Дело № 2-453/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Кызыл 11 мая 2021 года
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: председательствующего Кужугет Р.Ш., при секретаре Шыырап М.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ондара А.А. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Мэрии города Кызыла, Департаменту архитектуры, градостроительства и земельных отношений г. Кызыла о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка за плату в собственность, обязании принять решение о предоставлении в собственность земельного участка путем заключения договора купли-продажи, признании незаконным отказа выдать разрешение на строительство производственной базы фермерского хозяйства на земельном участке, обязании выдать разрешение на строительство производственной базы фермерского хозяйства на земельном участке,
с участием истца Ондар А.А., представителя истца Конвиза С.С., представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва Ондар О.Б.,
установил:
Ондар А.А. обратился в суд с административным иском к министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее – министерство) о признании незаконным отказа министерства в предоставлении земельного участка за плату в собственность, обязании министерства принять решение о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>, из земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 110000 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, заключении договора купли-продажи вышеуказанного земельного участка (первоначальные исковые требования).
В обоснование заявленных требований указывалось, что 22.08.2019 Ондаром А.А. подано в министерство заявление о предоставлении истцу в собственность за плату земельного участка по адресу: <данные изъяты>, из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером <данные изъяты>, на которое получен отказ со ссылкой на статью 39.3 и пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс). Полагает отказ в предоставлении земельного участка не основанным на законе, поскольку спорный участок из земель сельскохозяйственного назначения предоставлен ему в аренду 14.06.2013 на 25 лет администрацией Пий-Хемского района, все условия для приобретения земельного участка в собственность за плату в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса им выполнены.
Определением от 24.01.2020 суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
04.12.2020 истцом подано в суд уточненное исковое заявление к министерству, мэрии г. Кызыла, департаменту архитектуры, градостроительства и земельных отношений г. Кызыла (далее – департамент):
- о признании незаконным отказа министерства в предоставлении земельного участка за плату в собственность и обязании министерства принять решение о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>, из земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 110000 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, путем заключения договора купли-продажи вышеуказанного земельного участка;
- о признании незаконным отказа департамента в выдаче разрешения на строительство производственной базы фермерского хозяйства на земельном участке, расположенном по адресу: <данные изъяты>, из земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 110000 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, и обязании департамента выдать испрашиваемое разрешение на строительство.
Министерством направлен отзыв на исковое заявление, в котором выражается несогласие с заявленными требованиями. Спорный земельный участок расположен в настоящее время в границах г. Кызыла в соответствии с Законом Республики Тыва от 30.12.2016 № 237-ЗРТ «О внесении изменений в Закон Республики Тыва «О статусе муниципальных образований Республики Тыва» и отнесен к землям населенных пунктов, при этом на участке не имеется хозяйственных построек. Постановлением Правительства Республики Тыва от 24.05.2018 № 278 спорный земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> переведен в категорию земель населенных пунктов, поэтому исключительным правом приобретения земельного участка в собственность в соответствии со статьей 39.6 Земельного кодекса обладают собственники зданий, сооружений.
Департаментом представлен отзыв на исковое заявление, поименованный ходатайством, из которого следует, что согласно действующим Правилам землепользования и застройки г. Кызыла на спорный земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> не утвержден градостроительный регламент. На основании распоряжения мэрии г. Кызыла от 17.09.2020 № 613 проведен конкурс по выполнению работ по корректировке генерального плана г. Кызыла и Правил землепользования и застройки г. Кызыла, по результатам которого 10.11.2020 между департаментом и ООО НИИ «Земля и город» заключен контракт со сроком исполнения до 25.09.2021. В данные корректировок документов градостроительного зонирования входит спорный земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, поскольку границы г. Кызыла изменены путем включения в них микрорайона «Вавилинский затон» Пий-Хемского района. В связи с отсутствием правил землепользования и застройки на спорный земельный участок, выдача разрешения на строительство в настоящее время не представляется возможным.
Истец Ондар А.А. и его представитель Конвиз С.С. (по доверенности) в судебном заседании исковые требования с учетом уточнений поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика министерства Ондар О.Б. (по доверенности) с иском не согласилась, поддержав доводы, изложенные в отзыве на иск.
Представитель ответчика мэрии г. Кызыла К. (по доверенности) в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия.
Представитель ответчика департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений г. Кызыла М. (по доверенности) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил.
С учетом изложенного, суд рассматривает дело без участия представителей ответчиков мэрии г. Кызыла и департамента на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельногоучастка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Пунктом 4 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон № 101-ФЗ) предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в ст. 39.2 Земельного кодекса, отсутствует информация о выявленных в рамкахгосударственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом.
Таким образом, необходимыми условиями для приобретения арендатором земельных участок из земель сельскохозяйственного назначения данных участков в собственность на льготных условиях (без проведения торгов) являются использованием арендатором земельного участка в соответствии с его назначением (сельскохозяйственное производство) и отсутствие нарушений законодательства при использовании земельного участка.
Предусмотренный пунктом 4 статьи 10 Закона № 101-ФЗ механизм приобретения права собственности на земельный участок обусловлен спецификой земельных правоотношений и установлен законодателем для тех арендаторов, которые доказали надлежащее использование участка (документально подтвердили, что эффективно хозяйствуют на сельскохозяйственных землях) на протяжении длительного срока: трех лет и более с момента заключения договора аренды. Механизм защиты арендаторов, отвечающих установленным требованиям, направлен на создание условий для устойчивого землепользования и предполагает формирование группы таких собственников, которые ранее уже зарекомендовали себя в качестве исправных арендаторов. Предоставление права на приватизацию участков из земель сельскохозяйственного назначения, указанным в ней арендаторам преследует цели появления класса эффективных собственников сельскохозяйственных земель, сохранения устойчивого землепользования и более бережного отношения к земле как к природному ресурсу, используемому в качестве средства производства в сельском хозяйстве (пункт 1 части 1 статьи 1 Земельного кодекса).
Как следует из материалов дела, 14.06.2013 между администрацией Пий-Хемскогокожууна (арендодатель) и Ондаром А.А. (арендатор) заключен договор аренды № 88, по условиям которого арендатору предоставлен в аренду сроком на 25 лет с 14.06.2013 по 14.06.2038 земельный участок по адресу: <данные изъяты> из земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 110000 кв.м. и кадастровым номером <данные изъяты>, с разрешенным использованием – «для сельскохозяйственного использования».
Договор зарегистрирован в Управлении Росреестра по Республике Тыва 08.07.2013.
Из кадастрового паспорта земельного участка от 05.06.2013 следует, что земельный участок отнесен к землям сельскохозяйственного назначения и имеет разрешенное использование: «для сельскохозяйственного использования».
22.08.2019 Ондар А.А. обратился в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка по адресу: <данные изъяты>, с кадастровым номером <данные изъяты>, в собственность за плату.
Согласно ответу министерства от 23.09.2019 № ОГ-1526, Ондару А.А. отказано в предоставлении земельного участка в собственность по ссылкой на положения статьи 39.3 и пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса, поскольку продажа земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах в форме аукциона, а исключительное право на приобретение в собственность земельного участка имеют граждане, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно выписке из ЕГРН от 02.11.2020 земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположен по адресу: <данные изъяты>, категория земель – «земли населенных пунктов», виды разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования», «для иных видов сельскохозяйственного использования». Зарегистрировано право аренды Ондара А.А. на указанный участок сроком действия с 14.06.2013 по 14.06.2038.
Как установлено судом и данное обстоятельство стороной истца не оспаривается, Ондар А.А. сельскохозяйственным товаропроизводителем применительно к требованиям части 2 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» не является. Доказательств ведения на испрашиваемом земельном участке сельскохозяйственного производства именно Ондаром А.А. материалы дела не содержат. Довод министерства об отсутствии на спорном земельном участке хозяйственных построек истцом не опровергнут.
С учетом изложенного, в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлено доказательств ведения на испрашиваемом земельном участке сельскохозяйственного производства с момента заключения договора аренды в июне 2013 г. по настоящее время, что само по себе является основанием к отказу в предоставлении в собственность земельного участка в порядке, установленном подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса и пунктом 4 статьи 10 Закона № 101-ФЗ.
В пункте 3 статьи 5 Конституционного закона Республики Тыва от 12.12.2011 № 1054 ВХ-1 «Об административно-территориальном устройстве Республики Тыва» определено, что к полномочиям Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва относится установление и изменение границ административно-территориальных единиц в Республике Тыва путем принятия закона Республики Тыва.
Законом Республики Тыва от 30.12.2016 № 237-ЗРТ «О внесении изменений в Закон Республики Тыва «О статусе муниципальных образований Республики Тыва» внесены изменения в Закон Республики Тыва от 24.12.2010 № 268 ВХ-1 «О статусе муниципальных образований Республики Тыва» в части картографического описания границ городского округа «Город Кызыл».
Постановлением Правительства Республики Тыва от 24.05.2018 № 278 земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования» (пункт <данные изъяты> приложения № 1).
Суд полагает, что постановление Правительства Республики Тыва от 24.05.2018 № 278 издано в установленном порядке органом государственной власти, фактически содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на изменение существующих отношений, так как этим постановлением произведен перевод значительного числа земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов, а также установлен вид разрешенного использования указанных земельных участков.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что постановление Правительства Республики Тыва от 24.05.2018 № 278 обладает признаками нормативного правового акта с учетом разъяснений, изложенных в абзацах 1-3 пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (схожая правовая позиция представлена в решении Верховного Суда Республики Тыва от 24.04.2013 № 3-7/2013).
Предъявляя исковые требования именно к министерству, истец и его представитель полагают, что спорный земельный участок фактически находится на территории г. Кызыла, при этом нормативными правовыми актами Республики Тыва предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» – столицы Республики Тыва, осуществляется министерством (часть 1 статьи 8.1 Конституционного закона РеспубликиТыва от 27.11.2004 № 886 ВХ-1 «О земле», постановление Правительства Республики Тыва от 04.03.2011 № 158).
В свою очередь, доводы министерства сводятся к тому, что с изменением категории спорного земельного участка и перевода его из земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов, а именно г. Кызыла, приобретение его в собственность заявителя, по основаниям, предусмотренным подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса, пунктом 4 статьи 10 Закона № 101-ФЗ, без проведения торгов, является невозможным.
Указанные доводы министерства, сами по себе, являются правомерными и обоснованными.
Между тем суд отмечает, что приведенные доводы министерства были бы обоснованными в полном объеме лишь при соблюдении порядка перевода спорного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов.
Так, согласно абзацу 8 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном указанным Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Порядок установления или изменения границ населенных пунктов установлен статьей 84 Земельного кодекса.
Подпунктом 1 пункта 1 вышеуказанной статьи предусмотрено, что установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Нарушение установленного Земельным кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 Земельного кодекса).
Согласно части 1.1 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» при наличии генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов изменение границ населенных пунктов до 31.12.2012 может осуществляться путем внесения изменений в указанные генеральные планы, схемы территориального планирования в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации либо путем включения земельных участков в границы населенных пунктов или исключения земельных участков из границ населенных пунктов исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном данной статьей.
Из части 1.1 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» следует, что предусмотренная данным законом процедура изменения границ населенных пунктов при наличии генеральных планов поселений путем принятия решений исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации могла применяться в качестве альтернативы процедуре, установленной Градостроительным кодексом Российской Федерации, исключительно до 31.12.2012.
После указанной даты изменение границ населенных пунктов осуществляется только путем внесения изменений в генеральные планы, схемы территориального планирования в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс).
При таком положении, суд полагает, что перевод спорного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов осуществлен с нарушением закона, а именно абзаца 8 пункта 1 статьи 8 и подпункта 1 пункта статьи 84 Земельного кодекса, части 1.1 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ, так как изменение категории земель имело место на основании решения исполнительного органа власти Республики Тыва – постановления Правительства Республики Тыва от 24.05.2018 № 278, а не путем внесения изменений в генеральный план городского округа «Город Кызыл Республики Тыва».
Согласно части 2 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.
С учетом того, что постановление Правительства Республики Тыва от 24.05.2018 № 278 в части изменения категории спорного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> с земель сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов принято с нарушением вышеуказанных положений Земельного кодекса и Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ, суд применяет при разрешении настоящего дела нормы указанных федеральных законов как имеющих большую юридическую силу (часть 2 статьи 120 Конституции Российской Федерации, статья 2 Земельного кодекса, абзац 13 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 06.12.2017 № 37-П) и не применяет положения постановления Правительства Республики Тыва от 24.05.2018 № 278 в части, касающейся изменения правового режима спорного земельного участка.
Как указывалось выше в отзыве департамента, изменения в генеральный план городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» в части расширения границ населенного пункта г. Кызыл путем включения микрорайона «Вавилинский затон», в том числе, территории земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, не вносились. На основании распоряжения мэрии г. Кызыла от 17.09.2020 № 613 проведен конкурс по выполнению работ по корректировке генерального плана г. Кызыла и Правил землепользования и застройки г. Кызыла, по результатам которого 10.11.2020 между департаментом и ООО НИИ «Земля и город» заключен контракт со сроком исполнения до 25.09.2021. В данные корректировок документов градостроительного зонирования входит спорный земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>.
Данные обстоятельства, изложенные в отзыве и правовой позиции департамента, истцом не оспариваются.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> в установленном порядке не отнесен к землям населенного пункта г. Кызыл Республики Тыва путем изменения его границ посредством корректировки генерального плана городского округа, поэтому министерство до внесения изменений в генеральный план городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» не вправе распоряжаться спорным земельным участком.
Изложенное позволяет также сделать вывод о том, что исковые требования о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка за плату в собственность и обязании принять решение о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>, из земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 110000 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, путем заключения договора купли-продажи вышеуказанного земельного участка, адресованные министерству, фактически заявлены Ондаром А.А. к ненадлежащему ответчику, поскольку министерство, как указывалось выше, до внесения изменений в генеральный план городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» не вправе распоряжаться спорным земельным участком. Таковым уполномоченным органом остается администрация Пий-Хемскогокожууна (абзац 4 пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
Суд также обращает внимание, что согласно выписке из ЕГРН от 02.11.2020 земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположен на территории Пий-Хемскогокожууна Республики Тыва по адресу: <данные изъяты>.
По всем изложенным выше причинам, суд отказывает в удовлетворении исковых требований Ондара А.А. о признании незаконным отказа министерства в предоставлении земельного участка за плату в собственность и обязании министерства принять решение о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>, из земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 110000 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, путем заключения договора купли-продажи вышеуказанного земельного участка.
Судом также установлено, что 10.11.2020 Ондар А.А. обратился в департамент о выдаче разрешения на строительство на земельном участке производственной базы фермерского хозяйства.
16.11.2020 ответом департамента № Ондару А.А. отказано в выдаче разрешения на строительство, поскольку в отношении спорного земельного участка не приняты правила землепользования и застройки.
Как отмечено выше, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> в установленном порядке не отнесен к землям населенного пункта г. Кызыл Республики Тыва путем изменения его границ посредством корректировки генерального плана городского округа, поэтому мэрия г. Кызыла и департамент не уполномочены выдавать разрешения на строительство на территории спорного земельного участка до внесения изменений в генеральный план городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» и утверждения градостроительного регламента в соответствующем разделе Правил землепользования и застройки городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», утвержденных решением Хурала представителей г. Кызыла от 27.11.2012 № 432.
Так, согласно частям 1 и 3 Градостроительного кодекса разрешение на строительство по общему правилу представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, при этом, не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки.
Доводы, изложенные в отзыве департамента в указанной части, суд полагает обоснованными.
Таким образом, исковые требования о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство производственной базы фермерского хозяйства на земельном участке, расположенном по адресу: <данные изъяты>, из земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 110000 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, и обязании выдать испрашиваемое разрешение на строительство, адресованные мэрии г. Кызыла и департаменту, фактически заявлены Ондаром А.А. к ненадлежащим ответчикам. Надлежащим ответчиком и уполномоченным органом по данным требованиям являлась бы администрация Пий-Хемскогокожууна (пункт 5 части 2 статьи 8 Градостроительного кодекса).
Поэтому суд отказывает в удовлетворении исковых требований Ондара А.А. о признании незаконным отказа департамента в выдаче разрешения на строительство производственной базы фермерского хозяйства на земельном участке, расположенном по адресу: <данные изъяты>, из земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 110000 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, и обязании департамента выдать испрашиваемое разрешение на строительство.
При таких данных, иск Ондара А.А. к министерству, мэрии г. Кызыла и департаменту следует оставить без удовлетворения в полном объеме.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 194, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении иска Ондара А.А. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Мэрии города Кызыла, Департаменту архитектуры, градостроительства и земельных отношений г. Кызыла о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка за плату в собственность, обязании принять решение о предоставлении в собственность земельного участка путем заключения договора купли-продажи, признании незаконным отказа выдать разрешение на строительство производственной базы фермерского хозяйства на земельном участке, обязании выдать разрешение на строительство производственной базы фермерского хозяйства на земельном участке, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд Республики Тыва.
Мотивированное решение составлено 18 мая 2021 года (с учетом выходных дней – 15 и 16 мая 2021 года).
Судья Р.Ш. Кужугет