Решение по делу № 3а-23/2021 от 24.02.2021

Дело № 3а-23/2021

                                           РЕШЕНИЕ

                      именем Российской Федерации

г. Кызыл                                                                                                24 марта 2021 года

Верховный Суд Республики Тыва в составе:

председательствующего - судьи Салчак А.А.

при секретаре Ондар Ч.Ч.,

с участием представителей административного ответчика - Министерства финансов Республики Тыва Ооржак У.В. и Ооржак У.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тежик Ч.В. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

УСТАНОВИЛ:

Тежик Ч.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству финансов Республики Тыва, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее – Министерство, должник) о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, указывая, что вступившим в законную силу решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 24 сентября 2014 года на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва возложена обязанность предоставить ей благоустроенное жилое помещение на территории города Кызыла Республики Тыва. 6 ноября 2014 года решение суда вступило в законную силу. 1 декабря 2014 года возбуждено исполнительное производство. До настоящего времени решение суда должником не исполнено. Нарушены ее права на исполнение судебного акта в срок. В данный момент она находится в трудной жизненной ситуации, имеет на иждивении малолетнего ребенка, проживает совместно с родственниками. Просит присудить компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 200 000 рублей.

Определением судьи Верховного Суда Республики Тыва от 26 февраля 2021 года в качестве заинтересованных лиц привлечены Федеральная служба судебных приставов (далее - ФССП), Управление Федеральной службы судебных приставов (ФССП) по Республике Тыва.

В судебное заседание представители Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, заинтересованных лиц - ФССП, Управления ФССП по Республике Тыва, извещены надлежащим образом.

Административный истец Тежик Ч.В. просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Представители административного ответчика – Министерства финансов Республики Тыва Ооржак У.В. и Ооржак У.Г., возражая против заявленных требований, просили в удовлетворении административного иска Тежик Ч.В. отказать.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) взыскатели при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления, обязанность исполнить требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) лицо, полагающее, что государственным органом нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В силу части 4 статьи 250 КАС РФ административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Частью 1 статьи 36 Федерального Закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2-6.1 этой статьи.

Из материалов гражданского дела № **, что решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 24 сентября 2014 года, вступившим в законную силу 6 ноября 2014 года, на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва возложена обязанность предоставить Тежик Ч.В. на условиях договора специализированного найма благоустроенное жилое помещение на территории города ** Республики Тыва, соответствующее санитарным и гигиеническим требованиям, общей площадью не ниже 12,5 кв.м.

В целях принудительного исполнения указанного решения суда был выдан исполнительный лист серии **, который поступил в                     Межрайонный отдел судебных приставов г. Кызыла по реализации особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва (МОСП г. Кызыла по РОВИП) 1 декабря 2014 года.

1 декабря 2014 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП возбуждено исполнительное производство № ** в отношении Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва с предметом исполнения: обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва предоставить Тежик Ч.В. на условиях договора специализированного найма благоустроенное жилое помещение на территории города Кызыла Республики Тыва, соответствующее установленным санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не ниже 12,5 кв.м.

Срок для исполнения решения суда в решении Кызылского городского суда Республики Тыва от 24 сентября 2014 года не указан, следовательно, решение суда должно было быть исполнено до 2 февраля 2015 года включительно. На день рассмотрения настоящего административного дела судебное решение о предоставлении благоустроенного жилого помещения Тежик Ч.В. не исполнено.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11), следует, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта (статья 358 КАС РФ, статья 324 АПК РФ, статья 434 ГПК РФ).

Таким образом, общая продолжительность исполнения судебного акта со дня поступления исполнительного листа в службу судебных приставов (1 декабря 2014 года) до дня поступления заявления о компенсации в суд, уполномоченный его рассматривать (24 февраля 2021 года), составила 7 лет 2 месяца 23 дня.

На основании части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Судом установлено, что ранее Тежик Ч.В. обращалась в суд с аналогичным заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Решением Верховного Суда Республики Тыва от 23 октября 2018 года, вступившим в законную силу 24 ноября 2018 года, исковое заявление Тежик Ч.В. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворено частично, Тежик Ч.В. присуждена компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере ** рублей.

Согласно пункту 39 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» принятие решения по делу о компенсации не препятствует обращению вновь в суд с заявлением о компенсации, если основанием для его подачи будут являться другие фактические обстоятельства, связанные с иным периодом длительного рассмотрения дела, исполнения судебного акта, осуществления уголовного преследования. При этом обстоятельства, ранее исследованные судом по первоначальному требованию о присуждении компенсации, не доказываются и не могут оспариваться в другом аналогичном деле, в котором участвует тот же заявитель, административный истец. Повторного обращения с заявлением об ускорении дела при данных обстоятельствах не требуется. Вместе с тем общая суммарная продолжительность судопроизводства по делу или исполнения судебного акта в целом может оцениваться судом в аспекте длительности судопроизводства или исполнения судебного акта и его значимости для заявителя.

В части 3 статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ указано, что присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Как следует из материалов исполнительного производства, в период после 1 октября 2018 года судебным приставом-исполнителем вынесено предупреждение от 12 октября 2018 года в адрес должника об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.

30 января 2019 года судебным приставом-исполнителем дан ответ на обращение Тежик Ч.В. о проведенных им исполнительных действиях, а также предпринятых должником мер по исполнению решения суда.

В тот же день судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда до 7 февраля 2019 года.

21 февраля 2019 года судебным приставом-исполнителем составлен акт о том, что решение суда должником не исполнено.

25 февраля 2019 года в отношении Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

7 марта 2019 года постановлением старшего судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов г. Кызыла по РОВИП УФССП по Республике Тыва Т. Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 5 июня 2019 года постановление старшего судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов г. Кызыла по РОВИП УФССП по Республике Тыва Т. С.Н. от 7 марта 2019 года в отношении Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва изменено, назначенное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей заменено на предупреждение.

19 ноября 2019 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда до 25 ноября 2019 года.

19 ноября 2019 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения до 25 ноября 2019 года.

20 января 2020 года судебным приставом-исполнителем составлен акт о том, что решение суда должником не исполнено.

20 января 2020 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения до 31 января 2020 года, также должнику направлено требование об исполнении решения суда в указанный срок.

27 января 2020 года судебным приставом-исполнителем вынесено предупреждение в адрес должника об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.

6 февраля 2020 года в отношении Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.

12 февраля 2020 года постановлением старшего судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов г. Кызыла по РОВИП УФССП по Республике Тыва Б. Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

15 июля 2020 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда до 2 августа 2020 года.

1 июля 2020 года от должника поступило письмо о том, что исполнение решение суда невозможно в силу объективных, не зависящих от него обстоятельств, поскольку полномочия по предоставлению квартир переданы другому государственному органу.

30 октября 2020 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда до 25 ноября 2020 года.

20 ноября 2020 года от должника поступило письмо о том, что исполнение решение суда невозможно в силу объективных, не зависящих от него обстоятельств, поскольку полномочия по предоставлению квартир переданы другому государственному органу.

28 декабря 2020 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда до 18 января 2021 года.

29 января 2021 года судебный пристав-исполнитель направил должнику запрос о предоставлении списка предоставленных детям-сиротам жилых помещений за 2020 год.

02 февраля 2021 года от должника поступило письмо о том, что исполнение решение суда невозможно в силу объективных, не зависящих от него обстоятельств, поскольку полномочия по предоставлению квартир переданы другому государственному органу.

26 февраля 2021 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда до 15 марта 2021 года.

Таким образом, следует признать, что федеральным органом исполнения судебных актов принимались меры для принудительного исполнения постановленного судебного решения, однако в недостаточной мере, а должником за весь период со дня вступления решения в законную силу предостиавлялись сведения о невозможности исполнения решения суда.

Судебное решение о предоставлении жилого помещения выносится при наличии закреплённого за гражданином законодательством Российской Федерации права на получение жилья, и длительное неисполнение таких судебных решений, нарушение принципа обязательности и неукоснительности исполнения вступившего в законную силу судебного акта подрывают авторитет органов государственной власти, должностных лиц и государства.

Относительно критерия соблюдения требования исполнения судебных решений в разумный срок Европейский Суд по правам человека отметил, что исполнение решения, касающегося предоставления квартиры, может занять более длительное время, чем выплата денежной суммы, учитывая степень сложности исполнительного производства, поведение сторон, а также предмет решения суда, подлежащего исполнению. Европейский Суд также установил, что если решение внутригосударственного суда касается такого предмета первой необходимости, как жильё, в котором лицо нуждается, задержка даже в один год несовместима с требованиями Конвенции. При этом государственный орган не вправе ссылаться на отсутствие денежных средств или иных ресурсов, таких как жильё, в качестве оправдания неисполнения судебного решения.

Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, то, что решение до сих пор не исполнено, с учётом приведённых выше правовых позиций Европейского Суда по правам человека, суд приходит к выводу о том, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности, установленному статьёй 6 Конвенции от 4 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод», а действия государственных органов, на которые возложено исполнение судебного решения, не являются достаточными и эффективными в целях исполнения решения суда.

Учитывая критерии, установленные в прецедентной практике Европейского Суда по правам человека, и, принимая во внимание все обстоятельства дела, суд полагает, что в данном случае длительность исполнения судебного акта является чрезмерной и не отвечающей требованию разумного срока. При этом за данную задержку исполнения решения административный истец ответственности не несёт.

При таких обстоятельствах суд считает установленным факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок, а административный иск Тежик Ч.В. подлежащим удовлетворению.

Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее - компенсация), как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причинённого неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (абзац 3 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года N 11).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 60 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11, в каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Размер компенсации должен определяться судом с учётом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации.

При определении размера присуждаемой компенсации суду следует также принимать во внимание практику Европейского Суда по правам человека, размер сумм компенсаций вреда, присуждаемых этим судом за аналогичные нарушения (часть 2 статьи 2 Закона № 68-ФЗ).

Административный истец просит присудить ему компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 200 000 рублей.

Исходя из требований Тежик Ч.В., принимая во внимание длительность неисполнения судебного акта, то, что административный истец получила компенсацию за неисполнение решения суда за период с 1 декабря 2014 года по 1 октября 2018 года, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда – жилое помещение, учитывая комплекс мер, принятых органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, то, что основанием для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения явилось то, что Тежик Ч.В. является лицом, оставшимся без попечения родителей, состоит в очереди на получение жилья с 2 февраля 2006 года, принципы разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 40 000 рублей.

Подпунктом «б» пункта 2 части 1 статьи 259 КАС РФ установлено, что резолютивная часть решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок должна содержать указание на это и сведения о размере компенсации; наименование органа, организации или должностного лица, на которых в соответствии с федеральным законом возложены обязанности по исполнению судебных актов о присуждении компенсации.

В пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ указано, что судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, обязанность исполнить требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Под финансовым органом, указанным в пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации).

Следовательно, в данном случае финансовым органом, на который должна быть возложена обязанность по исполнению судебного акта по присуждению компенсации, является Министерство финансов Республики Тыва.

В силу части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175-180, 258-260 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

                                                РЕШИЛ:

административное исковое заявление Тежик Ч.В. удовлетворить частично.

Присудить Тежик Ч.В. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 40 000 рублей.

Исполнение решения суда возложить на Министерство финансов Республики Тыва за счёт средств республиканского бюджета путём перечисления взысканной денежной суммы на банковский счёт Тежик Ч.В.**

Решение подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

В удовлетворении остальной части исковых требований Тежик Ч.В. отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 25 марта 2021 года.

Председательствующий                                                                                А.А. Салчак

3а-23/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Тежик Чинчи Владимировна
Ответчики
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва
Министерство финансов Республики Тыва
Другие
Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва
МОСП г.Кызыла по РОВИП
Суд
Верховный Суд Республики Тыва
Судья
Салчак Алекмаа Анай-ооловна
Дело на странице суда
vs.tva.sudrf.ru
24.02.2021Регистрация административного искового заявления
24.02.2021Передача материалов судье
26.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
26.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.02.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
09.03.2021Предварительное судебное заседание
24.03.2021Судебное заседание
25.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.03.2021Дело оформлено
24.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее