Решение по делу № 33-4303/2023 от 22.03.2023

УИД № 59RS0044-01-2022-003380-22

Дело № 33-4303/2023

Судья Шакирзянова Е.А.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Казанцевой Е.С.,

судей Мухтаровой И.А., Заривчацкой Т.А.,

при секретаре Рожковой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми 04.05.2023 гражданское дело № 2-157/2023 по иску Чусовского городского прокурора Пермского края к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа № 1» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности,

по апелляционной жалобе Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа № 1» на решение Чусовского городского суда Пермского края от 30.01.2023.

Заслушав доклад судьи Мухтаровой И.А., пояснения представителя ответчика Холодиловой Е.А., представителя прокуратуры Пермского края Захарова Е.В., изучив материалы дела, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Чусовской городской прокурор обратился в суд с иском с учетом его уточнения в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа **» (далее – МАОУ «Основная общеобразовательная школа **») о возложении обязанности в срок до 30.06.2023 устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно: в здании **** 11-В и **** 99****, обеспечить ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке; установить в указанных зданиях новую систему автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; в здании **** 11-В****, выполнить подшивку карнизных свесов чердачных покрытий из материалов НГ, Г1 либо выполнить обшивку данных элементов листовыми материалами группы горючести не менее Г1.

В обоснование иска указано, что городской прокуратурой в ходе анализа состояния законности в сфере соблюдения требований пожарной безопасности и взаимодействия с 19 Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Чусовскому, Гремячинскому и Горнозаводскому городским округам УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю установлено, что МАОУ «Основная общеобразовательная школа **» не устранены вышеописанные нарушения пожарной безопасности, выявленные 19 Отделом в ходе ранее проведенных проверок в 2021 году. Указанные нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности представляют опасность для жизни и здоровья граждан, в том числе воспитанников образовательной организации. Согласно информации Учреждения от 08.11.2022 денежные средства на устранение вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности отсутствуют.

Решением Чусовского городского суда Пермского края от 30.01.2023 исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе ответчик, не оспаривая по существу состоявшееся решение, просит изменить его в части сроков установки в зданиях школы новой системы автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, увеличив их. В обоснование доводов жалобы ссылаются на отсутствие соответствующего бюджетного финансирования на указанные нужды в срок, указанный судом.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца и представитель ГУ МЧС России по Пермскому краю указывают на отсутствие оснований к отмене решения суда.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Холодилова Е.А. на доводах апелляционной жалобы настаивала.

Представитель истца – прокурор прокуратуры Пермского края Захаров Е.В. на доводах апелляционной жалобы настаивал.

Иные лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения соответствующей информации на сайте Пермского краевого суда www.oblsud.perm.sudrf.ru, в заседание суда апелляционной инстанции не явились.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность состоявшегося решения в порядке, установленном гл. 39 ГПК РФ, с учетом п. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу абз. 2 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. В соответствии с преамбулой указанного Закона, обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Согласно ч. 2 ст. 37 этого же Федерального закона руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

На основании абз. 5 ст. 38 этого же Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона (п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

Пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 8 ст. 41 этого же Федерального закона), возложены на образовательную организацию.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Согласно Уставу Муниципального автономного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа **», утвержденному приказом Управления образования Чусовского городского округа от 27.12.2021 № 451, Учредителем общеобразовательного учреждения является муниципальное образование «Чусовской городской округ Пермского края». Управление образования администрации Чусовского городского округа Пермского края наделено полномочиями учредителя в соответствии с Положением об Управлении образования администрации Чусовского городского округа Пермского края (п. 1.2 Устава). Источниками формирования имущества Учреждения являются: имущество, закрепленное за ним собственником на основе договора на праве оперативного управления; имущество, приобретенное за счёт доходов от иной приносящей доход деятельности; финансовое обеспечение в виде субсидий из бюджета на выполнение муниципального задания Учредителя; финансовое обеспечение в виде субсидий из бюджета на иные цели; добровольные взносы и пожертвования от юридических и физических лиц; средства, полученные от иной приносящей доход деятельности; иные источники, не противоречащие законодательству Российской Федерации (п. 8.3 Устава).

Основной целью деятельности образовательного учреждения, осуществляющей в качестве основной цели образовательную деятельность, является реализация основных образовательных программ начального общего, основного общего образования (п. 2.3 Устава).

Учреждение осуществляет образовательную деятельность по адресам: **** 11-В и **** 99****. Здания переданы Учреждению на праве оперативного управления (п. 1.1 Устава).

Прокуратурой г. Чусовой в ходе анализа состояния законности в сфере соблюдения требований пожарной безопасности и взаимодействия с 19 Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Чусовскому, Гремячинскому и Горнозаводскому городским округам УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю установлено, что МАОУ «Основная общеобразовательная школа **» не в полном объеме устранены нарушения пожарной безопасности, выявленные 19 Отделом в ходе ранее проведенных проверки, проведенной в мае 2021 года.

С целью их устранения 18.05.2021 образовательному учреждению были выданы предписания №№ 39/1/1, 4/1/1, установлен срок устранения нарушений – 01.04.2022, по п. 2 предписания № 39/1/1 – 01.12.2022.

Однако, согласно информации образовательного учреждения в настоящее время не устранены следующие нарушения:

- в здании **** 11-В и **** 99****, эксплуатируются средства обеспечения пожарной безопасности (система автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре), сверх срока службы, при этом ежегодное проведение испытаний о возможности дальнейшей эксплуатации до их замены не проведено, что является нарушением п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 5.1.7 ГОСТ Р 54101-2010. В судебном заседании установлено и не оспаривалось, что в зданиях Образовательного учреждения система автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре эксплуатируется сверх срока службы, при этом ежегодное проведение испытаний о возможности дальнейшей эксплуатации до их замены в установленном порядке не проведено.

- в здании **** 11-В****, подшивка карнизных свесов чердачного покрытия не выполнена из материалов НГ, Г1 либо из листовых материалов группы горючести не менее Г1, что является нарушением ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 5.4.5 СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты», п. 5.4.5 СП 2.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты».

Из информации, предоставленной Учреждением по запросу прокурора, наличие нарушений не оспаривается на 22.06.2022 (л.д. 17-28).

28.06.2022 прокурором внесено представление в адрес образовательного учреждения с требованием принять меры к устранению нарушений (л.д. 29-32), вместе с тем нарушения фактически не устранены (л.д. 33 информация об исполнении представления).

Решением должностного лица от 27.06.2022 предоставлена отсрочка исполнения предписания сроком на 1 год до 30.06.2023 (л.д. 35-36).

Согласно информации Учреждения от 08.11.2022 денежные средства на устранение вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности отсутствуют.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с учетом того, что обеспечение пожарной безопасности воспитанников является обязанностью образовательной организации, при установленном и не оспариваемом в судебном заседании факте наличия нарушений требований пожарной безопасности, пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований, установив срок для исполнения соответствующей обязанности по предмету иска до 30.06.2023.

Не оспаривая по существу состоявшееся решение, ссылаясь на отсутствие соответствующего финансирования, ответчик просит изменить его в части сроков установки новой системы автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, увеличив их в здании школы по адресу: **** 11В на срок до 31.12.2024, в здании школы по адресу: **** 99 на срок до 31.11.2025 соответственно.

Вместе с тем, с доводами апеллянта о наличии оснований для увеличения сроков исполнения решения, по мнению судебной коллегии, не имеется.

Как следует из материалов дела, структурным подразделением ГУ МЧС России по Пермскому краю были выявлены нарушения в деятельности образовательного учреждения в области пожарной безопасности. Имеющиеся нарушения с момента проверки (май 2021 года) и до настоящего времени (май 2023 года) в полном объеме не устранены.

Ссылаясь на отсутствие соответствующего финансирования для устранения выявленных нарушений, ответчик просит увеличить срок исполнения решения, указывая, в том числе на отсутствие бездействия в указанном направлении по испрашиванию такового.

С учетом того, что с момента выявления нарушений и по настоящее время прошло 2 года, то есть у образовательного учреждения имелся достаточный срок для обеспечения реализации первичных мер пожарной безопасности в зданиях МАОУ «Основная общеобразовательная школа **», отсутствие финансовых средств не может быть рассмотрено в качестве оснований для увеличения срока исполнения решения суда.

Материалы дела свидетельствуют о том, что у ответчика имелся достаточный период времени для планирования (испрашивания) финансовых средств с целью направления на обеспечение устранения нарушений.

Апелляционная инстанция обращает внимание, что само по себе отсутствие денежных средств для исполнения бюджетным учреждением обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности не может быть поставлено в зависимость от достаточности бюджетного финансирования, такая обязанность на ответчика возложена приведенными выше нормами законодательства в области обеспечения пожарной безопасности и является его публично-правовой обязанностью.

Доводы апелляционной жалобы о том, что на 2023 год в бюджете Чусовского городского округа Пермского края были предусмотрены денежные средства в сумме 175200 руб. на разработку проектно-сметной документации на монтаж новой системы автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуации людей при пожаре (АПС и СОУЭ) в зданиях школы, в связи с чем, ответчиком был заключен соответствующий договор с подрядчиком сроком окончания работ до 30.06.2023, а бюджетное финансирование на монтаж двух АПС и СОУЭ запланировано в 2024 году и в 2025 году, не может служить основанием для удовлетворения апелляционной жалобы, поскольку данное обстоятельство само по себе не свидетельствует и с достоверностью не доказывает то, что решение суда будет исполнено к испрашиваемому в жалобе сроку, с учетом длительности периода неустранения нарушений с момента их выявления.

Кроме того, следует учесть, что надзорным органом уже предоставлена отсрочка исполнения предписания сроком на 1 год до 30.06.2023.

При разрешении заявленного МАОУ «Основная общеобразовательная школа **» требования об увеличении срока исполнения решения в первую очередь следует исходить также из начал целесообразности и необходимости защиты, прежде всего, интересов взыскателя, права которого защищал прокурор, подавая настоящий иск.

Судебная коллегия принимает во внимание то, что нарушение требований пожарной безопасности, о которых идет речь в спорном решении суда создает угрозу безопасности жизни и здоровью детей, посещающих образовательное учреждение, а также персонала школы.

Обязанность по устранению МАОУ «Основная общеобразовательная школа **» требований пожарной безопасности возникла у ответчика задолго до вынесения оспариваемого решения от 30.01.2023, в связи с чем они имели возможность заблаговременно принять меры по устранению нарушений законодательства в данной части.

Кроме того, вопрос о наличии возможности продления срока исполнения решения суда при наличии исключительных обстоятельств может быть рассмотрен в порядке исполнения решения суда в соответствии со ст.ст. 203, 434 ГПК РФ.

Иных доводов апелляционная жалоба не содержит, как и не содержит фактов, которые не были бы проверены или не были учтены судом первой инстанции при разрешении спора и опровергали бы выводы суда, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для изменения или отмены решения суда.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено. При таких обстоятельствах оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Чусовского городского суда Пермского края от 30.01.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа **» – без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подпись

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 5 мая 2023 года.

УИД № 59RS0044-01-2022-003380-22

Дело № 33-4303/2023

Судья Шакирзянова Е.А.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Казанцевой Е.С.,

судей Мухтаровой И.А., Заривчацкой Т.А.,

при секретаре Рожковой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми 04.05.2023 гражданское дело № 2-157/2023 по иску Чусовского городского прокурора Пермского края к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа № 1» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности,

по апелляционной жалобе Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа № 1» на решение Чусовского городского суда Пермского края от 30.01.2023.

Заслушав доклад судьи Мухтаровой И.А., пояснения представителя ответчика Холодиловой Е.А., представителя прокуратуры Пермского края Захарова Е.В., изучив материалы дела, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Чусовской городской прокурор обратился в суд с иском с учетом его уточнения в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа **» (далее – МАОУ «Основная общеобразовательная школа **») о возложении обязанности в срок до 30.06.2023 устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно: в здании **** 11-В и **** 99****, обеспечить ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке; установить в указанных зданиях новую систему автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; в здании **** 11-В****, выполнить подшивку карнизных свесов чердачных покрытий из материалов НГ, Г1 либо выполнить обшивку данных элементов листовыми материалами группы горючести не менее Г1.

В обоснование иска указано, что городской прокуратурой в ходе анализа состояния законности в сфере соблюдения требований пожарной безопасности и взаимодействия с 19 Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Чусовскому, Гремячинскому и Горнозаводскому городским округам УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю установлено, что МАОУ «Основная общеобразовательная школа **» не устранены вышеописанные нарушения пожарной безопасности, выявленные 19 Отделом в ходе ранее проведенных проверок в 2021 году. Указанные нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности представляют опасность для жизни и здоровья граждан, в том числе воспитанников образовательной организации. Согласно информации Учреждения от 08.11.2022 денежные средства на устранение вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности отсутствуют.

Решением Чусовского городского суда Пермского края от 30.01.2023 исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе ответчик, не оспаривая по существу состоявшееся решение, просит изменить его в части сроков установки в зданиях школы новой системы автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, увеличив их. В обоснование доводов жалобы ссылаются на отсутствие соответствующего бюджетного финансирования на указанные нужды в срок, указанный судом.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца и представитель ГУ МЧС России по Пермскому краю указывают на отсутствие оснований к отмене решения суда.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Холодилова Е.А. на доводах апелляционной жалобы настаивала.

Представитель истца – прокурор прокуратуры Пермского края Захаров Е.В. на доводах апелляционной жалобы настаивал.

Иные лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения соответствующей информации на сайте Пермского краевого суда www.oblsud.perm.sudrf.ru, в заседание суда апелляционной инстанции не явились.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность состоявшегося решения в порядке, установленном гл. 39 ГПК РФ, с учетом п. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу абз. 2 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. В соответствии с преамбулой указанного Закона, обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Согласно ч. 2 ст. 37 этого же Федерального закона руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

На основании абз. 5 ст. 38 этого же Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона (п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

Пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 8 ст. 41 этого же Федерального закона), возложены на образовательную организацию.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Согласно Уставу Муниципального автономного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа **», утвержденному приказом Управления образования Чусовского городского округа от 27.12.2021 № 451, Учредителем общеобразовательного учреждения является муниципальное образование «Чусовской городской округ Пермского края». Управление образования администрации Чусовского городского округа Пермского края наделено полномочиями учредителя в соответствии с Положением об Управлении образования администрации Чусовского городского округа Пермского края (п. 1.2 Устава). Источниками формирования имущества Учреждения являются: имущество, закрепленное за ним собственником на основе договора на праве оперативного управления; имущество, приобретенное за счёт доходов от иной приносящей доход деятельности; финансовое обеспечение в виде субсидий из бюджета на выполнение муниципального задания Учредителя; финансовое обеспечение в виде субсидий из бюджета на иные цели; добровольные взносы и пожертвования от юридических и физических лиц; средства, полученные от иной приносящей доход деятельности; иные источники, не противоречащие законодательству Российской Федерации (п. 8.3 Устава).

Основной целью деятельности образовательного учреждения, осуществляющей в качестве основной цели образовательную деятельность, является реализация основных образовательных программ начального общего, основного общего образования (п. 2.3 Устава).

Учреждение осуществляет образовательную деятельность по адресам: **** 11-В и **** 99****. Здания переданы Учреждению на праве оперативного управления (п. 1.1 Устава).

Прокуратурой г. Чусовой в ходе анализа состояния законности в сфере соблюдения требований пожарной безопасности и взаимодействия с 19 Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Чусовскому, Гремячинскому и Горнозаводскому городским округам УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю установлено, что МАОУ «Основная общеобразовательная школа **» не в полном объеме устранены нарушения пожарной безопасности, выявленные 19 Отделом в ходе ранее проведенных проверки, проведенной в мае 2021 года.

С целью их устранения 18.05.2021 образовательному учреждению были выданы предписания №№ 39/1/1, 4/1/1, установлен срок устранения нарушений – 01.04.2022, по п. 2 предписания № 39/1/1 – 01.12.2022.

Однако, согласно информации образовательного учреждения в настоящее время не устранены следующие нарушения:

- в здании **** 11-В и **** 99****, эксплуатируются средства обеспечения пожарной безопасности (система автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре), сверх срока службы, при этом ежегодное проведение испытаний о возможности дальнейшей эксплуатации до их замены не проведено, что является нарушением п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 5.1.7 ГОСТ Р 54101-2010. В судебном заседании установлено и не оспаривалось, что в зданиях Образовательного учреждения система автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре эксплуатируется сверх срока службы, при этом ежегодное проведение испытаний о возможности дальнейшей эксплуатации до их замены в установленном порядке не проведено.

- в здании **** 11-В****, подшивка карнизных свесов чердачного покрытия не выполнена из материалов НГ, Г1 либо из листовых материалов группы горючести не менее Г1, что является нарушением ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 5.4.5 СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты», п. 5.4.5 СП 2.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты».

Из информации, предоставленной Учреждением по запросу прокурора, наличие нарушений не оспаривается на 22.06.2022 (л.д. 17-28).

28.06.2022 прокурором внесено представление в адрес образовательного учреждения с требованием принять меры к устранению нарушений (л.д. 29-32), вместе с тем нарушения фактически не устранены (л.д. 33 информация об исполнении представления).

Решением должностного лица от 27.06.2022 предоставлена отсрочка исполнения предписания сроком на 1 год до 30.06.2023 (л.д. 35-36).

Согласно информации Учреждения от 08.11.2022 денежные средства на устранение вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности отсутствуют.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с учетом того, что обеспечение пожарной безопасности воспитанников является обязанностью образовательной организации, при установленном и не оспариваемом в судебном заседании факте наличия нарушений требований пожарной безопасности, пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований, установив срок для исполнения соответствующей обязанности по предмету иска до 30.06.2023.

Не оспаривая по существу состоявшееся решение, ссылаясь на отсутствие соответствующего финансирования, ответчик просит изменить его в части сроков установки новой системы автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, увеличив их в здании школы по адресу: **** 11В на срок до 31.12.2024, в здании школы по адресу: **** 99 на срок до 31.11.2025 соответственно.

Вместе с тем, с доводами апеллянта о наличии оснований для увеличения сроков исполнения решения, по мнению судебной коллегии, не имеется.

Как следует из материалов дела, структурным подразделением ГУ МЧС России по Пермскому краю были выявлены нарушения в деятельности образовательного учреждения в области пожарной безопасности. Имеющиеся нарушения с момента проверки (май 2021 года) и до настоящего времени (май 2023 года) в полном объеме не устранены.

Ссылаясь на отсутствие соответствующего финансирования для устранения выявленных нарушений, ответчик просит увеличить срок исполнения решения, указывая, в том числе на отсутствие бездействия в указанном направлении по испрашиванию такового.

С учетом того, что с момента выявления нарушений и по настоящее время прошло 2 года, то есть у образовательного учреждения имелся достаточный срок для обеспечения реализации первичных мер пожарной безопасности в зданиях МАОУ «Основная общеобразовательная школа **», отсутствие финансовых средств не может быть рассмотрено в качестве оснований для увеличения срока исполнения решения суда.

Материалы дела свидетельствуют о том, что у ответчика имелся достаточный период времени для планирования (испрашивания) финансовых средств с целью направления на обеспечение устранения нарушений.

Апелляционная инстанция обращает внимание, что само по себе отсутствие денежных средств для исполнения бюджетным учреждением обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности не может быть поставлено в зависимость от достаточности бюджетного финансирования, такая обязанность на ответчика возложена приведенными выше нормами законодательства в области обеспечения пожарной безопасности и является его публично-правовой обязанностью.

Доводы апелляционной жалобы о том, что на 2023 год в бюджете Чусовского городского округа Пермского края были предусмотрены денежные средства в сумме 175200 руб. на разработку проектно-сметной документации на монтаж новой системы автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуации людей при пожаре (АПС и СОУЭ) в зданиях школы, в связи с чем, ответчиком был заключен соответствующий договор с подрядчиком сроком окончания работ до 30.06.2023, а бюджетное финансирование на монтаж двух АПС и СОУЭ запланировано в 2024 году и в 2025 году, не может служить основанием для удовлетворения апелляционной жалобы, поскольку данное обстоятельство само по себе не свидетельствует и с достоверностью не доказывает то, что решение суда будет исполнено к испрашиваемому в жалобе сроку, с учетом длительности периода неустранения нарушений с момента их выявления.

Кроме того, следует учесть, что надзорным органом уже предоставлена отсрочка исполнения предписания сроком на 1 год до 30.06.2023.

При разрешении заявленного МАОУ «Основная общеобразовательная школа **» требования об увеличении срока исполнения решения в первую очередь следует исходить также из начал целесообразности и необходимости защиты, прежде всего, интересов взыскателя, права которого защищал прокурор, подавая настоящий иск.

Судебная коллегия принимает во внимание то, что нарушение требований пожарной безопасности, о которых идет речь в спорном решении суда создает угрозу безопасности жизни и здоровью детей, посещающих образовательное учреждение, а также персонала школы.

Обязанность по устранению МАОУ «Основная общеобразовательная школа **» требований пожарной безопасности возникла у ответчика задолго до вынесения оспариваемого решения от 30.01.2023, в связи с чем они имели возможность заблаговременно принять меры по устранению нарушений законодательства в данной части.

Кроме того, вопрос о наличии возможности продления срока исполнения решения суда при наличии исключительных обстоятельств может быть рассмотрен в порядке исполнения решения суда в соответствии со ст.ст. 203, 434 ГПК РФ.

Иных доводов апелляционная жалоба не содержит, как и не содержит фактов, которые не были бы проверены или не были учтены судом первой инстанции при разрешении спора и опровергали бы выводы суда, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для изменения или отмены решения суда.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено. При таких обстоятельствах оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Чусовского городского суда Пермского края от 30.01.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа **» – без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подпись

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 5 мая 2023 года.

33-4303/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Чусовской городской прокурор
Ответчики
МАОУ "Основная общеобразовательная школа № 1"
Другие
Управление образования администрации Чусовского городского округа
ГУ МЧС России по Пермскому краю
Суд
Пермский краевой суд
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
22.03.2023Передача дела судье
04.05.2023Судебное заседание
05.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.05.2023Передано в экспедицию
04.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее