Решение по делу № 2-3306/2022 от 24.06.2022

Дело № 2-3306/2022

91RS0024-01-2020-000996-62

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 ноября 2022 года                             г. Ялта

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего - судьи Алтунина А.В., при секретаре Толстиковой Э.М., с участием представителя истца Булаевой А.И. – Коноваловой В.Ф., представителя Администрации города Ялта Республики Крым и Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым – Григоряна А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Булаевой Анны Игоревны к Администрации города Ялта Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым о понуждении произвести капитальный ремонт жилого помещения, уменьшении платы за наем жилого помещения, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ялта Республики Крым,

установил:

Булаева А.И. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации города Ялта Республики Крым (далее – Администрация), Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым (далее – Департамент) со следующими требованиями: признать незаконным бездействие Администрации, выразившееся в не осуществлении капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>; обязать Администрацию осуществить капитальный ремонт указанного жилого помещения; уменьшить плату за пользование жилым помещением. В обоснование своих требований истец указала, что ей предоставлено в пользование муниципальное жилое помещение на основании договора социального найма от 08.08.2021 года №1742. Однако жилое помещение фактически непригодно для проживания, в нем отсутствует отопление, горячее водоснабжение, имеет место обвал потолков, сгнил полностью балкон. Неоднократные обращения истца о проведении капитального ремонта жилого помещения оставлены Администрацией без удовлетворения. За защитой своих жилищных прав истец вынуждена обратиться с настоящим иском в суд.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ялта Республики Крым.

В судебном заседании представитель истца Булаевой А.И. – Коновалова В.Ф. поддержала иск, просила суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель Администрации и Департамента Григорян А.Н. возражал против иска, ссылаясь на то, что Булаева А.И. не обращалась в Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ялта Республики Крым с заявлением о ремонте жилого помещения.

Третье лицо Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ялта Республики Крым надлежащим образом извещался о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://yalta.krm.sudrf.ru/http://yalta.krm.sudrf.ru/), однако явку в суд своего представителя не обеспечил, о причинах неявки суду не сообщил. При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица в соответствии со статьей 167 ГПК РФ.

Выслушав стороны, исследовав доказательства по делу, в том числе материалы инвентаризационного дела №412/1673, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.

Судом установлено, что истец Булаева А.И. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимися в жилом помещении.

На основании статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» истец Булаева А.И. имеет право на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Реализуя данное право, истец Булаева А.И. заключила с Администрацией договор социального от 08.08.2021 года №1742, согласно которому ей предоставлено в пользование жилое помещение (квартира), площадью 42,7 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

02.03.2022 года истец Булаева А.И. в лице своего представителя Коноваловой В.Ф. обратилась в Администрацию с просьбой провести ремонт жилого помещения.

Письмом Администрации от 06.04.2022 года №К-1/1890/2 истцу сообщено, что Администрацией рассматривается вопрос об источниках финансирования и сроках проведения ремонтных работ.

С целью проверки доводов истца о наличии у жилого помещения недостатков, требующих проведения капитального ремонта, судом истребованы: из Администрации - документы, отражающие состояние жилого помещения; из филиал ГУП РК «Крым БТИ» в г.Ялта – инвентаризационное дело на многоквартирный дом.

В ответ на судебный запрос Администрацией представлены акт обследования от 04.03.2022 года и дефектный акт от 04.03.2022 года, составленные сотрудниками МУП «РЭО-1».

Согласно акту обследования в спорном помещении отсутствует отопление и горячее водоснабжение. Санитарно-техническое состояние помещения неудовлетворительное, а именно: унитаз и ванная находятся в аварийном состоянии; стены и потолки требуют производства капитальных видов работ; в спальной комнате отсутствует чистый потолок, требуется оштукатуривание либо обустройство нового потолка; требуется замена входной двери и возможно новое напольное покрытие по всем помещениям (кроме ванной комнаты).

В соответствии с дефектным актом ремонт в жилом помещении предполагает: демонтаж отделочных слоев из дерева кухонного помещения – 9,6 кв.м.; подготовка стен и потолков – 175,6 кв.м.; подготовка полов – 36,8 кв.м., демонтаж входного дверного блока, стальной ванны, унитаза; грунтование стен и потолков грунтовкой глубокого проникновения – 175,6 кв.м., оштукатуривание отдельных участков стен – 13,7 кв.м.; оштукатуривание отдельных участков потолка – 16,5 кв.м.; шпатлевание стен и потолков старт. шпаклевками – 175,6 кв.м.; шпатлевание стен и потолков финиш. шпаклевками – 175,6 кв.м.; покраску стен и потолков – 175,6 кв.м.; покраску оконных переплетов из дерева – 17 кв.м.; монтаж полов из наборного ламината – 172 кв.м.; монтаж ванны – 1 шт.; монтаж унитаза – 1 шт.; монтаж входной двери – 1 шт.; замену электрических выключателей – 6 шт.; замену электрических светильников – 6 шт.

Согласно материалам инвентаризационного дела №412/1673, представленным филиалом ГУП РК «Крым БТИ» в г.Ялта, многоквартирный дом, в котором расположена квартира истца, до 1917 года постройки, степень износа дома составляет 40%. Сведения о проведении капитального ремонта жилых помещений в инвентаризационном деле отсутствуют.

Полученные судом данные согласуются с фотоматериалом, представленным истцом в материалы дела. Состояние жилого помещения, отраженное на фотографиях, подтверждает довод истца о непригодности помещения для проживания.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации Российская Федерация каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (ч.1).

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ч.9).

Частью 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предусмотрено, что по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

В силу п. 3 ч. 2 ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.

Согласно п.2 ст. 676 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.

В соответствии с п. 2 ст. 681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.

Обязанность нанимателя осуществлять капитальный ремонт жилого помещения предусмотрена также пунктом 5 заключенного между сторонами договора социального найма от 08.08.2021 года №1742.

Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее – Правила №170), определяющие, кроме прочего правила по эксплуатации и капитальному ремонту объектов жилищно-коммунального хозяйства.

В соответствии с пунктами 1.8, 2.1.1, 2.1.5, 2.4.2, 5.2.2 Правил №170 техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.

Осмотр элементов центрального отопления должен проводиться 1 раз в год, элементов горячего водоснабжения – по мере необходимости.

Организация по обслуживанию жилищного фонда на основании актов осмотров и обследования должна в месячный срок определить неисправности и повреждения, устранение которых требует капитального ремонта.

При капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления. Примерный перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении N 8.

Капитальный ремонт должен включать гидравлические испытания, промывку, пробный пуск и наладочные работы систем отопления.

В соответствии со ст. 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 8, абзаца восьмого статьи 12 ГК РФ лицо, право которого нарушено односторонним отказом публично-правового образования от исполнения обязательства, вправе требовать понуждения к исполнению обязанности в натуре.

В рассматриваемом деле судом установлено, что истец Булаева А.И., будучи лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждается в жилом помещении.

Администрация предоставила истцу муниципальное жилое помещение на основании договора социального найма от 08.08.2021 года №1742.

Однако состояние данного жилого помещения не позволяет признать его пригодным для проживания. Помещение требует проведения капитального ремонта, в том числе обустройства (восстановления) системы отопления, горячего водоснабжения. Указанные работы предусмотрены Примерным перечнем работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда – приложением к Правилам №170. Бремя проведения капитального ремонта сданного внаем жилого помещения лежит на Администрации.

При таких обстоятельствах требования истца Булаевой А.И. о признании незаконным бездействия Администрации, выразившегося в не осуществлении капитального ремонта жилого помещения, и о понуждении Администрации осуществить капитальный ремонт жилого помещения, являются обоснованными. Капитальный ремонт следует провести в соответствии с приведенным выше Примерным перечнем работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда.

Довод представителя Администрации о том, что Булаева А.И. не обращалась в Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ялта Республики Крым с заявлением о ремонте жилого помещения, является несостоятельным, поскольку наймодатель обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения в силу закона (п. 3 ч. 2 ст. 65 ЖК РФ), независимо от обращения нанимателя. Кроме того, 02.03.2022 года истец Булаева А.И. обратилась в Администрацию по вопросу проведения ремонта жилого помещения. До настоящего времени капительный ремонт жилого помещения не произведен.

В соответствии с ч. 2 ст. 66 ЖК РФ, при неисполнении или ненадлежащем исполнении наймодателем жилого помещения по договору социального найма обязанностей по своевременному проведению капитального ремонта сданного внаем жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме и устройств, находящихся в жилом помещении и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, наниматель по своему выбору вправе потребовать уменьшение платы за пользование занимаемым жилым помещением, общим имуществом в многоквартирном доме, либо возмещение своих расходов на устранение недостатков жилого помещения и (или) общего имущества в многоквартирном доме, либо возмещение убытков, причиненных ненадлежащим исполнением или неисполнением указанных обязанностей наймодателя.

В ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение факт неисполнения наймодателем жилого помещения по договору социального найма обязанности по своевременному проведению капитального ремонта сданного внаем жилого помещения. Поэтому требование истца об уменьшении платы за пользование занимаемым жилым помещением является обоснованным.

Учитывая состояние жилого помещения, фактически непригодного для проживания, суд уменьшает плату за пользование жилым помещением до 1 руб. за 1 кв.м. в месяц, а всего до 42 руб. 70 коп. в месяц, с даты вступления настоящего решения суда в законную силу и до осуществления капитального ремонта жилого помещения.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ суд взыскивает с Администрации в пользу Булаевой А.И. судебные расходы по уплате государственной пошлины, понесенные истцом при подаче иска, в размере 900 руб.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

иск Булаевой Анны Игоревны – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации города Ялта Республики Крым, выразившееся в не осуществлении капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать Администрацию города Ялта Республики Крым осуществить капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с Примерным перечнем работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, - приложением N 8 к постановлению Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».

Уменьшить плату за пользование жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, предусмотренную договором социального найма жилого помещения от 08 августа 2021 года №1742, до 1 руб. за 1 кв.м. в месяц, а всего до 42 руб. 70 коп. в месяц, с даты вступления настоящего решения суда в законную силу и до осуществления капитального ремонта жилого помещения.

Взыскать с Администрации города Ялта Республики Крым в пользу Булаевой Анны Игоревны судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 900 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья:

В окончательной форме

решение суда принято 21 ноября 2022 года.

2-3306/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Булаева Анна Игоревна
Ответчики
Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Ялта Республики Крым
Администрация города Ялта Республики Крым
Другие
Коновалова Валентина Фастовна
Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Ялта
Суд
Ялтинский городской суд Республики Крым
Судья
Алтунин Александр Витальевич
Дело на странице суда
yalta.krm.sudrf.ru
24.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.06.2022Передача материалов судье
24.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.07.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
18.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.09.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
29.09.2022Судебное заседание
14.11.2022Судебное заседание
21.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее