Решение по делу № 8Г-98/2023 - (8Г-28129/2022) [88-1087/2023 - (88-27832/2022)] от 05.12.2022

03RS0-47

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

дело №88-1087/2023

(88-27832/2022)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

кассационного суда общей юрисдикции

20 марта 2022 года г.Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Ромасловской И.М.,

судей Нечаевой Т.М., Романова М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы представителя ООО «Аграрная Строительная Компания», представителя администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан Шестерикова Д.С. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 07 сентября 2022 года по гражданскому делу №2-625/2022 Калиниского районного суда г.Уфы по исковому заявлению Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан к Обществу с ограниченной ответственностью «Аграрная Строительная Компания», Алымовой <данные изъяты>, Фазыловой <данные изъяты>, Суфияновой <данные изъяты>, Суфиянову <данные изъяты>, Суфияновой <данные изъяты>, Суфияновой <данные изъяты>, администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан об изъятии жилого дома и земельного участка для муниципальных нужд,

заслушав доклад судьи Ромасловской И.М., пояснения представителя администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан Шарафутдинова Т.Р., представителя ООО «Аграрная Строительная Компания» - адвоката Юлтимировой Г.М., поддержавших доводы кассационных жалоб, возражения относительно доводов жалобы Суфияновой Г.Я., Суфияновой О.А., представителя Алымовой Т.В., Фазыловой Г.В. - Чеховой Е.И.,

установила:

истец Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан (далее- УЗИО) обратился в суд с исковыми заявлениями, объединенными в одно производство, к обществу с ограниченной ответственностью «Аграрная Строительная Компания» (далее - Аграрная компания), Алымовой Т.В., Фазыловой Г.В., Суфияновой О.А., Суфиянову Э.Р., Суфияновой М.И., Суфияновой Г.Я., администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация города), в котором просил изъять для муниципальных нужд жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты>591, по адресу: <адрес>; жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты>:590, по адресу: <адрес>; земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>:159 по адресу: <адрес> принадлежащих на праве долевой собственности ответчикам, с прекращением их права долевой собственности на указанные объекты и признанием на них права муниципальной собственности; возложить на Аграрную компанию обязанность выплатить долевым собственникам изымаемого имущества выкупную стоимость их долей.

Решением Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 19.05.2022 года исковые требования Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан к Обществу с ограниченной ответственностью «Аграрная Строительная Компания», Алымовой <данные изъяты>, Фазыловой <данные изъяты>, Суфияновой <данные изъяты>, Суфиянову <данные изъяты>, Суфияновой <данные изъяты>, Суфияновой <данные изъяты>, Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан об изъятии жилого дома и земельного участка для муниципальных нужд, о прекращении права собственности ответчиков на жилые дома и земельный участок, о признании права муниципальной собственности на изъятые жилые дома и земельный участок, о понуждении выплатить выкупную стоимость изъятых жилых домов и земельного участка удовлетворены частично.

Указано на изъятие для муниципальных нужд жилого дома по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты>:591; жилого дома по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты>:590, земельного участка по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты>:159, принадлежащих на праве общей долевой собственности Алымовой <данные изъяты>, Фазыловой <данные изъяты>, Суфияновой <данные изъяты>, Суфиянову <данные изъяты>, Суфияновой <данные изъяты>, Суфияновой <данные изъяты>.

В удовлетворении исковых требований Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан к Обществу с ограниченной ответственностью «Аграрная Строительная Компания» о понуждении выплатить выкупную стоимость изъятых жилых домов и земельного участка отказано.

С Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан в пользу Алымовой <данные изъяты> взыскана компенсация за 2/3 доли в праве собственности на изымаемый жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты>:591, за 1/3 долю в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>:159, расположенные по адресу: <адрес>, в размере <данные изъяты> рублей.

С Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан в пользу Фазыловой <данные изъяты> взыскана компенсация за 1/3 долю в праве собственности на изымаемый жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты>:591, за 1/6 долю в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>:159, расположенные по адресу: <адрес>, в размере <данные изъяты> рублей.

С Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан в пользу Суфияновой <данные изъяты> взыскана компенсация за 1/9 долю в праве собственности на изымаемый жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты>:590, за 1/18 долю в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>:159, расположенные по адресу: <адрес>, в размере <данные изъяты> рубля.

С Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан в пользу Суфиянова <данные изъяты> взыскана компенсация за 1/9 долю в праве собственности на изымаемый жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты>:590, за 1/18 долю в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>:159, расположенные по адресу: <адрес>, в размере <данные изъяты> рубля.

С Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан в пользу Суфияновой <данные изъяты> взыскана компенсация за 1/9 долю в праве собственности на изымаемый жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты>:590, за 1/18 долю в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>:159, расположенные по адресу: <адрес>, в размере <данные изъяты> рубля.

С Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан в пользу Суфияновой <данные изъяты> взыскана компенсация за 2/3 доли в праве собственности на изымаемый жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты>:590, за 1/3 долю в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>:159, расположенные по адресу: <адрес>, в размере <данные изъяты> рубля.

Указано, что после выплаты компенсации решение суда является основанием для прекращения права общей долевой собственности Алымовой <данные изъяты>, Фазыловой <данные изъяты> на жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты>:591, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>:159, расположенные по адресу: <адрес>, основанием для прекращения права общей долевой собственности Суфияновой <данные изъяты>, Суфиянова <данные изъяты>, Суфияновой <данные изъяты>, Суфияновой <данные изъяты> на жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты>:590, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>:159, расположенные по адресу: <адрес>, и основанием для признания права собственности муниципального образования <адрес> Республики Башкортостан на жилые дома с кадастровыми номерами <данные изъяты>:590, <данные изъяты>:591, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>:159, расположенные по адресу: <адрес>.

В пользу ООО «Оценка.Бизнес.Развитие» взысканы расходы по проведению экспертизы с Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан в размере <данные изъяты> рублей, с Алымовой <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рубля, с Фазыловой <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рубля.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 07.09.2022 года решение Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 19.05.2022 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан к обществу с ограниченной ответственностью «Аграрная Строительная Компания», Алымовой <данные изъяты>, Фазыловой <данные изъяты>, Суфияновой <данные изъяты>, Суфиянову <данные изъяты>, Суфияновой <данные изъяты>, Суфияновой <данные изъяты>, администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан об изъятии для муниципальных нужд жилого дом с кадастровым номером <данные изъяты>:591, по адресу: <адрес>; жилого дома с кадастровым номером <данные изъяты>:590, по адресу: <адрес>; земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>:159 по адресу: <адрес> с выплатой возмещения, прекращением права долевой собственности на объекты недвижимого имущества и признанием права муниципальной собственности - отказано.

С Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пользу ООО «Оценка.Бизнес.Развитие» в возмещение расходов по проведению экспертизы взыскано <данные изъяты> рублей.

В кассационных жалобах представителя ООО «Аграрная Строительная Компания», представителя администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан Шестерикова Д.С. ставится вопрос об отмене состоявшегося по делу апелляционного определения, как незаконного, необоснованного, принятого с нарушением норм материального и процессуального права.

Изучив доводы кассационной жалобы и материалы дела, заслушав пояснения участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему:

Судом установлено, что ответчикам на праве долевой собственности принадлежит недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес>, а именно: земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>:159, жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты>:591, жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты>:590.

Из материалов дела следует, что 25.03.2010 года Администрацией города и Службой заказчика заключен договор №10-РТ о развитии застроенной территории, ограниченной улицей <данные изъяты>, бульваром <данные изъяты>, бульваром <данные изъяты> и улицей им.<данные изъяты> бригад в Калининском районе городского округа г.Уфа.

Пунктами 3.1.2, 3.1.4, 3.1.8 названного договора на Службу заказчика возложены обязанности разработать и представить на рассмотрение в Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации города проект планировки и проект межевания застроенной территории; осуществить выкуп и снос жилых домов (за исключением объектов, включенных в адресную программу Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда), расположенных на застроенной территории, подлежащей развитию, и находящихся в собственности граждан и юридических лиц; осуществить в соответствии с утвержденные проектом планировки и проектом межевания, градостроительными планами земельных участков строительство объектов капитального строительства на застроенной территории.

Пунктами 3.2.1, 3.2.2 договора на Администрацию города возложены обязанности утвердить проект планировки и проект межевания застроенной территории в течение двух месяцев со дня представления другой стороной разработанной и согласованной в установленном порядке документации по планировке застроенной территории при условии отсутствия замечаний к данной документации; принять решение об изъятии путем выкупа жилых и нежилых объектов недвижимости, подлежащих сносу и находящихся на застроенной территории, а также земельных участков, на которых расположены такие объекты в течение четырех месяцев со дня поступления соответствующего обращения от другой стороны договора.

Администрация города на основании обращения Службы заказчика 03.06.2013 года приняла постановление №2741 об изъятии земельных участков, жилых помещений у собственников, землепользователей, для муниципальных нужд. Постановлением Администрации города от 28.04.2014 года №1779 внесены изменения в постановление от 03.06.2013 года №2741, перечень подлежащих изъятию земельных участков дополнен спорным земельным участком с кадастровыми номерами <данные изъяты>:159 (образованного из земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>:31 и <данные изъяты>:32) и <данные изъяты>:243.

На основании соглашения от 23.10.2013 года, оформленного между Администрацией города, Службой заказчика и Аграрной компанией, последней передана часть прав и обязанностей Службы заказчика, а именно: по развитию застроенной территории, в том числе оформить право на земельный участок в границах застроенной территории и осуществить строительство объекта капитального строительства «торговый комплекс» в соответствии с утвержденным проектом планировки, проектом межевания, прошедших публичные слушания (площадь составляет ориентировочно 2.45 га от всей площади застройки по договору от 25.03.2010 года №10-РТ), на Аграрную компанию возложена обязанность передать Администрации города 3% от общей вводимой площади торгового комплекса в виде служебных помещений с чистовой отделкой.

Пунктом 2.4 названного соглашения на Аграрную компанию во исполнение постановления Администрация города от 03.06.2013 года №2741 также возложена обязанность за свой счет произвести изъятие земельных участков у землепользователей (с возмещением убытков, связанных с прекращением владения и пользования) и собственников (путем выкупа и компенсации убытков, связанных с изъятием), а также изъятие жилых и нежилых помещений у собственников путем выкупа либо предоставления других жилых помещений взамен изымаемых с зачетом стоимости в выкупную цену, а именно: земельных участков с кадастровыми номерами: <данные изъяты>:14, <данные изъяты>:29, <данные изъяты>:30, <данные изъяты>:31, <данные изъяты>:32, <данные изъяты>:33, <данные изъяты>:47, <данные изъяты>:48, <данные изъяты>:49, <данные изъяты>:50, <данные изъяты>:51, <данные изъяты>:52, <данные изъяты>:53, <данные изъяты>:54, <данные изъяты>:55, <данные изъяты>:56, <данные изъяты>:57, <данные изъяты>:58, <данные изъяты>:59, <данные изъяты>:60, <данные изъяты>:62, <данные изъяты>:63, <данные изъяты>:64, <данные изъяты>:65, <данные изъяты>:66, <данные изъяты>:67, <данные изъяты>:68, <данные изъяты>:69, <данные изъяты>:70, <данные изъяты>:160, <данные изъяты>:243.

Дополнительным соглашением от 25.03.2016 года №3 к договору о развитии застроенной территории от 25.03.2010 года №10-РТ, оформленным между Администрацией города и Аграрной компанией, изменена редакция п.3.1.8 договора от 25.03.2010 года №10-РТ, согласно которой на общество возложена обязанность осуществить в соответствии с утвержденным проектом планировки и проектом межевания, градостроительными планами земельных участков строительство объектов капитального строительства на застроенной территории в срок до 08.02.2022 года.

Постановлением Администрации города от 26.10.2017 года №1467 утвержден проект планировки и проект межевания на вышеуказанном квартале, в рамках договора от 25.03.2010 года №10-РТ.

Согласно общей пояснительной записке проекта межевания территории указанного квартала, в число земельных участков (по состоянию на 2015 года), подлежащих изъятию, вошел и спорный земельный участок с кадастровым номером 02:55:020405:159.

24 апреля 2018 года Аграрная компания обратилась в УЗИО с заявлением, в котором, ссылаясь на истечение срока действия постановления Администрации города от 03.06.2013 года №2741 (три года), а также необходимость строительства коммуникаций для обеспечения муниципальных объектов (детский дом творчества и детское дошкольное учреждение), просило об издании нового постановления об изъятии для муниципальных нужд объектов и земельных участков в квартале, ограниченном улицей <данные изъяты>, бульваром <данные изъяты>, бульваром <данные изъяты> и улицей <данные изъяты> бригад в Калининском районе городского округа г.Уфы.

УЗИО письмом от 04.05.2018 года №13740 отказало в изъятии земельных участков, ссылаясь на то, что образование земельных участков для строительства линейных объектов местного значения в порядке п.3 ст.11.3 Земельного кодекса Российской Федерации утвержденной документацией по территориальному планированию не предусмотрено.

Обращаясь с настоящим иском в суд, истец указал на то, что 03.06.2013 года Администрацией города вынесено постановление об изъятии земельных участков и жилых домов у собственников, (землепользователей и т.д.), в рамках договора от 25.03.2010 года №10-РТ постановлением Администрации города от 26.10.2017 года №1467 утвержден проект планировки и проект межевания на вышеуказанном квартале, проект соглашения об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества, подписанный истцом, вручен ответчикам, однако последними не подписаны. В связи с истечением установленного п.12 ст.56.10 Земельного кодекса Российской Федерации истец обратился в суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции, указал на преюдицию для истца и Аграрной компании, как участников процесса, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2019 года №18АП-3337/2019 по гражданскому делу по иску Аграрной компании к УЗИО Администрации города о понуждении ответчика издать постановление об изъятии земельных участков и строений в квартале, ограниченном ул.<данные изъяты>, бульваром <данные изъяты>, бульваром <данные изъяты> и улицей <данные изъяты> бригад в Калининском районе г.о. г.Уфа, для муниципальных нужд.

Так, согласно выводам, изложенным в данном постановлении, на изымаемом у ответчиков земельном участке и расположенных на нем жилых домов, по соглашению Аграрная компания должна осуществить строительство торгового центра, при этом изъятие земельного участка допустимо только при условии, что такое изъятие осуществляется в рамках договора о развитии застроенной территории и во исполнение принятых на себя условиями договора и в соответствии с нормами п.3 ст.46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязанностями муниципального образования; обстоятельства, обусловленные необходимостью изъятия земельных участков для строительства коммуникаций для обеспечения муниципальных объектов (детский дом творчества и детское дошкольное учреждение), и наличии оснований для изъятия земельных участков в порядке абзаца десятого подп.2 ст.49 Земельного кодекса Российской Федерации, не могут являться основанием для изъятия земельных участков вне реализации договора о развитии застроенной территории.

Суд кассационной инстанции полагает возможным в данном случае согласиться с выводами суда апелляционной инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Как установлено постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2019 года №18АП-№3337/2019 Администрацией города постановлением от 03.06.2013 года №2741 (с учетом дополнений, внесенных постановлением Администрации города от 28.04.2014 года №1779) принято решение об изъятии в том числе спорного земельного участка.

Спорный земельный участок вошел в состав земельных участков (по состоянию на 2015 год), подлежащих изъятию согласно утвержденному постановлением Администрации города от 26.10.2017 года №1467 проекту планировки и проекту межевания на вышеуказанном квартале, в рамках договора от 25.03.2010 года №10-РТ.

Таким образом, решение уполномоченного органа об изъятии земельных участков принято в рамках договора о развитии застроенной территории согласно проекту ее планировки и межевания.

Изъятие земельных участков для муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления (ст.56.2 Земельного кодекса Российской Федерации).

Решение об изъятии земельных участков для муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение шести лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов (п.3 ст.56.3 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно п.1 и п.5 ст.56.4 Земельного кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельных участков для муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств об изъятии земельных участков для муниципальных нужд, с которыми в уполномоченные органы местного самоуправления, вправе обратиться организации, уполномоченные в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, заключенными с органами государственной власти или органами местного самоуправления договорами или соглашениями. В ходатайстве об изъятии должна быть указана цель изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

В силу п.1 ст.49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным в том числе со строительством и реконструкцией систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов

Согласно п.3 ст.41 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если необходимо изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с размещением объекта капитального строительства федерального, регионального или местного значения подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной.

Перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд определяются в проекте межевания территории и проекта планировки территории (ст.ст.43, 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Норма ст.49 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд по иным основаниям, предусмотренным федеральным законом.

Нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующие правоотношения, связанные с реализацией договоров о развитии застроенной территории (глава 5.1), утратили силу с 30.12.2020 года.

При этом, в соответствии с п.5 ст.18 Федерального закона от 30.12.2020 года №494-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий» договоры о развитии застроенных территорий, договоры о комплексном освоении территории, договоры о комплексном развитии территории, договоры об освоении территории в целях строительства стандартного жилья, договоры о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, заключенные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу данного Федерального закона), а также договоры, предусматривающие предоставление земельных участков из государственной или муниципальной собственности в целях реализации указанных договоров о развитии застроенных территорий, договоров о комплексном освоении территории, договоров о комплексном развитии территории, договоров об освоении территории в целях строительства стандартного жилья, договоров о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, сохраняют свое действие в соответствии с условиями таких договоров с учетом особенностей, предусмотренных п.6 указанной статьи. При этом изменение и расторжение указанных в настоящей части договоров осуществляется в порядке, действовавшем на день заключения таких договоров. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях реализации указанных договоров о развитии застроенных территорий, договоров о комплексном освоении территории, договоров о комплексном развитии территории, договоров об освоении территории в целях строительства стандартного жилья, договоров о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья осуществляется в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу данного Федерального закона).

Согласно п.п.1, 2 ст.46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (утратила силу 30.12.2020 года) по договору о развитии застроенной территории одна сторона обязуется в установленный договором срок своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц выполнить обязательства в соответствии с подп.3 - 6 п.3 данной статьи, а другая сторона (орган местного самоуправления) обязуется создать необходимые условия для выполнения обязательств в соответствии с подп.7 - 9 п.3 данной статьи.

Существенными условиями договора среди прочего являются: обязательство органа местного самоуправления утвердить проект планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, а также утвержденными органом местного самоуправления расчетными показателями минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетными показателями максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения; обязательство органа местного самоуправления принять в установленном порядке решение об изъятии для муниципальных нужд жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, а также земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома.

Согласно п.3 ст.46.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены:

1) многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу;

2) многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления.

Согласно п.1 ст.56.3 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования; утвержденными проектами планировки территории.

Принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных п.1 данной статьи, должно быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции) (п.2 ст.56.3 Земельного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, из взаимосвязанных положений изложенных норм следует, что изъятие земельных участков, расположенных в границах территории, в отношении которой принято решение о ее развитии и заключен соответствующий договор в порядке ст.46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (утратила силу 30.12.2020 года), осуществляется в рамках реализации такого договора с учетом определенного сторонами объема прав и обязанностей.

В свою очередь как из норм подп.8 п.3 ст.46.2. Градостроительного кодекса Российской Федерации (утратила силу 30.12.2020 года), так из условий обязательства, принятого Аграрной компанией на основании договора о развитии застроенной территории от 25.03.2010 года №10-РТ (п.3.2.2) и соглашения от 23.10.2013 года об уступке прав по нему, следует, что обязанность органа самоуправления по принятию решения об изъятии земельных участков обусловлена признанием расположенных на земельных участках объектов недвижимости подлежащими сносу, и только в такой форме обеспечивается достижение целей частно-муниципального партнерства, реализуемого по договору о развитии застроенной территории.

Соответственно, изъятие земельных участков, расположенных в границах застроенных территорий, допустимо только при условии, что такое изъятие осуществляется в рамках договора о развитии застроенной территории и во исполнение принятых на себя Администрацией города условиями договора обязанностями.

Как указано выше дополнительным соглашением от 25.03.2016 года №3 к договору о развитии застроенной территории от 25.03.2010 года №10-РТ, на Аграрную компанию возложена обязанность осуществить в соответствии с утвержденным проектом планировки и проектом межевания, градостроительными планами земельных участков строительство объектов капитального строительства на застроенной территории в срок до 08.02.2022 года.

Из кассационной жалобы представителя Аграрной компании следует, что в настоящий момент Арбитражным судом Республики Башкортостан (дело №А07-10856/2021) рассматривается дело по иску Аграрной компании к Администрации города о внесении изменений в договор о развитии застроенной территории от 25.03.2010 года №10-РТ в части обязанности Аграрной компании осуществить в соответствии с утвержденным проектом планировки и проектом межевания, градостроительными планами земельных участков строительство объектов капитального строительства на застроенной территории в срок до 08.02.2028 года.

До настоящего момента решение по делу не принято, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных по настоящему делу требований не имеется.

Как указано в кассационной жалобе представителя ООО «Аграрная строительная Компания», в рамках договора от 25.03.2010 года №10-РТ Аграрная компания обязалась провести коммуникации к детскому дому творчества по изымаемым участкам, а сам же детский дом творчества будет возведет на земельном участке ООО СЗ «СтроительГрупп». Без изъятия спорных объектов для муниципальных нужд, ставится под угрозу реализация проекта по строительству детского дома творчества и детского сада, а без продления договора от 25.03.2010 года №10-РТ с ООО «Аграрная Строительная компания» изъятие объектов невозможно.

В кассационной жалобе представитель Аграрной компании выражает несогласие с выводами суда апелляционной инстанции о том, что не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что принадлежащий ответчикам земельный участок изымается для каких-либо публичных нужд.

Статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд может иметь место в исключительных случаях.

В подпунктах 1 и 2 п.1 названной правовой нормы перечислены объекты государственного и муниципального значения, для размещения которых осуществляется изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов, а также предусмотрена возможность изъятия земельных участков в случаях, связанных с выполнением международных обязательств Российской Федерации.

По смыслу подп.3 п.1 ст.49 Земельного кодекса Российской Федерации случаи изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд могут быть связаны также и с иными исключительными обстоятельствами, отличными от указанных в подпунктах 1 и 2 п.1 данной правовой нормы, которые предусмотрены федеральными законами.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что орган местного самоуправления в лице УЗИО в обоснование изъятия спорного земельного участка не ссылался на обстоятельства, предусмотренные в подпунктах 1 и 2 п.1 названной правовой нормы. Наличие данных обстоятельств судом первой инстанции не выявлено, их отсутствие подтверждено вступившим в законную силу постановлением Восемнадцатого апелляционного арбитражного суда, обстоятельства, установленные которым не могут оспариваться в настоящем деле УЗИО и Аграрной компанией.

Вместе с тем, в указанном постановлении Восемнадцатого апелляционного арбитражного суда сделан вывод о том, что наличие оснований для изъятия земельных участков в порядке ст.49 Земельного кодекса Российской Федерации, не могут являться основанием для изъятия земельных участков вне реализации договора о развитии застроенной территории.

Таким образом, для удовлетворения требований об изъятии спорных объектов недвижимого имущества, необходима определенность в порядке исполнения договора от 25.03.2010 года №10-РТ, что в настоящий момент является предметом спора, рассматриваемого арбитражным судом.

Учитывая вышеуказанное, доводы кассационной жалобы в данной части не влекут отмену обжалуемого апелляционного определения.

Выводы суда апелляционной инстанции о том, что срок действия решения об изъятии земельного участка от 28.04.2014 года №1779 истек, сделаны при неправильном применении норм материального права.

Так, на основании п.1 ст.26 Федерального закона №499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, если до дня вступления в силу Федерального закона №499-ФЗ принято решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, подготовка и заключение соглашения об изъятии такого земельного участка осуществляются в порядке, установленном федеральным законодательством в редакции Федерального закона №499-ФЗ.

Таким образом, в случае, если решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд принято в апреле 2014 года и до настоящего времени не заключено соглашение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд, то подготовка и заключение такого соглашения осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом и Земельным кодексом в редакции Федерального закона №499-ФЗ. При этом изменения сроков изъятия земельного участка для муниципальных нужд, которое осуществляется в связи с решением, принятым до 01.04.2015 года, не требуется, так же, как не требуется издания каких-либо дополнений к названному решению.

Данные разъяснения изложены в Рекомендациях по применению Федерального закона от 31.12.2014 года №499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», утвержденных Минэкономразвития России.

Однако, учитывая выводы суда кассационной инстанции, изложенные выше, неверное применение норм материального права не повлекло принятие неверного решения.

На основании вышеуказанного и, руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 07 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационные жалобы представителя ООО «Аграрная Строительная Компания», представителя администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан Шестерикова Д.С. - без удовлетворения.

Председательствующий И.М. Ромасловская

Судьи Т.М. Нечаева

М.В. Романов

03RS0-47

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

дело №88-1087/2023

(88-27832/2022)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

кассационного суда общей юрисдикции

20 марта 2022 года г.Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Ромасловской И.М.,

судей Нечаевой Т.М., Романова М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы представителя ООО «Аграрная Строительная Компания», представителя администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан Шестерикова Д.С. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 07 сентября 2022 года по гражданскому делу №2-625/2022 Калиниского районного суда г.Уфы по исковому заявлению Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан к Обществу с ограниченной ответственностью «Аграрная Строительная Компания», Алымовой <данные изъяты>, Фазыловой <данные изъяты>, Суфияновой <данные изъяты>, Суфиянову <данные изъяты>, Суфияновой <данные изъяты>, Суфияновой <данные изъяты>, администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан об изъятии жилого дома и земельного участка для муниципальных нужд,

заслушав доклад судьи Ромасловской И.М., пояснения представителя администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан Шарафутдинова Т.Р., представителя ООО «Аграрная Строительная Компания» - адвоката Юлтимировой Г.М., поддержавших доводы кассационных жалоб, возражения относительно доводов жалобы Суфияновой Г.Я., Суфияновой О.А., представителя Алымовой Т.В., Фазыловой Г.В. - Чеховой Е.И.,

установила:

истец Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан (далее- УЗИО) обратился в суд с исковыми заявлениями, объединенными в одно производство, к обществу с ограниченной ответственностью «Аграрная Строительная Компания» (далее - Аграрная компания), Алымовой Т.В., Фазыловой Г.В., Суфияновой О.А., Суфиянову Э.Р., Суфияновой М.И., Суфияновой Г.Я., администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация города), в котором просил изъять для муниципальных нужд жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты>591, по адресу: <адрес>; жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты>:590, по адресу: <адрес>; земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>:159 по адресу: <адрес> принадлежащих на праве долевой собственности ответчикам, с прекращением их права долевой собственности на указанные объекты и признанием на них права муниципальной собственности; возложить на Аграрную компанию обязанность выплатить долевым собственникам изымаемого имущества выкупную стоимость их долей.

Решением Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 19.05.2022 года исковые требования Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан к Обществу с ограниченной ответственностью «Аграрная Строительная Компания», Алымовой <данные изъяты>, Фазыловой <данные изъяты>, Суфияновой <данные изъяты>, Суфиянову <данные изъяты>, Суфияновой <данные изъяты>, Суфияновой <данные изъяты>, Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан об изъятии жилого дома и земельного участка для муниципальных нужд, о прекращении права собственности ответчиков на жилые дома и земельный участок, о признании права муниципальной собственности на изъятые жилые дома и земельный участок, о понуждении выплатить выкупную стоимость изъятых жилых домов и земельного участка удовлетворены частично.

Указано на изъятие для муниципальных нужд жилого дома по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты>:591; жилого дома по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты>:590, земельного участка по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты>:159, принадлежащих на праве общей долевой собственности Алымовой <данные изъяты>, Фазыловой <данные изъяты>, Суфияновой <данные изъяты>, Суфиянову <данные изъяты>, Суфияновой <данные изъяты>, Суфияновой <данные изъяты>.

В удовлетворении исковых требований Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан к Обществу с ограниченной ответственностью «Аграрная Строительная Компания» о понуждении выплатить выкупную стоимость изъятых жилых домов и земельного участка отказано.

С Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан в пользу Алымовой <данные изъяты> взыскана компенсация за 2/3 доли в праве собственности на изымаемый жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты>:591, за 1/3 долю в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>:159, расположенные по адресу: <адрес>, в размере <данные изъяты> рублей.

С Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан в пользу Фазыловой <данные изъяты> взыскана компенсация за 1/3 долю в праве собственности на изымаемый жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты>:591, за 1/6 долю в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>:159, расположенные по адресу: <адрес>, в размере <данные изъяты> рублей.

С Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан в пользу Суфияновой <данные изъяты> взыскана компенсация за 1/9 долю в праве собственности на изымаемый жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты>:590, за 1/18 долю в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>:159, расположенные по адресу: <адрес>, в размере <данные изъяты> рубля.

С Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан в пользу Суфиянова <данные изъяты> взыскана компенсация за 1/9 долю в праве собственности на изымаемый жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты>:590, за 1/18 долю в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>:159, расположенные по адресу: <адрес>, в размере <данные изъяты> рубля.

С Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан в пользу Суфияновой <данные изъяты> взыскана компенсация за 1/9 долю в праве собственности на изымаемый жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты>:590, за 1/18 долю в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>:159, расположенные по адресу: <адрес>, в размере <данные изъяты> рубля.

С Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан в пользу Суфияновой <данные изъяты> взыскана компенсация за 2/3 доли в праве собственности на изымаемый жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты>:590, за 1/3 долю в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>:159, расположенные по адресу: <адрес>, в размере <данные изъяты> рубля.

Указано, что после выплаты компенсации решение суда является основанием для прекращения права общей долевой собственности Алымовой <данные изъяты>, Фазыловой <данные изъяты> на жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты>:591, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>:159, расположенные по адресу: <адрес>, основанием для прекращения права общей долевой собственности Суфияновой <данные изъяты>, Суфиянова <данные изъяты>, Суфияновой <данные изъяты>, Суфияновой <данные изъяты> на жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты>:590, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>:159, расположенные по адресу: <адрес>, и основанием для признания права собственности муниципального образования <адрес> Республики Башкортостан на жилые дома с кадастровыми номерами <данные изъяты>:590, <данные изъяты>:591, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>:159, расположенные по адресу: <адрес>.

В пользу ООО «Оценка.Бизнес.Развитие» взысканы расходы по проведению экспертизы с Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан в размере <данные изъяты> рублей, с Алымовой <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рубля, с Фазыловой <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рубля.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 07.09.2022 года решение Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 19.05.2022 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан к обществу с ограниченной ответственностью «Аграрная Строительная Компания», Алымовой <данные изъяты>, Фазыловой <данные изъяты>, Суфияновой <данные изъяты>, Суфиянову <данные изъяты>, Суфияновой <данные изъяты>, Суфияновой <данные изъяты>, администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан об изъятии для муниципальных нужд жилого дом с кадастровым номером <данные изъяты>:591, по адресу: <адрес>; жилого дома с кадастровым номером <данные изъяты>:590, по адресу: <адрес>; земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>:159 по адресу: <адрес> с выплатой возмещения, прекращением права долевой собственности на объекты недвижимого имущества и признанием права муниципальной собственности - отказано.

С Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пользу ООО «Оценка.Бизнес.Развитие» в возмещение расходов по проведению экспертизы взыскано <данные изъяты> рублей.

В кассационных жалобах представителя ООО «Аграрная Строительная Компания», представителя администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан Шестерикова Д.С. ставится вопрос об отмене состоявшегося по делу апелляционного определения, как незаконного, необоснованного, принятого с нарушением норм материального и процессуального права.

Изучив доводы кассационной жалобы и материалы дела, заслушав пояснения участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему:

Судом установлено, что ответчикам на праве долевой собственности принадлежит недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес>, а именно: земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>:159, жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты>:591, жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты>:590.

Из материалов дела следует, что 25.03.2010 года Администрацией города и Службой заказчика заключен договор №10-РТ о развитии застроенной территории, ограниченной улицей <данные изъяты>, бульваром <данные изъяты>, бульваром <данные изъяты> и улицей им.<данные изъяты> бригад в Калининском районе городского округа г.Уфа.

Пунктами 3.1.2, 3.1.4, 3.1.8 названного договора на Службу заказчика возложены обязанности разработать и представить на рассмотрение в Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации города проект планировки и проект межевания застроенной территории; осуществить выкуп и снос жилых домов (за исключением объектов, включенных в адресную программу Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда), расположенных на застроенной территории, подлежащей развитию, и находящихся в собственности граждан и юридических лиц; осуществить в соответствии с утвержденные проектом планировки и проектом межевания, градостроительными планами земельных участков строительство объектов капитального строительства на застроенной территории.

Пунктами 3.2.1, 3.2.2 договора на Администрацию города возложены обязанности утвердить проект планировки и проект межевания застроенной территории в течение двух месяцев со дня представления другой стороной разработанной и согласованной в установленном порядке документации по планировке застроенной территории при условии отсутствия замечаний к данной документации; принять решение об изъятии путем выкупа жилых и нежилых объектов недвижимости, подлежащих сносу и находящихся на застроенной территории, а также земельных участков, на которых расположены такие объекты в течение четырех месяцев со дня поступления соответствующего обращения от другой стороны договора.

Администрация города на основании обращения Службы заказчика 03.06.2013 года приняла постановление №2741 об изъятии земельных участков, жилых помещений у собственников, землепользователей, для муниципальных нужд. Постановлением Администрации города от 28.04.2014 года №1779 внесены изменения в постановление от 03.06.2013 года №2741, перечень подлежащих изъятию земельных участков дополнен спорным земельным участком с кадастровыми номерами <данные изъяты>:159 (образованного из земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>:31 и <данные изъяты>:32) и <данные изъяты>:243.

На основании соглашения от 23.10.2013 года, оформленного между Администрацией города, Службой заказчика и Аграрной компанией, последней передана часть прав и обязанностей Службы заказчика, а именно: по развитию застроенной территории, в том числе оформить право на земельный участок в границах застроенной территории и осуществить строительство объекта капитального строительства «торговый комплекс» в соответствии с утвержденным проектом планировки, проектом межевания, прошедших публичные слушания (площадь составляет ориентировочно 2.45 га от всей площади застройки по договору от 25.03.2010 года №10-РТ), на Аграрную компанию возложена обязанность передать Администрации города 3% от общей вводимой площади торгового комплекса в виде служебных помещений с чистовой отделкой.

Пунктом 2.4 названного соглашения на Аграрную компанию во исполнение постановления Администрация города от 03.06.2013 года №2741 также возложена обязанность за свой счет произвести изъятие земельных участков у землепользователей (с возмещением убытков, связанных с прекращением владения и пользования) и собственников (путем выкупа и компенсации убытков, связанных с изъятием), а также изъятие жилых и нежилых помещений у собственников путем выкупа либо предоставления других жилых помещений взамен изымаемых с зачетом стоимости в выкупную цену, а именно: земельных участков с кадастровыми номерами: <данные изъяты>:14, <данные изъяты>:29, <данные изъяты>:30, <данные изъяты>:31, <данные изъяты>:32, <данные изъяты>:33, <данные изъяты>:47, <данные изъяты>:48, <данные изъяты>:49, <данные изъяты>:50, <данные изъяты>:51, <данные изъяты>:52, <данные изъяты>:53, <данные изъяты>:54, <данные изъяты>:55, <данные изъяты>:56, <данные изъяты>:57, <данные изъяты>:58, <данные изъяты>:59, <данные изъяты>:60, <данные изъяты>:62, <данные изъяты>:63, <данные изъяты>:64, <данные изъяты>:65, <данные изъяты>:66, <данные изъяты>:67, <данные изъяты>:68, <данные изъяты>:69, <данные изъяты>:70, <данные изъяты>:160, <данные изъяты>:243.

Дополнительным соглашением от 25.03.2016 года №3 к договору о развитии застроенной территории от 25.03.2010 года №10-РТ, оформленным между Администрацией города и Аграрной компанией, изменена редакция п.3.1.8 договора от 25.03.2010 года №10-РТ, согласно которой на общество возложена обязанность осуществить в соответствии с утвержденным проектом планировки и проектом межевания, градостроительными планами земельных участков строительство объектов капитального строительства на застроенной территории в срок до 08.02.2022 года.

Постановлением Администрации города от 26.10.2017 года №1467 утвержден проект планировки и проект межевания на вышеуказанном квартале, в рамках договора от 25.03.2010 года №10-РТ.

Согласно общей пояснительной записке проекта межевания территории указанного квартала, в число земельных участков (по состоянию на 2015 года), подлежащих изъятию, вошел и спорный земельный участок с кадастровым номером 02:55:020405:159.

24 апреля 2018 года Аграрная компания обратилась в УЗИО с заявлением, в котором, ссылаясь на истечение срока действия постановления Администрации города от 03.06.2013 года №2741 (три года), а также необходимость строительства коммуникаций для обеспечения муниципальных объектов (детский дом творчества и детское дошкольное учреждение), просило об издании нового постановления об изъятии для муниципальных нужд объектов и земельных участков в квартале, ограниченном улицей <данные изъяты>, бульваром <данные изъяты>, бульваром <данные изъяты> и улицей <данные изъяты> бригад в Калининском районе городского округа г.Уфы.

УЗИО письмом от 04.05.2018 года №13740 отказало в изъятии земельных участков, ссылаясь на то, что образование земельных участков для строительства линейных объектов местного значения в порядке п.3 ст.11.3 Земельного кодекса Российской Федерации утвержденной документацией по территориальному планированию не предусмотрено.

Обращаясь с настоящим иском в суд, истец указал на то, что 03.06.2013 года Администрацией города вынесено постановление об изъятии земельных участков и жилых домов у собственников, (землепользователей и т.д.), в рамках договора от 25.03.2010 года №10-РТ постановлением Администрации города от 26.10.2017 года №1467 утвержден проект планировки и проект межевания на вышеуказанном квартале, проект соглашения об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества, подписанный истцом, вручен ответчикам, однако последними не подписаны. В связи с истечением установленного п.12 ст.56.10 Земельного кодекса Российской Федерации истец обратился в суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции, указал на преюдицию для истца и Аграрной компании, как участников процесса, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2019 года №18АП-3337/2019 по гражданскому делу по иску Аграрной компании к УЗИО Администрации города о понуждении ответчика издать постановление об изъятии земельных участков и строений в квартале, ограниченном ул.<данные изъяты>, бульваром <данные изъяты>, бульваром <данные изъяты> и улицей <данные изъяты> бригад в Калининском районе г.о. г.Уфа, для муниципальных нужд.

Так, согласно выводам, изложенным в данном постановлении, на изымаемом у ответчиков земельном участке и расположенных на нем жилых домов, по соглашению Аграрная компания должна осуществить строительство торгового центра, при этом изъятие земельного участка допустимо только при условии, что такое изъятие осуществляется в рамках договора о развитии застроенной территории и во исполнение принятых на себя условиями договора и в соответствии с нормами п.3 ст.46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязанностями муниципального образования; обстоятельства, обусловленные необходимостью изъятия земельных участков для строительства коммуникаций для обеспечения муниципальных объектов (детский дом творчества и детское дошкольное учреждение), и наличии оснований для изъятия земельных участков в порядке абзаца десятого подп.2 ст.49 Земельного кодекса Российской Федерации, не могут являться основанием для изъятия земельных участков вне реализации договора о развитии застроенной территории.

Суд кассационной инстанции полагает возможным в данном случае согласиться с выводами суда апелляционной инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Как установлено постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2019 года №18АП-№3337/2019 Администрацией города постановлением от 03.06.2013 года №2741 (с учетом дополнений, внесенных постановлением Администрации города от 28.04.2014 года №1779) принято решение об изъятии в том числе спорного земельного участка.

Спорный земельный участок вошел в состав земельных участков (по состоянию на 2015 год), подлежащих изъятию согласно утвержденному постановлением Администрации города от 26.10.2017 года №1467 проекту планировки и проекту межевания на вышеуказанном квартале, в рамках договора от 25.03.2010 года №10-РТ.

Таким образом, решение уполномоченного органа об изъятии земельных участков принято в рамках договора о развитии застроенной территории согласно проекту ее планировки и межевания.

Изъятие земельных участков для муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления (ст.56.2 Земельного кодекса Российской Федерации).

Решение об изъятии земельных участков для муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение шести лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов (п.3 ст.56.3 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно п.1 и п.5 ст.56.4 Земельного кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельных участков для муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств об изъятии земельных участков для муниципальных нужд, с которыми в уполномоченные органы местного самоуправления, вправе обратиться организации, уполномоченные в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, заключенными с органами государственной власти или органами местного самоуправления договорами или соглашениями. В ходатайстве об изъятии должна быть указана цель изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

В силу п.1 ст.49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным в том числе со строительством и реконструкцией систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов

Согласно п.3 ст.41 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если необходимо изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с размещением объекта капитального строительства федерального, регионального или местного значения подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной.

Перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд определяются в проекте межевания территории и проекта планировки территории (ст.ст.43, 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Норма ст.49 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд по иным основаниям, предусмотренным федеральным законом.

Нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующие правоотношения, связанные с реализацией договоров о развитии застроенной территории (глава 5.1), утратили силу с 30.12.2020 года.

При этом, в соответствии с п.5 ст.18 Федерального закона от 30.12.2020 года №494-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий» договоры о развитии застроенных территорий, договоры о комплексном освоении территории, договоры о комплексном развитии территории, договоры об освоении территории в целях строительства стандартного жилья, договоры о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, заключенные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу данного Федерального закона), а также договоры, предусматривающие предоставление земельных участков из государственной или муниципальной собственности в целях реализации указанных договоров о развитии застроенных территорий, договоров о комплексном освоении территории, договоров о комплексном развитии территории, договоров об освоении территории в целях строительства стандартного жилья, договоров о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, сохраняют свое действие в соответствии с условиями таких договоров с учетом особенностей, предусмотренных п.6 указанной статьи. При этом изменение и расторжение указанных в настоящей части договоров осуществляется в порядке, действовавшем на день заключения таких договоров. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях реализации указанных договоров о развитии застроенных территорий, договоров о комплексном освоении территории, договоров о комплексном развитии территории, договоров об освоении территории в целях строительства стандартного жилья, договоров о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья осуществляется в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу данного Федерального закона).

Согласно п.п.1, 2 ст.46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (утратила силу 30.12.2020 года) по договору о развитии застроенной территории одна сторона обязуется в установленный договором срок своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц выполнить обязательства в соответствии с подп.3 - 6 п.3 данной статьи, а другая сторона (орган местного самоуправления) обязуется создать необходимые условия для выполнения обязательств в соответствии с подп.7 - 9 п.3 данной статьи.

Существенными условиями договора среди прочего являются: обязательство органа местного самоуправления утвердить проект планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, а также утвержденными органом местного самоуправления расчетными показателями минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетными показателями максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения; обязательство органа местного самоуправления принять в установленном порядке решение об изъятии для муниципальных нужд жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, а также земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома.

Согласно п.3 ст.46.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены:

1) многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу;

2) многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления.

Согласно п.1 ст.56.3 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования; утвержденными проектами планировки территории.

Принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных п.1 данной статьи, должно быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции) (п.2 ст.56.3 Земельного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, из взаимосвязанных положений изложенных норм следует, что изъятие земельных участков, расположенных в границах территории, в отношении которой принято решение о ее развитии и заключен соответствующий договор в порядке ст.46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (утратила силу 30.12.2020 года), осуществляется в рамках реализации такого договора с учетом определенного сторонами объема прав и обязанностей.

В свою очередь как из норм подп.8 п.3 ст.46.2. Градостроительного кодекса Российской Федерации (утратила силу 30.12.2020 года), так из условий обязательства, принятого Аграрной компанией на основании договора о развитии застроенной территории от 25.03.2010 года №10-РТ (п.3.2.2) и соглашения от 23.10.2013 года об уступке прав по нему, следует, что обязанность органа самоуправления по принятию решения об изъятии земельных участков обусловлена признанием расположенных на земельных участках объектов недвижимости подлежащими сносу, и только в такой форме обеспечивается достижение целей частно-муниципального партнерства, реализуемого по договору о развитии застроенной территории.

Соответственно, изъятие земельных участков, расположенных в границах застроенных территорий, допустимо только при условии, что такое изъятие осуществляется в рамках договора о развитии застроенной территории и во исполнение принятых на себя Администрацией города условиями договора обязанностями.

Как указано выше дополнительным соглашением от 25.03.2016 года №3 к договору о развитии застроенной территории от 25.03.2010 года №10-РТ, на Аграрную компанию возложена обязанность осуществить в соответствии с утвержденным проектом планировки и проектом межевания, градостроительными планами земельных участков строительство объектов капитального строительства на застроенной территории в срок до 08.02.2022 года.

Из кассационной жалобы представителя Аграрной компании следует, что в настоящий момент Арбитражным судом Республики Башкортостан (дело №А07-10856/2021) рассматривается дело по иску Аграрной компании к Администрации города о внесении изменений в договор о развитии застроенной территории от 25.03.2010 года №10-РТ в части обязанности Аграрной компании осуществить в соответствии с утвержденным проектом планировки и проектом межевания, градостроительными планами земельных участков строительство объектов капитального строительства на застроенной территории в срок до 08.02.2028 года.

До настоящего момента решение по делу не принято, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных по настоящему делу требований не имеется.

Как указано в кассационной жалобе представителя ООО «Аграрная строительная Компания», в рамках договора от 25.03.2010 года №10-РТ Аграрная компания обязалась провести коммуникации к детскому дому творчества по изымаемым участкам, а сам же детский дом творчества будет возведет на земельном участке ООО СЗ «СтроительГрупп». Без изъятия спорных объектов для муниципальных нужд, ставится под угрозу реализация проекта по строительству детского дома творчества и детского сада, а без продления договора от 25.03.2010 года №10-РТ с ООО «Аграрная Строительная компания» изъятие объектов невозможно.

В кассационной жалобе представитель Аграрной компании выражает несогласие с выводами суда апелляционной инстанции о том, что не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что принадлежащий ответчикам земельный участок изымается для каких-либо публичных нужд.

Статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд может иметь место в исключительных случаях.

В подпунктах 1 и 2 п.1 названной правовой нормы перечислены объекты государственного и муниципального значения, для размещения которых осуществляется изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов, а также предусмотрена возможность изъятия земельных участков в случаях, связанных с выполнением международных обязательств Российской Федерации.

По смыслу подп.3 п.1 ст.49 Земельного кодекса Российской Федерации случаи изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд могут быть связаны также и с иными исключительными обстоятельствами, отличными от указанных в подпунктах 1 и 2 п.1 данной правовой нормы, которые предусмотрены федеральными законами.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что орган местного самоуправления в лице УЗИО в обоснование изъятия спорного земельного участка не ссылался на обстоятельства, предусмотренные в подпунктах 1 и 2 п.1 названной правовой нормы. Наличие данных обстоятельств судом первой инстанции не выявлено, их отсутствие подтверждено вступившим в законную силу постановлением Восемнадцатого апелляционного арбитражного суда, обстоятельства, установленные которым не могут оспариваться в настоящем деле УЗИО и Аграрной компанией.

Вместе с тем, в указанном постановлении Восемнадцатого апелляционного арбитражного суда сделан вывод о том, что наличие оснований для изъятия земельных участков в порядке ст.49 Земельного кодекса Российской Федерации, не могут являться основанием для изъятия земельных участков вне реализации договора о развитии застроенной территории.

Таким образом, для удовлетворения требований об изъятии спорных объектов недвижимого имущества, необходима определенность в порядке исполнения договора от 25.03.2010 года №10-РТ, что в настоящий момент является предметом спора, рассматриваемого арбитражным судом.

Учитывая вышеуказанное, доводы кассационной жалобы в данной части не влекут отмену обжалуемого апелляционного определения.

Выводы суда апелляционной инстанции о том, что срок действия решения об изъятии земельного участка от 28.04.2014 года №1779 истек, сделаны при неправильном применении норм материального права.

Так, на основании п.1 ст.26 Федерального закона №499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, если до дня вступления в силу Федерального закона №499-ФЗ принято решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, подготовка и заключение соглашения об изъятии такого земельного участка осуществляются в порядке, установленном федеральным законодательством в редакции Федерального закона №499-ФЗ.

Таким образом, в случае, если решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд принято в апреле 2014 года и до настоящего времени не заключено соглашение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд, то подготовка и заключение такого соглашения осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом и Земельным кодексом в редакции Федерального закона №499-ФЗ. При этом изменения сроков изъятия земельного участка для муниципальных нужд, которое осуществляется в связи с решением, принятым до 01.04.2015 года, не требуется, так же, как не требуется издания каких-либо дополнений к названному решению.

Данные разъяснения изложены в Рекомендациях по применению Федерального закона от 31.12.2014 года №499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», утвержденных Минэкономразвития России.

Однако, учитывая выводы суда кассационной инстанции, изложенные выше, неверное применение норм материального права не повлекло принятие неверного решения.

На основании вышеуказанного и, руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 07 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационные жалобы представителя ООО «Аграрная Строительная Компания», представителя администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан Шестерикова Д.С. - без удовлетворения.

Председательствующий И.М. Ромасловская

Судьи Т.М. Нечаева

М.В. Романов

8Г-98/2023 - (8Г-28129/2022) [88-1087/2023 - (88-27832/2022)]

Категория:
Гражданские
Истцы
УЗИО Администрация ГО г.Уфа
прокурор
Ответчики
Суфиянова Гульнара Явитовна
Фазылова Галина Васильевна
Суфиянов Эдуард Радикович
Администрация го г Уфа
Суфиянова Мансура Исламовна
Суфиянова Оксана Анатольевна
Алымова Татьяна Васильевна
ООО Аграрная Строительная Компания
Другие
МУП Служба заказчика и технического надзора ГО г. Уфа РБ
Суд
Шестой кассационный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
6kas.sudrf.ru
23.01.2023Судебное заседание
23.01.2023Срок рассмотрения жалобы / представления продлен в связи со сложностью
13.02.2023Судебное заседание
15.02.2023Судебное заседание
20.03.2023Судебное заседание
20.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее