Решение по делу № 2-6539/2018 от 13.03.2018

Дело № 2-6539/2018

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 апреля 2018 года г. Красноярск

Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Татарниковой Е.В.,

при секретаре    Ефремовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноярского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к ИП Манерову ФИО10 о признании деятельности по выбросу вредных (загрязняющих) веществ незаконной, возложении обязанности по устранению выявленных нарушений,

УСТАНОВИЛ:

Красноярский природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к ИП Манерову В.А. о признании деятельности по выбросу вредных (загрязняющих) веществ незаконной, возложении обязанности по устранению выявленных нарушений. Требования мотивированы тем, что Красноярским природоохранным прокурором проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства об охране атмосферного воздуха при осуществлении предпринимательской деятельности ИП Манерова В.А. В ходе выездной проверки прокуратуры 20.11.2017 с участием специалиста Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края установлено, что ИП Манеров В.А. осуществляет деятельность по выпечке хлеба и хлебобулочных изделий по адресу: г. Красноярск, ул. Башиловская, д. 9. Вещества, образующиеся от хлебопекарного производства, мучная пыль, а также этиловый спирт, ацетальдегид, уксусная кислота включены в перечень загрязняющих веществ. Вместе с тем, деятельность ИП Манерова В.А. по выбросу вредных веществ стационарными источниками осуществляется в отсутствие инвентаризации выбросов вредных веществ, нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (ПДВ), а также при отсутствии разрешения на выброс вредных веществ. Таким образом, при осуществлении деятельности ответчиком нарушаются требования федерального законодательства об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, что создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде, а также здоровью граждан.

Со ссылкой на изложенные обстоятельства, истец просит признать незаконной деятельность ИП Манерова В.А. по эксплуатации стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха по адресу: <адрес> без утвержденного проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, разрешения на выброс вредных (загрязняющих веществ). Также просит возложить обязать ИП Манерова В.А. разработать проект нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и предоставить проект на утверждение в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю, оформить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ стационарными источниками выбросов вредных веществ в срок до 01.10.2018.

В судебном заседании помощник Красноярского природоохранного прокурора Курдюнова Е.С. заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям.

Ответчик ИП Манеров В.А., представитель третьего лица ОАО «Красноярскпромстрой» в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом по имеющимся в деле адресам, о причинах неявки суду не сообщено, возражений по существу иска не представлено.

Конверт с исковым заявлением и судебным извещением, направленный в адрес ответчика, вернулся в адрес суда за истечением срока хранения в отделении почтовой связи. Суд признает ответчика надлежаще извещенным о времени и месте судебного заседания, так как ответчик не проявил должной осмотрительности и не обеспечил получение поступающей по его месту жительства и регистрации почтовой корреспонденции, поэтому на него лежит риск возникновения неблагоприятных последствий в результате неполучения судебных извещений.

Представители третьих лиц Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края, Межрегионального управления Росприроднадзора по Красноярскому краю и Республике Тыва в судебное заседание не явились, представили отзывы на исковое заявление, просили дело рассмотреть в отсутствие представителей третьих лиц.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд полагает возможным рассмотреть заявленные требования в отсутствие не явившихся лиц в соответствие со ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, полагает исковые требования Красноярского природоохранного прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 1 ФЗ от 04.05.1999. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» источник выброса - сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества.

В силу разъяснений, изложенных в Методическом пособии по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (введены письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 г. № 14-01-333), стационарный источник выброса - это любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый либо функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством. Все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, признаются стационарными.

Согласно части 3 статьи 12 Закона № 96-ФЗ предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

В соответствии с п. 1 ст. 14 ФЗ от 04.05.1999. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

В соответствии с п. 1 ст. 22 и ст. 30 указанного Федерального закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Также обеспечивают разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух

Из п. 1 ст. 25 ФЗ от 04.05.1999. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» следует, что производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.

В соответствии с требованиями п. 8 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 183, разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).

Из п.п. 6, 9, 9(1) данных Положений следует, что предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица, индивидуального предпринимателя в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух указанных юридического лица, индивидуального предпринимателя или их отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (в отношении выбросов радиоактивных веществ) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам. Для установления нормативов предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) необходимо представить в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности заявление об установлении нормативов предельно допустимых выбросов. Нормативы предельно допустимых выбросов и временно согласованные выбросы (за исключением радиоактивных веществ) устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

Перечень и количественные показатели основных загрязняющих веществ от хлебопекарного производства регламентируют Методические указания по нормированию, учету и контролю выбросов загрязняющих веществ от хлебопекарных предприятий. Москва, 1996 г.», согласно которой в атмосферу выделяется мучная пыль, а также этиловый спирт, ацетальдегид, уксусная кислота. Данные вещества образуются при частичном сбраживании сахаров муки дрожжами, выделение их происходит на всех стадиях производства от приготовления теста до вывозки хлеба с территории хлебозавода.

В соответствии с пунктом 4.34 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю, утвержденное Приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ , к полномочиям Росприроднадзора по Красноярскому краю относится установление предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов.

В соответствии с подпунктом 22 пункта 3.3 Положения о Министерстве экологии и рационального природопользования Красноярского края, утвержденном постановлением Правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ -п, к компетенции министерства относится выдача разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

Из представленного отзыва Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края следует, что поскольку ИП Манеров В.А. осуществляет эксплуатацию источника выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие нормативно-разрешительной документации в области охраны атмосферного воздуха, а именно в отсутствие проекта нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух, разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, что противоречит действующему природоохранному законодательству, то исковые требования Красноярского природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.

Согласно отзыву Межрегионального управления Росприроднадзора по Красноярскому краю и Республике Тыва в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.05.2014 «О федеральном государственном экологическом надзоре», Положением о Межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю и Республике Тыва, утвержденным приказом Росприроднадзора №19 от 16.01.2018 Межрегиональное управление Росприроднадзора по Красноярскому краю и Республике Тыва осуществляет федеральный государственный экологический надзор. Вместе с тем, согласно Постановлению Правительства РФ от 28.08.2015 №903, установившим критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, деятельность ИП Манерова В.А. не является объектом федерального государственного экологического надзора

Как следует из материалов дела, Манеров В.А. зарегистрирован в качестве ИП за основным государственным регистрационным номером записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя .

Согласно договору аренды недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ ИП Манеров В.А. арендует у ОАО «Красноярскпромстрой» нежилое помещение общей площадью 362,8 кв.м, расположенное на первом этаже по адресу: <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ для размещения производства по выпечке хлеба и хлебобулочных изделий.

20.11.2017 Красноярской природоохранной прокуратурой с участием специалиста Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края проведена проверка деятельности ИП Манерова В.А. По результатам проверки составлен акт проверки соблюдения природоохранного законодательства от 15.12.2017, исходя из которого следует, что ИП Манеров В.А. осуществляет деятельность по выпечке хлеба и хлебобулочных изделий по адресу: <адрес>. На момент проведения проверки производственное оборудование работало, замешивалось тесто, выпекался хлеб и хлебобулочные изделия, здание оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией, которая также находилась в работе.

Из указанного акта следует, что согласно сведениям, представленным ИП Манеровым В.А., им за период с 01.01.2017 по 31.10.2017 использовано муки пшеничной высшего сорта 9251,70 кг, муки пшеничной первого сорта 97816,82 кг, муки пшеничной второго сорта 41397,50 кг, муки обдирной ржаной 17130,00 кг, дрожжи хлебопекарные 1880,67 кг. За этот же период выпущено около 5000 кг хлеба первого сорта, около 10000 кг хлеба ржаного, около 13000 кг хлеба бездрожжевого, сдобы около 1600 кг ежемесячно. Технологический процесс изготовления хлебобулочных изделий в пекарне ИП Манерова В.А. включает в себя: просеивание муки в мукопросеивателе МПМ-800м, замес теста на тестомесительной машине прима-160, ТММ-330, брожение теста, разделка, деление теста на тестоделительной машине ВосходТО-5, расстойка, выпечка в двух печах электрических ротационных конвекционных Муссон-Ротор модель 99МР-02, охлаждение, упаковка. Система вентиляции состоит из принудительной приточки и вытяжки. Воздух поступает снаружи через воздушный фильтр, имеется заслонка для регулировки потока и электрокалорифер для подогрева воздуха зимой. Воздуховод приточки диаметром 300 мм и длинной 8м имеет окна в количестве 8 штук. Вытяжка осуществляется по всей площади пекарни и выходит через стену здания с наружной стороны. Кроме того, сверху на фронтальной стороне печей закреплен козырек с принудительным вентилятором, который работает автоматически при открывании дверей.

Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ИП Манеровым В.А. эксплуатируются стационарные источники выброса вредных веществ. В результате использования вышеуказанных источников выброса вредных веществ (мукопросеиватель МПМ- 800м, тестомесительная машина прима-160, ТММ-330, тесто делительная машина ВосходТО-5, 2 печи электрические ротационные конвекционные Муссон-Ротор модель 99МР-02) в атмосферу поступают загрязняющие вещества: мучная пыль, а также этиловый спирт, ацетальдегид, уксусная кислота. При этом деятельность ИП Манерова В.А. по выбросу вредных веществ стационарными источниками осуществляется в отсутствие инвентаризации выбросов вредных веществ, нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (ПДВ). Более того, в нарушение требований ч. 11 ст. 69, ч.ч. 2,4 ст. 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» ИП Манеровым В.А. не принято надлежащих мер по постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, свидетельство о постановке на государственный учет не получено, заявка на получение указанного свидетельства в уполномоченный орган не направлена, таким образом ИП Манеров В.А. не обеспечивает соблюдение требований в сфере охраны окружающей среды.

ДД.ММ.ГГГГ Манеровым В.А. Красноярскому природоохранному прокурору даны письменные объяснения, согласно которым с октября 1994 года по настоящее время он осуществляет деятельность по производству хлебопекарной продукции. Данную деятельность он осуществляет с использованием производственного оборудования (печи для выпечки хлеба, других хлебобулочных изделий – ротационные печи, тестомесы, тестоотделительная машина и др.), а также дополнительного оборудования – вытяжной вентиляционной системы, в отношении которого отсутствует разрешительная документация на выброс вредных веществ. Нарушение им действующего законодательства связано с тем, что он не знал об обязанности получения такой разрешительной документации.

Принимая во внимание вышеизложенное, проанализировав действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, оценивая представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу, что ответчик в нарушение действующего законодательства об охране атмосферного воздуха при осуществлении своей деятельности не провел инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; не разработал проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и не утвердил данный проект; не получил разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; не организовал осуществление производственного контроля за охраной атмосферного воздуха.

Выявленными нарушениями требований в области охраны окружающей среды ответчиком нарушаются интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также гарантированные государством права граждан на благоприятную окружающую среду.

Доказательств, опровергающих факт выброса в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, стороной ответчика в нарушение требований ч. 1 ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.

В силу требований ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден в силу закона, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Учитывая, что истец, являющийся государственным органом, был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче данного иска в силу закона (пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ), суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину по данному делу в сумме 6000 руб. (на основании пп. 3 п. 1 ст.333.19).

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Красноярского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации удовлетворить.

Признать незаконной деятельность индивидуального предпринимателя Манерова ФИО10 по эксплуатации стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха по адресу: <адрес> без утвержденного проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, разрешения на выброс вредных (загрязняющих веществ).

Обязать индивидуального предпринимателя Манерова ФИО10 в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, представить проект на утверждение и оформить в установленном законом порядке разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, образующиеся о стационарных источников выбросов загрязняющих веществ, расположенных по адресу: <адрес>.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Манерова ФИО10 государственную пошлину в доход бюджета городского округа г. Красноярск в размере 6000 рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии мотивированного заочного решения суда.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

.

Председательствующий                  Е.В. Татарникова

2-6539/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Красноярский природоохранный прокурор
Ответчики
МАНЕРОВ ВАЛЕНТИН АНАТОЛЬЕВИЧ ИП
Другие
РОСПРИРОДНАДЗОР КК И РЕСПУБЛИКА ТЫВА
Министерство природных ресурсов и экологии Кк
ОАО КРАСНОЯРСКПРОМСТРОЙ
Суд
Советский районный суд г. Красноярск
Дело на странице суда
sovet.krk.sudrf.ru
13.03.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.03.2018Передача материалов судье
19.03.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.03.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.03.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.04.2018Судебное заседание
17.04.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.05.2018Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
18.05.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.05.2018Копия заочного решения возвратилась невручённой
31.05.2018Дело оформлено
11.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.05.2020Передача материалов судье
11.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.05.2020Судебное заседание
11.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.05.2020Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
11.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2020Копия заочного решения возвратилась невручённой
11.05.2020Дело оформлено
11.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее