Дело № 2-16/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 января 2018 года
Костромской районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Вороновой О.Е.
при секретаре Белозеровой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маркова В.В. к Администрации Костромского муниципального района Костромской области о признании незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земель и возложении обязанности заключить соглашение о перераспределении земель,
установил:
Марков В.Н. обратился в Костромской районный суд с иском к Администрации Костромского муниципального района Костромской области о признании незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земель, о возложении обязанности заключить соглашение о перераспределении земель. Свои требования мотивирует тем, что им (Марковым В.Н.) было подано заявление в администрацию Костромского района о заключении соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: (адрес). На данное заявление Марков В.Н. получил отказ от 06.04.2017 года на основании того, что согласно планово-картографическому материалу на испрашиваемом земельном участке находятся линейные объекты, правовая судьба которых не определена. При этом каких-либо документов, подтверждающих наличие данных объектов, представлено не было. Считает данный отказ незаконным, ссылаясь на ст.ст. 11.9, 39.29, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) просит признать вышеуказанный отказ Администрации Костромского муниципального района Костромской области незаконным и обязать Администрацию Костромского муниципального района заключить соглашение о перераспределении земель.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены: Комитет имущественных и земельных отношений администрации Костромского района Костромской области, Администрация Бакшеевского сельского поселения Костромского района, Смирнов Д.М., Харитонов А.В., Трошин А.Н.
В судебном заседании истец Марков В.Н. и его представитель по устному заявлению Дунаев В.В. на заявленных требованиях настаивали в соответствии с доводами, изложенными в заявлении. Дополнительно суду пояснили, что испрашиваемый земельный участок требуется истцу для обеспечения возможности подъезда к участку и выращивания травы для кроликов. Перераспределение земель по заявлению истца позволит прекратить проезд автомашин возле его участка и контролировать, чтобы по этому участку более никаких линейных объектов не прокладывали. Истец Марков В.Н. подтвердил, что вдоль северной границы его участка ездят автомобиля, а по испрашиваемому участку ходят люди. Полагают, что отказ администрации в перераспределении земель является незаконным, поскольку наличие на участке подземного водопровода не препятствует использованию земельного участка в целях ведения личного подсобного хозяйства и не относится к основаниям для отказа в удовлетворении заявления, перечень которых является исчерпывающим.
Представитель ответчика Администрации Костромского муниципального района Чиронова Ж.А., представляющая также интересы Комитета имущественных и земельных отношений администрации Костромского района, с иском не согласилась. Указала, что основанием к отказу истцу в перераспределении земель послужило несколько причин, в том числе: несоответствие схемы земельного участка требованиям к её подготовке ввиду отсутствия указания в ней на фактически существующий в месте испрашиваемого участка водопровод; в силу ст.85 ч.12 ЗК РФ земельные участки общего пользования, к коим относится спорный участок не подлежат приватизации; перераспределение земель по заявлению истца приведет к заужению проезжей части. Улица, по которой мимо участка истца ездят машины, обеспечивает подъезд к другим домам.
Третье лицо Смирнов Д.М. полагал требования истца незаконными и необоснованными, Суду пояснил, что на испрашиваемом земельном участке проходит водопровод, который на основании вступившего в законную силу решения суда принадлежит ему на праве собственности и обеспечивает водоснабжением несколько домов в (адрес). Не согласен с тем, чтобы земельный участок в порядке перераспределении я земель являлся собственностью истца, поскольку это может повлечь невозможность его обслуживания. Даже если в настоящее время истец не собирается чинить ему в этом препятствия, в случае перехода права собственности на земельный участок вопрос беспрепятственного доступа к водопроводной линии необходимо будет решать со следующими собственниками. Подтвердил то обстоятельство, что вдоль участка истца проходит дорога, по которой ездят машины, а по самому участку, заявленному к перераспределению, ходят люди.
Представитель третьего лица администрации Бакшеевского сельского поселения в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.166).
Третьи лица Харитонов А.В., Трошин А.Н., будучи надлежаще извещенными о времени и месте судебного разбирательства (л.д.163-164), в суд не явились, о причинах неявки в известность не поставили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ с согласия участников процесса дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав стороны, третье лицо, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право иметь имущество, включая землю, в частной собственности (статья 35, часть 2; статья 36, часть 1). Законодатель, учитывая необходимость обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц, вправе определить условия отчуждения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность.
Земельный кодекс Российской Федерации с учетом специфики земельных отношений устанавливает способы приватизации, к которым относится перераспределение земель, находящихся в частной и публичной формах собственности (статья 39.28).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 3).
В соответствии с пунктом 4 названной статьи образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в том числе, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Пункт 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации допускает перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
В этом случае перераспределение земель осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков (п. 2 ст. 39.28 ЗК РФ).
В целях заключения такого соглашения гражданин или юридическое лицо - собственники земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков в уполномоченный орган. В случае отсутствия проекта межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков, к заявлению прилагается схема расположения земельного участка (п. 1, подп. 2 п. 3 ст. 39.29 ЗК РФ).
Пунктом 8 статьи 39.29 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи, в том числе при наличии оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ (подпункт 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 11.10 ЗК РФ, подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков (пункт 8).
Согласно пункту 12 форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу Приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе", при подготовке схемы расположения земельного участка учитываются, среди прочего, материалы и сведения о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях и о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (п.4).
В соответствии с пунктом 16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Согласно ст.39.29 п.9 ЗК РФ, при наличии оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Судом установлено, что истцу Маркову В.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью ***** кв.м., по адресу: (адрес). Вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства. Право собственности истца зарегистрировано в ЕГРН 14.12.2012г. (л.д.5, 14-27).
27 февраля 2017 года Марков В.Н. обратился с заявлением к главе Костромского муниципального района о перераспределении земельных участков, представив в приложении Схему расположения принадлежащего ему земельного участка и испрашиваемых земель государственной или муниципальной собственности на кадастровом плане территории (л.д.47,48).
В ходе рассмотрения заявления Маркова В.Н. Комитетом имущественных и земельных отношений проведена проверка соответствия Схемы расположения земельного участка требованиям действующего земельного законодательство и установлено прохождение по испрашиваемому участку двух линий водопровода.
09 марта 2017 года Комитетом имущественных и земельных отношений дано Заключение №, согласно которому, в соответствии с генеральным планом Бакшеевского сельского поселения испрашиваемый участок находится в границах (адрес), на территории застройки малоэтажными, преимущественно индивидуальными жилыми домами, в водоохраной зоне водного объекта ((адрес)). Правила землепользования и застройки для данного населенного пункта не разработаны. Предоставление участка в представленной конфигурации приведет к заужению существующей улицы, а также по испрашиваемому участку проходят две линии водопровода (л.д.55).
Установление принадлежности линий водопровода результатов не принесло (л.д.56-58), что лишало возможности в соответствии с п.4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации получить письменное согласие на перераспределение земель его собственника.
06 апреля 2017 года Администрацией Костромского муниципального района Костромской области было принято решение об отказе Маркову В.Н. в заключении соглашения о перераспределении земель. Отказ мотивирован ссылками на п.6 ст.11.9 Земельного кодекса, не допускающего образование земельных участков, приводящих к вклиниванию, вкраплению, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рационального использованию и охране земель недостаткам; а также п.16 ст.11.10 ЗК РФ, пп.11, п.9 ст.39.29 ЗК РФ, предусматривающих основания для отказа в заключении Соглашения в виду предоставления Схемы земельного участка с нарушением установленных требований. При этом указано на наличие на испрашиваемом земельном участке линейных объектов, правовая судьба которых не установлена (л.д.59).
Судом также установлено и не оспаривается стороной истца, что действительно по испрашиваемому земельному участку, согласно проектной документации от 06.2012г. проходит водопровод к жилым домам в (адрес), право собственности на который на момент принятия оспариваемого решения не было зарегистрировано (л.д.49-54).
Решением Костромского районного суда Костромской области от 19.10.2017 года, вступившим в законную силу, за Смирновым Д.М. признано право собственности на сооружение - наружные сети водопровода, расположенные в кварталах № протяженностью *****. (л.д.146-147).
Изучив содержание представленной истцом с заявлением Схемы расположения земельного участка (л.д.48), суд установил отсутствие в ней указания о местоположении сетей водопровода, что в силу вышеприведенных норм права свидетельствует о несоответствии Схемы действующему законодательству и наличии у администрации Костромского муниципального района оснований для отказа в её утверждении. Указанное не позволяет суду принять решение о признании отказа ответчика в перераспределении земель незаконным.
Кроме того, в силу подпункта 3 п.9 ст.39.29 ЗК РФ в случае, если на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будет расположено сооружение, находящееся в собственности других граждан или юридических лиц, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Исключения составляют сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которые размещаются на условиях сервитута, или объект, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.
Перечень таких объектов установлен постановлением Правительства РФ от 03.12.2014г. №1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", и включает в себя водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
В настоящем случае, водопровод, проходящий по испрашиваемому участку, к числу исключений не относится, поскольку является объектом недвижимости, расположен под землей, соответственно его строительство требовало согласования с компетентными органами о возможности его возведения с учетом местоположения иных инженерных сетей (водопроводов, газопроводов, электросетей), существующих или проектируемых на данной территории.
Таким образом, фактическое наличие линии водопровода на испрашиваемом земельном участке, при отсутствии письменного согласия и учета интересов его владельца, в силу подпункта 3 п.9 ст.39.29 ЗК РФ не позволяло ответчику принять решение о заключении соглашения с истцом о перераспределении земель.
В силу пункта 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Пунктом 8 статьи 27 ЗК РФ запрещается приватизация земельных участков в границах территорий общего пользования.
Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (пункт 12 статьи 85 ЗК РФ).
Согласно подпунктов 3, 4 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (п.п.3); несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории (п.п.4).
В силу пунктов 5, 6 статьи 11.9 ЗК РФ не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием (п.5). Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п.6).
Согласно Акту визуального обследования земельного участка Администрации Костромского района от 05.07.2017г. в случае перераспределения земель по заявлению ФИО4 расстояние между его земельными участком и земельным участком с КН №, разделяемыми проездом, уменьшится с ***** и ***** до ***** и ***** (л.д.129).
Вместе с тем, судом установлено, что проходящая вдоль испрашиваемого земельного участка дорога, используется населением для проезда на транспортных средствах. Сам испрашиваемый участок служит местом прохода вдоль существующей дороги, обеспечивая безопасность жителей от воздействия источников повышенной опасности.
Фактическое землепользование неограниченным кругом лиц подтверждено обеими сторонами, подкрепляется фотоматериалом (л.д. 44, 131-132), картографическими данными с применением систем спутниковой фотофиксации (л.д.60,173).
При таких обстоятельствах суд соглашается с доводом стороны ответчика об отнесении испрашиваемой территории к землям общего пользования и невозможности её приватизации путем перераспределения земель.
При этом довод стороны истца о сохранении допустимых параметров ширины поселковой дороги в случае перераспределения земель, при всех вышеизложенных и установленных судом обстоятельствах юридической значимости не имеет.
Принимая во внимание, что заключение соглашения о перераспределении земель относится к исключительной компетенции ответчика, а также отсутствие оснований для совершения таких действий в настоящее время, суд отказывает истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Маркову В.Н. в удовлетворении исковых требований к Администрации Костромского муниципального района Костромской области о признании незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земель и возложении обязанности заключить соглашение о перераспределении земель - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Костромской районный суд Костромской области.
Судья: Воронова О.Е.
Решение суда в окончательной форме
изготовлено 16.01.2018г. судья: