УИД:
Дело № 2-2109/2022 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 декабря 2022 года
Фрунзенский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Синягина Р.А.,
при секретаре Тишиной Е.Н.,
с участием истца Ульяновой Н.В.,
представителя ответчика Дьяковой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску Ульяновой Н.В. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области о включении периода работы в специальный стаж, признании права и назначении досрочной страховой пенсии по старости,
установил:
Ульянова Н.В. обратилась в суд с исковыми требованиями к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области (далее – ОПФР) о включении периода работы в специальный стаж, признании права и назначении досрочной страховой пенсии по старости. В обоснование иска указала, что ... она обратилась в ОПФР с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Решением ОПФР от ... в установлении досрочной страховой пенсии Ульяновой Н.В. было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа. При этом ответчиком в специальный стаж истца не были включены определенные периоды работы.
Истец не согласна с данным решением ответчика, считает, что исключение периодов работы является неправомерным, просила суд:
- обязать ответчика включить в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период работы с ... по ... в должности воспитателя в детском комбинате ......
- признать наличие у истца специального педагогического стажа, равного 25 годам, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью,
- обязать ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью момента возникновения права,
- взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Дьякова А.С., действующая на основании доверенности (л.д.59), в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований по основаниям, указным в решении об отказе в установлении пенсии. Дополнила, что в случае удовлетворения исковых требований, стаж 25 лет был выработан на .... Истец с заявлением о назначении пенсии обратилась ....
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 Федерального закона № 400-ФЗ, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
В силу ч. 2 и 3 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, с соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Подпунктом м) пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 «О списках производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список № 781);
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее – Список № 1067);
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее – Список № 463);
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г. (далее – Перечень № 1397).
Также, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила № 781).
Установлено, что ... Ульянова Н.В. обратилась в ОПФР с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости (л.д.41-44).
Решением ОПФР №... от ... в назначении Ульяновой Н.В. досрочной страховой пенсии по старости было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа (л.д.9).
Из указанного решения следует, что в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости не были включены некоторые периоды работы, а именно:
- ... по ... – период работы в должности «воспитатель» в детском комбинате ......, так как Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, наименование вышеуказанного учреждения не предусмотрено;
Согласно записям в трудовой книжке Ульяновой Н.В. (л.д.10-18), касающихся спорных периодов работы, истец:
- ... – принята воспитателем в ......;
- ... – переведена воспитателем 8 разряда в ......;
- ... – присвоен 9 разряд воспитателя ......;
- ... – уволена в связи с переводом на работу в ...... ст.29 п.5 КЗоТ РФ.
Из материалов дела следует, что Ульянова Н.В. была зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования ... (л.д.46).
Таким образом, спорный период, рассматриваемый судом, имел место до регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования.
Рассматривая исковые требования Ульяновой Н.В. о включении в специальный стаж периода работы воспитателем с ... по ... в должности воспитателя в детском комбинате ......, суд приходит к следующим выводам.
Должность воспитателя включена в Список № 781 должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173 от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Положениями п. 13 Правил № 781, в частности, установлено, что в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в следующих структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет): детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли.
Постановлением Совета Министров СССР от 13.10.1956 года № 1414 «О дальнейших мерах помощи женщинам-матерям, работающим на предприятиях и в учреждениях» Министерствам и ведомствам в случае необходимости рекомендовано объединять или реорганизовывать по согласованию с исполкомами местных Советов депутатов трудящихся и профсоюзными органами детские ясли и сады в единые учреждения для детей дошкольного возраста.
В дальнейшем указанные объединенные учреждения получили ненормативное название «детские комбинаты».
Из справки №... от ..., выданной ......, следует, что с ... детский комбинат ...... был зарегистрирован в городском отделе народного образования, правопреемником которого в настоящее время является управление образования администрации г.Коврова, как детское дошкольное образовательное учреждение. На основании решения Малого Совета Ковровского городского Совета народных депутатов от 04.10.1993 года № 552/57 «О муниципализации дошкольных учреждений электромеханического завода г.Коврова» ...... перешел в муниципальную собственность с сохранением профиля деятельности. С 04.10.1993 года данное образовательное учреждение переименовано в ......, в настоящее время – ....... На протяжении всего периода своего существования ......, именуемый в настоящее время ......, являлся детским дошкольным образовательным учреждением, осуществлявшим свою деятельность по образовательным программам дошкольного воспитания и образования детей (л.д.30).
В соответствии с приказом №... от ... ...... ...... согласно типовым штатам яслей-садов ...... фактически являлся детскими яслями-садом, соответственно, Ульянова Н.В. выполняла работу воспитателя в ......, а не в ...... (л.д.23).
Согласно справке №... от ..., выданной ......, Ульянова (Дмитриева) Н.В., ... г.р., работала на ...... С ... (Приказ №... от ...) по ... (Записка о переводе №... от ...) в должности воспитателя ....... С ... (Записка о переводе №... от ...) по ... (приказ №... от ...) в должности воспитателя ...... (л.д.24).
Период работы истца в указанном дошкольном учреждении также подтвержден личной карточкой формы Т-2 (л.д.52).
Факт работы истца в указанном дошкольном учреждении в спорный период в должности воспитателя ответчиком не оспаривался.
Приказом Министерства просвещения СССР от 29.01.1985 года № 16 введено в действие «Положение о детском дошкольном учреждении». Согласно п.п. 1, 9, 10 названого Положения, детское дошкольное учреждение (детские ясли, детский сад, детские ясли-сад) является учреждением общественного воспитания детей. Детские дошкольные учреждения могут быть следующих типов: детские ясли-сад (основной тип); детские ясли; детский сад. Детские дошкольные учреждения создаются общего, специального и другого назначения. В детском дошкольном учреждении общего назначения группы комплектуются по возрасту детей: ясельные группы в детских яслях и детских яслях-саду: первая группа раннего возраста - от 2 месяцев до 1 года; вторая группа раннего возраста - от 1 года до 2 лет; первая младшая группа - от 2 до 3 лет; дошкольные группы в детском саду и детских яслях-саду: вторая младшая группа - от 3 до 4 лет; средняя группа - от 4 до 5 лет; старшая группа - от 5 до 6 лет; подготовительная к школе группа - от 6 до 7 лет.
Из содержания положений ст.ст. 12, 13 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» следует, что образовательные учреждения подразделены на типы: дошкольные; общеобразовательные, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования; специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и т.д.
Требованиями к уставу образовательного учреждения не являлось указание в нем вида этого учреждения.
Не был определен перечень видов дошкольных образовательных учреждений и «Временным положением о дошкольном учреждении РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров – Правительством РФ от 23.02.1991 года № 119.
Согласно п. 4 указанного Положения, дошкольное учреждение обеспечивает уход, присмотр, оздоровление, воспитание и обучение детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Основными функциями дошкольного учреждения являются: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка; забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Принимая во внимание изложенное, положения ранее действовавшего нормативно-правового регулирования в области дошкольного образования и действующего законодательства, суд приходит к выводу, что ...... в период работы в нем истца, до внесения изменений в уставы учреждения, по своему функциональному назначению и фактической деятельности относилось к виду дошкольного образовательного учреждения «детский ясли-сад».
Наименования «ясли-сад», «детский сад» в п. 13 Правил 781 содержатся.
На этом основании исковые требования истца о включении в специальный стаж периода работы с ... по ... в должности воспитателя в ......, суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Разрешая исковые требования Ульяновой Н.В. о назначении досрочной страховой пенсии по старости с момента возникновения права суд приходит к следующим выводам.
Приложением 7 к Федеральному закону № 400-ФЗ определено, что при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2020 году указанная пенсия не может быть назначена не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Вместе с тем, статье 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» предусмотрено, что гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Решением ОПФР стаж истца на соответствующих видах работ на ... составил .......
С учетом признанного подлежащим включению в специальный стаж истца периода с ... по ..., необходимый 25-тилетний специальный стаж ею выработан ..., следовательно, право на досрочную страховую пенсию по старости возникло у истца с ....
В ОПФР с заявлением о назначении досрочной пенсии Ульянова Н.В. обратилась ....
Вместе с тем, в силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о назначении Ульяновой Н.В. досрочной страховой пенсии по старости с ....
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что исковые требования Ульяновой Н.В. подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию в возврат государственной пошлины 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ульяновой Н.В. – удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области включить в специальный стаж Ульяновой Н.В., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период работы с ... по ... в должности воспитателя в ......
Признать наличие у Ульяновой Н.В. специального педагогического стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, равного 25 годам, и обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области назначить Ульяновой Н.В. досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с ....
Взыскать с Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области (ОГРН , ИНН ) в пользу Ульяновой Н.В. (СНИЛС ) судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 (триста) рублей.
Составление мотивированного решения отложить на пять рабочих дней со дня окончания разбирательства дела, то есть до 16 декабря 2022 года включительно.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его составления в окончательной форме во Владимирской областной суд через Фрунзенский районный суд г. Владимира.
Председательствующий судья: подпись Р.А. Синягин
Решение суда в окончательной форме составлено 16 декабря 2022 года.
Судья: подпись Р.А. Синягин
Решение суда в законную силу не вступило.
Подлинник документа подшит в деле 2-2109/2022, находящемся в производстве Фрунзенского районного суда г. Владимира.
Секретарь Е.Н. Тишина