Дело №2-219/2024
УИД 24RS0016-01-2023-002180-80
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 апреля 2024 года г. Железногорск Красноярского края
Железногорский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи – Бацунина Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Долидович С.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФГКУ «Специализированное управление ФПС № 2 МЧС России» к администрации г.Железногорск об обязании по принятию на учет участков бесхозяйных инженерных сетей,
УСТАНОВИЛ:
ФГКУ «Специализированное управление ФПС № 2 МЧС России» обратилось в суд с исковым заявлением, в котором просит обязать администрацию ЗАТО <адрес>, в порядке, установленном п.3 ст.225 НК РФ, принять на учет бесхозяйного недвижимого имущества теплосеть от узла ТК-5 до стены нежилого здания КПП СПСЧ № на <адрес> (УТ-2 сущ.расположенной в нежилом здании КПП), на всей ее протяженности, в том числе на территории СПСЧ № ФГКУ «Специальное управление ФПС № МЧС России».
Требования мотивированы тем, что ФГКУ «Специализированное управление ФПС № МЧС России» является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 7 264 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ истец направил в адрес ответчика обращение о нахождении тепловой сети в аварийном состоянии, с целью оказания содействия по установлению собственника данного участка тепловой сети, либо признании данного объекта бесхозяйным. Ответчиком ДД.ММ.ГГГГ был дан ответ о том, что теплосеть с кадастровым номером 24:58:0000000:74290, введенная в эксплуатацию в 1970 году, была принята в муниципальную собственность от СПАО «Сибхимстрой» в 1994 году, затем передана в хозяйственное ведение МП «Энергоуправление». Далее, установить фактическое нахождение участка от ТК-5 до нежилого здания КПП СПСЧ № не удалось. Сообщено, что администрация приступила к оформлению участка теплосети от наружной стены ТК-5 в районе жилого <адрес> до границы земельного участка СПСЧ № как бесхозяйного объекта. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ истец вновь обратился к ответчику о несогласии с решением, указывая, что тепловая сеть на всей протяженности от узла ТК-5 до стены нежилого здания КПП СПСЧ № является бесхозяйной, не является собственностью истца, на балансе организации данная тепловая сеть не состоит и ранее не состояла. Из ответа администрации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что надлежащая эксплуатация объектов недвижимости, принадлежащих на праве оперативного управления Учреждению и расположенных на земельном участке, принадлежащем РФ, невозможна без использования спорного участка теплотрассы. Однако, истец не согласен с позицией ответчика, в связи с чем был вынужден обратиться с настоящим исковым заявлением.
Представители истца ФГКУ «Специализированное управление ФПС № МЧС России» Субботина М.Р., Трегубенко А.С. (по доверенности) в судебном заседании настаивали на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика администрации <адрес> Богачева Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в возражениях.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований МТУ Росимущества в <адрес> и <адрес> о дате, времени и месте слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, представил письменные пояснения на иск, в котором просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований ООО «КРАСЭКО-ЭЛЕКТРО», Агентство по управлению государственным имуществом <адрес> о дате, времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении не поступало.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. ст. 212, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) муниципальное образование является субъектом права собственности наравне с гражданами, юридическими лицами, Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
Согласно ч.1, ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Как установлено судом, и следует из материалов дела, согласно выписки из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 24:58:0326001:99, площадью 7 264 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования: размещение объектов аварийно-спасательных служб (пожарное депо), является собственностью Российской Федерации. Пользователем данного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования является ФГКУ «Специализированное управление ФПС № МЧС России», дата государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ №.
Право собственности Российской Федерации возникло на основании п.1 ст.3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», на основании свидетельства о государственной регистрации права №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Земельный участок с кадастровым номером 24:58:0326001:99 числится в реестре федерального имущества, что подтверждается выпиской №, реестровый номер П11250003767.
На данном земельном участке расположен объект недвижимости – сеть теплоснабжения нежилых зданий с кадастровым номером 24:58:0326001:458, расположенная по адресу: <адрес>, ЗАТО Железногорск, <адрес>, от УТ-2 (сущ.) до нежилого здания по <адрес>, от УТ-2 (сущ.) до нежилого здания по <адрес>А, которая является собственностью Российской Федерации, что подтверждается выпиской из ЕГРН, правообладателем на праве оперативного управления теплосети является ФГКУ «Специализированное управление ФПС № МЧС России», регистрация права № от ДД.ММ.ГГГГ.
Данные сведения также подтверждаются исходя из представленной в материалы дела информации МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и <адрес>.
ФГКУ «Специализированное управление ФПС № МЧС России» ДД.ММ.ГГГГ обратилось с обращением в администрацию <адрес>, в котором просило оказать содействие по установлению собственника участка тепловой сети от ТК-5 до нежилого здания КПП, в том числе рассмотреть вопрос о признании данного объекта теплоснабжения – бесхозяйным) и принять меры в ликвидации аварии на данном участке тепловой сети.
Согласно ответа администрации ЗАТО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам комиссионного обследования установлено, что теплосеть от наружной стены ТК-5 в районе жилого <адрес> до нежилого здания КПП СПСЧ №, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 24:58:0326001:99 предназначена для теплоснабжения и горячего водоснабжения объектов пожарной части № ФГКУ «Специализированное управление ФПС № МЧС России». Год ввода в эксплуатацию – ориентировочно 1970. Договор на обслуживание указанного участка теплосети не заключен. В соответствии с контрактом №Т-140/1, эксплуатационную ответственность за содержание теплосети несет ФГКУ ФГКУ «Специализированное управление ФПС № МЧС России». Организация, обслуживающая тепловую камеру ТК-5 – ООО «КРАСЭКО-ЭЛЕКТРО». По результатам совещания специалистами администрации ЗАТо <адрес> проведена проверка имеющихся документов на предмет нахождения участка теплосети на праве хозяйственного ведения ОО «КРАСЭКО-ЭЛЕКТРО». Теплосеть в районе квартала № мкр.Первомайский была принята в муниципальную собственность от СПАО «Сибхимстрой» в 1994 года, затем передана в хозяйственное управление МП «Энергоуправления». Установить фактическое нахождение участка от ТК-5 до нежилого здания КПП СПСЧ № в перечне имущества МП «Гортеплоэнерго» не удалось. Сообщено, что администрация приступила к оформлению участка теплосети от наружной стены ТК-5 в районе жилого <адрес> до границы земельного участка СПСЧ № с кадастровым номером 24:58:0326001:99, как бесхозяйного объекта.
ФГКУ «Специализированное управление ФПС № МЧС России» ДД.ММ.ГГГГ обратилось с обращением в администрацию <адрес>, в котором просило принять меры ликвидации аварии на участке теплосети от ТК-5 до нежилого здания КПП СПСЧ №.
Согласно ответа администрации ЗАТО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ сообщено, что МКУ «Управление имущественным комплексом» проведены торги на право выполнения работ по капитальному ремонту участка теплосети от наружной стены ТК-5 в районе жилого <адрес> до границы земельного участка СПСЧ № с кадастровым номером 24:58:032600:99, включенного в реестр бесхозных объектов. Также сообщено, что граница бесхозяйного участка теплосети по ограждению земельного участка СПСЧ № с кадастровым номером 24:58:0326001:99 определена в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «2115 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения».
ФГКУ «Специализированное управление ФПС № МЧС России» ДД.ММ.ГГГГ обратилось в администрацию с заявлением, в котором просило рассмотреть вопрос о признании всей тепловой сети от ТК-5 до УТ-2 сущ. (включая участок сети от границ земельного участка СПСЧ № от УТ-2 сущ.) бесхозяйной.
Администрацией ЗАТО <адрес> дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого участок тепловой сети от границ земельного участка СПСЧ № с кадастровым номером 24:58:0326001:99 до стены нежилого здания КПП СПСЧ № (УТ-2 сущ.) на балансе ФГКУ «Специализированное управление ФПС № МЧС России» не состоит, однако, Учреждению на праве оперативного управления принадлежат нежилые здания, расположенные по адресу: <адрес>А, <адрес>. Спорный участок тепловой сети непосредственно примыкает к зданию КПП СПСЧ №, где расположен узел ввода и соединен с сетью теплоснабжения с кадастровым номером 24:58:0326001 от УТ-2 сущ. до здания по <адрес>А. таким образом, спорный участок тепловой сети расположен в границах земельного участка, находящего в федеральной собственности и предназначен исключительно для обеспечения теплом и горячей водой нежилых зданий СПС №. Разъяснено, что отсутствие у спорного участка сети собственника и/или балансодержателя не является безусловным основанием для признания этого имущества бесхозяйным и понуждения органа местного самоуправления к совершению действий по постановке его на учет.
ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «Специализированное управление ФПС № МЧС России» повторно обратилось в администрацию с заявлением, в котором просило рассмотреть вопрос о признании всей тепловой сети от ТК-5 до УТ-2 сущ. (включая участок сети от границ земельного участка СПСЧ № от УТ-2 сущ.) бесхозяйной.
Из ответа администрации ЗАТО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что у органа местного самоуправления отсутствуют правовые основания для проведения мероприятий по оформлению документов в рамках процедуры признания права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество. Принятие в муниципальную собственность спорного участка теплосети, не являющегося необходимым для решения вопросов местного значения, будет противоречить положениям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Судом также установлено, что решением Городского совета народных депутатов Исполнительный комитет от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении актов государственной комиссии по приему в эксплуатацию инженерных сетей» утвержден акт государственной комиссии по приему в эксплуатацию: акт от ДД.ММ.ГГГГ – теплосеть от ТК-44А до зданий пождепо и гаража пождепо протяженностью 200 м, водпровод от ВК-30 до пождепо протяженностью 254 м, бытовая канализация от пождепо до К-55 протяженностью 343,8 м.
Решением Комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ за МП «Энергоуправление» на праве хозяйственного ведения закреплено муниципальное имущество: теплосеть от здания ПЧ-4 до колодца ТК-9.
Из уведомления от ДД.ММ.ГГГГ Агентства по управлению государственным имуществом <адрес> следует, что земельный участок и объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: <адрес>, в реестре государственной собственности <адрес> не учитываются.
Согласно ответу ООО «КрасЭко-Электро» на запрос суда, участок теплосети на участке СПСЧ № с кадастровым номером 24:58:0326001:99 до стены нежилого здания КПП СПСЧ № (УТ-2сущ) ООО «КрасЭко-Электро» не эксплуатируется, документы по данному инженерному сооружению обществу не передавались.
Решением Железногорского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ заявление Администрации ЗАТО <адрес> удовлетворено. Признано право муниципальной собственности ЗАТО <адрес> края на бесхозяйную недвижимую вещь, в том числе: сооружение коммунального хозяйства – тепловая сеть. Адрес (местоположение) объекта: Российская Федерация, <адрес>, городской округ ЗАТО <адрес>, сооружение от ТК-5 в районе жилого дома по <адрес> до границы земельного участка с кадастровым номером 24:58:0326001:99, протяженностью 236 м.
Оценивая представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
На основании ч.3 ст.218, ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. В случаях и в порядке, предусмотренных данным кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В силу ч. 2 ст. 293 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В силу ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с ч.1 ст.296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Федеральным законом от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определены вопросы местного значения, за пределы которых администрация ЗАТО г.Железногорск выходить не может.
В соответствии со ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться:
1) имущество, предназначенное для решения установленных настоящим
2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;
3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;
4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения;
5) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 2 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утв. Приказом Министерства экономического развития РФ от 10.12.2015 года № 931, принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - федеральный орган, орган регистрации прав); территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - орган регистрации прав).
Согласно п. 3, п. 4 Порядка, на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке: прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка; проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия; внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
Таким образом, из указанных выше норм права следует, что заявитель обязан доказать факт существования вещи, а также отсутствие у такой вещи собственника, неизвестность собственника или факт отказа собственника от своего права.
Вместе истцом в материалы дела таких доказательств не представлено.
Более того, из материалов дела усматривается, что теплосеть, которую истец просит принять на учет в качестве безхозяйного недвижимого имущества, расположена на территории земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации и переданного истцу на праве оперативного управления, при этом из ответа МТУ Росимущества в <адрес> и <адрес> усматривается, что объект недвижимого имущества – сооружение: сети теплоснабжения нежилых зданий с кадастровым номером 24:58:0326001:458, расположенные по адресу: <адрес>, от УТ-2 (сущ.) до нежилого здания по <адрес>; от УТ-2 (сущ.) до нежилого здания по <адрес>А, протяженностью 142 м, учитывается в реестре федерального имущества, а следовательно спорный участок теплосети предназначен исключительно для обеспечения нежилых зданий, принадлежащих на праве оперативного управления истцу.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что теплосеть от узла ТК-5 до стены нежилого здания КПП СПСЧ № на <адрес> (УТ-2 сущ. расположенной в нежилом здании КПП), на всей ее протяженности, в том числе на территории СПСЧ № ФГКУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» обслуживается ООО «КрасЭко-Электро» на оснований заключенных контрактов между истцом и ООО «КрасЭко-Электро», что подтверждается актом осмотра тепловой сети и не оспаривалось сторонами в судебном заседании, а также с учетом того, что надлежащая эксплуатация объектов недвижимости, принадлежащих на праве оперативного управления истцу и расположенных на земельном участке, принадлежащем Российской Федерации, невозможна без использования спорного участка тепловой сети, который в соответствии со ст. 135 ГК РФ является принадлежностью по отношению к главной вещи – нежилому зданию КПП СПСЧ № (УТ-2 сущ) по <адрес>, связан с ней общим назначением, в силу чего должен следовать судьбе главной вещи, а значит принятие решения о принятии в муниципальную собственность спорного участка теплосети, в силу положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не относится к компетенции Администрации ЗАТО <адрес>, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения заявления, и в удовлетворении заявления администрации ФГКУ «Специализированное управление ФПС № МЧС России» к администрации <адрес> об обязании по принятию на учет участков бесхозяйных инженерных сетей полагает необходимым отказать.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФГКУ «Специализированное управление ФПС № 2 МЧС России» к администрации г.Железногорск об обязании по принятию на учет участков бесхозяйных инженерных сетей – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Железногорский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий: Е.Г. Бацунин
Мотивированное решение изготовлено 17.05.2024 года.