Судья Горковенко С.В.
Дело № 21-252/2020
поступило 01.09.2020г.
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
РЕШЕНИЕ
5 октября 2020 г. г. Улан-Удэ
Судья Верховного Суда Республики Бурятия Ихисеева М.В., при секретаре Эрдынеевой Е.К., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ПАО «МРСК Сибири» на постановление начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Республиканского агентства лесного хозяйства №80 от 12 декабря 2019г., решение Прибайкальского районного суда Республики Бурятия от 16 июля 2020г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.32 КоАП РФ, в отношении ПАО «МРСК Сибири»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Республиканского агентства лесного хозяйства (далее - РАЛХ) №80 от 12 декабря 2019г. ПАО «МРСК Сибири» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.32 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 000 руб.
Решением Прибайкальского районного суда Республики Бурятия от 16 июля 2020г., принятым по жалобе ПАО «МРСК Сибири», постановление оставлено без изменения.
В жалобе на постановление и решение ПАО «МРСК Сибири» просит их отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава и события административного правонарушения.
В судебное заседание представитель ПАО «МРСК Сибири» не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении судебной корреспонденции.
Представитель РАЛХ Маняшин Р.А. с доводами жалобы не согласился, просил оставить решение районного суда без изменения.
Изучив материалы дела, выслушав представителя РАЛХ Маняшина Р.А., возражавшего против удовлетворения жалобы, судья приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с положениями ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению любые фактические данные, на основании которых судья, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Административная ответственность, предусмотренная частью 4 ст.8.32 КоАП РФ наступает за нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека.
В соответствии с ч. 1, п. 3, 9 ч. 2 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя: прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
Так, постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2011г. №281 «О мерах противопожарного обустройства лесов» к мерам противопожарного обустройства лесов помимо мер, указанных в части 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, отнесена, в частности, прочистка просек.
Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007г. №417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах.
В п. 9 Правил пожарной безопасности установлено, что период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
Согласно п. 34 Правил пожарной безопасности в лесах просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов (п.35)
Согласно пункту 4 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Рослесхоза от 10 июня 2011г. №223, лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 Лесного кодекса РФ, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
В силу пункта 16 вышеназванного Приказа, лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными средствами.
В соответствии с пунктом 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009г. №160, сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать: а) содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах; б) поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиями, определяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами; в) вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра.
В силу приказа Республиканского агентства лесного хозяйства Республики Бурятия от 8 апреля 2019г. №548 «О начале пожароопасного сезона» на территории Прибайкальского района Республики Бурятия начало пожароопасного сезона установлено с 9 апреля 2019г.
Как следует из материалов дела, 18 июня 2019г. в ходе проведения рейдовых мероприятий на основании планового (рейдового) задания на проведение мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах №28 от 1 апреля 2019г. участковым лесничим отдела организации и обеспечения деятельности Прибайкальского лесничества ФИО6 проведен рейдовый осмотр лесного участка в границах Прибайкальского лесничества Прибайкальского сельского участкового лесничества ТУ №5 СПК «Троицкая Нива», кварталы <...> с целью осмотра линии электропередач проходящих по лесному массиву.
В ходе осмотра установлено, что 10 июня 2019г. в 18 часов 00 минут в квартале <...> выделе <...> указанного лесничества был обнаружен пожар на площади 0,3 га. Дерево породы «осина» упало на провода в районе 53-54 опор высоковольтной линии электропередач, от искр загорелась трава и древесный хлам. Пожар распространился в лесном массиве, так как минерализованные полосы по краям просеки отсутствовали, не была произведена очистка прилегающих к ЛЭП полос вдоль просеки ЛЭП не убран горючий материал.
Просека высоковольтной линии находится в ведении ПАО «МРСК Сибири».
Факт нарушения правил пожарной безопасности в лесах, повлекшее 10 июня 2019г. возникновение лесного пожара, электросетевой организацией подтверждается материалами дела, а именно: протоколом об административном правонарушении, докладной запиской руководителя тушения лесного пожара от 10 июня 2019г., плановым (рейдовым) заданием на проведение мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах №28 от 1 апреля 2020г., актом рейдового осмотра, обследования территории лесного участка №28, схемой расположения нарушений на ВЛ в лесном массиве в Прибайкальском районе, фотоматериалам.
При изложенной совокупности обстоятельств, подтверждающихся перечисленными доказательствами, должностное лицо и районный суд правомерно пришли к выводу о доказанности вины ПАО «МРСК Сибири» в совершении вменяемого состава административного правонарушения.
Доводы автора жалобы об отсутствии события, состава правонарушения несостоятельны, опровергаются вышеизложенным.
В силу ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административное правонарушение может выражаться как в виновном действии, так и в виновном бездействии физического или юридического лица. В настоящем случае ПАО «МРСК Сибири» привлечено к административной ответственности за виновное бездействие, выразившееся в не обеспечении отграничений лесного массива противопожарными минерализованными полосами, в неочистке от горючих материалов просеки лесного участка, предоставленной во владение электросетевой организации для эксплуатации линии электропередач, до начала пожароопасного сезона, то есть до 9 апреля 2019г.
Иные доводы жалобы не являются основанием к отмене правильно постановленного постановления должностного лица и решения судьи районного суда, в решении суда первой инстанции им дана правовая оценка, оснований не согласиться с которой, у вышестоящего суда не имеется.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч.4 ст.8.32 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах вышестоящий суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого постановления, решения и удовлетворения жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Республиканского агентства лесного хозяйства №80 от 12 декабря 2019г., решение Прибайкальского районного суда Республики Бурятия от 16 июля 2020 года оставить без изменения, жалобу ПАО «МРСК Сибири» - без удовлетворения.
Судья М.В. Ихисеева