Дело № 2-1071/2014
РЕШЕНИЕ.
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
9 декабря 2014 года пгт.Каа-Хем
Кызылский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Монгуш А.В., при секретаре Ооржак Ч.О., с участием представителя истца - Администрации сельского поселения сумона Сукпакский Кызылского кожууна Республики Тыва Оюн М.М., участвующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика Тамаа Н.М-Д. участвующей по доверенности от 13.01.2014 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации сельского поселения сумона Сукпакский Кызылского кожууна Республики Тыва к Кызылскому районному отделу судебных приставов УФССП России РТ об освобождении от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ года,
УСТАНОВИЛ:
В суд с исковым заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ года обратилась Администрация сельского поселения сумона Сукпакский Кызылского кожууна Республики Тыва к Кызылскому районному отделу судебных приставов УФССП России РТ в обоснование заявления указывая, что решением Кызылского районного суда РТ вступившего в законную силу от 20.10.2012 удовлетворен иск Кызылского межрайонного прокурора к администрации сельского поселения сумона Сукпакский о признании незаконным бездействия и о понуждении устранить нарушения требований безопасности дорожного движения в порядке ст.45 ГПК РФ. Решением суда постановлено возложить обязанности на муниципальное учреждение Администрацию сельского поселения сумон Сукпакский Кызылского кожууна РТ в течении 1 месяца со дня вступления решения в законную силу устранить занижение обочины проезжей части на участках дорог по ул.Буруле-Фрунзе, а также произвести ямочный ремонт проезжей части на перекрестке улиц <адрес>.
Судебным приставом-исполнителем МОСП Кызылского района по РОВИП на основании исполнительного листа ВС № от ДД.ММ.ГГГГ года возбуждено исполнительное производство № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации сельского поселения сумона Сукпакский.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом исполнителем вынесено МОСП г.Кызыла вынесено постановление о взыскании с администрации сельского поселения сумона Сукпакский исполнительского сбора в размере 50000 рублей с должника организации.
По смыслу статей 49, 50, 52-54 и 64 Конституции РФ наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения – один из принципов юридической ответственности. Взыскание с должника исполнительского сбора на основании пункта 1 ст.81 ФЗ «Об исполнительном производстве», производится если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин. Из этого следует, что при наличии уважительных причин. Из этого следует, что при наличии уважительных причин должник не может быть подвергнут взысканию.
Исходя из анализа указанных норм следует, что исполнительский сбор является санкцией за несвоевременное исполнение требований исполнительного документа. В связи с чем, необходимость применения данной санкции обусловлена установлению ряда обстоятельств, а именно причины по которым не исполнен исполнительный документ, уважительность этих причин и объективная возможность исполнения решения суда должником установленные сроки.
В соответствии ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается виновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обстоятельства и условиями оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обстоятельства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обстоятельство. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или надлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение отказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относится, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Просят освободить администрацию сельского поселения сумона Сукпакский от взыскания исполнительского сбора по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ в размере 50000 рублей, по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ года.
Представитель истца Оюн М.М. в судебном заседании поддержала исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - Кызылского районного отдела судебных приставов УФССП России по РТ Тамаа Н.М-Д. в судебном заседании не возражала против заявленных требований, оставив разрешение исковых требований на усмотрение суда.
Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.11 ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Закон) если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч.12. ст.30 Закона).
В силу части 1 статьи 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно статье 64 настоящего Закона исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
На основании п. 3 ст.112 указанного Федерального закона исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 №13-П должник должен надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ.
Из пункта 4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 №13-П следует, что данный вид ответственности должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу ч.1 ст.34, ч.1 - 3 ст.35 и ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации недопустимо.
Согласно части 6 статьи 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с ч.1 ст.401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Как следует из материалов дела, поскольку исполнительный документ в установленный для добровольного исполнения срок должником – администрацией сельского поселения сумона Сукпакский Кызылского кожууна РТ не исполнен, судебным приставом - исполнителем Кызылского РОСП УФССП России по Республике Тыва ФИО 1 ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании с ответчика исполнительского сбора в размере 50000 рублей по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ года.
В обоснование заявленных требований администрацией сельского поселения сумона Сукпакский Кызылского кожууна РТ указано, что судебное решение не было исполнено в связи с отсутствием финансирования.
В силу Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
Как установлено судом, администрацией сельского поселения сумона Сукпакский Кызылского кожууна РТ судебное решение об устранении занижение обочины проезжей части на участках дорог по улице <адрес>, а также произвести ямочный ремонт проезжей части на перекрестке улиц <адрес> не было исполнено в срок в связи с отсутствием в бюджете администрации сельского поселения сумона Сукпакский Кызылского кожууна денежных средств, в настоящее время имеется о акт приемке выполненных работ.
Согласно исполнительного листа серии АС № от ДД.ММ.ГГГГ года, установлено, что по решению Арбитражного суда РТ от 25 октября 2013 года по иску Межрайонной ИФНС России №2 по Республике Тыва к Администрации сельского поселения сумона Сукпакский Кызылского кожууна Республики Тыва о взыскании задолженности по налогам. Взыскано с Администрации сельского поселения сумона Сукпакский Кызылского кожууна РТ в пользу Межрайонной ИФНС России №2 по РТ недоимку по транспортному налогу всего на общую сумму 957802,84 рублей.
Согласно акта о приемке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ года, следует, что работы по устранению занижения обочины проезжей части на участках дорог по улице <адрес> выполнены.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в данном случае администрацией с.Сукпак были приняты все зависящие от нее меры для исполнения исполнительного документа, вины в неисполнении в срок исполнительного документа нет, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению, администрация сельского поселения сумона Сукпакский Кызылского кожууна Республики Тыва может быть освобождена от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей, подлежащей уплате на основании постановления судебного пристава-исполнителя Кызылского районного отдела судебных приставов УФССП России по Республике Тыва от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №.
В соответствии с налоговым законодательством орган местного самоуправления освобожден от уплаты налогов.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования администрации сельского поселения сумона Сукпакский Кызылского кожууна Республики Тыва к Кызылскому районному отделу судебных приставов УФССП России РТ об освобождении от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ года удовлетворить.
Освободить администрацию сельского поселения сумона Сукпакский Кызылского кожууна Республики Тыва от исполнительского сбора в размере 50000 рублей, подлежащего уплате на основании постановления судебного пристава-исполнителя Кызылского районного отдела судебных приставов УФССП России по Республике Тыва от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Тыва через Кызылский районный суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме – 09 декабря 2014 года.
Председательствующий подпись А.В. Монгуш
Копия верна: _________________ А.В. Монгуш