Дело № 2-6526/2020
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
город Тюмень 12 октября 2020 года
Центральный районный суд города Тюмени в составе:
председательствующего судьи Волошиной С.С.,
при секретаре Поповой Ю.В.,
с участием истца Отчиной Л.А., представителя ответчика Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Тюмени по Тюменской области Власовой Л.А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Отчиной Л.А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тюмени Тюменской области о перерасчете размера пенсии,
у с т а н о в и л:
истец Отчина Л.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тюмени Тюменской области (далее по тексту УПФР в г. Тюмени Тюменской области, ответчик либо Пенсионный фонд) о включении в страховой стаж период трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>; обязании произвести перерасчет и выплату компенсации размера невыплаченной пенсии с учетом включения спорного периода в страховой стаж истца, своевременно не полученной за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком, а именно с момента назначения пенсии по старости; взыскании расходов на юридические услуги в размере 15 750 руб., расходов по уплате государственной пошлины в размере 600 руб. (л.д.3-15).
Исковые требования мотивированы тем, что с ДД.ММ.ГГГГ истцу назначена страховая пенсия по старости, согласно записям в трудовой книжке истца ее трудовой стаж составляет 37л.05м.17д., истец является активно работающим сотрудником, имеет почетные благодарности, однако Пенсионным фондом неверно и ошибочно учтен трудовой стаж истца. В настоящее время размер пенсии истца составляет <данные изъяты> руб., что по мнению истца, является крайне низким показателем и не соответствует ее трудовому стажу, а также размеру среднемесячного заработка, который она получала в период всей трудовой деятельности. Кроме того, размер пенсии истца также подлежит перерасчету, учитывая периоды ее ухода за ребенком ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Истец обращалась к ответчику с просьбой выполнить перерасчет назначенной пенсии, на что получила отказ по мотиву отсутствия оснований для перерасчета. Однако истец считает, что Пенсионным фондом не учтен полностью страховой стаж, что и явилось основанием для обращения истца в суд с вышеуказанными исковыми требованиями.
В судебном заседании истец Отчина Л.А. на удовлетворении исковых требований настаивала по изложенным в иске основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика УПФР в г. Тюмени Тюменской области Власова Л.А., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.63), исковые требования не признала.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 01.10.2019, с изм. от 22.04.2020) «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ) устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и закрепляет в качестве условий назначения страховой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), наличие страхового стажа не менее 15 лет и наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (в зависимости от года назначения пенсии) (статья 8).
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. (В Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» такая же норма содержалась в пункте 1 статьи 10).
В соответствии со статьей 14 Федерального закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования2 подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, истец Отчина Л.А. с ДД.ММ.ГГГГ является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Общий трудовой стаж на ДД.ММ.ГГГГ для расчета пенсии истца составил 14 лет 01 месяц 11 дней, страховой стаж на дату назначения пенсии составил 30 лет 06 месяцев 16 дней, 1 год 06 месяцев – уход за детьми до 1,5 лет.
Истец обратилась в УПФР в г. Тюмени Тюменской области по вопросу пенсионного обеспечения, в ответе от ДД.ММ.ГГГГ истцу разъяснено, что размер страховой пенсии установлен верно, согласно действующему законодательству, основания для перерасчета размера пенсии отсутствуют (л.д.38-41).
Аналогичный ответ на обращение истца был дан Пенсионным фондом от ДД.ММ.ГГГГ, в котором ответчик указывает, что размер пенсии рассчитан верно, стаж учтен по трудовой книжке, справкам и выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в том числе период учебы, в соответствии с законодательством. Основания для перерасчета у Управления отсутствуют (л.д.32-34).
В этом же ответе указано, что при назначении пенсии в страховой стаж не учтен период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, так как сведения об уплате страховых взносов не представлены. При этом, Пенсионный фонд обратил внимания истца, что для расчета размера пенсии стаж учитывается по ДД.ММ.ГГГГ, а начиная с ДД.ММ.ГГГГ важны страховые взносы, начисленные страхователем на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица.
Не соглашаясь с отказом Пенсионного фонда произвести перерасчет размера пенсии, истец обратилась в суд с исковыми требованиями о включении в страховой стаж период трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> и произвести перерасчет и выплату.
Согласно пп. «а» п. 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. № 1015, при подсчете страхового стажа подтверждаются периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При этом в силу пункта 11 указанных Правил документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ).
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 названного Закона страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона № 27-ФЗ).
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из трудовой книжки №, с ДД.ММ.ГГГГ Отчина Л.А. принята <данные изъяты>.», ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию (л.д.20-29).
Как следует из справки ГУ УПФР в г. Тюмени Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ, периоды работы, включенные (засчитанные) в страховой стаж при установлении страховой пенсии: период работы <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зачтен. Согласно данных о стаже Отчиной Л.А. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в страховой стаж истца зачтены периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.65).
Таким образом, учитывая, что спорный период работы отражен в трудовой книжке истца, частично был учтен Пенсионным фондом, суд полагает необходимым включить в трудовой стаж истца не учтенный ответчиком период работы истца <данные изъяты>:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Как указано в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию. Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов.
Согласно ч. 1 ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В материалы дела представлены договор на оказание юридических услуг № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому истцу оказывались услуги по подготовке заявления в ОПФ, подготовка заявления в УПФР, подготовка проекта искового заявления. В соответствии с представленными документами общая стоимость юридических услуг составила 15 750 руб., оплаченная истцом, что подтверждается кассовым чеком от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.42-43).
Суд, руководствуясь разъяснениями, изложенными в Постановлении Пленума Верховного суда РФ № 1 от 21.01.2016 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», учитывая принцип разумности и справедливости, дав оценку доказательствам истца о понесенных ей расходов по оплате услуг представителя на сумму 15 750 руб., учитывая категорию рассматриваемого дела, объем проделанной представителем истца работы - подготовка проекта искового заявления, а также факт частичного удовлетворения иска, приходит к выводу о необходимости взыскания в пользу истца расходов по оплате юридических услуг в размере 5 000 руб.
Руководствуясь положениями ст. 98 ГПК РФ, ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации суд считает, что ответчик должен возместить Отчиной Л.А. расходы по уплате ей государственной пошлины за подачу искового заявления, которые подтверждаются имеющимся в материалах дела чеком-ордером № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.49), а потому приходит к выводу о взыскании в пользу истца расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 руб., а также признает за истцом право на возврат излишне уплаченной госпошлины в размере 300 руб.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 12, 55, 56, 67, 98, 100, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковые требования Отчиной Л.А. удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Тюмени Тюменской области включить Отчиной Л.А. в страховой стаж периоды:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> и произвести перерасчет страховой пенсии по старости со ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Тюмени Тюменской области в пользу Отчиной Л.А. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб., расходы на оплату юридических услуг в размере 5 000 руб.
Возвратить Отчиной Л.А. излишне уплаченную государственную пошлину в размере 300 руб., уплаченную ДД.ММ.ГГГГ по чеку-ордеру ПАО Сбербанк.
В удовлетворении остальной части исковых требований Отчиной Л.А. отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Тюмени в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья С.С. Волошина
Решение в окончательной форме изготовлено 17 октября 2020 года.