судья ФИО1
Дело №
УИД: 05RS0№-09
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 июля 2023 года, №, г. Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего ФИО6,
судей ФИО2 и ФИО3,
при секретаре судебного заседания ФИО4,
с участием прокурора ФИО5,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> г. Махачкалы к Администрации ГОсВД «город Махачкала», Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Центр коррекции-детский сад №», МКУ «Управление ГО и ЧС администрации ГОсВД город Махачкала», МКУ «Управление образование администрации ГОсВД город Махачкала», о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения требований федеральных законов,
по апелляционным жалобам ответчиков Администрации ГОсВД «город Махачкала» и МКУ «Управление ГО и ЧС администрации ГОсВД город Махачкала» на решение Советского районного суда г. Махачкалы РД от <дата>.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО6, пояснения прокурора ФИО5, полагавшего, что апелляционная жалоба подлежит отклонению, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан
установила:
Заместитель прокурора <адрес> г. Махачкалы обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование исковых требований указывает, что <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности в МБДОУ «Центр коррекции - детский сад №» (далее - МБДОУ №), расположенном по адресу: <адрес>, г. Махачкалы.
Согласно информации Управления вневедомственной охраны по г. Махачкале - филиала Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Дагестан» (далее - УВО ВНГ по РД) от <дата> № на территории и в помещении МБДОУ № выявлено 5 нарушений требований действующего законодательства, которые угрожают жизни и здоровью посетителей, работников и воспитанников.
Таким образом, выявленные в ходе проверки нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности в образовательном учреждении причиняют существенный вред законным интересам и правам несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников и технического персонала образовательного учреждения на безопасные условия обучения, воспитания, работы.
РешениемСоветского районного суда г. Махачкалы РД от <дата> постановлено:
«Исковое заявление Заместителя прокурора <адрес> г. Махачкалы в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст.45 ГПК РФ к ответчикам Администрации ГОсВД «город Махачкала», Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Центр коррекции-детский сад №», МКУ «Управление ГО и ЧС администрации ГОсВД город Махачкала», МКУ «Управление образование администрации ГОсВД город Махачкала», о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения требований федеральных законов, удовлетворить частично.
Признать бездействие Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения ««Центр коррекции-детский сад №» и МКУ «Управление ГО и ЧС администрации ГОсВД город Махачкала», незаконными.
Обязать Администрацию городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» и МКУ «Управление ГО и ЧС администрации ГОсВД город Махачкала» в срок 180 дней после вступления решения суда в законную силу выделить финансовые средства для устранения нарушений требований федеральных законов от <дата> № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», от <дата> № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и Постановления правительства Российской Федерации от <дата> № «Об утверждении требовании к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», а именно:
- в целях устранения нарушения подпункта «д» пункта 19 «Требования», для поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны (пожарной сигнализации) заключить договор на обслуживание;
- в целях устранения нарушения подпункта «ж» пункта 20, подпункта «г» пункта 23 «Требования», для осуществления контроля за состоянием помещений, используемых для проведения мероприятий с массовым пребыванием людей, обеспечить и установить камеры видео наблюдения;
- в целях устранения нарушения подпункта «д» пункта 24 «Требования», оборудовать объект (территория) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пунктом 31 «Требования», система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники.
Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания. В любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации;
- в целях устранения нарушения подпункта «б» пункта 25 «Требования», обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
- в целях устранения нарушения подпункта «в» пункта 25 «Требования», обеспечить (оборудовать) на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №», после поступления денежных средств, обеспечить устранение вышеуказанных нарушений, отраженных в информации УВО по г. Махачкала УФСВНГ по РД от <дата> №.
В удовлетворении исковых требований к МКУ «Управление образование администрации ГОсВД город Махачкала», отказать».
На данное решение представителем администрации МО ГОсВД г. Махачкала подана апелляционная жалоба, в которой выражает несогласие с ним по следующим основаниям.
Постановлением Администрации г. Махачкала от <дата> № О внесении изменений в постановление Администрации ГОсВД «город Махачкала» от <дата> № «Об утверждении муниципальной программы «Антитеррористическая защищенность муниципального образования городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» на 2020-2023гг.» постановлено выделить на данную цель денежные средства и финансирование в соответствии с данным постановлением производить за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Администрации г. Махачкала.
Согласно муниципальной программе «Антитеррористическая защищенность муниципального образования городского округа с внутригородским делением «Город Махачкала», утвержденную Постановлением Администрации г.Махачкала от <дата> №, ответственным исполнителем и получателем денежных средств по реализации указанной программы, является МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций г. Махачкала».
Судом в рамках рассмотрения дела, однако, данное управление не было привлечено к участию в деле для всестороннего объективного рассмотрения дела.
Согласно п. 1.3 Положения МКУ "Управление по делам ГО и ЧС города Махачкалы" Управление является муниципальным казенным учреждением, обладает правами юридического лица, имеет печать со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки, необходимые для осуществления его деятельности, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности в пределах действующего законодательства, быть истцом и ответчиком в суде.
Управление имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, бюджетную смету, обеспечивает исполнение своих обязательств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.
В соответствии с ч.3ст. 123.21 Гражданского кодекса РФ, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от <дата> № - ФЗ (ред. <дата>) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов могут создавать муниципальные учреждения.
Тем временем, в соответствии со ст. 123.21 Гражданского кодекса РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение). Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом.
Следует также отметить, что согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Указанное обстоятельство подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, которая содержит сведения, касающиеся самостоятельности указанного юридического лица.
Вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что МКУ "Управление по делам ГО и ЧС города Махачкалы" является надлежащим ответчиком по указанному делу и участие Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» в качестве ответчика по данному делу бессмысленно.
Отмечает, что Администрация города Махачкалы ежегодно перечисляет все необходимые денежные средства на нужды муниципального образования, которыми она распоряжается впоследствии самостоятельно.
На данное решение представителем МКУ «Управление ГО и ЧС администрации ГОсВД город Махачкала» также подана апелляционная жалоба, в которой выражает несогласие с ним по следующим основаниям.
МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г. Махачкалы» не осуществляет функции и полномочия учредителей в отношении образовательных организаций, являющимися правообладателями объектов (территорий).
Постановлением от <дата> № администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» утверждена муниципальная программа «Антитеррористическая защищенность муниципального образования городского округа с внутригородским делением «город Махачкалы» на 2020-2023 годы (далее-Программа).
Постановлением Главы г. Махачкалы <дата> утверждена муниципальная программа «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и антитеррористической защищенности муниципального образования городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» на 2023-2025 годы» и признана утратившим силу постановления администрации г. Махачкалы от <дата> № «Об утверждении муниципальной программы «Антитеррористическая защищенность муниципального образования городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» на 2020-2023 г.г.».
Исполнителем реализации Программы является МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г. Махачкалы», соисполнителем МКУ «Управление образования г. Махачкалы». Реализация Программы осуществляется с участием заинтересованных (сторонних) организаций, учреждений на конкурсной основе с учетом выделенных средств (лимита) на очередной финансовый год и МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г. Махачкалы» обеспечивает в ходе реализации Программы лишь координацию деятельности основных исполнителей.
Достоверных и безусловных оснований полагать о получении МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г. Махачкалы» из бюджета муниципального образования «город Махачкала» финансирования на цели обеспечения образовательного учреждения МБДОУ «Детский сад №» антитеррористической защитой не имеется.
При указанных обстоятельствах, удовлетворение исковых требований с привлечением в качестве ответчика по гражданскому делу МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г. Махачкалы», исключив МКУ «Управление образования г. Махачкалы» из числа ответчиков, а также без привлечения МКУ «Финансовое управление г. Махачкалы» через которого направляются финансовые средства, является необоснованным.
Отсутствие достаточного финансирования администрации муниципального образования «Город Махачкала» на осуществление профилактических мероприятий в области противодействия терроризму и обеспечения антитеррористической защищенности дошкольных учреждений города Махачкала не может расцениваться как бездействие со стороны МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г. Махачкалы» и соответственно не является основанием для возложения на МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г. Махачкалы» обязанности по осуществлению указанных мероприятий.
Согласно ч. 1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> № «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционных жалоб в соответствии с приведенной выше нормой, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения и отмены решения суда.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 1 Федерального закона от <дата> N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации сформулированы в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ <дата>. К числу основных задач противодействия терроризму отнесено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей (п. 11 Концепции).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от <дата> N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, препятствующее совершению террористического акта. Все объекты, попадающие под действие данного Федерального закона, должны иметь на своих объектах разработанный паспорт антитеррористической защищенности.
К основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся организационно-технические меры, а именно, разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от <дата> N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и /или/ ликвидации последствий проявлений терроризма.
Под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Статьей 5 Федерального закона от <дата> N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" определены организационные основы противодействия терроризму, в соответствии с которой на Правительство Российской Федерации возложены обязанности по установлению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форма паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
В целях реализации указанных положений закона Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 1235, утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
В силу п. 22 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> N 1235 в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории опасности осуществляются мероприятия антитеррористической защищенности.
Согласно п. 20 ст. 2 Федерального закона от <дата> N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к организации, осуществляющей образовательную деятельность, относятся образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от <дата> N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. Образовательное учреждение обязано, помимо прочего, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, что следует из пп. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 Федерального закона № 35-ФЗ.
В соответствии с п. 1, п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления к вопросам местного значения муниципального района относятся:
формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района. Контроль за исполнением данного бюджета;
участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма экстремизма на территории муниципального района.
Во исполнение вышеуказанных положений закона Правительством Российской Федерации принято Постановление Правительства Российской Федерации от <дата> №, которым утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
В числе обязательных мероприятий, осуществляемых в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), предусмотрено обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием. Данное требование актуально для всех образовательных учреждений (п. 24 Требований).
Судом установлено, что <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности в МБДОУ «Центр коррекции - детский сад №» (далее - МБДОУ №), расположенном по адресу: <адрес>, г. Махачкалы.
Согласно информации Управления вневедомственной охраны по г. Махачкале - филиала Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Дагестан» (далее - УВО ВНГ по РД) от <дата> № на территории и в помещении МБДОУ № выявлено 5 нарушений требований действующего законодательства, которые угрожают жизни и здоровью посетителей, работников и воспитанников.
Таким образом, выявленные в ходе проверки нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности в образовательном учреждении причиняют существенный вред законным интересам и правам несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников и технического персонала образовательного учреждения на безопасные условия обучения, воспитания, работы.
До настоящего времени в МБДОУ № не устранены следующие нарушения:
1. В нарушение подпункта «д» пункта 19 «Требования», для поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны (пожарной сигнализации) отсутствуют договора на обслуживание.
2. В нарушение подпункта «ж» пункта 20, подпункта «г» пункта 23 «Требования» для осуществления контроля за состоянием помещений, используемых для проведения мероприятий с массовым пребыванием людей, не установлены камеры видеонаблюдения;
3. В нарушение подпункта «д» пункта 24 «Требования», не оборудован объект (территория) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
В соответствии с пункта 31 «Требования», система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники.
Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания. В любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации.
4. В нарушение подпункта «б» пункта 25 «Требования», объект (территория) не обеспечен сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
5. В нарушение подпункта «в» пункта 25 «Требования», отсутствует на 1-м этаже помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
До настоящего времени нарушения законодательства не устранены, в опровержение указанного ответчиками доказательств не представлено.
В соответствии с Уставом МБДОУ «Центр коррекции - детский сад № учредителем и собственником имущества МБДОУ № является муниципальное образование городской округ с внутригородским деление «город Махачкала».
Отраслевым органом Администрации города Махачкалы, осуществляющим функции и полномочия учредителя по вопросам координации деятельности учреждения в сфере образования, является МКУ «Управление образования» города Махачкалы (п. 1.7).
Органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление функций и полномочий учредителя и собственника имущества МБДОУ является Администрация городского округа с внутригородским делением «город Махачкала».
Таким образом, законом на органы местного самоуправления возложено финансирование муниципальных учреждений в ходе осуществления ими образовательной деятельности, выделение на указанные цели необходимых финансовых средств.
Факт выявленных нарушений законодательства об антитеррористической защищенности свидетельствует о недостаточности мер, направленных на минимизацию последствий возможных актов терроризма.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Судебная коллегия отмечает что, суд первой инстанции не вмешивался в финансовую деятельность органа местного самоуправления, не определял ни размер финансирования, ни порядок выделения средств, а указал на необходимость принятия мер к соблюдению требований антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.
Поскольку несоблюдение требований антитеррористической защищенности нарушает права воспитанников, персонала МБДОУ «Центр коррекции - детский сад №», влияет на безопасность и может привести к гибели людей, промедление в принятии эффективных и оперативных мер, направленных на устранение нарушений, допустимым признано быть не может, избранный способ защиты права является надлежащим.
Доводы апелляционной жалобы администрации МО ГОсВД г. Махачкала о том, что МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций г. Махачкала» является муниципальным казенным учреждением, обладает правами юридического лица, имеет печать со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки, необходимые для осуществления его деятельности, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности в пределах действующего законодательства, в связи с чем является надлежащим ответчиком по указанному делу и участие Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» в качестве ответчика по данному делу бессмысленно, отклоняются судебной коллегией.
Финансовое обеспечение противодействия терроризму, согласно п. 40 Концепции, осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов. Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и /или/ ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
Вопреки доводам жалобы, выполнение заявленного прокурором в рамках настоящего спора требования, является необходимой мерой, направленной на антитеррористическую защищенность данного объекта образования, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, выводы суда не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, судом приняты во внимание доводы всех участвующих в деле лиц, доказательства были получены и исследованы в таком объеме, который позволил суду разрешить спор. Все собранные по настоящему делу доказательства оценены судом первой инстанции по правилам ст. ст. 12, 67 ГПК РФ.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что несоблюдение требований действующего законодательства по выполнению обязательных мероприятий, направленных на повышение антитеррористической защищенности и обеспечению безопасного функционирования здания детского образовательного учреждения, создает угрозу жизни и здоровью, как несовершеннолетних обучающихся, так и работников учреждения. Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. При этом до настоящего времени нарушения антитеррористического законодательства не устранены, администрацией г. Махачкалы не обеспечено надлежащее финансирование данных мероприятий, что расценивается судом как бездействие со стороны администрации по принятию всех соответствующих мер для выделения средств из бюджета.
Апелляционные жалобы не содержит фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на его обоснованность и законность, поэтому изложенные в ней доводы не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.
Решение суда соответствует требованиям ст. 198 ГПК РФ, основания к отмене решения суда, установленные ст. 330 ГПК РФ отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Махачкалы РД от <дата> оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчиков Администрации ГОсВД «город Махачкала» и МКУ «Управление ГО и ЧС администрации ГОсВД город Махачкала» - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в <адрес> через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение составлено <дата>.
Председательствующий
Судьи: