17 декабря 2014 года г. Шуя Ивановской области
Шуйский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Николаенко Е.А.
при секретаре Костенко В.Ю.,
с участием заместителя Шуйского межрайонного прокурора С. А.В., представителя ответчика, ОБУЗ Шуйская ЦРБ К. М.Г., представителя третьего лица, Департамента здравоохранения Ивановской области Е. Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Шуйского межрайонного прокурора к Областному бюджетному учреждению здравоохранения «Шуйская центральная районная больница» об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Шуйский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором просит взыскать с ОБУЗ «Шуйская ЦРБ» (далее по тексту – ОБУЗ «ШЦРБ») в пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ивановской области (далее по тексту – ТФОМС Ивановской области) денежные средства, израсходованные на приобретение лекарственного препарата «Туберкулин» в 2013 году за счет средств указанного фонда в сумме … рублей.
Заявленные требования обоснованы следующими обстоятельствами. В ходе проведенной Шуйской межрайонной прокуратурой проверки соблюдения требований бюджетного законодательства и законодательства о здравоохранении, установлено, что общий объем денежных средств, израсходованных на приобретение аллергена туберкулезного очищенного жидкого (туберкулина) ОБУЗ «ШЦРБ» в 2013 году составил … рублей. Из них за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности - 177 …. рублей, за счет средств ТФОМС Ивановской области … рублей (в период с 17.06.2013 по 31.12.2013). Проведенной проверкой установлено, что 01.10.2013 между ОБУЗ «Шуйская ЦРБ» и ЗАО «Р-Фарм» по результатам запроса котировок заключен гражданско-правовой договор по закупке аллергена туберкулёзного очищенного для накожного, подкожного и внутрикожного применения (очищенного туберкулина), цена договора составила …. рублей. Товар ЗАО «Р-Фарм» поставлен и оплачен ОБУЗ «Шуйская ЦРБ» в соответствии со спецификацией к указанному договору и счет-фактурой от 08.10.2013. Платёжным поручением от 14.11.2013 ОБУЗ «Шуйская ЦРБ» денежные средства в полном объеме переведены в адрес ЗАО «Р-Фарм». Проверкой установлено, что финансирование приобретения указанного медицинского препарата по договору от 01.10.2013 с ЗАО «Р-Фарм» происходило за счет средств ТФОМС Ивановской области; объем средств ТФОМС Ивановской области на приобретение аллергена туберкулёзного очищенного для накожного, подкожного и внутрикожного применения (очищенного туберкулина) составил …. рублей. По мнению истца, расходование средств ТФОМС Ивановской области на приобретение туберкулина является нецелевым расходованием бюджетных средств. Полагая, что действиями ответчика нарушаются права неопределённого круга лиц на получение медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования, ссылаясь на положения ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ФЗ от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании», ст.ст. 10, 13, 28, 38 Бюджетного кодекса РФ, истец просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика, ОБУЗ «Шуйская ЦРБ» К. М.Г. возражала против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в отзыве на исковые требования, приобщенном к материалам дела. Суду пояснила, что территориальные программы обязательного медицинского страхования утверждаются с учетом порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи. Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ивановской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов утверждена постановлением Правительства Ивановской области от 25.12.2012 № 558-п. При разработке Территориальной программы учитывались порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, в том числе в части профилактической помощи при туберкулезе. В соответствии с п.п.3.3 п.3 Территориальной программы, за счет средств обязательного медицинского страхования осуществляется проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости. В п. 6 ст. 35 ФЗ от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», а также в пункте 3.2 Территориальной программой предусмотрено, что в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования оказываются несколько видов медицинской помощи, а именно: первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь; скорая медицинская помощь (за исключением специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи); специализированная медицинская помощь в определенных случаях. Таким образом, профилактическая помощь, составной частью которой выступает диагностика, относится к первичной медико-санитарной помощи, оказывается в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования и подлежит оплате за счет средств обязательного медицинского страхования. Поскольку постановка туберкулиновой пробы осуществляется в рамках первичного приема врача-педиатра участкового и входит в предоставляемую услугу, источником финансового обеспечения для ее приобретения выступают средства обязательного медицинского страхования.
В судебном заседании представительДепартамента здравоохранения Ивановской области (далее по тексту – Департамент) Е. Е.С. с исковыми требованиями не согласилась, свою позицию по делу изложила в письменном виде, приобщила к материалам дела. Также суду пояснила, что Департамент не согласен с тем, что иск в интересах некоммерческой организации, которой является ТФОМС Ивановской области, предъявлен прокурором, поскольку из существа исковых требований усматривается, что иск направлен не на защиту нрав и законных интересов неопределенного круга лиц, а предъявлен именно в интересах юридического лица - Территориального фонда обязательною медицинского страхования Ивановской области. Кроме этого, представитель Департамента не согласен с тем, что потраченные на приобретение туберкулина денежные средства являются нецелевым использованием бюджетных средств, поскольку диагностика не относится к лечению заболеваний, диагностические мероприятия направлены на предупреждение возникновений заболеваний. В связи с чем, проведение туберкулинодиагностики относится к первичной медико-санитарной помощи и может проводиться за счет средств обязательного медицинского страхования.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Часть 1 ст. 45 ГПК РФ наделила прокурора правом обращения в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При этом в силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации» целями деятельности прокуратуры являются, в том числе, обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Прокурор, осуществляя проверку соблюдения требований законодательства, а также предъявляя в суд заявление в интересах Российской Федерации об устранении выявленных нарушений, действует в соответствии с требованиями закона и в интересах государства.
Фонд обязательного медицинского страхования является денежным фондом, средства которого идут на финансовое обеспечение населения медицинской помощью, гарантированной государством.
Анализ положений п. п. 1, 3 и 9 Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 857, позволяет сделать вывод о том, что Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, реализующий государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования, является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, финансовые средства которого являются федеральной (государственной) собственностью.
Поскольку финансовые средства указанного внебюджетного фонда являются собственностью Российской Федерации, взыскания с виновных лиц денежных средств в интересах государства допустимы.
Взыскания производятся в пользу соответствующего фонда, осуществляющего интересы Российской Федерации в этой сфере.
Таким образом, обращение Шуйского межрайонного прокурора с данным иском не противоречит требованиям действующего гражданского процессуального кодекса РФ, а наоборот направлено на защиту законных интересов Российской Федерации при выявлении факта нецелевого использования бюджетных средств.
В этой связи довод ответчика о том, что выявленное в ходе проведённой прокуратурой проверкой нецелевое использование бюджетных средств, не может быть принят судом, поскольку в прокурора отсутствуют полномочия на предъявление данного иска, судом признается несостоятельным.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
В силу ч.4 ст. 26 указанного закона доходы бюджетов территориальных фондов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. К доходам бюджетов территориальных фондов относятся: субвенции из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов; межбюджетные трансферты, передаваемые из бюджета Федерального фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением субвенций, предусмотренных пунктом 1 настоящей части); платежи субъектов Российской Федерации на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии с настоящим Федеральным законом; платежи субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, в соответствии с настоящим Федеральным законом; доходы от размещения временно свободных средств; межбюджетные трансферты, передаваемые из бюджета субъекта Российской Федерации, в случаях, установленных законами субъекта Российской Федерации; начисленные пени и штрафы, подлежащие зачислению в бюджеты территориальных фондов в соответствии с законодательством Российской Федерации; иные источники, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Расходы бюджетов территориальных фондов осуществляются в целях финансового обеспечения: выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования; исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, и (или) нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан; исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в результате принятия законов и (или) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; ведения дела по обязательному медицинскому страхованию страховыми медицинскими организациями; выполнения функций органа управления территориального фонда.
Исходя из указанного, наличие платежей субъекта Российской Федерации в бюджет ТФОМС Ивановской области, либо иных перечисленных платежей не свидетельствует о принадлежности указанных денежных поступлений, после их зачисления в бюджет фонда, бюджету Ивановской области, поскольку, как указано выше, они расходуются на определённые законом цели.
Учитывая вышеизложенное, ссылка представителя ответчика на то, что в силу ч.4 ст. 26 Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326 –ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ», средства ТФОМС не являются в полном объеме средствами Российской Федерации, поскольку, формируются из различных источников, судом признается основанной на неправильном толковании указанной правовой нормы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ (ред. от 21.07.2014г.) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предоставляются: 1) первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная; 2) специализированная медицинская помощь, высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи (п. 2 в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ); 3) скорая медицинская помощь, в том числе скорая специализированная; 4) паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях.
В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливается базовая программа обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования. Базовая программа обязательного медицинского страхования реализуется за счет средств обязательного медицинского страхования (ст. 3 ФЗ от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).
В рамках базовой программы обязательного медицинского страхования оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи), специализированная медицинская помощь в следующих случаях: инфекционные и паразитарные болезни, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, туберкулеза, ВИЧ-инфекции и синдрома приобретенного иммунодефицита (п. 1 ч. 6 ст. 35 ФЗ от 29.11.2010г. № 326-ФЗ (ред. от 21.07.2014, в т.ч. и в предыдущих редакциях) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).
Кроме этого, данное положение закреплено в разделе IV Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 года № 1074.
На основании ч. 1 ст. 81 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
В соответствии с п. 3.2. Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ивановской области на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 25.12.2012г. № 558-п, за счет средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Ивановской области оплачивается медицинская помощь, оказываемая в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, являющейся составной частью Программы, и предусматривающей первичную медико-санитарную, включая профилактическую помощь, скорую медицинскую помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированную медицинскую помощь (за исключением высокотехнологичной медицинской помощи в 2013 и 2014 годах), в том числе в случаях инфекционных и паразитарных болезней, за исключением болезней, передающихся половым путем, туберкулеза, ВИЧ-инфекции и синдрома приобретенного иммунодефицита.
В соответствии с Инструкцией по применению туберкулиновых проб, утвержденной приказом Минздрава России от 21 марта 2003 г. № 109 «О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации» понятие туберкулинодиагностика включает в себя диагностический тест для определения специфической сенсибилизации организма к микробактериям туберкулеза (МБТ). Как специфический тест применяется при массовых обследованиях населения на туберкулез (массовая туберкулинодиагностика) и для индивидуальных обследований (индивидуальная туберкулинодиагностика).
Согласно п.1.1. указанной инструкции целями массовой туберкулинодиагностики являются: выявление лиц, впервые инфицированных МБТ, выявление лиц с гиперергическими и усиливающимися реакциями на туберкулин, отбор контингентов для противотуберкулезной прививки вакциной БЦЖ-М детей в возрасте 2 месяцев и старше, не получивших прививку в роддоме, и для ревакцинации вакциной БЦЖ, ранняя диагностика туберкулеза у детей и подростков, определение эпидемиологических показателей по туберкулезу.
При массовой туберкулинодиагностике применяют только единую внутрикожную туберкулиновую пробу Манту с двумя туберкулиновыми единицами (ТЕ) очищенного туберкулина в стандартном разведении (готовая форма).
В соответствии с п.1.2. указанной инструкции целями индивидуальной диагностики являются: дифференциальная диагностика поствакцинальной и инфекционной аллергии к туберкулину, диагностика и дифференциальная диагностика туберкулеза и других заболеваний, определение «порога» индивидуальной чувствительности к туберкулину, определение активности туберкулезного процесса, оценка эффективности противотуберкулезного лечения.
При индивидуальной туберкулинодиагностике применяют, кроме пробы Манту с двумя ТЕ очищенного туберкулина в стандартном разведении, пробы Манту с различными дозами туберкулина, накожную градуированную пробу Пирке, пробу Коха, определение туберкулинового титра и др. Для проведения индивидуальной туберкулинодиагностики используют: очищенный туберкулин в стандартном разведении и сухой очищенный туберкулин.
Законодательную основу осуществления государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации в целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения составляют ФЗ от 18 июня 2001 года № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» и ФЗ от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», регулирующие, в числе прочего, организацию и оказание противотуберкулезной помощи, полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области предупреждения распространения туберкулеза, ответственность за нарушение законодательства в этой области.
В соответствии с приказом Минздрава России от 21 марта 2003 года № 109 «О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации» в субъектах Российской Федерации организуется массовая туберкулинодиагностика, в том числе с целью отбора лиц для вакцинации и ревакцинации против туберкулеза, проводимой в соответствии с национальным календарем профилактических прививок.
Согласно Федеральному закону от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, определенные, в том числе федеральными законами, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Анализируя изложенное выше законодательство, суд приходит к выводу о том, что обеспечение массовой туберкулинодиагностики не является обязательством системы обязательного медицинского страхования. Приобретение очищенного туберкулина, используемого в ходе массового обследования детского населения в организованных коллективах, должно осуществляться за счет иных источников финансирования.
В ходе судебного заседания установлено и материалами дела подтверждается, что в 2013 году ОБУЗ «Шуйская ЦРБ» приобрело за счет средств ТФОМС Ивановской области аллерген туберкулезный («Туберкулин») на сумму …. рублей (л.д. 16-24).
Данный факт ответчиком в судебном заседании не отрицался.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона № 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В силу ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Статьями 28, 38 БК Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
На основании статей 10,13 БК РФ средства обязательного медицинского страхования относятся к государственным финансовым средствам, имеющим особый правовой режим, и подлежат использованию в соответствии с их целевым назначением.
Согласно ст. 147 БК РФ расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (ст. 306.4 БК РФ).
Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, и платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) (ч.1 ст. 306.1, ч.1 ст.306.4 БК РФ).
Областное бюджетное учреждение здравоохранения «Пучежская центральная районная больница», в силу положений ст. 152 БК РФ, не является участником бюджетного процесса.
При таких обстоятельствах, учитывая приведенное законодательство, суд считает, что в судебном заседании нашел подтверждение факт нецелевого использования средств ТФОМС Ивановской области в сумме …. рублей в 2013 году, на приобретение лекарственного препарата «Туберкулин» для ОБУЗ «Шуйская ЦРБ», в связи с чем указанная денежная сумма должна быть взыскана с ОБУЗ «Шуйская ЦРБ» в пользу ТФОМС Ивановской области.
Таким образом, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Шуйского межрайонного прокурора к Областному бюджетному учреждению здравоохранения «Шуйская центральная районная больница» об обязании совершить определенные действия удовлетворить.
Взыскать с Областного бюджетного учреждения здравоохранения «Шуйская центральная районная больница» в пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ивановской области средства, израсходованные на приобретение лекарственного препарата «Туберкулин» в 2013 году за счет средств указанного Фонда в сумме …. рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья подпись Николаенко Е.А.
Решение в окончательной форме изготовлено 22 декабря 2014 года.
Судья подпись Николаенко Е.А.
Согласовано
Судья: