Дело №5-53/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
г. Йошкар-Ола 17 января 2022 года
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Баранова В.А.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу – Гатиятуллина Ф.М., защитника К.О.И.,
представителя Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл – заместителя начальника отдела санитарного надзора К.Е.В. по доверенности № от 08 ноября 2021 года,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении
Гатиятуллина Фагима Магсумовича, <иные данные>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
УСТАНОВИЛ:
Гатиятуллин Ф.М., являясь должностным лицом - главным инженером - заместителем директора по техническому развитию МУП «<иные данные>», ответственным за выполнение предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий от 13 апреля 2020 года № 733, согласно п.1 приказа от 21 апреля 2020 года № 166, не исполнил п.п.4 и 5 вышеуказанного предписания, не проконтролировал и не обеспечил проведение каждые 2-4 часа и в конце рабочего дня противоэпидемиологических мероприятий, а именно влажной уборки в служебных помещениях и местах общественного пользования, а так же всех поверхностей с использованием дезинфицирующих средств, зарегистрированных в установленном порядке в соответствии с инструкцией по их применению; не обеспечил ношение масок сотрудниками, в период возникновения угрозы распространения заболеваемости новой коронавирусной инфекцией СОVID-2019, представляющей опасность для окружающих.
Гатиятуллин Ф.М. в суде пояснил, что вину в совершении правонарушения по ч.2 ст.6.3 КоАП РФ признает, в настоящий момент принимаются меры об устранении нарушений, проводятся беседы с сотрудниками предприятия, повышена личная ответственность каждого сотрудника предприятия за неисполнение предписания надзорного органа. Гатиятуллин Ф.М. просил учесть раскаяние, добровольное прекращение противоправного поведения, содействие органу, уполномоченному осуществлять производство по делу.
Защитник К.О.И. поддержала объяснения Гатиятуллина Ф.М., просила учесть совершение им правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ впервые, совокупность смягчающих обстоятельств, связанных с личностью Гатиятуллина Ф.М., принятие мер на устранение нарушений, просила применить ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ при назначении наказания.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл К.Е.В. указала, что в действиях Гатиятуллина Ф.М. усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, сведениями об устранении нарушений не располагает.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав пояснения лица, привлекаемого к административной ответственности, его защитника, представителя Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл, суд приходит к следующему.
Часть 2 статьи 6.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за невыполнение в установленный срок выданного в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина) законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Указанная норма введена в действие Федеральным законом «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 01 апреля 2020 года №99-ФЗ и с указанной даты вступила в законную силу.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Федеральным законом от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года №52-ФЗ (Закон №52-ФЗ) установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии с абзацем 10 статьи 1 Закона №52-ФЗ, под государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года №66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года №715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний, представляющих опасность для окружающих», включена коронавирусная инфекция как заболевание, представляющие опасность для окружающих.
На основании подпункта «Б» части 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ (ред. от 11 июня 2021 года) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
Согласно ст.6 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе, относится принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, контроль за их исполнением.
В соответствии со ст.ст.10 и 11 Закона №52-ФЗ граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В силу ч.3 ст.39 Закона №52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Пунктами 1, 1.5 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 №7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019», высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано принять меры по введению режима повышенной готовности.
Указом Главы Республики Марий Эл №39 от 17 марта 2020 года «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Республики Марий Эл в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Республики Марий Эл в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) введен режим повышенной готовности, который продлен (в редакции от 25 ноября 2021 года № 210) до 05 февраля 2022 года включительно.
В адрес МУП «<иные данные>» выдано предписание о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий от 13 апреля 2020 года №733, п.4 которого предусмотрена необходимость организации и проведения в учреждении каждые 2-4 часа и в конце рабочего дня противоэпидемиологических мероприятий, а именно влажной уборки в служебных помещениях и местах общественного пользования, а так же всех поверхностей, включая предметы обстановки (столы, стулья, выключатели, поручни, перила, оргтехника, стеллажи, дверные ручки, и т.д.); п.5 – обеспечение соблюдения сотрудниками мер личной гигиены в том числе, путем ношения масок.
Распоряжением руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл от 13 декабря 2021 года № 597 поручено проведение проверки МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» в рамках организации и проведения внеплановой проверки деятельности юридических лиц по выполнению требований санитарного законодательства Российской Федерации в связи с выявлением у 10 сотрудников предприятия новой коронавирусной инфекции.
Согласно акту обследования от 20 декабря 2021 года в период с 13 час. 20 мин. до 16 час. 30 мин., при проведении внеплановой выездной проверки в отношении МУП «<иные данные>» по юридическому и фактическому адресу (<адрес>), организованной в связи с регистрацией у 10 работников предприятия новой коронавирусной инфекции COVID-2019 (письмо ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл» от 03 декабря 2021 года № 12-20-010/23-3660-2021, установлено, что не проводится регулярная влажная уборка всех контактных поверхностей с использованием дезинфицирующих средств; контроль выполнения данного мероприятия не осуществляется, а именно поверхности рабочих столов, с которыми в процессе работы контактируют сотрудники грязные на рабочих местах мастеров Цеха тепловых сетей (кааб №), старшего экономиста и экономиств (кааб №).
На момент проверки установлено, что масочный режим нарушается мастерами Цеха тепловых сетей (каб. № Ф.А.В., А.А.Н.. старшим мастером Ф.В.В.; инженером теплотехником Лаборатории энергоаудита П.Р.В., которые на момент проверки находились без масок для зашиты органов дыхания (маски располагались ниже подбородка, либо на уровне верхней губы, в результате чего нос был открыт);
Выявленные нарушения п.п.4 и 5 предписания Управления Роспотребназора по Республике Марий Эл от 13 апреля 2020 года № 733 отражены в акте проверки № 595 от 24 декабря 2021 года.
В силу ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Приказом (распоряжением) о приеме работника на работу от 07 февраля 2020 года № Гатиятуллин Ф.М. переведен на должность главного инженера - заместителя директора по техническому развитию МУП «<иные данные>».
Согласно п. 3.32 Должностной инструкции главного инженера - заместителя директора по техническому развитию МУП «<иные данные>» от 14 февраля 2019 года, главный инженер - заместитель директора по техническому развитию МУП «<иные данные>» контролирует соблюдение работниками требований действующих санитарно-эпидемиологических правил, предписаний и постановлений надзорных органов.
Согласно п.1 Приказа МУП «<иные данные>» № от 21 апреля 2020 года, главный инженер - заместитель директора по техническому развитию МУП «<иные данные>» Гатиятуллин Ф.М. назначен ответственным лицом за исполнение Предписания от 13 апреля 2020 года № 733, выданного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл.
Принимая во внимание примечание к ст.2.4. КоАП РФ суд приходит к выводу, что Гатиятуллин Ф.М., будучи главным инженером - заместителем директора по техническому развитию МУП «<иные данные>» вляется должностным лицом.
Вина Гатиятуллина Ф.М. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, выразившегося в невыполнении требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий подтверждается: протоколом об административном правонарушении от 24 декабря 2021 года; актом проверки № 597 от 24 декабря 2021 года; актом обследования от 20 декабря 2021 года; распоряжением (приказ) органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой проверки юридического лица от 13 декабря 2021 года; предписанием №733 от 13 апреля 2020 года, должностной инструкцией главного инженера - заместителя директора по техническому развитию МУП «<иные данные>» от 14 февраля 2019 года, приказом № от 07 февраля 2020 года о назначении на должность главного инженера - заместителя директора по техническому развитию МУП «<иные данные>» Гатиятуллина Ф.М.; приказом № от 21 апреля 2020 года о назначении ответственным за выполнение предписания №733 от 13 апреля 2020 года о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических мероприятий выданного Управлением Росптотребнадзора по Республике Марий Эл главного инженера - заместителя директора по техническому развитию МУП «<иные данные>» Гатиятуллина Ф.М.
Оснований невозможности исполнения требований п.п.4 и 5 предписания Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл от 13 апреля 2020 года № 728 и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в период осуществления на территории Республики Марий Эл ограничительных мероприятий главным инженером – заместителем директора по техническому развитию МУП «<иные данные>» Гатиятуллиным Ф.М. суду не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в действиях должностного лица – главного инженера - заместителя директора по техническому развитию МУП «<иные данные>» Гатиятуллина Ф.М. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ - невыполнение в установленный срок выданного при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Санкция ч.2 ст.6.3 КоАП РФ предусматривает наказание для должностных лиц в виде административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
При назначении административного наказания суд учитывает характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, личность виновного.
Смягчающими административную ответственность обстоятельствами суд учитывает признание вины, раскаяние в содеянном.
Отягчающих административную ответственность обстоятельств судом не установлено.
В соответствии с ч.2.2, 2.3 ст.4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
С учетом характера правонарушения, принятия мер направленных для устранения нарушений после их выявления, подтвержденных приказом МУП «<иные данные>» №536 от 01 декабря 2021 года, суд считает возможным применить при назначении наказания правила ч.2.2, 2,3 ст.4.1 КоАП РФ, полагая, что наказание обеспечит предупреждение совершения новых правонарушений как Гатиятуллиным Ф.М., так и другими лицами
Судом обсужден вопрос о применении ч.3 ст.3.4 КоАП РФ и замены наказания в виде административного штрафа предупреждением. Однако принимая во внимание высокую угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, суд таких оснований не усмотрел.
Оснований для применения к Гатиятуллину Ф.М. положений ст.2.9 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным не установлено, так как совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, посягает на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, кроме того совершено в период режима повышенной готовности, введенного на территории Республики Марий Эл указом главы Республики Марий Эл №39 от 17 марта 2020 года «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Республики Марий Эл в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Республики Марий Эл в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Срок давности привлечения к административной ответственности по ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, согласно ст.4.5 КоАП РФ, не истек.
На основании изложенного, руководствуясь ст.29.9- 29.11 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать главного инженера – заместителя директора по техническому развитию МУП «<иные данные>» Гатиятуллина Фагима Магсумовича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ и назначить ему административное наказание, с применением ч.ч.2.2 и 2.3 ст.4.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 25000 (двадцать пять тысяч) рублей.
Реквизиты для оплаты административного штрафа:
Управление Федерального Казначейства по Республике Марий Эл (Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл)
Отделение – НБ Республика Марий Эл
кор/счет 40102810545370000075,
номер счета получателя 03100643000000010800
ИНН 1215101152, КПП 121501001, КБК 14111601061010003140,
Код ОКТМО 88701000,
БИК 018860003,
УИН 14104120007200034549. Наименование платежа: административный штраф.
Разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.
Разъяснить, что в соответствии с ч. 2 ст. 31.5 КоАП РФ с учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, вынесшим постановление, на срок до трех месяцев.
Разъяснить, что неуплата административного штрафа в установленный срок влечет административное наказание по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, либо административного ареста на срок до пятнадцати суток, либо обязательных работ на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья В.А. Баранова