Дело № 2а-780/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Южа Ивановской области 27 декабря 2019 года
Палехский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Беляевой О.Н.,
с участием заместителя прокурора Южского района Ивановской области Волковой Н.А.,
представителя административного истца – ИК-2 ФКУ ОИК-11 УФСИН России по Ивановской области по доверенности Шишкина А.Н.,
при секретаре Федосовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении постоянного судебного присутствия Палехского районного суда Ивановской области в г. Южа Южского района Ивановской области с использованием системы видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению ИК-2 ФКУ ОИК-11 УФСИН России по Ивановской области об установлении административного надзора в отношении осуждённого Володченкова А. Ю., освобождаемого из мест лишения свободы,
У С Т А Н О В И Л:
Володченков А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, гражданин РФ, ранее судимый:
- 13 декабря 2007 года Клинским городским судом Московской области по ст.ст.158 ч.3 п. «а», ст. 73 УК РФ к 3 годам лишения свободы условно с испытательным сроком на 3 года;
- 17 мая 2010 года Зеленоградским районным судом г.Москвы, с учетом кассационного определения Московского городского суда от 07 июля 2010 года, по ст.ст.163 ч.2 п. «а,в» 126 ч.2 п. «а,в,г,з», ст.70 УК РФ, 74 УК РФ к 7 годам 6 месяцам лишения свободы, освободился 17.11.2016 года по отбытии срока наказания.
Осужден 31 октября 2017 года мировым судьей судебного участка №71 Клинского судебного района Московской области по ст.322.3, ст.73 УК РФ к 1 году лишения свободы условно с испытательным сроком на 1 год.
Кроме этого осужден 17 апреля 2018 года мировым судьей судебного участка №71 Клинского судебного района Московской области по ст.ст. 322.3, 70, 74 УК РФ к 1 году 1 месяцу лишения свободы.
Володченков А.Ю. осужден 22 мая 2018 года Клинским городским судом Московской области по ст.158 ч.2 п. «в» УК РФ к 1 году 8 месяцев лишения свободы.
На основании ст.69 ч.5 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенного наказания, с наказанием, назначенным по приговору мирового судьи судебного участка №71 Клинского судебного района Московской области от 17 апреля 2018 года окончательно назначено Володченкову А.Ю. наказание в виде 1 года 9 месяцев лишения свободы с отбыванием наказан6ия в исправительной колонии строгого режима.
Начало срока наказания: 03 апреля 2018 года.
Окончание срока наказания: 02 января 2020 года.
Администрация исправительного учреждения ИК-2 ФКУ ОИК-11 УФСИН России по Ивановской области обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении в отношении осуждённого Володченкова А.Ю. административного надзора на срок погашения судимости за совершение особо тяжкого преступления, с установлением административных ограничений в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации в установленные указанным органом дни 2 раза в месяц; запрета на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания, в ночное время суток – с 22.00 часов до 06.00 часов; запрета выезда за установленные судом пределы территории.
Заявление мотивировано тем, что Володченков А.Ю. ранее отбывал наказание по приговору Зеленоградского районного суда г.Москвы от 17 мая 2010 года за совершение, в том числе, особо тяжкого преступления при особо опасном рецидиве преступлений. Решением Таштагольского городского суда Кемеровской области от 16 сентября 2016 года в отношении него устанавливался административный надзор, который был прекращен в связи с осуждением к реальному лишению свободы. За время отбывания наказания в местах лишения свободы осужденный характеризуется в целом отрицательно.
В судебном заседании представитель административного истца - исправительного учреждения ИК-2 с. Талицы Шишкин А.Н. настаивая на требованиях, изложенных в административном исковом заявлении, просил их удовлетворить. Также просит суд обратить решение суда к немедленному исполнению поскольку Володченков А.Ю. 31.12.2019 года освобождается из мест лишения свободы.
При назначении дела к слушанию суд учёл мнение Володченкова А.Ю., который не изъявил желание участвовать в судебном заседании, известив осуждённого о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом без его участия. До начала судебного разбирательства по делу каких-либо ходатайств и (или) письменного отзыва от Володченкова А.Ю. в суд не поступило, свою позицию по существу заявленного иска до сведения суда осуждённый не довел.
Прокурор Волкова Н.А. заявление об установлении административного надзора считает обоснованным и подлежащим удовлетворению по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, оснований для установления ограничения в виде запрета на пребывание вне места жительства в ночное время не усматривает.
Выслушав представителя административного истца, прокурора, исследовав представленные материалы и материалы личного дела осуждённого, суд приходит к следующим выводам:
согласно ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы», (далее по тексту Федеральный закон от 06.04.2011 года №64-ФЗ), административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В силу п. 2 ч. 2 ст.3, а также п. 4 ч.2 ст. 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи в отношении:
- лица, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений;
- лица, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.
Согласно материалам дела и личного дела осужденного, Володченков А.Ю. был осужден приговором Зеленоградского районного суда Москвы от 17 мая 2010 года, с учетом последующих изменений, за совершение, в том числе, преступления предусмотренного ст.126 ч.2 п. «а,в,г,з» УК РФ отнесенного в соответствии со ст. 15 УК РФ к категории особо тяжкого, при этом, в его действиях, по данному приговору, имеет место особо опасный рецидив преступлений.
Вступившим в законную силу решением Таштагольского городского суда Кемеровской области от 16 сентября 2016 года в отношении административного ответчика был установлен административный надзор.
В связи с совершением Володченковым А.Ю. преступления после освобождения из мест изоляции от общества и установления в отношении него административного надзора, с 03 апреля 2018 года он отбывает наказание в виде лишения свободы по приговору Клинского городского суда Московской области от 22 мая 2018 года по п. «в» ч.2 ст.158 УК РФ.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор прекращается осуждением поднадзорного лица к лишению свободы и направлением его к месту отбывания наказания.
В силу п. 4 ч.2 ст. 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28.05.2017 N 102-ФЗ) административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи в отношении лица, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.
Таким образом, с учетом наличия у Володченкова А.Ю. непогашенной судимости за совершение особо тяжкого преступления при особо опасном рецидиве преступлений по приговору от 17.05.2010 года, основания для установления административного надзора, предусмотренные п.2 ч. 2 ст.3 ФЗ от 06.04.2011 года №64-ФЗ, имеются.
В настоящее время Володченков А.Ю. отбывает наказание, в том числе, по приговору мирового судьи судебного участка №71 Клинского судебного района Московской области от 17 апреля 2018 года, за совершение в период действия административного надзора преступления, предусмотренного ст.322.3 УК РФ, отнесенного в соответствии со ст. 15 УК РФ к категории небольшой тяжести.
Изложенное является самостоятельным основанием для установления административного надзора, предусмотренным п.4 ч. 2 ст.3 ФЗ от 06.04.2011 года №64-ФЗ, поскольку Володченков А.Ю. имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.
Как следует из правовой позиции Верховного Суда РФ изложенной в п.26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №15 от 16.05.2017 года «О некоторых вопроса, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», при одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора.
В силу ст.3 и п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ, административный надзор устанавливается:
в отношении лиц, осуждённых за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления при опасном либо особо опасном рецидиве и в отношении лиц, осуждённых за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Срок административного надзора исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (п.1 ч.3 ст. 5 ФЗ №64-ФЗ).
В соответствии с ч.3 ст. 86 УК РФ, судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы:
- за преступления небольшой и средней тяжести – по истечении 3 лет после отбытия наказания;
- за особо тяжкие преступления, - по истечении восьми лет (редакция ст.86 УК РФ на момент совершения преступления по приговору от 17.05.2010 года) после отбытия наказания.
Учитывая изложенное, основанием для применения в отношении Володченкова А.Ю. административного надзора будет являться наличие у него непогашенной судимости по приговору Зеленоградского районного суда Москвы от 17 мая 2010 года за совершение особо тяжкого преступления при особо опасном рецидиве преступлений, поскольку срок административного надзора (8 лет) в данном случае будет оканчиваться 17.11.2024 года, тогда как срок административного надзора по судимости, образованной приговором от 22.05.2018 года (3 года), будет оканчиваться 02.01.2023 года.
В целях предупреждения совершения Володченковым А.Ю. новых преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов, суд, в соответствии с п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ, считает необходимым установить Володченкову А.Ю. административный надзор после его освобождения из мест лишения свободы на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, то есть на восемь лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
При установлении административного надзора, согласно ст. 4 ФЗ от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определённых местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определённое время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации
При этом в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ, обязательным является установление судом административного ограничения в виде:
1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории;
3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Из материалов личного дела осуждённого, из характеристики ИК-2 на осужденного от 17.12.2019 года следует, что Володченков А.Ю. с 05.04.2018 года содержался в СИЗО-12 г.Зеленоград, поощрений и взысканий не имел. В ИК-1 пос. Котчиха прибыл 03.09.2018 года, допустил нарушения установленного порядка отбывания наказания, поощрений не имел, состоял на профилактическом учете как склонный к употреблению и приобретению наркотических веществ, психотропных веществ, сильнодействующих медицинских препаратов и алкогольных напитков. С 21 ноября 2019 года отбывает наказание в ИК-2 ФКУ ОИК-11 с.Талицы, поощрений не имеет, нарушений установленного порядка отбывания наказания не совершает, мероприятия воспитательного характера и занятия по социально-правовым вопросам посещает, реагирует слабо, правила санитарии и личной гигиены соблюдает, спальное место и прикроватную тумбочку содержит в удовлетворительном состоянии, в ИК-2 не трудоустроен, в ПУ и УКП не обучался, к работам без оплаты труда согласно ст.106 УИК РФ привлекается согласно графика, относится с нежеланием, исков и алиментов не имеет, намерен проживать по адресу: <адрес>, при этом администрацией исправительного учреждения характеризуется отрицательно.
Учитывая изложенное, принимая во внимание данные о личности Володченкова А.Ю., являющегося гражданином РФ, характер преступлений по приговору Зеленоградского районного суда г.Москвы от 17 мая 2010 года, по приговору Клинского городского суда Московской области от 22 мая 2018 года, по приговору мирового судьи судебного участка №71 Клинского судебного района Московской области от 31 октября 2017 года и от 17 апреля 2018 года, совершенного в период ранее установленного административного надзора, что в свою очередь свидетельствует о том, что ранее применяемые к осужденному административные ограничения не достигли своей цели (в части предупреждения совершения новых преступлений), поведение осужденного в местах лишения свободы при отбывании наказания в настоящее время, характеристику осужденного администрации ИК-2, для достижения целей административного надзора, указанных в ст. 2 ФЗ от 06.04.2011 года №64-ФЗ, суд считает необходимым установить Володченкову А.Ю. административные ограничения в виде обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, что является соразмерным и будет отвечать целям административного надзора. Оснований для установления меньшего количества явок суд не усматривает.
Оценивая доводы административного истца об установлении осужденному административных ограничений в виде запрета на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания, в ночное время суток – с 22.00 часов до 06.00 часов, запрета выезда за установленные судом пределы территории, суд учитывает, что установление подобных запретов должно соответствовать цели самого административного надзора, выбор конкретных административных ограничений не может носить произвольный характер. Перечень административных ограничений установлен Федеральным ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ и является исчерпывающим. Их применение должно быть направлено на обеспечение индивидуального профилактического воздействия.
Поскольку нет достаточных оснований считать, что преступления Володченковым А.Ю. были совершены в ночное время суток, суд не усматривает оснований для установления ему такого административного ограничения, как запрет на пребывания вне жилого помещения в ночное время суток.
В связи с тем, что преступления, за которые Володченков А.Ю. был осуждён приговором Зеленоградского районного суда г.Москвы от 17 мая 2010 были совершены им на территории <адрес>, то есть за пределами <адрес>, на территории которого он был зарегистрирован, в целях обеспечения индивидуального профилактического воздействия, предупреждения совершения преступлений и других правонарушений, для обеспечения более эффективного контроля за поведением Володченкова А.Ю., который может быть реализован в пределах территории, подведомственной соответствующему органу внутренних дел, суд считает необходимым установить в отношении него административное ограничение в виде запрета на выезд за пределы территории муниципального района либо городского округа по избранному им месту жительства, то есть городского округа Клин.
Также суд считает необходимым отметить, что в силу части 3 статьи 4 Федерального закона N 64-ФЗ в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений суд может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Дополнение административных ограничений может выражаться как в установлении новых, так и в конкретизации ранее назначенных административных ограничений.
Таким образом, если в дальнейшем Володченков А.Ю. будет иметь место жительства или пребывания на иной территории, он сам или орган внутренних дел вправе обратиться в суд с заявлением об отмене административного ограничения в виде запрещения поднадзорному лицу выезжать за пределы установленной судом территории, кроме того, орган внутренних дел вправе обратиться в суд с заявлением о дополнении данного административного ограничения, путем его конкретизации, то есть изменения пределов территории.
Оснований для установления других ограничений, предусмотренных ст.4 ФЗ от 06.04.2011 года №64-ФЗ, судом не установлено.
Кроме этого, суд считает возможным удовлетворить просьбу представителя административного истца об обращении решения к немедленному исполнению, поскольку замедление его исполнения даст возможность Володченкову А.Ю. безнаказанно не исполнять обязанности поднадзорного лица, что прямо противоречит задачам административного надзора, установленным статьей 2 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ « Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы», в соответствии с которыми, административный надзор устанавливается для предупреждения совершения определенными категориями лиц преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов. Суд считает, что замедление исполнения решения в данном случае может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 272, 179-180, 188 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ИК-2 ФКУ ОИК-11 УФСИН России по Ивановской области удовлетворить.
Установить в отношении освобождаемого из мест лишения свободы Володченкова А. Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданина РФ, уроженца <адрес>, административный надзор на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, по приговору Зеленоградского районного суда г.Москвы от 17 мая 2010 года, то есть на срок 8 (восемь) лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по данному приговору.
Установить Володченкову А. Ю. административные ограничения:
- обязательная явка 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения, в дни, установленные данным органом;
- запрет на выезд за пределы населенного пункта (территорию муниципального района (городского округа), то есть за пределы городского округа Клин.
Разъяснить Володченкову А.Ю., что он должен явиться для постановки на учёт в орган внутренних дел в течение 3 рабочих дней со дня прибытия к месту жительства или пребывания, после освобождения из мест лишения свободы.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Палехский районный суд Ивановской области в течение десяти дней со дня вынесения.
Председательствующий Беляева О.Н.
Решение вынесено в окончательной форме 27 декабря 2019 года.