ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 сентября 2020 года по делу N 33-9363/2020
Судья: Парамонова Ю.В
24 сентября 2020 года город Волгоград судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего: Марчукова А.В.
судей: Колгановой В.М., Гулян Р.Ф.
при секретаре Лузине Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 2261/20 по иску Гончаровой Галины Анатольевны к Государственному учреждению - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного Фонда Российской Федерации в Волгоградской области №3 о признании решения незаконным, включении в трудовой стаж периодов по уходу за инвалидами,
по апелляционной жалобе Гончаровой Галины Анатольевны и ее представителя Туркина А.А. на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 18 июня 2020 года, которым:
в удовлетворении вышеуказанных исковых требований Гончаровой Галины Анатольевны отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Колгановой В.М., выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия
установила:
Гончарова Г.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Центру предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного Фонда Российской Федерации в Волгоградской области № 3 о признании решения незаконным, включении в трудовой стаж периодов по уходу за инвалидами.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является получателем пенсии по старости.
Вместе с тем, при подсчете ответчиком ее трудового стажа были исключены периоды с 1998 года по 2006 года и с 2013 года по 2017 год - ухода истцом за Козловой Р.И., 1942 года рождения, которая являлась родственницей истца, и инвалидом второй группы третьей степени ветераном ВОВ, а также период ухода за Сидоренко Н.И., 1930 года рождения, с 2006 года по 2012 год, которая являлась матерью истца.
По сообщению ОПФР в Волгоградской области от 15 января 2020 года ответчик указал, что трудовой стаж истца по уходу за инвалидами второй группы третьей степени, по мнению истца, приравненной к первой группе инвалидности, не подлежит зачету в силу требований Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в трудовой стаж подлежат зачету только периоды ухода за инвалидами первой группы.
Полагая, что указанное нарушает ее права в сфере пенсионного обеспечения, просила суд признать решение ответчика о назначении истцу минимальной пенсии без учёта трудового стажа по уходу за инвалидами незаконным, включить истцу в трудовой стаж периоды по уходу за инвалидами с 1996 года по 2006 года за инвалидом 2 группы третьей степени Козловой Р.И.; с 2006 года по 2012 год за инвалидом второй группы третьей степени Сидоренко Н.И., с 2012 года по 2017 год за инвалидом второй группы третьей степени Козловой Р.И., что соответсвует начислению страховой пенсии из расчета 48 баллов.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец и ее представитель оспаривают законность и обоснованность решения суда и просят его отменить, постановить новое решение об удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39), конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Законом о страховых пенсиях, вступившим в силу с 1 января 2015 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона о страховых пенсиях (в редакции, действовавшей с 1 января 2015 г. до 1 января 2019 г.), право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет, и мужчины, достигшие возраста 60 лет.
Федеральным законом от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в указанный Закон внесены изменения.
Названным законом предусмотрено поэтапное повышение на 5 лет общеустановленного пенсионного возраста (до 65 и 60 лет для мужчин и женщин соответственно), по достижении которого при наличии требуемого стажа и индивидуального пенсионного коэффициента может быть назначена страховая пенсия на общих основаниях.
В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ в целях адаптации к изменениям условий пенсионного обеспечения данным законом предусмотрена льгота для граждан, предусмотренных в ч. 1 ст. 8 Закона о страховых пенсиях, которыми в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраст, дающий право на страховую пенсию по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г., страховая пенсия может назначаться ранее достижения возраста согласно приложению 6, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста.
Согласно положениям ч. 1 ст. 4 Закона о страховых пенсиях право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу положений ст. 35 Закона о страховых пенсиях, с 1 января 2019 г. страховая пенсия по старости назначается при наличии 10 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 16.2.
На основании п. 6 ч. 1 ст. 12 Закона о страховых пенсиях в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона засчитывается период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.
Согласно ст. 14 Закона о страховых пенсиях, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1). При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2).
Пунктом 34 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа установлено, что период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, устанавливается решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение по месту жительства лица, за которым осуществляется уход, принимаемым на основании заявления трудоспособного лица, осуществляющего уход, по форме согласно приложению N 3 и документов, удостоверяющих факт и продолжительность нахождения на инвалидности (для инвалидов I группы и детей-инвалидов), а также возраст (для престарелых и детей-инвалидов) лица, за которым осуществляется уход.
При раздельном проживании трудоспособного лица, осуществляющего уход, и лица, за которым осуществляется уход, помимо указанных документов представляется письменное подтверждение лица, за которым осуществляется (осуществлялся) уход, или его законного представителя о том, что за ним в действительности осуществлялся уход, указываются фамилия, имя, отчество лица, осуществлявшего уход, и период ухода. При невозможности получения такого письменного подтверждения (ввиду смерти, состояния здоровья) соответствующее письменное подтверждение может быть представлено членами семьи лица, за которым осуществляется (осуществлялся) уход. Фактические обстоятельства осуществления ухода могут быть подтверждены актом обследования, проводимого органом, осуществляющим пенсионное обеспечение.
Факт и период нахождения на инвалидности подтверждаются сведениями об инвалидности, содержащимися в федеральном реестре инвалидов, или документами, поступившими от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы.
В качестве документов, подтверждающих возраст, могут быть представлены свидетельство о рождении, паспорт, а также другие документы.
Корреспондирующие положения содержались в ранее действующих Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555.
В целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан Указом Президента РФ от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" с 1 июля 2008 г. установлены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1200 рублей неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.
При этом по смыслу Указа, под "неработающими трудоспособными лицами" понимаются граждане, способные к труду, но оставившие работу (не поступившие на работу) ввиду необходимости осуществления ухода за нетрудоспособными лицами и не имеющие вследствие этого какого-либо дохода в виде заработка либо пенсии (пособия).
По смыслу ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", к неработающим лицам относятся лица, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию. На застрахованных лиц распространяется обязательное пенсионное страхование, если они работают по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензированному договору. При этом право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется при условии уплаты страховых взносов.
В соответствии с п. 1 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.06.2007 N 343, определен порядок назначения и осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами. Согласно подп. "д" п. 9 указанных Правил осуществление компенсационной выплаты прекращается в случае выполнения лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы.
Исходя из содержания приведенной нормы Указа право на получение компенсационных выплат имеют не все лица, осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами, а только те из них, которые являются неработающими и трудоспособными.
Под нетрудоспособными совершеннолетними лицами следует понимать лиц, признанных в установленном порядке инвалидами I, II, III группы а также лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста.
В соответствии с п. п. 6 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", а также в соответствии с п. п. 6 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж засчитывается период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом.
Как следует из материалов дела, с 30 ноября 2019 года истец Гончарова Г.А. является получателем пенсии по старости.
Страховая пенсия истцу исчислена в соответствии с требованиями ст.8 Федерального закона №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях".
Решением ответчика от 15 ноября 2019 года указаны периоды, засчитанные в стаж на дату установления страховой пенсии по старости – 30 ноября 2019 года.
Из указанного решения следует, что истцу было отказано во включении в зачёт в страховой стаж периодов ухода за Козловой Р.М., 1942 года рождения, поскольку истец осуществляла уход за престарелыми лицами, нуждающимися по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе, однако, пенсионным законодательством зачёт в страховой стаж периодов получения компенсации не предусмотрен.
Период ухода за Сидоренко Н.И. с 18 октября 2010 года по 21 апреля 2012 года был включен истцу в страховой стаж, как период ухода за лицом, достигшим возраста 80 лет, на основании пп.6. п.1 ст.11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ.
С заявлением о включении в стаж периода ухода за Сидоренко Н.И. с 2006 года по 17 октября 2010 истец к ответчику не обращалась, решение об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении о включении в стаж данного периода ухода истцом за инвалидом 2 группы Сидоренко Н.И. не принималось.
Обращаясь в суд с заявленными требованиями, Гончарова Г.А. ссылался на наличие оснований для включения в ее страховой стаж спорных периодов, представляющих собой периоды осуществления ухода за инвалидами 2 группы.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК Российской Федерации истец был обязан доказать как сам факт осуществления ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, так и факт обращения в пенсионный орган с заявлением об установлении периода ухода в целях его зачета в страховой стаж.
Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований о включении спорных периодов в страховой стаж истца.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.
Доводы апелляционной жалобы о неправомерном отказе в иске, являются необоснованными, поскольку, представленные в материалы дела доказательства с достоверностью не свидетельствуют об отсутствии права истца на включение в трудовой стаж спорных периодов работы.
Ссылка в апелляционной жалобе на неправомерное неприменение ответчиком положений ч.4 ст.37 Федерального закона №213-ФЗ от 24.07.2009 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» не может являться основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
Вопреки доводов стороны истца указанная норма права, как правильно указал суд первой инстанции, определяет порядок установления размеров пенсий и ежемесячных денежных выплат, а также предоставление мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, оказываемой в виде набора социальных услуг гражданам, признанным в установленном порядке до 1 января 2010 года инвалидами.
Между тем, предметом настоящего разбирательства не является определения права на предоставление мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, оказываемой в виде набора социальных услуг гражданам, признанным в установленном порядке до 1 января 2010 года инвалидами.
Тогда как истец не относится к указанной группе лиц, инвалидом не является.
Спорные правоотношения положения ч.4 ст.37 Федерального закона №213-ФЗ от 24.07.2009 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» не регулируют.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции сделаны на основе анализа представленных доказательств, которым по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ дана надлежащая оценка. Оснований для иной оценки доказательств у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность вышеуказанных выводов. По существу они аналогичны доводам, которые были предметом проверки суда первой инстанции. Выводы суда первой инстанции основываются на исследованных в судебном заседании доказательствах, которым суд дал надлежащую, отвечающую правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и правильную по существу правовую оценку.
С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 18 июня 2020 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Гончаровой Галины Анатольевны и ее представителя Туркина А.А. - оставить без удовлетворения.
Председательствующий –
Судьи -
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
от 24 сентября 2020 года по делу N 33-9363/2020
Судья: Парамонова Ю.В
24 сентября 2020 года город Волгоград судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего: Марчукова А.В.
судей: Колгановой В.М., Гулян Р.Ф.
при секретаре Лузине Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 2261/20 по иску Гончаровой Галины Анатольевны к Государственному учреждению - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного Фонда Российской Федерации в Волгоградской области №3 о признании решения незаконным, включении в трудовой стаж периодов по уходу за инвалидами,
по апелляционной жалобе Гончаровой Галины Анатольевны и ее представителя Туркина А.А. на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 18 июня 2020 года, на основании изложенного, руководствуясь ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
руководствуясь ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 18 июня 2020 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Гончаровой Галины Анатольевны и ее представителя Туркина А.А. - оставить без удовлетворения.
Председательствующий –
Судьи -