Дело № 2а-443/20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«24» января 2020 года г. Балашиха
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Бесединой Е.А.,
при секретаре Балашовой К.Ю.,
с участием истца ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению ФИО4 к Управлению Росреестра по <адрес> о признании решений незаконными, обязании осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права,
установил:
Административный истец ФИО3 обратилась в суд с настоящим административным иском, ссылаясь на то, что она является собственником 2/6 долей в порядке наследования по завещанию в праве на часть индивидуального жилого дома с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенную по адресу: <адрес> на основании вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ решения Никулинского районного суда города Москвы от 14.10.2013 о восстановлении срока для принятия наследства по завещанию, включении в наследственную массу и признании права собственности в порядке наследования по завещанию после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ.Право собственности на часть жилого дома зарегистрировано в установленном законом порядке, о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации. Административный истец обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлениями о государственном кадастровом учете № от ДД.ММ.ГГГГ и государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, пом. 3 с приложением межевого плана на оптическом компакт-диске, представленном с указанными заявлениями, подготовленного кадастровым инженером ФИО2, № регистрации в государственном реестре лиц, осуществляющих кадастровую деятельность. По результатам рассмотрения заявлений о государственном кадастрового учете и государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ № и №, государственным регистратором прав ДД.ММ.ГГГГ принято решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Заявлениями о представлении дополнительных документов от ДД.ММ.ГГГГ № и № в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области были внесены документы, устранены недостатки указанные государственным регистратором и представлен исправленный кадастровым инженером межевой план на оптическом диске. Административным истцом в регистрирующий орган были поданы необходимые документы, отвечающие требованиям статьи 18 Закона о регистрации, в связи с чем у регистрирующего органа отсутствовали основания для вынесения оспариваемых решений. Решение о приостановлении было обжаловано ДД.ММ.ГГГГ № в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. ДД.ММ.ГГГГ получен ответ в электронной форме об отклонении заявления № от ДД.ММ.ГГГГ. В ответе апелляционной комиссии сказано следующее: «Решение о приостановлении государственного кадастрового учета признано соответствующим основаниям предусмотренным пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Комиссией рассмотрено одно заявление № 50-0-1-263/3002/2019-1848. Истица считает данные решения незаконными, нарушающими её права и интересы, а также действующее законодательство. Государственная регистрация прав осуществляется посредствам внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН (часть 4 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). Законом установлен порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (статья 29 Закона № 218-ФЗ), процедура представления заявления об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов (статья 18 Закона № 218-ФЗ), требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (статья 21 Закона № 218-ФЗ), сроки осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (статья 16 названного закона. Требования были ею соблюдены.
Уточнив в ходе рассмотрения дела заявленные требования (л.д.32), истица просит суд признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ по заявлениям № и № от ДД.ММ.ГГГГ; признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить государственный кадастровый учет по заявлению № № от ДД.ММ.ГГГГ и государственную регистрацию права собственности на земельный участок по заявлению № № от ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал.
Административный ответчик в судебное заседание представителя не направил, о слушании дела извещен.
Заинтересованное лицо кадастровый инженер ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен.
Суд, с учетом мнения административного истца, определил слушать дело в отсутствие административного ответчика и заинтересованного лица, извещенных о слушании дела.
Выслушав доводы административного истца, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе являются вступившие в законную силу судебные акты.
Согласно ст. 18 вышеназванного закона, заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования:
1) в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр (далее - личное обращение), посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее - почтовое отправление);
2) в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - единый портал), или официального сайта, или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав (далее также - отправление в электронной форме).
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе посредством почтового отправления направляются в подразделение органа регистрации прав согласно перечню подразделений органа регистрации прав, который опубликован на официальном сайте.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В ст.26 Закона N 218-ФЗ перечислены основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора пр
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226 КАС РФ Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Из материалов дела следует, что решением Никулинского районного суда города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, за ФИО3 признано право собственности на <данные изъяты> доли в порядке наследования по завещанию в праве на часть индивидуального жилого дома с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенную по адресу: <адрес>, в порядке наследования по завещанию после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Также указанным решением в состав наследства включено право бессрочного пользования <данные изъяты> долями земельного участка по адресу: <адрес> В решении суда указано, что право бессрочного пользования ФИО3 на <данные изъяты> доли вышеуказанного земельного участка подлежит государственной регистрации на основании данного решения и возникает с момента государственной регистрации (л.д. 18-24).
Право собственности на часть жилого дома зарегистрировано в установленном законом порядке, о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации.
Административный истец обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлениями о государственном кадастровом учете № от ДД.ММ.ГГГГ и государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, пом. 3 с приложением межевого плана на оптическом компакт-диске, представленном с указанными заявлениями, подготовленного кадастровым инженером ФИО2 /л.д.26,27/.
По результатам рассмотрения заявлений о государственном кадастрового учете и государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ № и №, государственным регистратором прав ДД.ММ.ГГГГ принято решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав /л.д.11/.
Согласно п.50 Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 (ред. от 14.12.2018) "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке", сведения о категории земель образуемого земельного участка в реквизите "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках" должны соответствовать сведениям ЕГРН о категории земель исходного земельного участка. Сведения о категории земель земельного участка, образуемого из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель, указываются при наличии документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность данного земельного участка к определенной категории земель (копия такого документа включается в состав Приложения).
П. 75 Требований предусмотрено, что раздел "Схема расположения земельных участков" оформляется на основе сведений ЕГРН об определенной территории, содержащих картографические изображения, либо с использованием картографического материала. При этом изображение должно обеспечивать читаемость Схемы, в том числе местоположения земельного участка, в отношении которого проводятся кадастровые работы.
Схема предназначена для отображения местоположения земельных участков относительно смежных земельных участков, границ кадастрового деления (для земельных участков, занятых линейными и тому подобными сооружениями, а также если земельный участок располагается в нескольких кадастровых кварталах либо земельный участок примыкает к границе кадастрового деления), природных объектов и (или) объектов искусственного происхождения (если отдельные части границы земельного участка совпадают с местоположением внешних границ таких объектов и сведения о таких объектах содержатся в ЕГРН), земель общего пользования, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования.
П. 76 Требований установлено, что на схеме отображаются границы земельного участка, в отношении которого проводятся кадастровые работы, а также смежных с ним земельных участков; границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов (при необходимости); границы кадастрового деления (для земельных участков, занятых линейными и тому подобными сооружениями, а также если земельный участок располагается в нескольких кадастровых кварталах либо земельный участок примыкает к границе кадастрового деления); границы территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, территорий объектов культурного наследия (если земельный участок располагается в границах такой зоны или территории). В случае подготовки межевого плана в результате кадастровых работ по образованию земельных участков дополнительно на Схеме отображаются земли общего пользования, земельные участки общего пользования, территории общего пользования (допускается схематично отображать местоположение улиц, в том числе красных линий в соответствии с утвержденным проектом планировки, лесов, автомобильных дорог общего пользования, парков, скверов).
В решении регистрирующего органа о приостановлении указано, что по результатам проведения правовой экспертизы представленных документов, на предмет наличия оснований, предусмотренных статьей 26 Закона о регистрации, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, выявлено следующее. В нарушение п. 50 Требований, сведения об адресе не соответствуют сведениям ПСН об исходном земельном участке с кадастровым номером №, раздел «Схема расположения земельных участков и их частей» межевого плана составлен с нарушением пунктов 75 и 76 Требований, не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права, изменение площади земельного участка и (или) изменение описания местоположения его границ не обусловлены образованием земельного участка, уточнением его границ. Рекомендации о доработке представленных документов: предоставить необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права документы, оформленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации /л.д.11/.
Истцом были внесены дополнительные документы заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ № и № в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, устранены недостатки указанные государственным регистратором и представлен исправленный кадастровым инженером межевой план на оптическом диске.
В этой связи, суд не усматривает оснований для отмены решения Росреестра о приостановлении от ДД.ММ.ГГГГ., поскольку в предоставленных документах имелись недостатки, которые были исправлены истцом путем предоставления уточненных и дополнительных документов.
Однако, решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в снятии приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав по тем же основаниям, а также с указанием, что в решении Никулинского районного суда г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ. отсутствуют координаты земельного участка, заявленного к регистрации, в связи с чем выдел земельного участка в натуре не представляется возможным /л.д.40-41/.
По мнению административного истца, оспариваемые решения регистрирующего органа о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и об отказе в снятии приостановления являются незаконными, нарушающими ее права и законные интересы, поскольку все документы, необходимые для кадастрового учета и государственной регистрации права, признанного решением суда, ею были представлены.
В силу ч.2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В решении суда указано на признание за ФИО3 права постоянного бессрочного пользования <данные изъяты> долями земельного участка <данные изъяты> по адресу: <адрес>, что соответствует адресу: <адрес> /в связи с объединением г/о Железнодорожный и Балашиха, что является известным для регистрирующего органа/.
Также в решении суд указано, что оно является основанием для государственной регистрации права.
Учитывая универсальный порядок правопреемства, в котором переходит имущество умершего к наследникам, характеризуемое, в том числе и переходом прав и обязанностей наследодателя в неизменном виде, суд признает за наследником право на то имущество и в том размере, которое было обозначено в правоустанавливающем документе.
Фактический размер и местоположение границы земельного участка подлежат определению при проведении кадастровых работ.
Из представленных суду документов усматривается, что после первичного обращения истцом в орган Росреестра были представлены дополнительные документы, в том числе решение суда. Неоднократно предоставлен межевой план с уточнениями данных.
При этом, в решении Росреестра по МО от отказе в снятии приостановления не указано, какие еще документы необходимо предоставить заявителю.
Не представлено административным ответчиком таких сведения и по определению суда от ДД.ММ.ГГГГ. об истребовании отзыва на иск с указанием, перечня документов, которые дополнительно необходимо представить ФИО3 для осуществления кадастрового учета и регистрации права.
С учетом изложенного, административным ответчиком не указано доводов и представлено доказательств законности принятого решения об отказе в снятии приостановления от ДД.ММ.ГГГГ., в связи с чем исковое заявление в этой части подлежит удовлетворению.
При таких обстоятельствах, суд полагает обоснованным и заявленное требование об обязании административного ответчика осуществить регистрацию права и кадастровый учет, поскольку в ходе рассмотрения дела препятствий к этому не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск ФИО4 удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Управления Росреестра по Московской области об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок по заявлениям ФИО4.
Обязать Управление Росреестра по <адрес> осуществить государственный кадастровый учет земельного участка по заявлению № от ДД.ММ.ГГГГ и государственную регистрацию права бессрочного пользования по заявлению № от ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты> доли земельного участка <данные изъяты> по адресу: <адрес> на основании решения Никулинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ., по делу <данные изъяты>.
В удовлетворении административного иска ФИО4 в части признания незаконным решения Управление Росреестра по <адрес> о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ по заявлениям № и № от ДД.ММ.ГГГГ, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Федеральный судья: Е.А. Беседина
Решение в окончательной форме принято 12.02.2020г.
____________