Дело 2-3136/24г.
УИД 05RS0031-01-2024-002723-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 мая 2024 года г.Махачкала
Ленинский районный суд города Махачкалы Республики Дагестан в составе председательствующего - судьи Айгуновой З.Б., при секретаре судебного заседания – Темирхановой Д.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ленинского района г.Махачкалы в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Махачкалы, МБДОУ «Центр развития ребенка детский сад №30», МКУ «Управление образования администрации городского округа «город Махачкала», МКУ «Финансовое управление администрации городского округа «город Махачкала» о признании без действия незаконными, обязании выделить финансовые средства для устранения нарушений требований ФЗ и обязании после поступления денежных средств обеспечить устранения нарушений отраженных в информации,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Ленинского района г.Махачкалы в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации г.Махачкалы, МБДОУ «Центр развития ребенка детский сад №30», МКУ «Управление образования администрации городского округа «город Махачкала», МКУ «Финансовое управление администрации городского округа «город Махачкала» о признании без действия незаконными, обязании в срок 180 дней после вступления решения суда в законную силу выделить финансовые средства для устранения нарушений требований ФЗ и обязании после поступления денежных средств обеспечить устранения нарушений отраженных в информации, указав при этом, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства антитеррористической защищенности в МБДОУ «Центр развития ребенка детский сад №30», расположенной по адресу: ул.Г.Цадасы, д.80, г.Махачкала.
Согласно информации УВО ВНГ по РД, на территории Детского сада №30 выявлены нарушения требований действующего законодательства, которые угрожают жизни и здоровью посетителей, работников и воспитанников.
В последующем к участию по делу в качестве третьего лица привлечено МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций г.Махачкалы».
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г.Махачкалы поддержал исковое заявление по изложенным в нем основаниям.
В судебном заседании ответчик представитель ответчика администрации г.Махачкалы – Яриков М.М. иск не признал, указав при этом, что надлежащим ответчиком по данному делу является МКУ «ГО и ЧС».
В судебном заседании ответчик представитель МКУ «Управление образования администрации городского округа «город Махачкала» - Халилов К.И., иск не признал, указав при этом, что надлежащим ответчиком по данному делу является МКУ «ГО и ЧС».
В судебном заседании ответчик представитель МБДОУ «Центр развития ребенка детский сад №30», будучи надлежаще извещенным о судебном разбирательстве, не направил своего представителя.
В судебное заседание ответчик МКУ «Управление образования г.Махачкалы», будучи надлежаще извещенным о судебном разбирательстве, не направил своего представителя. Ранее в письменной форме представитель МКУ иск не признал, указав при этом, что МКУ не является ответственным лицом за обязательства указанные в иске.
В судебное заседание третье лицо УВО ВНГ РФ по РД и МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций г.Махачкалы», будучи надлежаще извещенными о судебном разбирательстве, не направили своих представителей.
Суд, выслушав сторону, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
На основании п. 1, п. 2 ст. 7 Федерального закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
Согласно решению от 19.02.2024 за №9 заместителем прокурора Ленинского района г.Махачкалы советник юстиции Гаммаевым В.М. определено провести проверку в МБДОУ «Центр развития ребенка детский сад №30», расположенном по адресу: г.Махачкала, ул.Шевченко, 6, на предмет соблюдения требований Федерального законодательства о пожарной безопасности и антитеррористической защищенности в образовательном учреждении, проведение которой поручено помощнику прокурора района Шапиеву Х.М.
Согласно пп. 2, 3 п. 6 ст. 28 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - N 273-ФЗ), образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 7 ст. 28 N 273-ФЗ, образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании ст. 2 Федерального закона N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее N 35-ФЗ), противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно пп. 6 ст. 3 N 35-ФЗ, антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Постановлением Правительства РФ N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" (далее - Постановление N 1006), утверждены соответствующие Требования.
Согласно п. 4 Постановления N 1006 перечни объектов (территорий), подлежащих антитеррористической защите, определяются Министерством, просвещения Российской Федерации - в отношении объектов (территорий), правообладателем которых является Министерство просвещения Российской Федерации, а также в отношении подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации организаций, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования Российской Федерации, - в отношении объектов (территорий), правообладателями которых они являются, а также организаций, находящихся в их ведении, осуществляющих деятельность в сфере образования.
В соответствии с п. 5 Постановления N 1006, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Согласно информации Управления вневедомтсвенной охраны по г.Махачкале от 14.03.2024 №1231/12-267 в МБДОУ «Центр развития ребенка детский сад №30» расположенной по адресу: г.Махачкала, ул.Г.Цадасы, д.78 выявлены и отображены 4 нарушений соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности объектами образования расположенных на территории Ленинского района г.Махачкалы.
Судом установлено и не оспорено сторонами, что учредителем и собственником имущества МБДОУ «Центр развития ребенка детский сад №30» является муниципальное образование городской округ с внутригородским деление "город Махачкала".
Отраслевым органом Администрации города Махачкалы, осуществляющим функции и полномочия учредителя по вопросам координации деятельности учреждения в сфере образования, является МКУ "Управление образования" города Махачкалы.
Органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление функций и полномочий учредителя и собственника имущества МБДОУ является Администрация городского округа с внутригородским делением "город Махачкала".
Согласно пункту 20 статьи 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к организации, осуществляющей образовательную деятельность, относятся образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение.
В соответствии со статьёй 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. Образовательное учреждение обязано, помимо прочего, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» органы местного самоуправления осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
С учётом приведенных норм права суд приходит к выводу о том, что обеспечение требований к защищенности объектов (территорий) образовательных учреждений является обязанностью, в первую очередь, органа местного самоуправления, в рассматриваемом случае – Администрации г. Махачкалы, данный ответчик является надлежащим по заявленным исковым требованиям.
Передача полномочий по выполнению требований противопожарной безопасности своему структурному подразделению не освобождает орган местного самоуправления от ответственности за невыполнение указанных требований, довод представителя администрации г.Махачкалы о ненадлежащем ответчике нельзя признать состоятельным.
При этом, распределение обязанностей и финансирования между внутренними структурными подразделениями органа местного самоуправления является прерогативой самого муниципалитета.
В соответствии с частью 1 статьи 156 БК РФ исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Приведённое положение закона предполагает самостоятельность полномочных государственных и муниципальных органов в вопросах собственной хозяйственной деятельности и вопросов финансирования.
Возложение на орган местного самоуправления обязанности по финансированию (обязанности рассмотреть вопрос о выделении денежных средств) нарушает требования бюджетного законодательства, ограничивает право главного распорядительного органа местного бюджета на самостоятельное решение вопросов отнесенных к его компетенции, и является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность органа местного самоуправления.
Кроме того, решение вопроса о финансировании тех или иных мероприятий выходит за рамки предмета спора. Прокуратурой не проводилась проверка финансирования, проведения бюджетных процедур внутри муниципального образования, не установлены нарушения закона в данной области, на это отсутствует указание в иске, в связи с чем основания для удовлетворения иска в данной части отсутствуют.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о необходимости исковые требования прокурора Ленинского района г.Махачкалы удовлетворить частично.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора г.Махачкалы, удовлетворить частично.
Признать бездействия администрации г.Махачкалы, МБДОУ «Центр развития ребенка детский сад №30», МКУ «Управление образования администрации городского округа «город Махачкала», МКУ «Финансовое управление администрации городского округа «город Махачкала», незаконными.
Обязать МБДОУ «Центр развития ребенка детский сад №30», после поступления денежных средств, обеспечить устранения нарушений отображенных в информации УВО ВНГ по РД №1231/12-267 от 14.03.2024г.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Резолютивная часть решения оглашена 18 марта 2024 года.
В мотивированном виде решение изготовлено 25 марта 2024 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Ленинский районный суд г.Махачкалы.
Председательствующий Айгунова З.Б.