Дело № №
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 ноября 2020 года город Алатырь
Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Борисова В.В., при секретаре судебного заседания Кочетковой А.Д.,
с участием заместителя Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Чувашской Республики Калачян К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Чувашской Республики, действующего в защиту экологических прав и интересов неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению «Колония поселение № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Чувашской Республике-Чувашии» о возложении обязанности в виде обеспечения сброса сточных вод с эксплуатируемых очистных сооружений в пределах нормативов, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование,
установил:
Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор Чувашской Республики обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Колония-поселение № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Чувашской Республике-Чувашии» (далее - ФКУ КП-8 УФСИН России по Чувашской Республике, Учреждение) с исковыми требованиями о возложении обязанности в виде обеспечения сброса сточных вод с эксплуатируемых очистных сооружений в пределах нормативов, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование.
Требования мотивированы тем, что в ходе проверки соблюдения ФКУ КП-8 УФСИН России по Чувашской Республике требований законодательства об охране вод, было установлено, что ответчик эксплуатирует очистные сооружения, введенные в эксплуатацию в 1980 году, на которые поступают хозяйственно-бытовые стоки учреждения, и после очистки сбрасываются в ручей Мокрый. По данным отчета 2-тп (водхоз) Учреждением за 2017 год в водный объект сброшено 14,93 тыс. кум. м. сточной воды.
Нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в ручей Мокрый на период с 05.09.2012 года до 06.09.2017 года утверждены 05.09.2017 года. В период с 12.02.2015 года до 06.09.2017 года сброс осуществляется на основании разрешения на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты № СР.05.15.1 от 12.02.2015 года. Нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в ручей Мокрый на период с 05.09.2017 года до 05.09.2022 года утверждены 05.09.2017 года. Сброс сточных вод в водный объект осуществляется на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 25.10.2017 года.
Вместе с тем, на момент проверки 16.08.2018 года, по результатам лабораторных исследований качества сточной воды, сбрасываемой после очистки в ручей Мокрый выявлено превышение допустимой концентрации загрязняющих веществ на выпуске сточных вод, установленных разрешением на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты № СР.05.15.1 от 12.02.2017 года по следующим показателям:
протокол № 1264 А от 07.08.2017 года - хлориды - 36 мг/дм3 (при нормативе - 31 мг/дм3), и установленных разрешением на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты № СРЛ.02.18 от 20.02.2018 года по следующим показателям:
протокол № № от ДД.ММ.ГГГГ года
- аммоний ион — 1,5 мг/дм3 (при нормативе — 0,240 мг/дм3),
- АПАВ - 0,24 мг/дм3 (при нормативе - 0,010 мг/дм3),
- БПК-5 - 16,0 мг/дм3 (при нормативе - 2,1 мг/дм3),
- взвешенные вещества - 65,7 мг/дм3 (при лимите - 14,6 мг/дм3),
фосфат-ион - 0,61 (0,2013) мг/дм3 (при нормативе - 0,150 мг/дм3)
протокол № 57/03-Д от 03.05.2018 года
- взвешенные вещества - 29,5 мг/дм3 (при лимите - 14,6 мг/дм3),
- сухой остаток - 496 мг/дм3 (при лимите - 454 мг/дм3),
- аммоний ион - 1,8 мг/дм3 (при нормативе - 0,240 мг/дм3),
- АПАВ - 0,09 мг/дм3 (при нормативе - 0,010 мг/дм3).
Вышеуказанные обстоятельства могут повлечь загрязнение, засорение или истощение водного объекта, нарушают правила охраны среды обитания водных биологических ресурсов, ухудшают экологическую обстановку, в связи с этим нарушается гарантированное Конституцией РФ право граждан на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
По данным фактам в адрес руководителя учреждения 16.08.2018 года внесено представление, однако в нарушение статьи 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона не приняты, нормативная очистка сточных вод, сбрасываемых с эксплуатируемых учреждением сточных вод до настоящего времени не обеспечена.
Так, по результатам лабораторных исследований качества сточной воды, сбрасываемой после очистки в ручей Мокрый, выявлено превышение нормативов, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование от 25.10.2017 года по следующим показателям:
протокол № № от ДД.ММ.ГГГГ года
- сухой остаток - 613 мг/дм3 (при нормативе - 454 мг/дм3),
- фосфат-ион - 0,29 мг/дм3 (при нормативе - 0,066 мг/дм3),
- АПАВ - 0,138 мг/дм3 (при нормативе - 0,10 мг/дм3),
протокол № 679/03-Д от 13.11.2018 года
- фосфат-ион - 1,47 мг/дм3 (при нормативе - 0,066 мг/дм3),
- аммоний-ион - 1,0 мг/дм3 (при нормативе - 0,24 мг/дм3),
протокол №-Д от ДД.ММ.ГГГГ года
- сухой остаток - 938 мг/дм3 (при нормативе - 454 мг/дм3),
- фосфат-ион - 0,97 мг/дм3 (при нормативе - 0,066 мг/дм3),
- АПАВ - 0,32 мг/дм3 (при нормативе - 0,10 мг/дм3),
- ХПК - 22,0 мг/дм3 (при нормативе - 15 мг/дм3),
- хлориды - 61 мг/дм3 (при нормативе - 30 мг/дм3),
протокол №-Д от ДД.ММ.ГГГГ
- взвешенные вещества - 23,7 мг/дм3 (при нормативе - 13,3 мг/дм3),
- сухой остаток - 1877 мг/дм3 (при нормативе - 454 мг/дм3),
- аммоний-ион - 1,1 мг/дм3 (при нормативе - 0,24 мг/дм3),
- сульфат-ион -493 мг/дм3 (при нормативе - 100 мг/дм3),
- АПАВ - 0,25 мг/дм3 (при нормативе - 0,10 мг/дм3),
- хлориды - 40 мг/дм3 (при нормативе - 30 мг/дм3),
протокол №-Д от ДД.ММ.ГГГГ года
- сухой остаток - 566 мг/дм3 (при нормативе - 454 мг/дм3).
Чебоксарский природоохранный прокурор Чувашской Республики просил обязать ФКУ «Колония-поселение № 8 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии» в течение 1 года 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить сброс сточных вод с эксплуатируемых очистных сооружений в пределах нормативов, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование.
В судебном заседании заместитель Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Чувашской Республики Калачян К.Ю. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске.
Представители ответчика Федерального казенного учреждения «Колония-поселение № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Чувашской Республике-Чувашии» Осипова Н.А. и Шугурова Е.А., действующие на основании доверенностей, исковые требования не признали. Пояснили, что отстойник бетонный находится в оперативном управлении у ФКУ КП-8 УФСИН России по Чувашской Республике, собственником является Российская Федерация в лице ФСИН России. За весь период существования учреждения каких-либо проектов на строительство, реконструкцию, расширение технического сооружения от собственника сооружения, не поступало. ФКУ КП-8 УФСИН России по Чувашской Республике включено в программу на 2024 год, где указано, что будет произведен капитальный ремонт указанного сооружения. Денежные средства Учреждению на ремонт и реконструкцию очистных сооружений за последние годы от собственника сооружений не поступали. Самостоятельно проводить какие-либо ремонтные работы в отношении имущества, находящегося в федеральной собственности, Учреждение не имеет право, так как главным распорядителем денежных средств является ФСИН России.
Решение на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений, сооружений Учреждения может принимать только ФСИН России через УФСИН по Чувашской Республике-Чувашии, путем выделения соответствующих денежных средств из федерального бюджета, путем включения Учреждения в соответствующие федеральные целевые программы Российской Федерации. В действующей федеральной целевой программе «Развитие уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на 2018 - 2026 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 06.04.2018 года № 420, определены сроки капитального строительства очистных сооружений ФКУ КП-8 УФСИН (Приложение № 5 №130). В 2023 году планируются проектные и изыскательские работы на сумму 971 тыс. руб., в 2024 году - строительство очистных сооружений на сумму 15898 тыс. руб. Очистные сооружения содержатся за счет средств федерального бюджета.
Невозможность исполнения ФКУ КП-8 УФСИН России Чувашской Республики решения суда, кроме того, обусловлена отсутствием финансирования на обеспечение сброса сточных вод с эксплуатируемых очистных сооружений в пределах нормативов. Указанный факт является обстоятельством, не зависящим от исправительной колонии, которая не вправе самостоятельно решать вопрос о произведении дополнительных затрат за счёт средств федерального бюджета, поскольку сама колония не располагает необходимыми средствами для исполнения.
Согласно п. 7 Положения о ФСИН России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314, именно ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе исправительных колоний), предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, а также функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно- исполнительной системы.
При этом понуждение ФКУ КП-8 УФСИН, территориального органа - УФСИН либо ФСИН России к выделению финансирования будет являться ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, и реализацию возложенных на неё функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесённых к компетенции данного органа, и нарушает установленный ст. 10 Конституции РФ принцип разделения властей. Вместе с тем, возложение на Учреждение, УФСИН по Чувашской Республике-Чувашии либо ФСИН России обязанности организовать финансовое обеспечение указанных расходов является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора – Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в судебное заседание не явился.
Представитель Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора Кочкомазова О.С., действующая на основании доверенности, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие. Исковые требования поддержала.
Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора – Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике-Чувашии Шульга Н.В. и Степанов А.Ю., действующие на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Чебоксарского природоохранного прокурора Чувашской Республики о возложении обязанности в виде обеспечения сброса сточных вод с эксплуатируемых очистных сооружений в пределах нормативов, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование, не признали.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора – Федеральная служба исполнения наказаний России, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 58 Конституции РФ установлено, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ на основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях использования акватории водных объектов, если иное не предусмотрено частями 3 и 4 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 21 Водного кодекса РФ предоставление водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации.
В иных случаях, кроме предусмотренных частью 1 настоящей статьи случаев, предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Частью 1 ст. 44 Водного кодекса РФ предусмотрено, что использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В силу ст. 23 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Сбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в пределах установленных нормативов и лимитов допускается на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно части 2 статьи 55 Водного кодекса РФ, при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Как следует из части 6 статьи 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В силу положений пункта 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
Согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.
Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности (ч. 1 ст. 34 Закона № 7-ФЗ).
В силу п. 2 ст. 39 указанного Федерального закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии с частями 1, 2 ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 1 Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Статьей 5 указанного Федерального закона предусмотрено, что граждане имеют право, в том числе на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно статье 11 указанного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ ФКУ КП-8 УФСИН России по Чувашской Республике по состоянию на 25.07.2020 года дополнительный вид лицензируемой деятельности Учреждения - «Использование природных ресурсов, в том числе недр, лесов, объектов растительного и животного мира (Роснедра и его территориальные органы, Росводресурсы. Рослесхоз, Госкомрыболовство РФ, Ростехнадзор, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по лицензионной деятельности, органы управления по использованию и охране недр и экологии субъектов Российской Федерации)».
В соответствии с разделом 1 Устава ФКУ КП-8 УФСИН России по Чувашской Республике является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.
Учредителем Учреждения является Российская Федерация, оно находится в ведении ФСИН России, является некоммерческой организацией, юридическим лицом, участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств.
Собственником закрепленного за ним имущества является Российская Федерация в лице ФСИН России.
Учреждение вправе самостоятельно пользоваться имуществом, закрепленным за ним Учредителем на праве оперативного управления, от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, выступать в качестве истца и ответчика в судах.
В соответствии с п.2.5.2 Устава, для достижения целей деятельности учреждения, оно осуществляет, в том числе, эксплуатацию зданий, помещений и имущества учреждения, эксплуатацию, техническое обслуживание и охрану имущества учреждения, а также необходимые меры по его сохранению и рациональному использованию.
Таким образом, ФКУ КП-8 УФСИН России по Чувашской Республике самостоятельно отвечает за безопасную и рациональную эксплуатацию и использование очистных сооружений, переданных ему в оперативное управление.
Из материалов дела следует, что Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка в сфере исполнения требований законодательства об охране водных ресурсов.
Из копии свидетельства о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФКУ КП-8 УФСИН России по Чувашской Республике передан в оперативное управление отстойник бетонный.
Решением Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ ФКУ КП-8 УФСИН России по Чувашской Республике предоставлено для использования водный объект для сброса сточных вод на ручье Мокром на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом Верхне-Волжского бассейнового водного управления Росводресурсы № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в ручей Мокрый для ФКУ КП-8 УФСИН России по Чувашской Республике на срок до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Приложением к данному приказу.
По результатам проведенного контроля данного предприятия установлено превышение допустимой концентрации загрязняющих веществ на выпуске сточных вод (протоколы № А от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, №-Д от ДД.ММ.ГГГГ, №-Д от ДД.ММ.ГГГГ, №-Д от ДД.ММ.ГГГГ, №-Д от ДД.ММ.ГГГГ, №-Д от ДД.ММ.ГГГГ, №-Д от ДД.ММ.ГГГГ по следующим показателям: хлориды - 36 мг/дм3, 61 мг/дм3, 40 мг/дм3 (при нормативе - 31 мг/дм3), аммоний ион — 1,5 мг/дм3, 1,8 мг/дм3, 1,0 мг/дм3, 1,1 мг/дм3 (при нормативе — 0,240 мг/дм3), АПАВ - 0,24 мг/дм3, 0,09 мг/дм3, 0,138 мг/дм3, 0,32 мг/дм3, 0,25 мг/дм3 (при нормативе - 0,010 мг/дм3), БПК-5 - 16,0 мг/дм3 (при нормативе - 2,1 мг/дм3), взвешенные вещества - 65,7 мг/дм3, 29,5 мг/дм3 (при лимите - 14,6 мг/дм3), фосфат-ион - 0,61 (0,2013) мг/дм3, 0,29 мг/дм3, 1,47 мг/дм3, 0,97 мг/дм3 (при нормативе - 0,150 мг/дм3), сухой остаток - 496 мг/дм3, 613 мг/дм3, 938 мг/дм3, 1877 мг/дм3, 566 мг/дм3 (при лимите - 454 мг/дм3), ХПК - 22,0 мг/дм3 (при нормативе - 15 мг/дм3), взвешенные вещества - 23,7 мг/дм3 (при нормативе - 13,3 мг/дм3), сульфат-ион -493 мг/дм3 (при нормативе - 100 мг/дм3).
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ в адрес руководителя учреждения внесено представление об устранении нарушений требований природоохранного законодательства.
До настоящего времени ФКУ КП-8 УФСИН России по Чувашской Республике выявленные нарушения водного законодательства не устранены, меры к их устранению не приняты.
В судебном заседании установлено, что ФКУ КП-8 УФСИН России по Чувашской Республике является водопользователем, на основании чего Учреждением и получены решения о предоставлении водных объектов (ручей Мокрый) в пользование для целей сброса сточных вод.
Из материалов дела следует, что при эксплуатации водоочистных сооружений ответчик допускает сброс сточных вод после очистки в ручей Мокрый, содержащих сульфаты, сухой остаток и др.
Факт превышения нормативов допустимого содержания вредных веществ подтверждается представленными в материалы дела протоколами количественного химического анализа сточных вод.
Ответчиком факт противоправных действий по загрязнению водного объекта посредством сброса сточных вод с превышением содержания предельно допустимых значений вредных веществ, не оспаривается.
Доводы ответчика о том, что учреждение не имеет право проводить в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении какие-либо ремонтные работы, поскольку имущество является федеральной собственностью и распорядителем денежных средств является ФСИН России, суд признает несостоятельным.
В соответствии п. 2.5.2 Устава Учреждение осуществляет эксплуатацию зданий, помещений и имущества учреждения, эксплуатацию, техническое обслуживание и охрану имущества учреждения, а также необходимые меры по его сохранению и рациональному использованию, а в силу п. 1.9 Устава - Учреждение вправе самостоятельно пользоваться имуществом, закрепленным на ним Учредителем на праве оперативного управления, от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, выступать в качестве истца и ответчика в судах.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ, водопользователи при использовании водных объектов обязаны содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения.
В соответствии с пунктом 7.2 СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» производственный контроль за составом сточных вод и качеством воды водных объектов обеспечивается организациями и предприятиями, иными хозяйствующими субъектами, являющимися водопользователями, независимо от подчиненности и форм собственности, в лабораториях, аккредитованных (аттестованных) в установленном порядке.
Таким образом Учреждение как водопользователь обязано самостоятельно отвечать за обеспечение сброса сточных вод с эксплуатируемых очистных сооружений в пределах нормативов, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование.
Бездействие ответчика ФКУ КП-8 УФСИН России по Чувашской Республике, как пользователя очистных сооружений, выразившееся в неисполнении возложенных на него обязанностей по организации водоотведения в соответствии с требованиями законодательства, нарушает права Российской Федерации как собственника водного объекта, гарантированные права граждан РФ (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду и среду обитания, на её защиту от негативного воздействия, на стабильное, качественное и безопасное удовлетворение жизненно – важных потребностей в водных ресурсах.
Ответчику ФКУ КП-8 УФСИН России по Чувашской Республике Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ предоставлен в пользование водный объект для сброса сточных вод на ручье Мокром на срок до ДД.ММ.ГГГГ. Приказом Верхне-Волжского бассейнового водного управления Росводресурсы № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в ручей Мокрый для ФКУ КП-8 УФСИН России по Чувашской Республике на срок до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Приложением к данному приказу.
Следовательно, непосредственно ФКУ КП-8 УФСИН России по Чувашской Республике является ответственным за сброс сточных вод на очистных сооружениях, в связи с этим, именно ответчик обязан организовать надлежащую систему сброса сточных вод в соответствии с требованиями решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Как следует из ответов ФКУ КП-8 УФСИН России по Чувашской Республике на неоднократные представления прокурора об устранении нарушений экологических норм и правил при использовании водного объекта, ответчиком в период с 2018 г. какие-либо конкретные меры по устранению нарушений приняты не были.
Указанный прокурором в исковом заявлении срок для исполнения требований – 1 год 6 месяцев, суд признает разумным.
Отсутствие денежных средств не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации в качестве основания для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей.
То обстоятельство, что Федеральной целевой программой «Развитие уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на 2018 - 2026 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 06.04.2018 года № 420, предусмотрено в 2024 году строительство очистных сооружений на территории ФКУ КП-8 УФСИН России по Чувашской Республике не освобождает ответчика - водопользователя, от обеспечения сброса сточных вод с эксплуатируемых очистных сооружений в пределах нормативов, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование.
Предметом рассмотрения настоящего спора является обеспечение ответчиком сброса сточных вод с эксплуатируемых очистных сооружений в пределах нормативов, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование на данный момент, а не капитальный ремонт очистных сооружений после 2024 года и финансовое обеспечение деятельности исправительного учреждения.
Таким образом, исковые требования Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и в защиту экологических прав и интересов неопределенного круга лиц, к ФКУ КП-8 УФСИН России по Чувашской Республике о возложении обязанности в виде обеспечения сброса сточных вод с эксплуатируемых очистных сооружений в пределах нормативов, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование, законны, обоснованны, подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 150ГК РФ жизнь и здоровье граждан - неотъемлемые нематериальные блага.
Несоблюдение права граждан на благоприятную окружающую среду влечет вред их здоровью.
Заявление предъявлено природоохранным прокурором по результатам проверки в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, который включает в себя физических лиц, круг которых невозможно индивидуализировать, а также в интересах Российской Федерации как собственника водных объектов.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены интересы Российской Федерации, права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Ненадлежащая организация ответчиком сброса сточных вод с эксплуатируемых очистных сооружений в пределах нормативов, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование на территории Учреждения приводит к нарушению прав и законных интересов граждан на благоприятную окружающую среду, создает угрозу их здоровью.
Таким образом, заявление прокурора подано в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов граждан, круг лиц которых, в данном случае является неопределенным.
В этой связи ссылка представителей ответчика и третьего лица УФСИН России по Чувашской Республике на то, что настоящее требование прокурора следует рассматривать неправомерным вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа, является несостоятельной.
Предметом рассмотрения настоящего спора является обеспечение ответчиком сброса сточных вод с эксплуатируемых очистных сооружений в пределах нормативов, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование, а не капитальный ремонт очистных сооружений и финансовое обеспечение деятельности исправительного учреждения.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в нарушение водного законодательства ФКУ КП-8 УФСИН России по Чувашской Республике как водопользователь использует очистные сооружения, расположенные в пос. Калинино Алатырского района Чувашской Республики, в состоянии не обеспечивающем нормативную очистку сбрасываемых сточных вод в соответствии с требованиями СанПин.
Учитывая, что бездействие ответчика ФКУ КП-8 УФСИН России по Чувашской Республике по обеспечению сброса сточных вод с эксплуатируемых очистных сооружений в пределах нормативов, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные Конституцией РФ, а также права Российской Федерации как собственника водного объекта, исковые требования прокурора в указанной части подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
При подаче иска истец – Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор Чувашской Республики освобожден от уплаты государственной пошлины.
Согласно ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ФКУ КП-8 УФСИН России по Чувашской Республике подлежит взысканию в местный бюджет муниципального образования «город Алатырь» государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194–199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту экологических прав и интересов неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению «Колония-поселение № Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Чувашской Республике-Чувашии» о возложении обязанности в виде обеспечения сброса сточных вод с эксплуатируемых очистных сооружений в пределах нормативов, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование, удовлетворить.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Колония поселение № Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Чувашской Республике-Чувашии» обеспечить сброс сточных вод с эксплуатируемых очистных сооружений в пределах нормативов, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование, в течение 1 года 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Колония поселение № Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Чувашской Республике-Чувашии» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей, перечислив на счет №, получатель платежа УФК по Чувашской Республике, КПП получателя платежа 212201001, ИНН Налогового органа 2122004101 МИ ФНС России № по ЧР, код ОКАТМО 977 04 000, номер счета, Банк получателя платежа ГРКЦ НБ ЧР Банка России <адрес>, БИК 049706001, код бюджетной классификации 18№.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики со дня его принятия в окончательной форме, с подачей жалобы через Алатырский районный суд ЧР.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.