Решение по делу № 33а-21423/2017 от 26.09.2017

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 33а-21423/2017

г.Уфа                                 09 октября 2017 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи    Фроловой Т.Е.

судей                        Куловой Г.Р. и Хакимова А.Р.

при секретаре                Даминовой Р.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Государственного Учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Калтасинском районе Республики Башкортостан к Гильмановой Е.А. о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов, по апелляционной жалобе Гильмановой Е.А. на решение Краснокамского межрайонного суда Республики Башкортостан от 31 июля 2017 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Куловой Г.Р., судебная коллегия

установила:

Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Калтасинском районе Республики Башкортостан обратилось в суд с административным иском к Гильмановой Е.А. о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов.

В обоснование иска указало, что в информации, представленной налоговым органом, отсутствуют сведения о доходах ответчика за .... Обязанность по уплате страховых взносов не зависит от факта осуществления предпринимательской деятельности, получения дохода (прибыли), выбранной системы налогового учета и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в качестве предпринимателя. При этом обязанность плательщика страховых взносов по погашению задолженности сохраняется. Ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица с ... по .... Поскольку ответчик не представил сведения о доходах за ... в установленный законом срок, ему были доначислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 103 662,33 рубля. По состоянию на ... на доначисленную сумму взносов на обязательное пенсионное страхование за ... должнику с ... по ... начислены пени в размере 15 383,35 рублей. На выявленную недоимку ответчику оформлено и направлено требование №... от .... В добровольном порядке в установленный срок задолженность не погашена.

Истец просил суд взыскать с ответчика недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, в том числе: недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть в сумме 88 278,98 рублей по КБК №...; пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть – 15 383,35 рублей по КБК №....

Решением Краснокамского межрайонного суда Республики Башкортостан от 31 июля 2017 года постановлено:

административное исковое заявление Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Калтасинском районе Республики Башкортостан к Гильмановой Е.А. о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов, удовлетворить частично.

Взыскать с Гильмановой Е.А., ... года рождения, проживающей по адресу: ..., в пользу Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Калтасинском районе Республики Башкортостан недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование – 73 193,95 рублей по КБК №....

В удовлетворении административных исковых требований Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Калтасинском районе Республики Башкортостан к Гильмановой Е.А. о взыскании пеней отказать.

Взыскать с Гильмановой Е.А. государственную пошлину в сумме 2 395,82 рубля в доход местного бюджета.

В апелляционной жалобе Гильманова Е.А. просит решение отменить, считает его незаконным, поскольку налоговые органы обязаны были направить сведения о доходах ответчика не позднее .... Однако сведения были направлены в пенсионный фонд только ..., то есть с нарушением сроков, предусмотренных законом.

В судебное заседание иные лица, участвующие по делу, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исследовав материалы дела, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда.

Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу части 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

На момент возникновения спорных правоотношений действовал Федеральный закон от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона №212-ФЗ, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

На основании статей 5, 18 Закона №212-ФЗ, обязанность по своевременной и полной уплате страховых взносов возложена на индивидуальных предпринимателей как плательщиков страховых взносов.

Тарифы страховых взносов и порядок исчисления страховых взносов установлены в статьях 12, 14 данного Федерального закона.

По смыслу статьи 14 и части 2 статьи 28 Закона №212-ФЗ, плательщики страховых взносов, обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.

Размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке: в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

В случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взнос и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закон увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

В силу части 2 статьи 16 Закона №212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщике страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом (часть 2).

В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно (часть 8).

В силу положений статей 216, 227, 229 Налогового кодекса Российской Федерации, случае прекращения деятельности физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, до конца налогового периода (календарного года), налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения так деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.

Согласно части 9 статьи 14 Закона №212-ФЗ налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 настоящей статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа с каждого следующего месяца.

В соответствии с частью 11 данной статьи сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Статья 22 Закона №212-ФЗ предусматривает, что требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.

Как следует из части 4 статьи 22 Закона №212-ФЗ, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос.

Судом установлено, что Гильманова Е.А. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с ..., утратила статус индивидуального предпринимателя ....

Согласно сведениям, представленным ... налоговым органом, Гильманова Е.А. отчетность за ... в налоговый орган по месту регистрации не представляла, в связи с чем, пенсионный орган выставил требование по отсутствующей информации о доходах в связи с непредставлением плательщиком необходимой отчетности с указанием суммы страховых взносов, рассчитанной в полном соответствии с частью 11 статьи 14 Закона №212-ФЗ.

С ... в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 02 декабря 2013 года №336-ФЗ, установлен минимальный размер оплаты труда в размере 5 554 рубля.

Должнику направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от ... в сумме 88 278,98 рублей, которое в установленный срок до ... не исполнено.

Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 года №211-0, предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса.

Принимая во внимание, что Гильманова Е.А. зная, что является плательщиком страховых взносов, не представила необходимую отчетность в налоговый орган за ..., чем сознательно допустила, что ей может быть предъявлено требование об уплате недоимки в фиксированной сумме, рассчитанной в соответствии с пунктом 11 статьи 14 вышеназванного Закона.

Несмотря на то, что Гильмановой Е.А. своевременно были уплачены страховые взносы в фиксированном размере на страховую часть трудовой пенсии в сумме 12 611,28 рублей и страховые взносы на ОМС работающего населения в сумме 2 473,75 рублей, но ввиду непредоставления ответчиком сведений о доходах в налоговый орган, Пенсионный Фонд Российской Федерации как орган контроля ввиду неполучения от налоговых органов соответствующей информации, был лишен возможности определить величину фактически полученного дохода индивидуального предпринимателя и исчислить подлежащие уплате страховые взносы.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу, что требования истца о взыскании страховых взносов подлежат удовлетворению в части.

Вместе с тем, правовых оснований для удовлетворения требований истца о взыскании пеней, начисленных на сумму страховых взносов, рассчитанных в соответствии с частью 11 статьи 14 Закона №212-ФЗ, не имеется.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они согласуются с материалами дела и соответствуют действующему законодательству.

Доводы жалобы о том, что ответчик повторно, ... сдала декларацию в налоговый орган с указанием об отсутствии доходов, не является основанием для отмены решения суда, поскольку на момент направления Гильмановой Е.А. требования об уплате недоимки по страховым взносам и пени, последняя не представила отчет о доходах за ..., в связи с чем размер платежа обоснованно начислен на основании части 11 статьи 14 Закона №212-ФЗ. Доказательств невозможности своевременного предоставления административным ответчиком отчета о доходах за ..., материалы дела не содержат, истцом не представлено.

Иные доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права.

При таких обстоятельствах, постановленное решение суда является законным и обоснованным, и отмене по доводам жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Краснокамского межрайонного суда Республики Башкортостан от ... оставить без изменения, апелляционную жалобу Гильмановой Е.А. - без удовлетворения.

Председательствующий     

Судьи                 

                    

Справка судья Ярмухамедова А.С.

33а-21423/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Управление ПФР в Калтасинском р-не
Ответчики
Гильманова Е.А.
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Кулова Гульнара Робертовна
Дело на сайте суда
vs.bkr.sudrf.ru
09.10.2017[Адм.] Судебное заседание
27.10.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.10.2017[Адм.] Передано в экспедицию
09.10.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее