Дело № 2а-488/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Заводоуковск 24 августа 2018 года
Заводоуковский районный суд Тюменской области в составе:
судьи Агаповой О.Е.,
при секретаре Сурниной А.В.,
с участием представителя административного истца помощника Заводоуковского межрайонного прокурора Ч.А., административного ответчика Б.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Заводоуковского межрайонного прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц к Б.А. о прекращении действия права на управление транспортными средствами категории «В»,
УСТАНОВИЛ:
Заводоуковский межрайонный прокурор ... (далее истец, Прокурор) обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Б.А. (далее ответчик) о прекращении действия права на управление транспортными средствами категории «В». Требования мотивированы тем, что Заводоуковской межрайонной прокуратурой ... проведена проверка исполнения требований Федерального закона от ... № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». В ходе проверки установлено, что Б.А., ... года рождения, ... выдано водительское удостоверение ... с разрешающей категорией «В». В соответствии с заключением ВК ... от ... ГБУЗ ТО «Областная больница ...» (...) Б.А. состоит на диспансерном наркологическом учете с ... года с диагнозом: зависимость от психостимуляторов средней стадии, в связи с чем, у него имеются противопоказания допуска к управлению транспортным средством. Таким образом, Б.А. в нарушение требований закона обладает правом на управление транспортными средствами, являющимися источником повышенной опасности, в результате чего нарушаются права граждан на безопасное передвижение по дорогам Российской Федерации. На основании вышеизложенного, по правовому обоснованию иска ссылаясь на ст. 35 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре», статью 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации истец просит прекратить действие права Б.А., ... года рождения, на управление транспортными средствами категории «В» на основании водительского удостоверения ... от ..., изъять водительское удостоверение у Б.А..
Административный истец помощник Заводоуковского межрайонного прокурора Ч.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик Б.А. в судебном заседании признал исковые требования, с экспертизой не согласился.
Представитель заинтересованного лица межмуниципального отдела МВД РФ «Заводоуковский» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица МО МВД РФ «Заводоуковский».
Заслушав представителя административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные и исследованные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Право на обращение прокурора в суд с административным исковым заявлением предусмотрено и п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре», если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии со ст. 55 Конституции Российской Федерации Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральный закон РФ от ... № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» относится к таким Законам.
В силу положений статей 1 и 3 Федерального закона РФ от ... № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. В качестве основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения настоящий Федеральный закон определяет приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктами 1, 2, 4 статьи 24 Федерального закона от ... № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам РФ гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения и международных договоров РФ. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
В соответствии с п. п. 1, 2 и 4 ст. 23 названного Федерального закона медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в том числе, в организации обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности. Периодичность обязательных медицинских освидетельствований, порядок их проведения, перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину РФ запрещается управлять транспортными средствами, устанавливаются федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются: истечение установленного срока действия водительского удостоверения: ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением; лишение права на управление транспортными средствами.
Статьей 23 Федерального закона РФ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидата в водители и водителей транспортных средств.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от ... ... утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами, в который включены психические расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ F10-F16.F18.F19. до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
Судом установлено, что ... Б.А. выдано водительское удостоверение ... на право управления транспортными средствами категории «В» со сроком действия до ... (л.д.9).
Согласно заключению врачебной комиссии ... от ... Б.А., состоит на диспансерном наркологическом учете с ... года. Диагноз зависимость от психостимуляторов средней стадии. Ремиссия не установлена (л.д.8).
Из справки врача психиатра-нарколога Ш.А. от ... установлено, что Б.А. состоит под диспансерным наблюдением с .... Длительное время не наблюдался. Ремиссия не установлена (л.д. 26).
Из заключения судебно-психиатрической комиссии экспертов ... от ... следует, что Б.А. обнаруживает признаки психического расстройства в форме «Зависимости от различных психоактивных веществ (алкоголь, опиаты, психостимуляторы)». Зависимость от психоактивных веществ является постоянной. Диагноз всегда является показанием к лишению гражданина возможности управлять транспортным средством, до снятия его с диспансерного наблюдения. С учетом имеющихся заболеваний управлять транспортным средством Б.А. не может (л.д. 63-65).
Согласно п.12 Приказа Минздрава России от ... ...-н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ» (зарегистрировано в Минюсте России ... ...), решение о прекращении диспансерного наблюдения у пациентов с диагнозом «синдром зависимости» (код заболевания по МКБ-10 –Flx.2), в том числе граждан, находившихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, при предоставлении из них медицинской документации о прохождении лечения и подтверждении ремиссии, принимает врачебная комиссия в случае наличия подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет.
Согласно положениям вышеназванного Порядка, для подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания необходимо диспансерное наблюдение.
Доказательств, подтверждающих установление стойкой ремиссии, административный ответчик не предоставил.
Между тем, наличие данного диагноза является противопоказанием к вождению автотранспортных средств.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения и не согласуется с вышеуказанными нормами международного права, в связи с чем, такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Поскольку действие специального права, в данном случае наличие права у Б.А. на управление транспортными средствами, противоречит основным принципам законодательства о безопасности дородного движения и не согласуется с нормами международного права, требования Заводоуковского межрайонного прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании ст. ст. 103, 111, 114 КАС РФ, ст. 333.19 ч.1 п.3 НК РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета в размере ... рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Заводоуковского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Б.А. о прекращении действия права на управление транспортными средствами удовлетворить.
Прекратить действие права Б.А., ... года рождения, на управление транспортными средствами категории «В» на основании водительского удостоверения ... от ....
Копию решения направить в Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Заводоуковский» для изъятия водительского удостоверения у Б.А..
Взыскать с Б.А. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере ... рублей.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его оглашения, путем подачи апелляционной жалобы в Заводоуковский районный суд ....
Судья подпись О.Е. Агапова
Мотивированное решение составлено 29 августа 2018 года.