Председательствующий: Иванова М.Г. Дело № 33а-6914/2019
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 23 июля 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Павловского Е.Г.,
судей Хожаиновой О.В. и Мостовенко Н.Р.,
при секретаре Козлове В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Никитенко Ильи Владимировича к Государственному жилищному инспектору Республики Крым – ведущему специалисту отдела лицензирования и лицензионного контроля Инспекции по жилищному надзору Республики Крым Волкову Н.В. и Инспекции по жилищному надзору Республики Крым об оспаривании предписания, по апелляционной жалобе начальника Инспекции по жилищному надзору Республики Крым Жукова Ю.М. на решение Судакского городского суда Республики Крым от 12 ноября 2018 года, которым заявленные требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Павловского Е.Г., пояснения представителя Инспекции по жилищному надзору Республики Крым Гайдамака Е.О. поддержавшей доводы жалобы, пояснения представителя Никитенко И.В. - Майер Г.В. просившей отказать в удовлетворении жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
Никитенко В.И. обратился в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным и отменить предписание Государственного жилищного инспектора Республики Крым – ведущего специалиста отдела лицензирования и лицензионного контроля Инспекции по жилищному надзору Республики Крым Волкова Н.В. от 19 сентября 2018 года №.
Решением Судакского городского суда Республики Крым от 12 ноября 2018 года заявленные требования удовлетворены.
Начальник Инспекции по жилищному надзору Республики Крым Жуков Ю.М., не согласившись с вынесенным решением, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Судакского городского суда Республики Крым от 12 ноября 2018 года и принять по делу новое решение которым отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на то, что действующим законодательством, предусмотрено разрешение всех собственников помещений в многоквартирном доме, на проведение работ, которые указаны в предписании.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся участников, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В силу положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объёме.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из материалов дела следует, что Никитенко И.В. является собственником нежилых помещений, площадью 101,9 кв.м. и 43,7 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>.
Никитенко И.В. обратился в администрацию г. Судака Республики Крым с заявлением о согласовании перепланировки указанных нежилых помещений.
Постановлением администрации г. Судака Республики Крым от 09 марта 2017 года Никитенко И.В. было отказано в согласовании перепланировки.
Решением Судакского городского суда Республики Крым от 08 сентября 2017 года постановление администрации г. Судака Республики Крым от 09 марта 2017 года признано незаконным и на администрацию г. Судака возложена обязанность произвести согласование перепланировки.
Постановлением администрации г. Судака Республики Крым от 07 марта 2018 года Никитенко И.В. дано согласие на перепланировку указанных нежилых помещений.
На основании указанного постановления, Никитенко И.В. осуществил ряд действий, направленных на исполнение постановления администрации г. Судака Республики Крым от 07 марта 2018 года.
Административным ответчиком Инспекцией по жилищному надзору Республики Крым издан приказ от 02 июля 2018 года № 755 о проведении внеплановой выездной проверки.
19 сентября 2018 года должностными лицами Инспекции по жилищному надзору Республики Крым составлен Акт №, которым зафиксированы следующие нарушения жилищного законодательства Российской Федерации: в нежилых помещениях цокольного этажа № и № обустроены дверные проёмы на месте оконных проёмов (данный вид работ произведён путём реконструкции, с уменьшением состава общего имущества МКД – фасадная (несущая) стена дома), без разрешения всех собственников помещений в многоквартирном доме; пристройка в виде навеса установлена, при помощи креплений, с нарушением целостности фасада многоквартирного дома, без разрешения всех собственников помещений в многоквартирном доме, при этом навес установлен с нарушением п. 7.1.15 СП 54.13330.2011, уровень кровли в местах примыкания превышает отметку пола вышерасположенных жилых помещений основной части здания.
19 сентября 2018 года ведущим специалистом отдела лицензирования и лицензионного контроля Инспекции по жилищному надзору Республики Крым Волковым Н.В. вынесено предписание № 634, которым Никитенко И.В. предписано в срок до 30 октября 2018 года привести в соответствии с проектом строительства МКД фасадную стену в местах обустроенных дверных проёмов (путём расширения существующих оконных проёмов) (нарушены требования ст. 36, 44, 46 ЖК РФ) и в срок до 10 октября 2018 года демонтировать смонтированный козырёк с восстановлением фасада МКД в первоначальный вид (нарушены требования ст. 36, 44, 46 ЖК РФ).
Административным истцом оспаривается законность предписания от 19 сентября 2018 года №.
Суд первой инстанции, признавая незаконным указанное предписание, указал на то, что проект перепланировки согласован в установленном порядке администрацией г. Судака, в связи с чем работы по планировке произведены законно.
Вместе с тем, судом не учтено следующее.
Согласно ч. 2 ст. 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учётом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований (ч. 4).
Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора установлены Положением о государственном жилищном надзоре, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013года N493 «О государственном жилищном надзоре».
Главной задачей государственной жилищной инспекции является контроль обеспечения прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности (п. 2 Положения).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014года N173 утверждено Положение об Инспекции по жилищному надзору Республики Крым.
В соответствии с п. 3.1 указанного Положения, государственный жилищный надзор на территории Республики Крым осуществляется посредством, в том числе организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.
При этом, государственные жилищные инспекторы при осуществлении государственного жилищного надзора имеют право, в том числе выдавать предписания: о прекращении нарушений обязательных требований; об устранении выявленных нарушений; о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесённых в устав изменений обязательным требованиям (п. 4.16 Положения).
Приказом Инспекции по жилищному надзору Республики Крым от 15 января 2015года N5 утверждён Административный регламент исполнения Инспекцией по жилищному надзору Республики Крым государственной функции по осуществлению регионального жилищного надзора на территории Республики Крым.
Согласно п. 5 Административного регламента предметом регионального государственного жилищного надзора на территории Республики Крым являются общественные отношения, установленные жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и энергетической эффективности (далее - обязательные требования) на регулирование и обеспечение законности которых направлена деятельность органов государственного жилищного надзора.
В силу п. 5.1 Административного регламента региональный государственный жилищный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности посредством организации и проведения плановых и внеплановых проверок указанных лиц, принятии предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Пунктом 7.4 Административного регламента предусмотрено, что Инспекция уполномочена выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок, со дня направления такого предписания, несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесённых в устав изменений обязательным требованиям.
Предметом выездной проверки в отношении гражданина является соблюдение им требований законодательства, относящихся к предмету надзора (п. 27.2 Административного регламента).
Согласно положениям, ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 36 Жилищного кодекса РФ).
Аналогичного содержания статья 290 Гражданского кодекса РФ.
В силу положений ст. 247 Гражданского кодекса владение и пользование имуществом, находящимся в общей долевой собственности, осуществляется по соглашению всех его участников, а при отсутствии достижения согласия - в порядке, установленном судом.
Пользование жилым помещением осуществляется с учётом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, согласно положениям, ч. 4 ст. 17 ЖК РФ, п. 6 Правил пользования жилыми помещениями, утверждённых постановлением Правительства РФ от 21 января 2006г. N25.
В соответствии с пп. «в» п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006года N491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» в состав общего имущества включаются, в том числе, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
На основании ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путём обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами.
Материалами дела подтверждено и административным истцом не оспаривается, что в ходе ремонтных работ, в нежилых помещениях цокольного этажа № и № обустроены дверные проёмы на месте оконных проёмов, пристройка в виде навеса установлена, при помощи креплений, с нарушением целостности фасада многоквартирного дома, при этом уровень кровли в местах примыкания превышает отметку пола вышерасположенных жилых помещений основной части здания.
На производство указанных работ согласие всех собственников помещений в данном доме не было получено.
Таким образом, оспариваемое предписание выдано государственным жилищным инспектором в связи с использованием фасада многоквартирного дома, без соответствующего разрешения. Доказательств иного административным истцом как в суд первой инстанции, так и в суд апелляционной инстанции не представлено.
Кроме того, решение Судакского городского суда Республики Крым от 08 сентября 2017 года, на основании которого была согласованна перепланировка, в настоящий момент отменено и дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
С учётом установленных обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу о законности оспариваемого предписания, в связи с чем, на основании неправильного применения судом норм материального права, решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Ввиду изложенного судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
апелляционную жалобу начальника Инспекции по жилищному надзору Республики Крым Жукова Ю.М. удовлетворить.
Решение Судакского городского суда Республики Крым от 12 ноября 2018 года отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного иска Никитенко Ильи Владимировича к Государственному жилищному инспектору Республики Крым – ведущему специалисту отдела лицензирования и лицензионного контроля Инспекции по жилищному надзору Республики Крым Волкову Н.В. и Инспекции по жилищному надзору Республики Крым об оспаривании предписания.
Председательствующий: Е.Г. Павловский
Судьи: О.В. Хожаинова
Н.Р. Мостовенко
Мотивированное определение изготовлено 25 июля 2019 года.
Председательствующий: Иванова М.Г. Дело № 33а-6914/2019
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ)
г. Симферополь 23 июля 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Павловского Е.Г.,
судей Хожаиновой О.В. и Мостовенко Н.Р.,
при секретаре Козлове В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Никитенко Ильи Владимировича к Государственному жилищному инспектору Республики Крым – ведущему специалисту отдела лицензирования и лицензионного контроля Инспекции по жилищному надзору Республики Крым Волкову Н.В. и Инспекции по жилищному надзору Республики Крым об оспаривании предписания, по апелляционной жалобе начальника Инспекции по жилищному надзору Республики Крым Жукова Ю.М. на решение Судакского городского суда Республики Крым от 12 ноября 2018 года, которым заявленные требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Павловского Е.Г., пояснения представителя Инспекции по жилищному надзору Республики Крым Гайдамака Е.О. поддержавшей доводы жалобы, пояснения представителя Никитенко И.В. - Майер Г.В. просившей отказать в удовлетворении жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
Ввиду изложенного судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
апелляционную жалобу начальника Инспекции по жилищному надзору Республики Крым Жукова Ю.М. удовлетворить.
Решение Судакского городского суда Республики Крым от 12 ноября 2018 года отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного иска Никитенко Ильи Владимировича к Государственному жилищному инспектору Республики Крым – ведущему специалисту отдела лицензирования и лицензионного контроля Инспекции по жилищному надзору Республики Крым Волкову Н.В. и Инспекции по жилищному надзору Республики Крым об оспаривании предписания.
Председательствующий: Е.Г. Павловский
Судьи: О.В. Хожаинова
Н.Р. Мостовенко