Решение по делу № 2-183/2016 от 12.05.2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Верх-Усугли                                                                                                              30 мая 2016 года

Тунгокоченский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Жапова Т.С.,

при секретаре Докучаевой Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Першиковой Т.А. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Верх-Усуглинская средняя общеобразовательная школа», Министерству образования науки и молодёжной политики Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, денежной компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Истец обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Она работает в МБОУ «Верх-Усуглинская СОШ» в должности <данные изъяты>.

Согласно расчетным листкам заработная плата работника состоит из должностного оклада, компенсационных выплат, а также районного коэффициента и «северного» коэффициента.

В связи с тем, что районный коэффициент и надбавка за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в МБОУ «Верх-Усуглинская СОШ» неправомерно рассчитывается от фактически начисленной заработной платы, размер которой ниже минимального размера оплаты труда, сумма недоначисленной и невыплаченной работнику заработной платы составила за период с 18 марта 2016 года по 30 апреля 2016 года в сумме 6 735,48 рублей.

Просит суд взыскать с МБОУ «Верх-Усуглинская СОШ» недоначисленную и невыплаченную заработную плату за указанный в иске период, денежную компенсацию причинённого морального вреда в размере 300 рублей.

Кроме того, просит обязать работодателя начислять заработную плату при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда, не ниже установленного минимального размера оплаты труда в РФ, с начислением районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, сверх минимального размера оплаты труда.

Определением Тунгокоченского районного суда от 16 мая 2016 года для участия в деле в качестве соответчика привлечена Администрация МР «Тунгокоченский район».

В судебное заседание истец будучи надлежаще извещенным о месте и времени проведения судебного заседания,не явился, предварительно ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчик - МБОУ «Верх-Усуглинская СОШ» будучи надлежаще извещенным о месте и времени судебного заседания, не направил в судебное заседание своего представителя, просил рассмотреть дела в отсутствие представителя.

Ответчик - Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края будучи надлежаще извещенным о месте и времени судебного заседания, не направил в судебное заседание своего представителя, о причинах неявки не сообщил.

Ответчик - Администрация МР «Тунгокоченский район» будучи надлежаще извещенным о месте и времени судебного заседания, не направил в судебное заседание своего представителя, согласно представленному письменному отзыву исковые требования ответчик признает в полном объёме, просит рассмотреть дело без участия их представителя (л.д.____).

Исследовав материалы дела, суд находит, что исковые требования истца подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

В ходе судебного заседания установлено и подтверждается материалами дела, что истец работает в МБОУ «Верх-Усуглинская СОШ» в должности <данные изъяты> (л.д.5-6).

Из трудового договора (л.д.4) и расчётных листков (л.д.9-10) видно, что на должностной оклад истца начисляются надбавки в виде доплат и других выплат, в том числе районный коэффициент, северная надбавка.

С учетом названных выплат, заработная плата истца составляет минимальный размер оплаты труда и подтверждает доводы о том, что районный коэффициент и надбавка за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в МБОУ «Верх-Усуглинская СОШ» рассчитывается от фактически начисленной заработной платы, размер которой ниже минимального размера оплаты труда.

Федеральным законом от 20 мая 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты РФ" из статьи 129 Трудового кодекса РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы, возмещении морального вреда за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 г. также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, возмещении морального вреда по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (ч. 4 ст. 133 Трудового кодекса РФ).

В то же время действующей в настоящее время частью 3 статьи 133 Трудового кодекса РФ установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы, возмещении морального вреда.

Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы, возмещении морального вреда - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы, возмещении морального вреда работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы, возмещении морального вреда в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы, возмещении морального вреда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 Трудового кодекса РФ).

Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы, возмещении морального вреда работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

При этом в соответствии с положениями статей 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

В силу положений главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации районный коэффициент для работников организаций, расположенный в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников.

Из изложенного следует что, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

Таким образом, судом установлено, что районный коэффициент и «северная» надбавка, у ответчика рассчитывается от фактически начисленной заработной платы, размер которой ниже минимального размера оплаты труда, то есть в спорный период размер начисленной и выплаченной истцу заработной платы, возмещении морального вреда без учета районного коэффициента и процентных надбавок в связи с работой истицы в экстремальных природно-климатических условиях Севера, был ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного на всей территории Российской Федерации.

Недоначисленная и невыплаченная заработная плата, в связи с указанным, подлежит взысканию с ответчика.

Истцом представлен расчёт недоначисленной заработной платы за указанный период в сумме 6 735,48 (л.д. 3).

Суд, проверив представленный расчёт, признаёт его правильным, как согласующийся с материалами дела, в связи с чем приходит к выводу, что исковые требования истца о взыскании указанной суммы за указанный период недоначисленной заработной платы подлежат удовлетворению. Ответчиками представленный расчёт оспорен не был.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что заработная плата истца составляла менее предусмотренного законом минимального размера оплаты труда, в то время как по смыслу вышеуказанных норм Трудового кодекса Российской Федерации, районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера должны быть начислены на заработную плату, суд не может признать законными действия работодателя по начислению заработной платы истцу с учетом включения в её размер северного коэффициента в размере 50% и процентной надбавки в размере 50% и доведения заработной платы с учетом указанных выплат до минимального размера оплаты труда.

Учитывая, что заработная плата истцу начисляется в размере минимального размера оплаты труда, в который входит районный коэффициент и процентная надбавка за выслугу лет, что не соответствует нормам трудового законодательства и нарушает права истца, суд считает необходимым удовлетворить требования истцов и обязать МБОУ «Верх-Усуглинская СОШ» с 01 мая 2016 года производить начисление и выплату заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, с начислением районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате сверх минимального размера оплаты труда.

При решение вопроса о компенсации морального вредасуд руководствуются следующим.

Согласно абзацу четырнадцатому части первой ст.21 ТК РФ работник имеет право на возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

В соответствии со ст.237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В п.63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (ред. от 28.12.2006) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" указанно: учитывая, что ТК РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает, что истцу в результате не начисления и не выплаты заработной платы были причинены нравственные страдания, выразившиеся в переживаниях и беспокойстве по поводу значительного ухудшения материального положения и социального статуса.

С учетом изложенного, принимая во внимание обстоятельства, при которых был причинен моральный вред, индивидуальные особенности истцов, руководствуясь принципами разумности и справедливости, суд полагает необходимым в качестве компенсации морального вреда взыскать в пользу истца 100 рублей.

Согласно п.3 ч.1 ст.8 Федерального закона от 29.12.2012 г. №127-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.

В соответствии с пунктом 13 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по финансовому обеспечению образования разделены.

На органы местного самоуправления возложено финансирование расходов на содержание зданий и коммунальных расходов.

Согласно информации, предоставленной Комитетом образования Администрации муниципального района «Тунгокоченский район», заработная плата работникам, занимающим указанную должность, выплачивается за счет бюджета Тунгокоченского района (л.д.___).

Учитывая данное обстоятельство, а также, принимая во внимание, что согласно вышеприведенным нормам расходы на оплату труда в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся к полномочиям органов местного самоуправления, на Администрацию МР «Тунгокоченский район» должна быть возложена обязанность по финансированию денежными средствами МБОУ «Верх-Усуглинская СОШ» в случае их недостаточности у МБОУ «Верх-Усуглинская СОШ» для выплаты истцу.

Что касается исковых требований истца к Министерству образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края суд считает следующее.

Как установлено в судебном заседании финансирование выплаты заработной платы истцу осуществляется за счёт бюджета Тунгокоченского района, в связи с чем, исковые требования истца к Министерству образования, науки и молодёжной политики не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Першиковой Т.А. к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Верх-Усуглинская средняя общеобразовательная школа» удовлетворить.

Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Верх-Усуглинская средняя общеобразовательная школа» в пользу Першиковой Т.А. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 18 марта 2016 года по 30 апреля 2016 года в сумме 6 735 (шесть тысяч семьсот тридцать пять) рублей и денежную компенсацию морального вреда в размере 100 (сто) рублей.

Обязать администрацию МР «Тунгокоченский район» профинансировать денежными средствами для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы и денежной компенсации морального вреда истцу МБОУ «Верх-Усуглинская СОШ», в случае их недостаточности у последнего.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Верх-Усуглинская средняя общеобразовательная школа» в дальнейшем с 01 мая 2015 года производить начисление и выплату заработной платы истцу при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда, не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, с начислением районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, сверх минимального размера оплаты труда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Тунгокоченский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:     Т.С. Жапов

2-183/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Першикова Татьяна Андреевна
Першикова Т.А.
Ответчики
МБОУ "Верх-Усуглинская СОШ"
Министерство образования науки и молодежной политики Забайкальского края
Администрация МР "Тунгокоченский район"
Суд
Тунгокоченский районный суд Забайкальский края
Дело на сайте суда
tungokocha.cht.sudrf.ru
12.05.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.05.2016Передача материалов судье
16.05.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.05.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.05.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.05.2016Судебное заседание
08.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.05.2020Передача материалов судье
08.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.05.2020Судебное заседание
08.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.05.2020Дело оформлено
08.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее