Мировой судья судебного участка № 78 в Первомайском судебном районе в городе Омске Малова Е.С.
Дело № 12-18/2023 (№ 12-331/2022)
УИД 55MS0078-01-2022-005054-65
РЕШЕНИЕ
10 января 2022 года <адрес>
Судья Первомайского районного суда г. Омска Карев Е.П., при секретаре судебного заседания Оганян Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе начальника отдела взаимодействия со страхователями № по <адрес> Ковалевой Т.М. на постановление мирового судьи судебного участка № в Первомайском судебном районе в городе Омске от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № в Первомайском судебном районе в городе Омске от ДД.ММ.ГГГГ, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ в отношении руководителя ООО «АФ СЕРВИС» Мурманской Л. Н. прекращено, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Начальник отдела взаимодействия со страхователями № 1 ГУ-ОПФР по Омской области Ковалева Т.М. (должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении), обратилась в Первомайский районный суд
<адрес> с жалобой на указанное постановление по делу об административном правонарушении, в которой указала на несогласие с вынесенным постановлением, поскольку в силу ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В силу примечания к указанной норме, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций, несут административную ответственность как должностные лица. Иное должностное лицо организации, будучи рядовым сотрудником организации, не является должностным лицом, к которому по смыслу положений ст. 2.4 КоАП РФ может быть применена административная ответственность, несмотря на наличие обязанности по подготовке и направлению таких сведений. Полагает, что вывод суда о том, что директор ООО «АФ СЕРВИС» Мурманская Л.Н. не является надлежащим субъектом вмененного ему в вину административного правонарушения, поскольку на момент представления сведений, возложила обязанности по представлению необходимой и достоверной информации на главного бухгалтера, являются ошибочным. В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ, сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Под страхователями понимаются юридические лица, а также физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы. В данном случае, представление страхователем сведений по форме СЗВ-М регулируются положениями Закона № 27-ФЗ и относятся к отчетности по персонифицированному учету, составляемой на основе приказов и других документов по учету кадров, в связи с чем, данная отчетная документация не является документами бухгалтерской отчетности. Сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за февраль 2022 года подписаны Мурманской Л.Н. лично и представлены с нарушением срока ДД.ММ.ГГГГ Возложение обязанностей по формированию и передаче сведений в ОПФР по Омской области на главного бухгалтера О.А., само по себе не является основанием для освобождения Мурманской Л.Н. от ответственности за надлежащее представление в установленный законом срок сведений. Таким образом, директор ООО «АФ СЕРВИС» Мурманская Л.Н. является надлежащим должностным лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. С учетом изложенного, просила постановление по делу об административном правонарушении отменить, возвратить дело на новое рассмотрение.
Начальник отдела взаимодействия со страхователями № ГУ-ОПФР по Омской области Ковалева Т.М. в судебном заседании участия не принимала, о времени и месте извещена надлежащим образом.
Мурманская Л.Н. в судебном заседании полагала постановление законным и обоснованным, дополнительно пояснила, что в силу должностной инструкции на главного бухгалтера возложена обязанность по предоставлению отчётности в ПФ, отдельных актов юридического лица о возложении обязанности, не выносилось. Отчетность направляется почтой, подписывается ею, с ее стороны принимаются меры по контролю направления отчетности, при подписании документов проверяет дату формирования отчетности. В данном случае отчетность действительно была направлена с нарушением срока, так как бухгалтер забыла ее направить.
Выслушав Мурманскую Л.Н., изучив материалы дела об административном правонарушении, оценив доводы жалобы, судья пришел к следующему.
В силу положений ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ подлежат выяснению по делу об административном правонарушении следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Исходя из системного толкования ст.ст. 26.2, 26.11, 30.6 КоАП РФ, наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела устанавливаются на основании оценки совокупности доказательств, путем их сопоставления друг с другом.
Согласно положениям ст. 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Статьей 2.1. КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации иностранных гражданах и лицах без гражданства в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций, установлены Федеральным законом
от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон
№ 27-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ, страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно ст. 15 Федерального закона № 27-ФЗ на страхователей возложена обязанность в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 15.33.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, ООО «АФ СЕРВИС» зарегистрирован
в ГУ-ОПФР по <адрес> в качестве страхователя по обязательному страхованию (регистрационный №).Согласно выписке из ЕГРЮЛ, директором ООО «АФ СЕРВИС» является Мурманская Л. Н..
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Как следует из материалов дела, ООО «АФ СЕРВИС», сведения, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ по форме
СЗВ-М, за отчетный период февраль 2022, представлены в территориальный орган ПФР ДД.ММ.ГГГГ, при установленном сроке представления – не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Мировым судьей указано, что для привлечения руководителя организации к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ необходимо установить, были ли им допущены нарушения, связанные с организацией представления в установленные сроки в пенсионный орган оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ в отношении руководителя ООО «АФ СЕРВИС» Мурманской Л.Н., на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, мировым судьей указано, что согласно приказу о приеме на работу № от ДД.ММ.ГГГГ на должность главного бухгалтера ООО «АФ СЕРВИС» с ДД.ММ.ГГГГ назначена О.А., сведения о которой содержаться в СЗВ-М, согласно должностной инструкции, главный бухгалтер, кроме прочего, обязан осуществлять подготовку и сдачу в ОПФР сведений о застрахованных (СЗВ-М) (п. 3.18), согласно табелю учета рабочего времени, О.А. исполняла обязанности главного бухгалтера. Таким образом, руководитель ООО «АФ СЕРВИС» Мурманская Л.Н. на момент предоставления сведений, возложила обязанности по предоставлению необходимой и достоверной отчетности на главного бухгалтера ООО «АФ СЕРВИС», в связи с чем судья приходит к выводу, что доказательств, объективно подтверждающих, что руководитель ООО «АФ СЕРВИС» Мурманской Л.Н. были допущены нарушения, связанные с организацией предоставления в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, материалы дела не содержат.
Вместе с тем, выводы мирового судьи об отсутствии в действиях директора ООО «АФ СЕРВИС» Мурманской Г.Н. состава вмененного административного правонарушения, являются преждевременными.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Как следует из материалов дела, директору ООО «АФ СЕРВИС» Мурманской Л. Н. вменяется предоставление отчетности с нарушением установленных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ сроков.
При этом, как указывалось, Мурманская Л.Н., согласно выписки из ЕГРЮЛ, является директором ООО «АФ СЕРВИС».
В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 27-ФЗ, страхователями также являются юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Таким образом, в соответствии со статьей 1 Федерального закона № 27-ФЗ, страхователем в рамках настоящего дела является юридическое лицо – ООО «АФ СЕРВИС».
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 27-ФЗ, сведения для индивидуального (персонифицированного) учета представляются страхователями.
Именно Мурманская Л.Н., как директор общества, уполномочена без доверенности действовать от имени этого юридического лица, являющегося в силу Федерального закона № 27-ФЗ страхователем.
Субъектом административного правонарушения в соответствии со статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является должностное лицо.
В соответствии с частями 2.2 и 4 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 15.04.2021 г. № 103п, утверждена форма «Сведения о застрахованных лицах (СЗВ-М)», которая подписывается руководителем организации.
В соответствии с вышеуказанными требованиями действующего законодательства сведения о застрахованных лицах за февраль 2022 г., были подписаны директором Мурманской Л.Н. как лицом, уполномоченным представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные Федеральным законом № 27-ФЗ, а не бухгалтером.
При этом, изложенная в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» правовая позиция о том, что при привлечении должностного лица организации к административной ответственности по статьям 15.5, 15.6 и 15.11 Кодекса, необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 6 и пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 года
№ 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) - за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности, неприменима при рассмотрении дел об административных правонарушениях по статье 15.33.2 Кодекса.
В данном случае представление страхователем отчета формы СЗВ-М регулируется положениями Федерального закона № 27-ФЗ и относится к отчетности по персонифицированному учету, составляемой на основе приказов и других документов по учету кадров, в связи с чем, данная отчетная документация не является документом бухгалтерской отчетности, ведение которой положениями Федерального закона «О бухгалтерском учете» возложено на главного бухгалтера.
Таким образом, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении мировым судьей требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были, меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела не приняты, что повлекло преждевременный вывод об отсутствии состава вменяемого в вину Мурманской Л.Н. административного правонарушения, сделанный без должной проверки значимых по делу обстоятельств, что свидетельствует о существенном нарушении процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
При изложенных обстоятельствах постановление мирового судьи законным признать нельзя.
На момент рассмотрения судом жалобы срок давности привлечения Мурманской Л.Н. к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек.
В связи с изложенным, вынесенный по делу судебный акт на основании
пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит отмене, дело об административном правонарушении - возвращению на новое рассмотрение мировому судье.
При новом рассмотрении данного дела суду следует учесть вышеизложенное, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела об административном правонарушении, в их совокупности, дать оценку всем приведенным выше и иным представленным участниками процесса доводам и доказательствам, и, правильно применив нормы права, вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь ст.ст. 29.10, 30.6., 30.7. и 30.8. КоАП РФ, судья -
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 15.33.2 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░.
░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░