Решение от 15.02.2022 по делу № 2-326/2022 (2-4432/2021;) от 30.09.2021

Дело № 2-326/2022

УИД: 52RS0002-01-2021-006680-73

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 февраля 2022 года г.Нижний Новгород

Канавинский районный суд г. Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Маркиной Н.А., при секретаре судебного заседания Ведерниковой С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО11, ФИО6 к Администрации г.Нижнего Новгорода, Администрации Канавинского района г.Нижнего Новгорода об обязании заключить договор социального найма жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО11, ФИО6 обратились в суд с иском к Администрации г.Нижнего Новгорода, Администрации Канавинского района г.Нижнего Новгорода об обязании заключить договор социального найма жилого помещения, указав, что (ДД.ММ.ГГГГ.) семье ФИО18 была предоставлена (адрес обезличен), состоящая из трех комнат общей площадью 44,2 кв. м., в том числе жилой 30, 7 кв. м., что подтверждается типовым договором найма жилого помещения в доме местного Совета депутатов трудящихся, государственной, кооперативной и общественной организации, заключенного с ФИО2

В предоставленное жилое помещение вселилась семья в составе: наниматель ФИО2, его жена ФИО3 и сын ФИО4.

В дальнейшем в указанную квартиру с согласия нанимателя и других членов семьи нанимателя была вселена супруга ФИО4 - ФИО5, а впоследствии и их родившиеся дети: дочь ФИО6 и сын ФИО7.

В связи со смертью ФИО2, (ДД.ММ.ГГГГ.) был заключен договор социального найма жилого помещения, находящегося по адресу г. Н. Новгород, (адрес обезличен), с ФИО3.

В 2003 году ФИО3 и ФИО4 умерли.

После смерти ФИО4 и ФИО3 в указанном жилом помещении продолжали проживать ФИО8 и ее дети: дочь ФИО6 и сын ФИО7. При этом в квартире состоящим на регистрационном учете остался лишь ФИО7, который на тот момент был несовершеннолетним. В (адрес обезличен) прописаться они не могли в связи с отказом органов опеки. Они жили одной семьей, вели общее хозяйство. ФИО7 и ФИО6 ухаживали за своей матерью ФИО8

(ДД.ММ.ГГГГ.) ФИО7 умер.

В настоящее время в (адрес обезличен) они (Истцы) продолжают проживать, несут бремя содержания жилого помещения.

С учетом уточнения исковых требований, Истцы просили суд признать за ними право пользования квартирой (№) в (адрес обезличен); признать их членами семьи ФИО3, ФИО4, ФИО7; обязать Администрацию Канавинского района г. Н. Новгорода заключить с ФИО11 договор социального найма на (адрес обезличен) с указанием члена семьи нанимателя ФИО6

В судебном заседании Истец ФИО6 исковые требования поддержала.

В судебном заседании представитель Истцов, действующая на основании доверенности, ФИО16 исковые требования поддержала.

В судебное заседание истец ФИО11 и представители Ответчиков не явились, извещены надлежащим образом.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу. Такой вывод не противоречит положениям ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст.7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав Истца и представителя Истцов, исследовав письменные материалы дела, установив имеющие значение для рассмотрения дела обстоятельства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии с ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации, никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, другими федеральными законами.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место жительства, а также гарантировала право на жилище.

Статьей 10 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных этим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

Согласно ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 1 ст. 63 ЖК РФ, договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Согласно части 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

В соответствии со ст. 51 ЖК РСФСР (в ред. 1983г.) договоры социального найма жилых помещений в домах государственного и общественного жилищного фонда, предоставленные до марта 2005 года, заключались в простой письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем – жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем – гражданином, на имя которого выдан ордер.

Полномочия по заключению договоров социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда у органов местного самоуправления возникли с 01.03.2005 года – после вступления в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Из разъяснений, содержащихся в пунктах 25, 26, 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации. К ним относятся: супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

По смыслу находящихся в нормативном единстве положений статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 70 Жилищного кодекса Российской Федерации, лица, вселенные нанимателем жилого помещения по договору социального найма в качестве членов его семьи, приобретают равные с нанимателем права и обязанности при условии, что они вселены в жилое помещение с соблюдением предусмотренного частью 1 статьи 70 Жилищного кодекса Российской Федерации порядка реализации нанимателем права на вселение в жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.

В соответствии с частью 1 статьи 70 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель вправе с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих, вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, детей и родителей. При этом не имеет значения, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи составит менее учетной нормы (часть 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Вселение в жилое помещение новых членов семьи нанимателя, согласно части 2 статьи 70 Жилищного кодекса Российской Федерации, влечет за собой необходимость внесения соответствующих изменений в ранее заключенный договор социального найма жилого помещения в части указания таких лиц в данном договоре. Вместе с тем несоблюдение этой нормы само по себе не является основанием для признания вселенного члена семьи нанимателя не приобретшим права на жилое помещение при соблюдении установленного частью 1 статьи 70 Жилищного кодекса Российской Федерации порядка вселения нанимателем в жилое помещение других граждан в качестве членов своей семьи.

В соответствии со ст. 54 Жилищного кодекса РСФСР, наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение, в том числе, своих детей, а на основании ст. 53 вышеназванного Кодекса члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения.

Анализ изложенных выше правовых норм позволяет сделать вывод о том, что права и обязанности у лиц, вселенных нанимателем в занимаемое им жилое помещение в качестве членов его семьи, возникают при наличии совокупности следующих условий: фактическое вселение в жилое помещение и проживание в нем на правах члена семьи нанимателя.

Судом установлено и следует из материалов дела, что (ДД.ММ.ГГГГ.) на основании ордера с ФИО2 был заключен типовой Договор найма жилого помещения в доме местного Совета депутатов трудящихся, государственной, кооперативной и общественной организации в соответствии с которым ему и членам его семьи, а именно: его супруге ФИО3 и сыну ФИО4, была предоставлена (адрес обезличен).

Указанная квартира состояла из трех комнат, общей площадью 44,2 кв. м., в том числе жилой 30, 7 кв. м.,

С согласия нанимателя и других членов семьи нанимателя в спорной квартире с определенного времени стали проживать супруга ФИО4 - ФИО9, а впоследствии и их родившиеся дети: дочь ФИО6 и сын ФИО7.

В связи со смертью ФИО10, (ДД.ММ.ГГГГ.) в отношении (адрес обезличен) с его супругой – ФИО3 был заключен Договор социального найма жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда (л.д. 14-20).

В 2003г. ФИО3 умерла. После ее смерти договор социального найма жилого помещения не был заключен с другим лицом, лицевой счет не был переведен на другое лицо и до настоящего времени квитанции по оплате за жилищно-коммунальные услуги оформляются управляющей компанией на имя ФИО3.

После смерти ФИО4 и ФИО3 в указанном жилом помещении продолжали проживать ФИО11 и ее дети: дочь ФИО6 и сын ФИО7.

Однако, на регистрационном учете состоял лишь только ФИО7, (ДД.ММ.ГГГГ.) года рождения, который на тот момент был несовершеннолетним.

ФИО7, (ДД.ММ.ГГГГ.) года рождения умер (ДД.ММ.ГГГГ.)., что подтверждается свидетельством о смерти (л.д. 35).

Как пояснили в судебном заседании ФИО6 и представитель Истцов, в (адрес обезличен) ФИО11, ФИО6 прописаться не могли в связи с отказом органов опеки. Однако, они жили одной семьей, вели общее хозяйство. Отказ органа опеки был устным. В установленном Законом порядке они в орган опеки не обращались. Соответственно, распоряжение органом опеки не выносилось, и процедура его обжалования не имела места быть.

В настоящее время в квартире (адрес обезличен) Истцы продолжают проживать, несут бремя содержания жилого помещения.

В судебном заседании Истец ФИО6 пояснила, что она и ФИО11 постоянно зарегистрированы по адресу: (адрес обезличен). К ним требование о выселении из указанной квартиры никто в установленном законом порядке не предъявлял. Также требование к ним о признании их утратившими право пользования жилым помещением по адресу: г. (адрес обезличен), не предъявлялось.

Согласно правке (№) от (ДД.ММ.ГГГГ.) ООО УК «Дальино» ФИО11, (ДД.ММ.ГГГГ.) года рождения, действительно зарегистрирована по месту жительства с (ДД.ММ.ГГГГ.) по адресу: (адрес обезличен) имеет следующий состав семьи: дочь ФИО12, (ДД.ММ.ГГГГ.) года рождения, дочь ФИО6, (ДД.ММ.ГГГГ.) года рождения (л.д.28).

Кроме того, истец ФИО6 пояснила, что у неё и ФИО11 в (адрес обезличен) никогда не было регистрации.

Квартира (№) в (адрес обезличен) была предоставлена ФИО11 по месту работы.

Требование о заключении договора социального найма относительно (адрес обезличен) в г.Н. Новгороде Истцы в установленном законом порядке к Ответчикам до смерти ФИО7 не предъявляли.

Как разъяснено в пунктах 25 и 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", разрешая споры, связанные с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, судам необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации. К ним относятся, в частности другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. К другим родственникам при этом могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и нисходящей линии. Под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п. Для признания других родственников и нетрудоспособных иждивенцев членами семьи нанимателя требуется также выяснить содержание волеизъявления нанимателя (других членов его семьи) в отношении их вселения в жилое помещение: вселялись ли они для проживания в жилом помещении как члены семьи нанимателя или жилое помещение предоставлено им для проживания по иным основаниям (договор поднайма, временные жильцы). В случае спора факт вселения лица в качестве члена семьи нанимателя либо по иному основанию может быть подтвержден любыми доказательствами. В то же время для вселения нанимателем в жилое помещение других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов его семьи нанимателем должно быть получено согласие в письменной форме не только членов своей семьи, но и наймодателя. Наймодатель вправе запретить вселение других граждан, если после их вселения общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. Отказ наймодателя в даче согласия на вселение других лиц в жилое помещение может быть оспорен в судебном порядке. Вместе с тем причины, по которым члены семьи нанимателя отказывают в даче согласия на вселение в жилое помещение других лиц, не имеют правового значения, а потому их отказ в таком согласии не может быть признан судом неправомерным.

Истцы с заявлением о заключении договора социального найма на спорное жилое помещение, с включением их в качестве членов семьи по указанному адресу, к Ответчикам не обращались. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что Истцы в установленном законом порядке в спорное жилое помещение нанимателем в качестве члена его семьи вселены не были.

Доказательств обратного суду не представлено.

Доводы стороны Истцов относительно того, что в связи с болезнью ФИО11 они были лишены возможности обратиться с указанным требованием к Ответчикам до обращения в суд - несостоятельны.

В соответствии с действующим законодательством за гражданином может быть признано право пользования жилым помещением. Между тем, как установлено судом, Истцы не приобрели право пользования спорной квартирой, поскольку в спорной квартире не были зарегистрированы, имеют постоянную регистрацию места жительства по другому адресу, сохраняя право пользования в другом жилом помещении. Проживание Истцов длительное время в спорном жилом помещении не свидетельствуют о соблюдении порядка и основания возникновения права пользования спорной квартирой.

Доводы Истцов о том, что ими осуществляется оплата расходов по коммунальным платежам, расходов на текущий ремонт и благоустройство указанной квартиры, содержание жилого помещения, не могут сами по себе являться основанием для признания за ними права пользования спорным жилым помещением.

С учетом, вышеизложенных доводов и норм Закона, суд полагает, что исковые требования Истцов к Администрации г.Нижнего Новгорода, Администрации Канавинского района г.Нижнего Новгорода о признании права пользования жилым помещением, об обязании заключить договор социального найма жилого помещения, признании членами семьи, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░11, ░░░6 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░      ░.░.░░░░░░░

2-326/2022 (2-4432/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Одинцова Екатерина Николаевна
Курносенкова Елена Александровна
Ответчики
Администрация г. Н. Новгорода
администрация Канависнкого района г. Н. Новгорода
Суд
Канавинский районный суд г. Нижний Новгород
Судья
Маркина Н.А.
Дело на сайте суда
kanavinsky.nnov.sudrf.ru
30.09.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.10.2021Передача материалов судье
04.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.10.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
01.11.2021Предварительное судебное заседание
22.11.2021Предварительное судебное заседание
16.12.2021Судебное заседание
19.01.2022Судебное заседание
27.01.2022Судебное заседание
15.02.2022Судебное заседание
22.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.04.2022Дело оформлено
15.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее