовской области, общей площадью не менее 34,03, жилой площадью не менее 22,1 кв.м.

Истцы Владимиров Е.В., Дородных Т.Г., представитель ответчика Министерства строительства и ЖКХ, третьи лица Иванов В.Н., Иванов П.Н, в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены в установленном законом порядке, об уважительных причинах неявки суду не сообщили. Истцы Владимиров Е.В., Дородных Т.Г. просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Истец Назинцева З.Н., ее представитель адвокат Сердюкова С.А. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили иск удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации по доверенности Платицына Ю.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам письменных возражений на исковое заявление, просила в иске к Администрации отказать. На время возникновения правоотношений, то есть сноса общежития и переселения жильцов, действовало Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , утратившее силу с ДД.ММ.ГГГГ, которым утверждена подпрограмма «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда», входящая в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. Из паспорта указанной подпрограммы следует, что «государство гарантирует гражданам, проживающим в жилом помещении, не отвечающим санитарным и техническим требованиям, право на получение в пользование жилого помещения, соответствующего требованиям ст.ст. 28 и 29 ЖК РСФСР» и кроме того, оговорено, что замена жилого помещения в случае его ветшания или аварийного состояния является обязанностью государства, а не собственника этого помещения. Законом Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ -ЗСО «О внесении изменений в Закон Саратовской области «Об областном бюджете на 2008 год» были внесены изменения в части приобретения (строительства) в государственную собственность области жилых помещений для отселения жильцов из аварийного жилищного фонда <адрес> (<адрес>, <адрес>). Согласно Приложению к Закону Саратовской области «Об областном бюджете на 2008 год» от ДД.ММ.ГГГГ -ЗСО, предусмотрено распределение бюджетных ассигнований на реализацию областной адресной инвестиционной программы, в том числе на приобретение (строительство) в государственную собственность области жилых помещений для отселения жильцов из аварийного жилищного фонда <адрес> (<адрес> <адрес>). Закон не утратил свою силу. До настоящего времени обязательство Министерством строительства и ЖКХ по отселению жильцов из аварийного жилищного фонда не исполнено. Полагает, что на орган местного самоуправления не может быть возложена обязанность по предоставлению жилья истцам.

Согласно письменным возражениям ответчика Министерства строительства и ЖКХ, так как решение о сносе жилого дома принималось органами местного самоуправления, осуществление мероприятий по отселению граждан, а именно утверждение порядка и сроков переселения из непригодного для проживания жилого помещения, относится к компетенции Администрации. Полагает, что Министерством строительства и ЖКХ права и законные интересы истцов не нарушены. Просит в иске к Министерству строительства и ЖКХ отказать.

Выслушав истца Назинцеву З.Н. и ее представителя, представителя ответчика Администрации, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, и никто не может быть произвольно лишен жилища. При осуществлении этого конституционного права согласно ч. 2 ст. 55 Конституции РФ недопустимо умаление законных прав и свобод человека и гражданина.

Согласно ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями.

Судом установлено, что на основании ордера серия НП, выданного исполнительным комитетом Энгельсского городского Совета народных депутатов ДД.ММ.ГГГГ, Ивановой В.И. на состав семьи: Иванова Н.В. (мужа), Иванова М.Н. (сына), Иванова В.Н. (сына), Ивановой З.Н. (дочери), Иванова П.Н. (сына) были предоставлены комнаты жилой площадью 47,5 кв.м. в <адрес> (<данные изъяты> Сведения об общей площади жилого помещения в ордере не указаны.

Согласно поквартирной карточке на Иванову В.И. в <адрес>, <адрес> были зарегистрированы: Иванова В.И. (квартиросъемщик), Иванов М.Н. (сын), Иванов В.Н. (сын), Иванов П.Н. (сын), Иванова В.В. (сноха), Иванова И.М. (внучка), Иванова Н.М. (внучка), Иванов М.М. (внук), Иванов Н.Н. (сын), Назинцева З.Н. (дочь), Батищева Т.Г. (дочь), Назинцева О.А. (дочь), Назинцев Е.А., Иванов С.М.

ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> по указанному адресу произошел пожар, что подтверждается копией акта о пожаре от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24).

Постановлением Главы Энгельсского муниципального образования Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ названный дом был признан подлежащим сносу, предусмотрено отселение жильцов с предоставлением жилья в соответствии с действующим законодательством (л.д. 53).

Постановлением главы Энгельсской районной администрации от ДД.ММ.ГГГГ , в связи со сносом жилых домов из собственности Энгельсского муниципального района Саратовской области исключены жилые дома, указанные в п. 1 настоящего постановления (в том числе по адресу: <адрес>). (л.д. 54-55).

Гришина (Иванова) В.И. умерла ДД.ММ.ГГГГ, Иванов Н.В. умер ДД.ММ.ГГГГ, Иванов М.Н. умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-12).

Согласно сведениям ОАО «ЕРКЦ», в настоящее время по адресу: <адрес>(жилая площадь 25 кв.м.) значатся зарегистрированными истцы; Иванов В.Н. и Иванов П.Н. значатся зарегистрированными по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> (л.д. 22-23).

Как следует из искового заявления и не оспаривается лицами, участвующими в деле, истцам в качестве временной меры с последующим отселением было предоставлено другое жилое помещение. Документальное подтверждение предоставления истцам другого жилья, соответствующего действующим нормам и правилам отсутствует.

Данные обстоятельства также подтверждены письмами должностных лиц Администрации (л.д. 31-32).

Как следует из справки об очередности предоставления жилых помещений по договорам социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Назинцева З.Н. принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения из муниципального жилищного фонда муниципального образования г. Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области по договору социального найма с составом семьи 4 человека: Назинцева З.Н., Дородных Т.Г., Самбурова О.А., Владимиров Е.В. Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ изменен численный состав семьи из 4 человек на 3,исключена Сабурова О.А. в связи с выездом на место жительства в другое муниципальное образование. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер в очереди – 2381 (л.д. 25).

До настоящего времени вопрос об обеспечении истцов благоустроенным жилым помещением в связи с произошедшим пожаром не разрешен.

В соответствии со ст. 37 ЖК РСФСР, действовавшего на момент, когда в результате пожара было уничтожено жилое помещение истцов, гражданам, чьи жилые помещения стали непригодными для проживания в результате стихийного бедствия, должны предоставляться другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке независимо от их нахождения на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 ЖК РСФСР жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания, должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В силу ч. 2 ст. 5 ЖК РФ, жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, законов и иных нормативных актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Пунктом 10 ч. 1 ст. 1 Закона Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» № 39-ЗСО от 28.04.2005 г. было предусмотрено, жилые помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области предоставляются признанным нуждающимися в жилых помещениях гражданам, если они проживают на территории Саратовской области в жилых помещениях государственного жилищного фонда области, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, и (или) в многоквартирных домах государственного жилищного фонда области, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу.

В силу абз. 2 ч. 1 ст. 13 названного Закона граждане признаются нуждающимися в получении жилых помещений из государственного жилищного фонда области, если они проживают в жилых помещениях независимо от формы собственности, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке непригодными для проживания.

Кроме того, Законом Саратовской области «Об областных целевых программах» от ДД.ММ.ГГГГ, утверждена областная целевая (комплексная) Программа «Обеспечение населения Саратовской области доступным жильем и развитие жилищного строительства на 2002-2010 годы», в состав которой входит Подпрограмма «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда».

Согласно паспорту названной подпрограммы, исполнителем основных мероприятий является Министерство строительства и ЖКХ; механизм переселения граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде предусматривает, в том числе, и предоставление жилого помещения на условиях социального найма. Финансовые средства для переселения граждан формируются за счет соответствующих бюджетов, средства областного бюджета направляются на финансирование приобретения (строительства) жилых помещений для отселения граждан.

Законом Саратовской области «Об областном бюджете на 2008 год» в Приложении № 53 предусмотрено распределение на 2008 год бюджетных ассигнований на реализацию областной адресной инвестиционной программы в рамках Подпрограммы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда», адресно указано на приобретение (строительство) жилых помещений для отселения жильцов из аварийного жилищного фонда <адрес> <адрес>.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком по данному делу будет являться Министерство строительства и ЖКХ, в связи с чем, обязанность по обеспечению истцов жилым помещением следует возложить на этого ответчика.

В силу ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Согласно ст. 89 ЖК РФ с учетом разъяснения постановления Пленума Верховного Суда РФ № 14 от 02.07.2009 г. выселяемым из таких помещений гражданам предоставляемое другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта, а также иметь то же количество комнат.

При выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного суда РФ № 1368-О-О от 03.11.2009 г., внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, обусловливает, в свою очередь, исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку очевидно, что целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

Следовательно, законом установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием дома непригодным для проживания.

Таким образом, истцы имеют право на получение жилого помещения равнозначного по общей площади ранее занимаемому.

Как следует технического паспорта на жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, с экспликацией, площадь предоставленной комнаты с учетом площади печи, составляла 22,7 кв.м. (4,45 кв.м. х 5,10 кв.м.) (л.д. 48-51).

Согласно справке ОАО «Единый расчетно-кассовый центр» от ДД.ММ.ГГГГ , жилая площадь <адрес>, на которую производилось начисление платы по указанному адресу, составляет 25 кв.м.

Давая оценку двум противоречащим документам, суд приходит к выводу, что следует руководствоваться техническим паспортом с экспликацией, поскольку технический паспорт является надлежащим подтверждением технических характеристик строения.

Вместе с тем, следует учесть и то обстоятельство, что занимаемое истцами жилое помещение представляло собой комнату в коммунальной квартире.

Исходя из содержания ч. 1 ст. 7, ст. ст. 15, 16, 42 ЖК РФ в их взаимосвязи следует, что в общую площадь комнаты как части коммунальной квартиры подлежит включению жилая площадь самой комнаты, площадь вспомогательных помещений, которые могут находиться при такой комнате и использоваться исключительно для обслуживания данной комнаты (например, кладовая), а также доля площади вспомогательных помещений всей коммунальной квартиры в целом (кухни, туалета, ванной и т.д.), используемых для обслуживания более одной комнаты.

Указанные выше правила исчисления общей площади комнаты как части коммунальной квартиры применяются и в целях определения общей площади жилого помещения в виде комнаты в коммунальной квартире как отдельного объекта прав.

Данная правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ).

Как следует из технического паспорта, места общего пользования (кухня - 16,69 кв.м., коридор - 33,7 кв.м.) имели общую площадь 50,39 кв.м.

Жилые помещения в коммунальной <адрес> учетом площадей, занимаемых печами, составляли 165,1 кв.м. (20,33 + 19,06 + 20,22 + 18,19 + 16,58 + 15,35 + 16,32 +16,35 + 22,7).

На долю истцов приходится 6,93 кв. м. вспомогательных помещений (50,39 : 165,1 х 22,7 кв.м.), с учетом которых общая площадь комнаты составит 29,63 кв.м.

Таким образом, истцам должно быть предоставлено жилое помещение взамен ранее занимаемого общей площадью не менее 29,63 кв.м., жилой - не менее 22,7 кв.м.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области предоставить Назинцевой З. Н., Владимирову Е. В., Дородных Т. Г. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям и находящееся в черте г. Энгельса Саратовской области, общей площадью не менее 29,63 кв.м., жилой площадью - не менее 22,7 кв.м., в остальной части - отказать.

В удовлетворении иска Назинцевой З. Н., Владимирову Е. В., Дородных Т. Г. к администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Энгельсский районный суд.

Председательствующий: подпись.

Верно.

Судья                    И.В. Оситко

Секретарь                Э.Р. Бакиева

2-2364/2018 ~ М-1674/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Дородных Т.Г.
Владимиров Е.В.
Назинцева З.Н.
Ответчики
Администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области
Министерство строительства и жилищно-коомунального хозяйства Саратовской области
Другие
Иванов П.Н.
Ковалева О.Ю.
Суд
Энгельсский районный суд
Судья
Оситко Ирина Владимировна
22.03.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.03.2018[И] Передача материалов судье
26.03.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.04.2018[И] Подготовка дела (собеседование)
04.04.2018[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.05.2018[И] Судебное заседание
21.05.2018[И] Судебное заседание
25.05.2018[И] Судебное заседание
25.05.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.05.2018[И] Дело оформлено
28.05.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.06.2018[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее