УИД 51RS0001-01-2023-000678-50
№ 88-2275/2024
№ 2-1363/2023
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Санкт-Петербург 31 января 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Ирышковой Т.В.
судей Птоховой З.Ю. и Швецовой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского административного округа г.Мурманска в интересах Российской Федерации к администрации г.Мурманска, комитету имущественных отношений г.Мурманска, Министерству имущественных отношений Мурманской области о возложении обязанности поставить на учет объект недвижимого имущества как бесхозяйного
по кассационной жалобе комитета имущественных отношений г. Мурманска на решение Октябрьского районного суда г.Мурманска от 7 июня 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 25 октября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Швецовой М.В., пояснения прокурора Поповой Е.В., полагавшей жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Октябрьского административного округа г. Мурманска, действуя в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском к администрации г. Мурманска, уточнив исковые требования по правилам статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил обязать администрацию г. Мурманска в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу произвести следующие действия:
осуществить постановку на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области объекта недвижимого имущества «Трасса холодного водоснабжения» с кадастровым номером 51:20:0002400:160, в качестве бесхозяйного;
осуществить постановку на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области объекта недвижимого имущества «Участок сети холодного водоснабжения, проходящий транзитом по подвальным помещениям многоквартирных домов № № по <адрес>», в качестве бесхозяйного.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что прокуратурой, округа проведена проверка соблюдения порядка распоряжения муниципальным имуществом. По результатам проведенной проверки установлено, что 29 марта 2021 г. КЖП администрации г.Мурманска обратился в КИО г. Мурманска с заявлением №28-06-11/1885 о выявлении участка сети холодного водоснабжения, проходящего транзитом по подвальным помещениям многоквартирных домов №№,№ по <адрес>, обладающего признаками бесхозяйного недвижимого имущества.
Приказом Комитета имущественных отношений города Мурманска от 30 марта 2021 г. № 425 отделу юридического и кадрового обеспечения Комитета имущественных отношений города Мурманска поручено провести мероприятия по установлению признаков бесхозяйной недвижимой вещи в отношении объекта недвижимого имущества «Участок сети холодного водоснабжения, проходящий транзитом по подвальным помещениям многоквартирных домов № № по <адрес>». При наличии у указанного объекта недвижимого имущества признаков бесхозяйной недвижимой вещи обеспечить постановку данного объекта недвижимого имущества на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области в качестве бесхозяйного.
Вместе с тем, до настоящего времени, мероприятия по выявлению признаков бесхозяйной недвижимой вещи указанного выше объекта, Комитетом имущественных отношений не окончены. На учет Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области как бесхозяйный объект недвижимости не поставлен.
Решением Октябрьского районного суда г.Мурманска от 7 июня 2023 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 25 октября 2023 г., на администрацию г. Мурманска в лице КИО г. Мурманска возложена обязанность в течение грех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу осуществить постановку на учет в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области: объекта недвижимого имущества «Трасса холодного водоснабжения» с кадастровым номером №, в качестве бесхозяйного; объекта недвижимого имущества «Участок сети холодного водоснабжения, проходящий транзитом по подвальным помещениям многоквартирных домов № № по <адрес> в <адрес>», в качестве бесхозяйного.
В удовлетворении исковых требований к Министерству имущественных отношений Мурманской области отказано.
В кассационной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене решения суда и апелляционного определения как незаконных.
В судебное заседание суда кассационной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебных актов, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений в переделах доводов жалобы судом первой и апелляционной инстанции не допущено.
Как установлено судом, прокуратурой округа проведена проверка соблюдения порядка распоряжения муниципальным имуществом, установлено, что 29 марта 2021 г. Комитет по жилищной политике администрации <адрес> обратился в Комитет имущественных отношений <адрес> с заявлением № о постановке на учет в качестве бесхозяйного с последующей передачей на содержание и обслуживание ГОУП «Мурманскводоканал» в соответствии с требованиями Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» по передаточному акту участка сети холодного водоснабжения, проходящего транзитом по подвальным помещениям многоквартирных домов № № по <адрес>, общей протяженностью 315 п.м.
30 марта 2021 г. Комитетом имущественных отношений г. Мурманска издан приказ № 425 о проведении мероприятий по установлению признаков бесхозяйной недвижимой вещи.
Согласно пункту 1 Приказа отделу юридического и кадрового обеспечения Комитета имущественных отношений г. Мурманска поручено:
- провести мероприятий по установлению признаков бесхозяйной недвижимой вещи в отношении объекта недвижимого имущества: «Участок сети холодного водоснабжения, преходящего транзитом по подвальным помещениям многоквартирных домов № №, № по <адрес>, в городе <адрес> (п.п. 1.1);
при наличии у объекта недвижимого имущества, указанного в п.п. 1.1 приказа, признаков бесхозяйной недвижимой вещи обеспечить постановку данного объекта недвижимого имущества на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по мурманской области в качестве бесхозяйного (п.п. 1.2);
по истечении одного года со дня постановки на учет объекта недвижимого имущества, указанного в пункте 1.1 настоящего приказа, обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на данный объект недвижимого имущества.
Согласно сведениям, представленным Министерством имущественных отношений Мурманской области и Межрегиональным Территориальным управлением Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия указанный объект в реестре федерального имущества и государственного имущества Мурманской области не учитывается.
Из информации, представленной ГОУП «Мурманскводоканал» следует, что спорные объекты недвижимости на балансе предприятия не состоят, в хозяйственное ведение ГОУП «Мурманскводоканал» не передавались, предприятием не обслуживаются.
В выписке из ЕГРН от 17 мая 2023 г. Управления Росреестра в Мурманской области указано, что объект недвижимости: Трасса холодного водоснабжения, расположенная в многоквартирных домах №№ по <адрес> в <адрес>, протяженностью 197м, зарегистрирован в едином государственном реестре недвижимости, имеет кадастровый №; правообладателя не имеет, в качестве бесхозяйного не учитывается.
По данным ГОБУ «Центр технической инвентаризаций и пространственных данных Мурманской области» на указанный объект имеется технический паспорт, заказчиком которого являлся КИО г. Мурманска.
Между тем, мероприятия по выявлению признаков бесхозяйной недвижимой вещи указанного выше объекта, Комитетом имущественных отношений до настоящего времени не окончены.
Участок сети холодного водоснабжения, проходящий транзитом по подвальным помещениям многоквартирных домов №№ по <адрес>, на учет как бесхозяйный объект недвижимости не поставлен.
Обращаясь в суд, прокурор указывал, что фактическая бесхозяйность указанных объектов, в связи с непринятием ответчиком предусмотренных законом мер, может повлечь ненадлежащее техническое обслуживание и содержание объекта водоснабжения, функционирование объектов жилищно- коммунального комплекса, что нарушает права неопределенного круга лиц на бесперебойное и качественное водоснабжение на территории города Мурманска.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что спорные участки системы водоснабжения являются бесхозяйным, принимая во внимание, что Комитетом имущественных отношений города Мурманска совершены необходимые действия по выявлению спорных объектов, однако спорные объекты недвижимости на учет в качестве бесхозяйных не поставлены, пришел к выводу, что бездействие администрации г. Мурманска в лице Комитета имущественных отношений г. Мурманска по непринятию предусмотренных законом мер, противоречит требованиям закона и нарушает права неопределенного круга лиц, в связи с чем, частично удовлетворил заявленные требования прокурора.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Отклоняя доводы о наличии собственника спорного объекта недвижимого имущества в лице Мурманской области, судебная коллегия областного суда руководствовалась статьей 94 Гражданского кодекса РСФСР, действовавшего в период возникновения спорного объекта, Законом РСФСР от 24 декабря 1990 г. №443-1 «О собственности в РСФСР», которым был определен имущественный состав государственной и муниципальной собственности (статьи 20 - 23), а также Закона Российской Федерации от 3 июля 1991 г. №1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», установившего организационно-правовые основы преобразования отношений собственности на средства производства в Российской Федерации путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, Верховным Советом Российской Федерации было принято Постановление от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».
В силу пункта 3.1.12 СП 476.1325800.2020. Свод правил. Территории городских и сельских поселений. Правила планировки, застройки и благоустройства жилых микрорайонов, к объектам инженерной инфраструктуры городского и районного значения относят головные сооружения и коммуникации (трубопроводы, кабельные линии электроснабжения и связи, линейные сооружения), используемые в процессу водо-, тепло-, газо- и электроснабжения, водоотведения, предоставления услуг связи населенного пункта, округа, поселения, муниципального района в целом и их части.
Как следует из Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. №2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с приложением 3 к Постановлению № 3020-1.
Передача объектов (имущества), относящихся к муниципальной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации или федеральную собственность осуществляется с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда.
Согласно пункту 9 Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 г. №114-рп (далее - Положение №114-рп) и действовавшего до 12 июня 2006 г., для передачи объектов в муниципальную собственность города (кроме городов районного подчинения), района (кроме районов в городах) соответствующий Комитет по управлению имуществом города, района разрабатывает перечень объектов, в который могут быть включены только объекты, относящиеся к муниципальной собственности, в соответствии с приложением 3 к Постановлению №3020-1.
После утверждения перечня Советом народных депутатов города, района, он представляется для проверки в соответствующий комитет по управлению имуществом республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области, автономного округа.
Объекты, полностью соответствующие требованиям приложения 3 к Постановлению №3020-1, подлежат передаче в муниципальную собственность в двухмесячный срок со дня регистрации перечня.
В соответствии с пунктом 10 Положения №114-рп в случае, если в установленные законодательством сроки не было принято решение Совета народных депутатов по объектам, передаваемым в муниципальную собственность городов, районов, административно-территориальных образований, документом, подтверждающим право собственности на указанные объекты до момента их внесения в соответствующий реестр, является зарегистрированный перечень объектов с учетом внесенных в них изменений в соответствии с названным положением.
Вместе с тем, материалы дела не содержат документов, подтверждающих внесение спорных участков системы водоснабжения в соответствующий реестр, равно как и не содержат доказательств внесения их в перечень объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность.
В силу прямого указания в приложении № 3 Постановления № 3020-1, данные объекты не могут являться государственной собственностью.
Судебная коллегия апелляционной инстанции также учла, что согласно постановлению Правительства Мурманской области от 12 апреля 2001 г. №61-ПП, в связи с обращением ГОУП «Мурманскводоканал» и администрации г. Мурманска, в целях улучшения обслуживания участков внутреннего водопровода, на основании статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 70 Устава Мурманской области утвержден перечень имущества муниципальной собственности г. Мурманска, безвозмездно передаваемого в государственную собственность Мурманской области.
Однако перечень передаваемого имущества (Приложение к постановлению) также не содержит указание на спорные объекты.
Также судебная коллегия областного суда указала, что спорные объекты недвижимости не могут быть отнесены к единому неделимому объекту недвижимого имущества - единой водопроводной сети города Мурманска, переданной в государственную собственность Мурманской области.
Статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу пункта 1 статьи 133 Гражданского кодекса Российской Федерации вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части.
На основании статьи 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 39 Постановление Пленума Верховною Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» недвижимой вещью, участвующей в обороте как один объект, может являться единый недвижимый комплекс. Согласно статье 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве такого комплекса выступает совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, которые либо расположены на одном земельном участке, либо неразрывно связаны физически или технологически (например, железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие линейные объекты). При этом в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество регистрируется право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. В силу прямого указания статьи 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в отсутствие названной регистрации такая совокупность вещей не является единым недвижимым комплексом.
Из приведенных правовых норм следует, что составная часть единого недвижимого комплекса не является самостоятельным объектом недвижимости и не может иметь самостоятельную юридическую судьбу.
Как указано ранее, в соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», канализационная сеть представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.
Согласно положениям статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Частью 5 статьи 8 названного закона предусмотрено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе, водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Из указанных норм действующего законодательства следует, что орган местного самоуправления обязан организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения, в том числе, бесхозяйных сетей водоснабжения, а также обязан обеспечить постановку на учет бесхозяйных сетей водоснабжения и признание права муниципальной собственности на них.
Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. № 931, утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - Порядок), который в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» устанавливает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
Пунктом 2 указанного Порядка установлено, что принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - федеральный орган, орган регистрации прав); территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - орган регистрации прав).
Согласно пункту 3 Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке: прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка; проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия; внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
Согласно пункту 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.
Таким образом, по мнению суда второй инстанции, ответчик является лицом, обязанным в силу действующего законодательства осуществлять учет спорного имущества.
Суд кассационной инстанции с такими выводами суда первой и апелляционной инстанции соглашается.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом проверки и надлежащей оценки суда апелляционной инстанции, повторяют позицию при рассмотрении дела в судах, сводятся к несогласию с выводами суда второй инстанции и не указывают на обстоятельства, которые были не проверены и были не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность решения суда и апелляционного определения либо опровергали выводы суда.
Согласно статьям 67, 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Предусмотренных статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда и апелляционного определения судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г.Мурманска от 7 июня 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 25 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи