Дело № 2-1812/2019
УИД№ 02RS0001-01-2019-004277-17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 ноября 2019 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский Городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Шнайдер О.А.
при секретаре Кандараковой Д.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению С.Л.В. к Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай об обязании предоставить по договору найма жилое помещение специализированного жилищного фонда,
УСТАНОВИЛ:
С.Л.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай с требованием об обязании ответчика предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту проживания на территории <адрес>. Требования мотивированы тем, что С.Л.В. является сиротой и включена в список детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, какого-либо жилья в собственности не имеет. До настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. В обоснование своих требований истец ссылается на положения Конституции РФ, ст. ст. 57, 99 ЖК РФ, Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановление Правительства Республики Алтай от 15.11.2013 года № 314 «Об утверждении Положения о Министерстве труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай».
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ Министерство регионального развития Республики Алтай, Министерство финансов Республики Алтай привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявивших самостоятельных требований относительно предмета спора.
Определением суда ДД.ММ.ГГГГ Правительство Республики Алтай привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявившего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Истец С.Л.В., представитель истца С.М.В. в судебном заседании требования искового заявления поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика К.Ю.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Третьи лица Министерство финансов Республики Алтай, Министерство регионального развития Республики Алтай, Правительство Республики Алтай в судебное заседание представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В письменном отзыве на исковое заявление представитель Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай просил отказать в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме, поскольку предоставление специализированных жилых помещений осуществляется в порядке очередности.
В письменных возражениях на исковое заявление представитель Министерства финансов Республики Алтай просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец С.Л.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании Приказа БУ РА «Управление социальной поддержки населения <адрес>»№ от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ С.Л.В. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении специализированного жилого помещения на территории Республики Алтай, под порядковым номером 1070.
Судом на основании материалов дела, пояснений истца, установлено, что С.Л.В. проживает и зарегистрирована в <адрес>, переезжать в другие муниципальные образования не планирует, на праве собственности жилых помещений не имеет. В подтверждение указанных обстоятельств истцом предоставлены копия медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях №, в БУЗ РА «<адрес> РБ», сведения о регистрации на территории <адрес>.
Согласно материалам дела, С.Л.В. в собственности жилого помещения не имеет, не является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, меры социальной поддержки на приобретение (строительство) жилья истцу не оказывались, что подтверждается Уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ №, письмом администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законами нормами.
Жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (п. 8 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются по установленным Жилищным кодексом РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 вышеназванного Федерального закона жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Специализированные жилые помещения предоставляются по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем населенном пункте муниципального образования в <адрес> (ч. 2 ст. 1 Закона Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительной гарантией прав на имущество и жилое помещение на территории Республики Алтай»).
Из смысла вышеприведенных норм следует, что жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ С.Л.В. достигла совершеннолетия, проживает и зарегистрирована на территории муниципального образования «<адрес>», однако, до настоящего времени Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай не предоставило С.Л.В. жилое помещение специализированного жилищного фонда.
С момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению данному гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом. Ненадлежащее исполнение соответствующим органом власти установленных законом обязанностей не может служить препятствием для реализации гражданином его прав, в том числе жилищных.
В силу Положения, утвержденного постановлением Правительства Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ №, указанные полномочия возложены на Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай (подпункт «г» пункта 15).
В соответствии с изложенным, принимая во внимание, что С.Л.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, достигла возраста 18 лет, не имеет в собственности жилого помещения, не является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не имеет закрепленного жилого помещения, в надлежащем порядке включена в список лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на момент рассмотрения дела жилым помещением не обеспечена, суд считает исковые требования С.Л.В. об обязании ответчика предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения на территории МО «<адрес>», подлежащими удовлетворению.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ истцу предоставлена отсрочка в оплате государственной пошлины до рассмотрения дела по существу.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку исковые требования С.Л.В. удовлетворены, последней предоставлена отсрочка в оплате государственной пошлины, следовательно, с Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай, не освобожденного от уплаты судебных расходов, надлежит взыскать государственную пошлину в доход муниципального бюджета в размере 300 руб. за требование неимущественного характера.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования С.Л.В. к Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай об обязании предоставить по договору найма жилое помещение специализированного жилищного фонда, удовлетворить.
Обязать Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай предоставить С.Л.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, на территории муниципального образования «<адрес>» по договору найма благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, предназначенное для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отвечающее санитарным нормам и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм.
Взыскать с Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай в доход муниципального образования «<адрес>» государственную пошлину в сумме 300 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.
Судья О.А. Шнайдер
Мотивированное решение изготовлено 05.11.2019 года.