дело № 2-852/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 марта 2023 г. г. Смоленск
Ленинский районный суд г. Смоленска в составе председательствующего судьи Титова А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Конюховой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баранова М.Н. к Администрации г.Смоленска, Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска об обязании внести изменения в проект планировки и межевания территории, сформировать земельный участок придомовой территории многоквартирного дома и передать его в общую долевую собственность помещений дома,
при участии:
от истца: Сергеева С.В. – представителя по доверенности;
У С Т А Н О В И Л:
Баранов М.Н. с учетом уточнения исковых требований обратился в суд с требованиями к Администрации г. Смоленска, Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска об обязании внести изменения в проект планировки и межевания территории, сформировать границы земельного участка придомовой территории многоквартирного <адрес> <адрес>, с дальнейшей возможностью поставки земельного участка на кадастровый учет.
В обоснование требований истец указывает, что является собственником <адрес> многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, и председателем Совета дома. Земельный участок, относящийся к общему имуществу собственников помещений, не сформирован, в связи с чем у жильцов дома отсутствует возможность предпринимать меры по повышению качества благоустройства дворовой территории. На заявление истца о формировании земельного участка указанного многоквартирного дома, Администрация сообщила о необходимости внесения изменений в проект межевания и планировки, а на соответствующее заявление истца Администрацией г. Смоленска дан ответ об отсутствии возможности внесения изменений в проект планировки и межевания территории ввиду ограниченного финансирования. В связи с бездействием ответчика заявленные требования о формировании земельного участка придомовой территории многоквартирного дома для передачи в общую собственность собственников помещений остаются без удовлетворения.
В ходе производства по делу к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска.
Истец Баранов М.Н. в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представитель истца Сергеев С.В. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации г. Смоленска в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В представленных письменных возражениях в удовлетворении исковых требований просил отказать в полном объеме, указав, что многоквартирный жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, находится в пределах земельного участка с кадастровым номером №. Сведения о земельном участке, на котором расположен многоквартирный жилой <адрес> по <адрес> в <адрес>, внесены в ЕГРН, границы земельного участка установлены в соответствии с действующим законодательством, площадь земельного участка составляет <данные изъяты> кв.м. Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № на территорию, в границах которой расположен земельный участок с кадастровым номером №, утвержден проект планировки и межевания застроенных территорий в <адрес>.
Представитель Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом; в представленном письменном отзыве возражал относительно удовлетворения требований в полном объеме, указав, что земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве общей долевой собственности не только собственникам помещений <адрес>, но и собственникам помещений <адрес>. Уменьшение земельного участка с кадастровым номером № повлечет уменьшение общего имущества собственников многоквартирных домов, что в свою очередь затронет права собственников помещений <адрес> <адрес>.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Как предусмотрено частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 1 статьи 219 КАС РФ предусмотрено, что если КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу части 9 статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Бремя доказывания по административному иску в рамках рассматриваемого спора распределено в соответствии с частью 11 статьи 226 КАС РФ и предусматривает обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226, на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также – ЖК РФ) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), в п. 2.1 Постановлении от 28.05.2010 № 12-П указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах установил в ЖК РФ общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (ч.ч 1, 2 ст. 36 ЖК РФ), а в статье 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен.
Из частей 2 - 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета. Таким образом, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета.
При этом каких-либо актов органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.
На основании части 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении от 28.05.2010 №12-П формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, следовательно, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
Судом установлено, что Баранов М.Н. является собственником <адрес>, расположенной в многоквартирном доме по адресу: <адрес> <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости. Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об избрании Баранова М.Н. председателем совета дома.
В целях формирования земельного участка для дальнейшего его благоустройства Баранов М.Н. ДД.ММ.ГГГГ направил в адрес Администрации г. Смоленска заявление о формировании земельного участка указанного многоквартирного дома. Рассмотрев заявление, Администрация г. Смоленска письмом от ДД.ММ.ГГГГ №. проинформировала Баранова М.Н. о возможности изменения границ земельного участка под многоквартирным жилым домом после внесения изменений в проект планировки и межевания территории, в границах которой расположен данный земельный участок. На заявление истца от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в проект планировки и межевания территории заместитель Главы г. Смоленска – начальник Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска – главный архитектор письмом от ДД.ММ.ГГГГ №. сообщил об отсутствии возможности выделения средств на разработку проекта внесения изменений ввиду ограниченного финансирования.
Из изложенного следует, что право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок, на котором расположен вышеуказанный дом, возникает в силу положений ЖК РФ и Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», следовательно, заявитель вправе требовать формирования границ этого участка.
Учитывая, что на соответствующие уполномоченные органы федеральным законом возложена публичная обязанность сформировать земельный участок согласно требованиям земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности как по собственной инициативе, так и по заявлению любого собственника помещения дома, Управление не вправе отказать в формировании земельного участка, в том числе и по мотиву отсутствия проекта межевания территории квартала, на котором расположен жилой дом.
Статьей 43 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков.
Пунктом 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» определено, что до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры общественных обсуждений или публичных слушаний в соответствии со статьями 5.1 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Не допускается требовать в указанном случае предоставление других (далее также – ГрК РФ) документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.
В соответствии с частями 1, 8 статьи 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления. Подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно, подведомственными указанным органам государственными, муниципальными (бюджетными или автономными) учреждениями либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи.
Отсутствие средств в бюджете не может являться основанием для уклонения административного ответчика от исполнения возложенных на него законом обязанности по подготовке и утверждению проекта планировки территории и формированию соответствующего земельного участка под соответствующим многоквартирным домом.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку Администрацией г.Смоленска допущено бездействие по формированию земельного участка придомовой территории, которое противоречит требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы истца.
Применительно к положениям ст. 206 ГПК РФ суд, учитывая баланс интересов сторон, полагает необходимым установить срок завершения названных работ не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Баранова М.Н. удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Смоленска внести изменения в проект планировки и межевания территории, позволяющие сформировать и поставить на кадастровый учет земельный участок под многоквартирным домом <адрес>
Обязать Администрацию г. Смоленска принять решение сформировать границы земельного участка придомовой территории <адрес> и поставить земельный участок на кадастровый учет в соответствии с проектом границ земельного участка <адрес> не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение одного месяца.
Мотивированное решение изготовлено 29 марта 2023 г.
Судья А.П. Титов
«КОПИЯ ВЕРНА» подпись судьи Титов А.П. секретарь судебного заседания________________ наименование должности уполномоченного работника аппарата федерального суда общей юрисдикции Конюхова А.Р. 29.03.2023 |
Ленинский районный суд г. Смоленска
УИД: 67RS0002-01-2022-007248-47
Подлинный документ подшит в материалы дела № 2-852/2023