Дело №2-375/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> Республики Марий Эл ДД.ММ.ГГГГ
Советский районный суд Республики Марий Эл в составе судьи Шемуранова И.Н., при секретаре Чимаевой А.В.с участием помощника прокурора <адрес> Баунцевой Д.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах <данные изъяты> к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Марий Эл о возложении обязанности включить в общий трудовой стаж периоды работы,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> РМЭ обратился в суд с иском в интересах <данные изъяты>. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> РМЭ (далее ГУ-УПФР в <адрес> РМЭ), о возложении обязанности включить в общий трудовой стаж периоды работы в колхозе <данные изъяты> в 1961-1964 гг., в количестве 12 месяцев: с 01 июня по ДД.ММ.ГГГГ; с 01 июня по ДД.ММ.ГГГГ; с 01 июня по ДД.ММ.ГГГГ; с 01 июня по ДД.ММ.ГГГГ, указывая на то, что документы по колхозу «Красный Октябрь» (книги учета труда и расчетов с членами колхоза) за период с 1961 по 1964 годы в архивный отдел администрации МО «Советский муниципальный район» не поступали, поэтому подтвердить факт работы <данные изъяты> не представляется возможным.
В соответствии со ст. 3 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию имеют граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным Законом для различных видов пенсий по государственному пенсионном обеспечению. В соответствии с п.4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для становления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.07. 2002 г. № (далее –Правила), при подсчете страхового стажа подтверждаются периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствие с Федеральным Законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования – документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (на бумажном носителе либо в форме электронного документа. Согласно п.4 Правил, периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний. В соответствии с п.29 Правил, при утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника, периоды работы устанавливаются на основании показаний двух или более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина. Факт работы <данные изъяты> подтверждаются свидетельскими показаниями <данные изъяты>.. Следовательно, отсутствие документов, подтверждающих факт работы <данные изъяты> в спорные периоды, не может являться основанием для отказа во включении в стаж работы указанных периодов.
Решением ГУ-УПФР в <адрес> РМЭ от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> отказано в дополнении стажа и перерасчете пенсии, так как не представлены документы, подтверждающие факт работы.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Бакунцева Д.И. исковые требования поддержала. Истец <данные изъяты> просила иск удовлетворить,включить в общий трудовой стаж периоды работы в колхозе «<данные изъяты> в 1961-1964 гг., в количестве 12 месяцев: с 01 июня по ДД.ММ.ГГГГ; с 01 июня по ДД.ММ.ГГГГ; с 01 июня по ДД.ММ.ГГГГ; с 01 июня по ДД.ММ.ГГГГ, так как в это время, в период школьных каникул, она работала в колхозе на заготовке сена, его уборке, теребила лен.
Представитель ответчика ГУ-УПФР в <адрес> РМЭГусева Н.А иск не признала, пояснила, что работа <данные изъяты>. в летнее каникулярное время носила не постоянный, временный характер, продолжительность ее составляла не полный рабочий день. Установление факта работы по свидетельским показаниям допустимо лишь в случаях, когда документы, свидетельствующие о работе истца в спорное время, были утрачены в результате стихийного бедствия. Просит отказать в полном объеме в удовлетворении требований прокурора.
Из объяснений <данные изъяты>. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в период с 1961 года по 1964 годы, во время школьных каникул, она работала в колхозе «<данные изъяты> на заготовке сена, уборке льна и картофеля, а также иных работах по указанию бригадира.Данные объяснения она подтвердила в судебном заседании.
Как следует из объяснений свидетелей <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в период с 1961 года по 1964 годы они работали в колхозе «<данные изъяты> В это же время, в период летних каникул, в колхозе на заготовке сена, уборке льна и картофеля, а также иных работах по указанию бригадира, также работала и <данные изъяты>. В судебном заседании свидетели <данные изъяты> подтвердили данные объяснения.Пояснили, что в те годы лицевые счета на детей отдельно не заводились, а выхододни учитывались в лицевых счетах родителей или старших членов семьи. <данные изъяты> работала полные рабочие дни, с утра до вечера наравне со взрослыми. В 1964 года в колхозе был пожар и сгорели все документы колхоза.
Факт работы свидетелей в указанный период в колхозе <данные изъяты> подтвержден их трудовыми книжками.
Выслушав объяснения истцов, ответчика, допросив свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст.14, 29.1, 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», размер пенсии находится в прямой зависимости от трудового стажа и индивидуального заработка каждого конкретного пенсионера, приобретенных до ДД.ММ.ГГГГ, а после ДД.ММ.ГГГГ на размер пенсии влияет сумма уплаченных страховых взносов за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п.9 ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при оценке пенсионных прав застрахованного лица на ДД.ММ.ГГГГ применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно п.1.1 «Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР», утвержденного Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР № от ДД.ММ.ГГГГг., основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в тех случаях, когда в трудовой книжке не содержится записи об отдельных периодах работы, в подтверждение трудового стажа принимаются иные документы, содержащие сведения о периодах работы. При утрате документов о работе и невозможности их получения, периоды работы устанавливаются на основании показаний двух или трех свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.
В силу ст.13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы, подлежащие включению в стаж, подтверждаются соответствующими документами, выдаваемыми работодателями, а в отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника в порядке, определяемом Правительством РФ.
В соответствии с п.п.29, 30 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. №555, периоды работы устанавливаются на основании показаний двух и более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина. Аналогичное положение о подтверждении стажа содержалось и в ст.96, 97 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
Согласно ст.89 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГг. № «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве.
Доводы истцов – прокурора <адрес> и <данные изъяты>. в части того, что она действительно принимала трудовое участие в колхозе «<данные изъяты> в 1961-1964 г., за каждый год - с 01 июня по 31 августа, нашли свое подтверждение в показаниях свидетелей <данные изъяты><данные изъяты> пояснивших, что действительно <данные изъяты>. работала в указанные периоды в колхозе, а в те годы лицевые счета на детей отдельно не заводились, а выхододни учитывались в лицевых счетах родителей или старших членов семьи.
У суда оснований сомневаться в объективности и достоверности показаний свидетелей, данных ими в судебном заседании, не имеется, поскольку их показания полностью подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании письменных доказательств, поэтому суд принимает их в основу своего решения.
Архивной справкой № от ДД.ММ.ГГГГ г., выданной Архивным отделом администрации Советского муниципального района РМЭ, указано количество выхододней (<данные изъяты> в колхозе «<данные изъяты> за 1965, 1967 гг., за период с июня по август.
Согласно архивной справке № от ДД.ММ.ГГГГ г., выданной Архивным отделом администрации Советского муниципального района РМЭ, документы (книги учета труда и расчетов с членами колхоза) колхоза <данные изъяты> <адрес> за 1960-1964 гг. в архивный отдел на хранение не поступали.
Согласно ответу ОНД Советского и Новоторьяльского муниципальных районов, сведений подтверждающих или опровергающих факт пожара в 1964 году в колхозе <данные изъяты> не имеется в связи с истечением сроков хранения и отсутствия каких – либо документов за данный период.
Тот факт, что трудовая деятельность истца в колхозе <данные изъяты> в указанные периоды времени ненадлежащим образом оформлялась и сохранялась ответственными работниками, не может служить основанием для отказа во включении в стаж работы истца в спорные периоды работы.
Суд рассмотрел дело в пределах заявленных требований и на основании представленных доказательств.
В соответствии ст.103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого отуплаты судебных расходов, в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Марий Эл включить в общий трудовой стаж <данные изъяты> периоды ее работы в колхозе <данные изъяты> <данные изъяты> в количестве 12 месяцев: с 01 июня по ДД.ММ.ГГГГ; с 01 июня по ДД.ММ.ГГГГ; с 01 июня по ДД.ММ.ГГГГ; с 01 июня по ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного
фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Марий Эл в доход местного бюджета МО «Советский муниципальный район» государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Марий Эл подачей жалобы через Советский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня его вынесения.
Судья: И.Н. Шемуранов