Решение по делу № 2-385/2021 от 13.10.2021

                            Дело №2-385/2021

                                  УИД 75RS0024-01-2021-001136-26

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 ноября 2021 года                                        п. Чернышевск

Чернышевский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Воротниковой Н.И.,

при секретаре Стуковой В.Д.,

с участием истца – помощника прокурора Чернышевского района Алексеева А.И.,

ответчиков – главы сельского поселения «Урюмское» Уткиной Н.П., представителя администрации муниципального района «Чернышевский район» Кожиной Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чернышевского района, действующего в интересах неопределённого круга лиц к администрации сельского поселения «Комсомольское», администрации сельского поселения «Урюмское», администрации муниципального района «Чернышевский район» о понуждении к совершению действий в сфере безопасности дорожного движения,

установил:

Прокурор Чернышевского района обратился в суд с указанным иском, указав, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения администрацией муниципального района «Чернышевский район», сельскими поселениями «Комсомольское», «Урюмское» законодательства в сфере безопасности дорожного движения, а также при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог, установлены факты ненадлежащего исполнения должностными лицами администрации муниципального района «Чернышевский район», сельских поселений «Комсомольское», «Урюмское» требований, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федеральным законом от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статьи 11 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Так в ходе проведенного 08.10.2021 совместного с сотрудником ОГИБДД ОМВД России по Чернышевскому району обследования автомобильного моста, расположенного на подъезде к п. Багульный Чернышевского района, установлено, что русловой ряж указанного моста подмыт, в результате чего произошла его просадка и наклон. В связи с указанными повреждениями эксплуатация моста не представляется возможной ввиду угрозы его обрушения при использовании участниками дорожного движения.

Кроме того, в ходе проведенного 08.10.2021 в том же составе обследования автомобильного моста, расположенного на подъезде к с. Урюм Чернышевского района, проходящего через реку Белый Урюм, установлено, что указанный мост разрушен, уничтожено 3 пролета моста (железнодорожной платформы и деревянный настил), подмыто и унесено 2 русловых ряжа. Необходимо восстановление моста в связи с невозможностью его эксплуатации в текущем состоянии.

Собственником автомобильного моста, расположенного на подъезде к с. Урюм Чернышевского района, является администрация сельского поселения «Урюмское», собственником автомобильного моста, расположенного на подъезде к п. Багульный Чернышевского района – администрация сельского поселения «Комсомольское».

В связи с тем, что полномочия по организации дорожной деятельности, в том числе содержанию объектов дорожной инфраструктуры, сооружений, на территории сельских поселений «Урюмское», «Комсомольское» администрацией муниципального района «Чернышевский район» соответствующим администрациям поселений не передавались, указанные вопросы относятся к полномочиям администрации муниципального района «Чернышевский район».

Непринятие администрациями сельских поселений «Комсомольское», «Урюмское», администрацией муниципального района «Чернышевский район» надлежащих мер в области законодательства о безопасности дорожного движения является не только нарушением действующего законодательства, но и влечет за собой повышение аварийности на указанном участке автодороги, нарушает права жителей п. Багульное, с. Урюм на свободу передвижения, иные права.

С учетом уточнения требований, просит обязать администрации сельского поселения «Комсомольское», муниципального района «Чернышевский район» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, а именно провести восстановление автомобильного моста, расположенного на подъезде к п. Багульный Чернышевского района; обязать администрации сельского поселения «Урюмское», муниципального района «Чернышевский район» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, а именно провести восстановление автомобильного моста, расположенного на подъезде к с. Урюм Чернышевского района, проходящего через реку Белый Урюм.

В судебном заседании истец - помощник прокурора Чернышевского района Забайкальского края Алексеев А.И. исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям, при этом пояснив, что просит установить срок для выполнения ответчиками изложенных в заявлении требований 6 месяцев. Требований об обращении решения суда к немедленному исполнению не заявляет.

Ответчик - глава сельского поседения «Урюмское» в судебном заседании с требованиями прокурора не согласилась, указав, что вопросы организации дорожной деятельности, в том числе ремонт и содержание дорог к вопросам местного значения сельского поселения не относятся. Данные вопросы входят в компетенцию муниципального района.

Представитель ответчика - администрации муниципального района «Чернышевский район» Кожина Н.Ю. в судебном заседании с доводами прокурора о бездействии администрации муниципального района не согласилась, указав, что администрацией заключен контакт на восстановление моста на подъезде к с. Багульный. Работы ведутся и будут окончены в декабре 2021 года. На восстановление моста через реку Белый Урюм требуются большие финансовые затраты, меры к изысканию денежных средств для этих целей предпринимаются. С тем, что администрация муниципального района должна провести восстановление автомобильных мостов на подъезде к п. Багульный и к с. Урюм Чернышевского района, согласна.

Ответчик - глава сельского поседения «Комсомольское» Иваненко Т.В. в судебном заседании участия не принимала, представив в суд заявление, о рассмотрении дела в отсутствие ответчика. Возражений по поводу заявленного иска не высказала.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №257-ФЗ).

Согласно п. 3 ст. 5 Закона №257-ФЗ к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

В ст. 3 указанного федерального закона даны следующие понятия. Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (пункт 1). К искусственным дорожным сооружениям относятся сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения) (пункт 3). Дорожная деятельность включает в себя деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6). Владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 7). Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12).

    Статьей 1 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон №196-ФЗ) в качестве основной задачи данного закона определена охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В силу ст. 12 Закона №196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

На основании ст.13 Закона №257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится в том числе: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения.

В силу ч.1 ст.17 указанного закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В силу положений 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-ФЗ) вопросы, касающиеся дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организации дорожного движения, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В силу п.5 ч.1 ст.15 Закона №131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 34 Закона № 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

В силу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, сооружений, обязаны содержать их в таком состоянии, которое бы обеспечивало безопасность для движения, для чего принимаются соответствующие стандарты, нормы и правила (п. 13 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 года № 1090 «О Правилах дорожного движения»).

Согласно п.1 ст.21 Закона №196-ФЗ, мероприятия по организации дорожного движения, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.

В соответствии с ч.1 ст. 22 Закона № 196-ФЗ деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.

Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела органами прокуратуры совместно с сотрудниками ОГИБДД ОМВД России по Чернышевскому району проведена проверка исполнения законодательства об автомобильных дорогах администрацией муниципального района «Чернышевский район».

Согласно акту проверки от 11 октября 2021 года установлены факты ненадлежащего исполнения должностными лицами администрации муниципального района «Чернышевский район» требований, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статьи 11 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». В ходе обследования автомобильного моста, расположенного на подъезде к п. Багульный Чернышевского района установлено, что русловой ряж подмыт, в результате чего произошла его просадка и наклон. В связи с указанными повреждениями эксплуатация моста не представляется возможной ввиду угрозы его обрушения при использовании участниками дорожного движения. Автомобильный мост, расположенный на подъезде к с. Урюм Чернышевского района, проходящий через реку Белый Урюм, разрушен, уничтожено 3 пролета моста (железнодорожной платформы и деревянный настил), подмыто и унесено 2 русловых ряжа. Необходимо восстановление моста в связи с невозможностью его эксплуатации в текущем состоянии.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости автомобильная дорога подъезд к п. Багульный Чернышевского района Забайкальского края принадлежит на праве собственности сельскому поселению «Комсомольское» (л.д.33-36).

Как усматривается из выписки из реестра муниципальной собственности сельского поселения «Урюмское» правообладателем сооружения – моста через реку Белый Урюм протяженностью 200 метров является муниципальное образование «Урюмское» (л.д.68).

Необходимость восстановления деревянных мостов через р. Олов и р. Белый Урюм подтверждается дефектными ведомостями, составленными специалистами муниципального района «Чернышевский район», согласно которым от региональной дороги «подъезд к с. Новый Олов» до ул. Береговая п. Багульный подмыт русловой ряж в результате чего возникла просадка и наклон ряжа. В результате паводка разрушен мост через р. Белый Урюм: унесено 3 пролета моста (ж/д платформы и деревянный настил), подмыто и унесено 2 русловых ряжа, подмывание русловых ряжей. Необходимо произвести восстановление мостов (л.д.18, 50).

Главой муниципального района «Чернышевский район» Н.В.В.. согласован локальный сметный расчет на ремонт моста по автомобильной дороге «Подъезд в п. Багульный» через р. Олов, сметная стоимость строительных работ согласно которому составляет 7 792 902 руб..

На ремонт вышеуказанного моста 24.09.2021 администрацией муниципального района «Чернышевский район» заключен муниципальный контракт с ООО «ПИЛОН». Согласно календарному графику выполнения работ окончание работ по 31.12.2021 г.

Главой муниципального района «Чернышевский район» Н.В.В.. 14 июля 2021 года утвержден локальный сметный расчет, согласно которому сметная стоимость выполнения работ по восстановлению разрушенного паводковыми водами деревянного моста на ряжевых опорах с металлическими пролетными строениями через р. Белый Урюм в с. Урюм Чернышевского района Забайкальского края составляет 4 918 614 руб. (л.д.51-67).

Таким образом, судом установлено, что деревянные мосты, являющиеся участками автодороги общего пользования, находятся в аварийном состоянии, ответственным в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в сельских поселениях является администрация муниципального района «Чернышевский район».

Невыполнение требований законодательства и возложенных на муниципальный район обязанностей привело к тому, что обследованные участки искусственных дорожных сооружений, предназначенные для движения транспортных средств (мосты) не соответствуют установленным требованиям, что влечет за собой повышение аварийности на дорогах, причинение имущественного ущерба автовладельцам, создает реальную угрозу жизни и здоровью жителей муниципальных образований.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Так как обследованные прокуратурой Чернышевского района участки дорог относятся к автомобильным дорогам общего пользования, то их ненадлежащее состояние влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах требования прокурора о возложении обязанности на администрацию муниципального района «Чернышевский район» устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Вместе с тем, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований прокурора к администрациям сельских поселений «Урюмское» и «Комсомольское» поскольку вопросы использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в сельских поселениях, а также дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, являются вопросами местного значения муниципальных районов.

По правилам ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд должен установить срок, в течение которого указанные действия подлежат совершению. Согласно п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 (ред. от 22.06.2021) «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» при установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

С учетом изложенного, а также действий, которые уже совершены ответчиком и следует совершить, значения объектов нуждающихся в восстановлении для поддержания уровня жизнедеятельности жителей населенных пунктов, в целях устранения в полном объеме допущенных нарушений, суд считает возможным установить срок, в течение которого администрация муниципального района «Чернышевский район» обязана совершить указанные в решении суда действия – в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд

решил:

Исковые требования прокурора Чернышевского района удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального района «Чернышевский район» Забайкальского края в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения и совершить следующие действия:

- провести восстановление автомобильного моста, расположенного на подъезде к п. Багульный Чернышевского района Забайкальского края;

- провести восстановление автомобильного моста через реку Белый Урюм, расположенного на подъезде к с. Урюм Чернышевского района Забайкальского края.

В остальной части требования прокурора оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Чернышевский районный суд Забайкальского края.

Судья                                                    Н.И. Воротникова

Решение в окончательной форме принято 09 ноября 2021 года.

2-385/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Чернышевского района
Ответчики
Администрация муниципального района "Чернышевский район"
Администрация сельского поселения "Комсомольское"
Администрация сельского поселения "Урюмское"
Суд
Чернышевский районный суд Забайкальский края
Судья
Воротникова Надежда Игоревна
Дело на странице суда
chernishevsk.cht.sudrf.ru
13.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.10.2021Передача материалов судье
18.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.11.2021Судебное заседание
09.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее