Дело № 2- 1740/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 мая 2015 г. Свердловский районный суд г. Перми в составе:
судьи Федотова О.Ю.
при секретаре Муравьевой М.В.
с участием помощника прокурора Антонова Ю.А., ответчика Целоусова А.П., представителя третьего лица Ельчаниновой Т.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО "Индюшкин дом", Целоусову А. П. о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в суд, указывая, что в связи с обращением заместителя министра социального развития Пермского края ФИО по вопросу беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в магазин «Индюшкин», расположенный по адресу: <адрес>, прокуратурой района проведена проверка в указанной сфере с привлечением специалистов -ОРГАНИЗАЦИЯ-
Технические требования к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений предусмотрены в Своде правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (СП 59.13330.2012), утвержденном Приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Свод правил).
В здание магазина «Индюшкин», расположенном по адресу: <адрес>, имеется отдельный вход.
При проверке указанного помещения выявлено множество нарушений Свода правил.
Таким образом, в нарушение требований Свода правил, доступ в здание магазина «Индюшкин» по адресу: <адрес>, не отвечает требованиям законодательства о социальной защите инвалидов, а именно не соответствует доступности функциональных зон объекта для отдельных категорий инвалидов входная группа, что препятствует доступности для маломобильных групп населения и нарушает их права на пользование указанным объектом социальной инфраструктуры.
Собственником нежилого помещения по адресу: <адрес>, в котором располагается магазин «Индюшкин», является Целоусов А. П.. Деятельность по указанному адресу осуществляет ООО «Индюшкин дом».
ООО «Индюшкин дом» занимает нежилое помещение со всеми обеспечивающими их благоустройство системами инженерного обеспечения и техническими устройствами.
Согласно условиям заключенного договора аренды указанного нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ (п. 3.2.3., 3.2.7.) ООО «Индюшкин дом» обязано обеспечить в течении всего срока действия договора аренды надлежащую, в соответствии с функциональным назначением, эксплуатацию и текущий ремонт арендуемого помещения; соблюдать и обеспечивать в помещении требования санитарно-эпидемиологического, надзора, государственного пожарного надзора, и иных отраслевых правил и норм.
С учетом уточненного искового заявления, просит, обязать собственника нежилого помещение по адресу: <адрес>, в котором располагается магазин «Индюшкин», Целоусова А. П. и арендатора указанного нежилого помещения ООО «Индюшкин дом» привести в соответствие со Сводом правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (СП 59.13330.2012), утвержденным Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605, входную группу в указанное нежилое помещение, а именно:
- у входа в помещение магазина установить пандус;
- поручни на наружной лестнице установить с обеих сторон;
- завершающую часть поручня в нижней части установить длиннее марша лестницы на 0,3 м. (допускается от 0,27 - 0,33 м.));
- краевые ступени лестницы выделить цветом или фактурой;
- перед открытой лестницей за 0,8 - 0,9 м. предусмотреть предупредительные тактильные полосы шириной 0,3 - 0,5 м.;
- высоту подступенка наружной лестницы привести в соответствие с нормативом - 0,12-0,15 м.);
- ширину проступи привести в соответствие с нормативом - 0,35-0,4 м.;
- вход в помещение оборудовать знаками доступности;
- ширину дверного проема входной двери в свету привести в соответствие с нормативом - не менее 1,2 м.;
- высоту порога входной двери установить на высоте не более 0,014 м.;
- обеспечить автоматическое закрывание входной двери с задержкой не менее 5 секунд;
- на прозрачном полотне входной двери установить яркую контрастную маркировку высотой не менее 0,1 м. и шириной не менее 0,2 м. на уровне не ниже 1,2 м. и не выше 1,5 м. от поверхности пола;
- вход в помещение оборудовать знаками доступности;
- привести в нормативное состояние ширину и глубину тамбура - глубина тамбура не менее 2,3 м. при ширине не менее 1,50 м.
Представитель истца в судебном заседании на уточненных исковых требованиях настаивал, доводы, указанные в исковом заявлении поддержал.
Ответчик Целоусов А.П. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, представил возражения. В судебном заседании пояснил, что считает, что требования прокуратуры носят рекомендательный характер, в соответствии с требованиями СНиП. При заключении договора аренды с ООО «Индюшкин дом» была договоренность о невмешательстве в хозяйственную деятельность общества. С исковыми требованиями в пункте по ширине проема не согласны, поскольку дверные проемы соответствуют требованиям СНиП.
Представитель ответчика ООО «Индюшкин дом» в судебное заседание не явился, извещался.
Представитель третьего лица - -ОРГАНИЗАЦИЯ- в судебном заседании исковые требования поддержала.
Суд, заслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, пришел к следующему.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно Конституции Российской Федерации, ее статье 7, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).
Как установлено положением ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Как установлено преамбулой Федерального закона РФ от 24.11.1995 года № 181 - ФЗ, настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Статья 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет понятие «инвалид» и относит к их числу лиц, имеющих нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограничению жизнедеятельности.
Как установлено положением ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
На основании ст. 210 Гражданского Кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 1 ст. 615 Гражданского Кодекса Российской Федерации, арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
В соответствии со ст. 616 Гражданского Кодекса Российской Федерации, арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды.
Капитальный ремонт должен производиться в срок, установленный договором, а если он не определен договором или вызван неотложной необходимостью, в разумный срок.
Нарушение арендодателем обязанности по производству капитального ремонта дает арендатору право по своему выбору:
произвести капитальный ремонт, предусмотренный договором или вызванный неотложной необходимостью, и взыскать с арендодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет арендной платы;
потребовать соответственного уменьшения арендной платы;
потребовать расторжения договора и возмещения убытков.
Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Санитарные нормы и правила № "Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001 N 73.
Судом из пояснений сторон и материалов дела установлено, что в помещении по адресу: <адрес>, находящееся в собственности Целоусова А.П., в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ по указанному адресу осуществляет ООО «Индюшкин дом» (ОГРН №; ИНН/КПП № / №), в соответствии с договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ..
Согласно условиям заключенного договора аренды указанного нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ (п. 3.2.3., 3.2.7.) ООО «Индюшкин дом» обязано обеспечить в течение всего срока действия договора аренды надлежащую, в соответствии с функциональным назначением, эксплуатацию и текущий ремонт арендуемого помещения; соблюдать и обеспечивать в помещении требования санитарно-эпидемиологического, надзора, государственного пожарного надзора, и иных отраслевых правил и норм.
Законом Пермской области "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры Пермской области" установлен перечень специальных приспособлений и оборудования для оснащения объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур (ст. 4 Закона), к которым, в частности, относится оснащение объектов социальной инфраструктуры пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания, а также пандусами при входах в здания.
Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ г., проведенной помощником прокурора <адрес> Антоновым Ю.А., установлено, что в здание магазина «Индюшкин», расположенном по адресу: <адрес>, имеется отдельный вход.
При проверке указанного помещения выявлены следующие нарушения Свода правил:
1. У входа в помещение магазина на лестнице установлен швеллер (установка швеллеров взамен пандуса не предусмотрена Сводом правил).
2. Лестничный марш:
2.1. поручни на наружной лестнице установлены с одной стороны (согласно п. 5.2.15. Свода правил на лестницах предусмотрена установка поручней с обеих сторон);
2.2. завершающая часть поручня в нижней части не заходит за линию лестничного марша (согласно п. 5.2.10. Свода правил завершающие горизонтальные части поручня должны быть длиннее марша лестницы на 0,3 м. (допускается от 0,27 - 0,33 м.));
2.3. краевые ступени наружной лестницы не выделены цветом, фактурой; перед лестницей нет предупредительных тактильных полос (согласно п. 4.1.12. Свода правил, краевые ступени лестничных маршей должны быть выделены цветом или фактурой, перед открытой лестницей за 0,8 - 0,9 м. следует предусматривать предупредительные тактильные полосы шириной 0,3 - 0,5 м.);
2.4. высота подступенка наружной лестницы менее установленного норматива - 0,05 м. (согласно п. 4.1.12. СП 59.13330.2012 норматив составляет 0,12-0,15 м.);
2.5. ширина проступи не соответствует установленному нормативу (согласно п. 4.1.12. СП 59.13330.2012 норматив составляет 0,35-0,4 м.).
3. Входные двери:
3.1. вход в помещение не оборудован знаками доступности (п. 5.5.1. Свода правил);
3.2. ширина дверного проема входной двери в свету менее установленного норматива - 1,15 м. (согласно 5.1.4. Свода правил норматив ширина составляет не менее 1,2 м.);
3.3. высота порога входной двери не соответствует установленному нормативному требованию - 0,09 м. (согласно п. 5.1.4. Свода правил высота порога не должна превышать 0,014 м.);
3.4. задержка автоматического закрывания входной двери не соответствует нормативным требованиям - 2,5 секунды (согласно 5.1.6. Свода правил задержка автоматического закрывания дверей должна быть продолжительностью не менее 5 секунд);
3.5. на прозрачном полотне входной двери отсутствует яркая контрастная маркировка (согласно 5.1.5. Свода правил яркая контрастная маркировка высотой не менее 0,1 м. и шириной не менее 0,2 м. размещается на уровне не ниже 1,2 м. и не выше 1,5 м. от поверхности пола);
3.6. вход в помещение не оборудован знаками доступности (п. 5.5.1. Свода правил).
4. Ширина и глубина тамбура не соответствует нормативным требованиям - 1,37 м. и 1,35 м. соответственно (согласно 5.1.7. Свода правил, глубина тамбуров должна быть не менее 2,3 м. при ширине не менее 1,50 м.).
Кроме того, суд принимает во внимание, что абз. 5 ст. 15 ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в РФ", в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственники этих объектов по согласованию с общественными объединениями инвалидов должны осуществлять меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Кроме этого, ответчик, в случае отсутствия технической возможности исполнения данных требований, вправе предусмотреть иные средства доступа маломобильных групп населения, согласовав данные способы с общественными объединениями инвалидов.
Как следует из п. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Возражения ответчика Целоусова А.П. не нашли своего подтверждения в суде, поскольку нормы на которые ссылается ответчик в данном случае не применимы (регулируют пути движения в зданиях а не входы в здания). В целом обоснованность требований прокурора ответчиком Целоусовым А.П. не отрицалась. Иных доказательств устранения нарушений ответчиками не представлено.
Поскольку ответчиками не представлено доказательств того, каким иным образом обеспечиваются минимальные потребности инвалидов связанные с доступом в помещение, а также того, был ли данный способ согласован с общественными объединениями инвалидов, требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
Суд, учитывая требования ст. 210, 615, 616 ГК РФ, положения договора аренды помещения для использования под магазин, обязательства по устранению нарушений необходимо возложить на обоих ответчиков, поскольку, ответчик Целоусов А.П. как собственник указанного помещения, должен нести бремя содержания данного имущества, а ООО «Индюшкин дом» - арендатор помещения, организовало в нем магазин, т.е. непосредственно использует указанное помещение под объект социальной инфраструктуры, и оборудование подъемного устройства (пандуса), приведение в соответствие с техническими требованиями СНиП 35-01-2001 входных дверей, ступеней и поручней, потребует переоборудования (реконструкции) входа в помещение, что затрагивает права и интересы обоих ответчиков, находится в их обоюдном интересе, в целях дальнейшего исполнения договора аренды.
В соответствии с ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку Прокурор <адрес> в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации был освобожден от уплаты госпошлины по иску, с ответчиков, подлежит взысканию государственная пошлина в размере -СУММА1- в доход местного бюджета (ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации), по 2000 рублей с каждого.
Руководствуясь ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Возложить на собственника нежилого помещение по адресу: <адрес>, в котором располагается магазин «Индюшкин», Целоусова А. П. и арендатора указанного нежилого помещения ООО «Индюшкин дом» обязанность привести в соответствие со Сводом правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» актуализированная редакция СниП 35-01-2001 (СП 59.13330.2012), утвержденным Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605, входную группу в указанное нежилое помещение, а именно:
- у входа в помещение магазина установить пандус;
- поручни на наружной лестнице установить с обеих сторон;
- завершающую часть поручня в нижней части установить длиннее марша лестницы на 0,3 м. (допускается от 0,27 – 0,33 м.));
- краевые ступени лестницы выделить цветом или фактурой;
- перед открытой лестницей за 0,8 – 0,9 м. предусмотреть предупредительные тактильные полосы шириной 0,3 – 0,5 м.;
- высоту подступенка наружной лестницы привести в соответствие с нормативом – 0,12-0,15 м.);
- ширину проступи привести в соответствие с нормативом – 0,35-0,4 м.;
- вход в помещение оборудовать знаками доступности;
- ширину дверного проема входной двери в свету привести в соответствие с нормативом – не менее 1,2 м.;
- высоту порога входной двери установить на высоте не более 0,014 м.;
- обеспечить автоматическое закрывание входной двери с задержкой не менее 5 секунд;
- на прозрачном полотне входной двери установить яркую контрастную маркировку высотой не менее 0,1 м. и шириной не менее 0,2 м. на уровне не ниже 1,2 м. и не выше 1,5 м. от поверхности пола;
- вход в помещение оборудовать знаками доступности;
- привести в нормативное состояние ширину и глубину тамбура – глубина тамбура не менее 2,3 м. при ширине не менее 1,50 м.
Взыскать с Целоусова А. П., ООО «Индюшкин дом» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере по -СУММА2- с каждого.
Решение в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми.
Судья: О.Ю. Федотов